Роль воспитателя в обучении ребенка с ФФН
консультация по логопедии
Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами. Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Однако ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. При этом занятий только с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами. Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Однако ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. При этом занятий только с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно.
Необходимо постоянно закреплять пройденный материал и в группе, и в домашних условиях. Помощь в этом логопеду должны оказать воспитатели,
специалисты детского учреждения и родители.
Коррекционная работа в ДОУ должна строиться по четко выработанному плану, которого должны придерживаться все участники педагогического процесса.
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе
определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в
логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и
деятельности детей. Единственный путь осуществления логопедизации - это
тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных
задачах и методах коррекционной работы).
К коррекционным задачам воспитателя логогруппы относятся:
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей
моторики.
2. Развитие правильного речевого дыхания.
3. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
4. Развитие фонематических представлений.
5. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
6. Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических
категорий.
7. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на
бездефектном речевом материале.
8. Формирование связной речи.
9. Закрепление навыков чтения и письма.
Основными направлениями коррекционной работы воспитателя являются:
1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Для того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно по 3-5 раз в день. Продолжительность ее - 10-15 мин. В случае если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания. Артикуляционная гимнастика выполняется сидя перед зеркалом. Это дает ребенку возможность, ориентируясь на образец взрослого, контролировать качество собственного выполнения. Например: дыхательные упражнения «Горячая монета», «Ямка — мячик», «Прокати карандаш» и другие дых. упражнения с предметами; артикуляционные упражнения «Лопатка», «Чашечка» и другие, указанные в логопедических карточках.
2. Пальчиковая гимнастика - выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день, например: «Птичек стайка», «Апельсин», «Маленький мизинчик», «Утята», «Машина каша» и др.
3. Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушения осанки и
стопы, выполняется ежедневно после сна.
4. Коррекционная работа вне занятий - проводится во время режимных
моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на
природе, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях. Иногда работа
воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая
необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования
правильной речи. В других случаях воспитатель закрепляет результаты,
достигнутые на логопедических занятиях. Также он включает в свои
повседневные обязанности наблюдение за состоянием речевой деятельности
детей в каждый период обучения. Воспитатель контролирует их речевую
активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных
грамматических форм; расширяет словарный запас; совершенствует мелкую
моторику; развивает основные психические процессы и т.д.
5.Индивидуальные, подгрупповые занятия (логочас). Время проведения: после сна, перед полдником, в утренний отрезок времени перед завтраком.
Длительность подгруппового занятия 20 - 25 мин., индивидуального - от 5
до 15 мин. На подгрупповое занятие берется от 3 до 6 детей.
Формы: подгрупповые, индивидуальные, и один раз в неделю проводится логочас в виде сюжетно-ролевой игры.
Структура логочаса:
1. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.).
2. Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (2 мин.).
3. Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук) (4 мин).
4. Физкультминутка (2мин.).
5. Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой
анализ и синтез) (7 мин.).
6. Повторение лексико-грамматических упражнений (например:
согласование числительного с существительным — «5 книг», изменение
окончаний в падежных конструкциях - «Нет чего? - Встали, подошли к чему? –к столу и т.д.» (3 мин.).
7. Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.).
Работа с карточками или тетрадями.
Для согласованной работы ЛОГОПЕДА – ВОСПИТАТЕЛЯ – РОДИТЕЛЕЙ логопед даѐт задание в тетрадях или по карточкам. Все упражнения из тетрадей или карточек первоначально отрабатываются с логопедом.
На каждой карточке первым заданием является произнесение отдельного звука. Нужно научить ребенка длительно или многократно четко произносить его.
Затем правильный звук вводится в слог. Повтор слоговых рядов за
воспитателем, вначале медленно, затем быстрее, закрепляет у детей правильное произношение, развивает внимание и память.
При работе со словами встречаются сложные по структуре и значению слова. Необходимо объяснить ребенку (или уточнить) значение непонятного слова, привести примеры его употребления - это один из способов увеличения словарного запаса ребенка. В карточках дается множество упражнений на формирование лексико-грамматических категорий, которые помогут ребенку правильно изменять слова (спрягать, склонять, изменять род, число, время); образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, согласовывать слова в предложениях.
Стихи, насыщенные изучаемым звуком, нужно прочитать ребенку целиком, разобраться вместе с ним в их содержании. Даже если он быстро запоминает стихи, необходимо повторить их вслух несколько раз, чтобы он привык правильно произносить звук в речевом потоке.
Индивидуальная работа с детьми, указанными логопедом в «Тетради
взаимодействия», проводится и по карточкам, и по заданиям логопеда в
«Тетрадях взаимодействия» и индивидуальных. Если с ребенком не
выполняются задания по карточкам дома, то воспитатель выполняет с ребенком эту работу в группе на подгрупповых, индивидуальных занятиях и режимных моментах.
С целью формирования лексико-грамматических навыков, расширения
словаря, развития связной речи разработаны лексические темы.
Работа по лексической теме продолжается в течение недели. Тема определяет
содержание дня, является центральной в планировании. Например: тема
«Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья». Воспитатель и
специалисты планируют занятия в соответствии с этой темой. На математике
воспитатель может использовать для счета осенние листочки от разных пород деревьев и упражнять детей в согласовании числительных с существительными, в это время дети рисуют, лепят осенние деревья и т.д.
Занятие по развитию речи, которое проводит воспитатель, должно быть обязательно связано с лексической темой.
Для помощи воспитателям разработан план работы, связанный с
познавательной деятельностью, понедельно на год. С целью логопедизации всего учебно-воспитательного процесса воспитатель логогруппы присутствует на фронтальном занятии логопеда, так как отдельные
элементы этого занятия он должен включать в коррекционную работу (логочас, режимные моменты). В тетради по взаимодействию со специалистами воспитатель указывает вид занятия, тему, задачи и конспектирует на свое усмотрение ход занятия, указывает, кто из детей не справился с тем или иным заданием, чтобы по возможности включать эти задания в индивидуальную работу.
Помимо фронтальных логопедических занятий один раз в месяц (последний вторник) проводится логоритмическое занятие. План занятия составляется совместно музыкальным руководителем, логопедом и воспитателем. Если педагоги, занятые в коррекционном процессе, будут выполнять свои функциональные обязанности, то успех логопедической работы будет гарантирован.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах"
Эта консультация для воспитателей о том, как можно помочь ребенку, через самостоятельную деятельность, научиться играть на музыкальных инструментах....
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает...
Консультация для воспитателей на тему: «Роль воспитателя в обучении игре на детских музыкальных инструментах»
Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель....
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в обучении игре на детских музыкальных инструментах"
Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности....
Роль воспитателя в обучении ребенка с ФФН
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склон...
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в обучении дошкольников игры на детских инструментах"
Помощь воспитателей в обучении игры на детских музыкальных инструментах....