Интерактивные компьютерные игры как эффективное средство в речевом развитии дошкольников
материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
Мастер-класс:
«Интерактивные компьютерные игры
как эффективное средство в речевом развитии дошкольников»
Учитель-логопед: Теренко Н.А.
(Слайд 2) Внедрение информационно-компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе, они изменяют традиционные взгляды на педагогический процесс, открывают новые возможности, становятся мощным техническим средством обучения и коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов и дошкольников.
Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на речевое развитие детей с нарушениями речи. При условии того, что эффективность коррекционного процесса достигается путем успешного сочетания компьютерных технологий, как с традиционными методами обучения, так и с другими современными образовательными технологиями.
Практически все исследователи, как отечественные, так и зарубежные, сходятся во мнении, что развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста посредством информационно-компьютерных технологий должно происходить в рамках игровой деятельности, которую с успехом можно реализовать, используя интерактивные компьютерные игры.
Я работаю с детьми, у которых различные речевые проблемы, но это современные дети, которые слишком рано включились в компьютерную среду, и давно знакомы с компьютером, планшетом, смартфоном. Такие дети требуют при организации логопедического занятия особого внимания и особых средств воздействия.
(Слайд 3) Поэтому в своей работе, как на индивидуальных, так и подгрупповых логопедических занятиях я использую интерактивные компьютерные игры с педагогического портала «Мерсибо», которые учитывают требования ФГОС к речевому развитию детей.
Каждая из этих игр увлекательна, как и мультфильм, и в то же время решает какую-то педагогическую задачу: формирует речевое дыхание, автоматизирует “трудные” звуки, развивает фонематический слух и звуко-буквенный анализ, расширяет словарный запас, развивает грамматический строй и связную речь.
Игры «Мерсибо» состоят из двух частей: мотивационной и развивающей. Ребенок видит только первую: он ищет клад, спасает зайца от лисы, помогает индейцам и так далее. Одновременно с этим дети закрепляют звуки, отрабатывают предлоги, определяют место звука в слове - это развивающая часть игр, и этим игры «Мерсибо» отличаются от обычных развлекательных компьютерных игр. Такие игры подходят для занятий с обычными детьми и детьми с ОВЗ.
Игры продуманы до мелочей, в них яркие персонажи и интересные сюжеты, в конце игры ведущий похвалит ребенка. Ими легко заинтересовать и раскрепостить ребенка, вовлечь в занятие. Поэтому такие игры хорошо использовать для мотивации к обучению, начала новой темы или закрепления пройденной.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в интерактивную компьютерную игру «Грибники». Та команда, у которой будет «волшебная мышка» отвечает на мой вопрос. Каждая команда спасает по 2 грибника, затем передаёт «волшебную мышку» другой команде.
В лесу грибники заблудились, Поможем им найти друг друга?
1.Повторите, что сказал грибник.
2. Сколько звуков произнёс грибник?
3.Какие звуки и сколько произнёс грибник гласные или согласные? Выберите красные или синие лего-кирпичики.
4.Какой первый звук произнёс грибник, выберите такую же букву.
5. Какой последний звук вы услышали, выберите такую же букву.
6.Что сказал грибник, выберите такие же буквы, Прочитайте, что у вас получилось.
(Слайд 4) Ноутбук, подключённый к телевизору или мультимедийной установке в ДОУ, открывает новые возможности для организации совместной деятельности детей и педагога. Коллективное участие детей в игре способствует развитию коммуникативных и социальных навыков: помогает детям преодолеть свой эгоцентризм, учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, принимать собственные самостоятельные решения, делать осознанный выбор. Дети высказывают предположения и проверяют их, используя «мышку» в порядке очереди, либо согласно принятого в группе правила. Таким образом, дошкольники привыкают соблюдать правила, ошибаться и проверять различные варианты. Педагог выступает полноправным партнёром детей по игре, не оценивает детей (действия детей направляет и оценивает компьютерный персонаж).
(Слайд 5) Игры для занятий я стараюсь подбирать, соблюдая следующие принципы:
1. Принцип развивающего обучения (зная уровень развития каждого ребенка, определяю зону его ближайшего развития и использую вариативность игры согласно этим знаниям).
2. Принцип систематичности и последовательности обучения (устанавливаю взаимосвязь между полученными знаниями, перехожу от простого к сложному, возвращаюсь к ранее пройденной игре с новых позиций).
3. Принцип доступности (содержание игры подбираю соответственно возрасту, уровню развития и подготовки детей).
4. Принцип индивидуализации ( игры подбираю с учетом уровня речевого развития каждого ребенка. Темп и уровень сложности я определяю индивидуально для каждого ребёнка).
5. Принцип связи с жизнью (вместе с детьми находим аналоги в реальной жизни, окружающей среде).
Рассмотрим эти принципы на примере интерактивной компьютерной игры «Грибники». В эту игру можно играть как с группой детей, так и на индивидуальном занятии с ребёнком. Для адаптации игры к возможностям детей используется настройка сложности. Если соблюдать правила игры, то дети должны повторять за грибниками от одного звука до цепочки из 4 звуков. Чтобы адаптировать эту игру к своим занятиям, я придумываю свои варианты игры. Например, сначала дети повторяли по одному звуку, отрабатывая чёткость его артикуляции, затем по 2-3 и 4 звука, тренируя свой фонематический слух. А сейчас я снова решила вернуться к этой игре для развития фонематического слуха, звукового анализа и развития навыка чтения. Детям не надоедает играть в эту игру, потому что каждый раз мы играем в неё по- новому.
На занятиях я не только использую готовые компьютерные игры, но с помощью «Конструктора картинок» на сайте «Мерсибо» создаю свои игровые сюжеты для занятий, игры-презентации, а также авторские дидактические пособия.
Предлагаю вашему вниманию игру «Небылицы». Посмотрите на экран, перед вами картина, которую нарисовал художник. Рассмотрите всё внимательно и скажите, какие ошибки здесь допустил художник, и как их можно исправить. А поможет нам в этом «волшебный» микрофон, потому что он знает все правильные ответы на все вопросы в мире. «Волшебный» микрофон мы будем передавать по часовой стрелке. Тот, у кого в руках окажется «волшебный» микрофон - отвечает, а остальные внимательно слушают, если вы согласны с ответом, то хлопайте, если нет - топайте. Всё понятно? Начинаем!
В этой игре дети закрепляют произношение звука Ш в предложениях, учатся правильно употреблять предлоги. развивают внимание и мышление,
Этот игровой сюжет я составила сама с помощью «Конструктора картинок»
«Конструктор картинок» – это программа для создания пособий детскими специалистами.
Здесь более 600 изображений, которые разложены по папкам – это разнообразные фоны, животные, предметы, персонажи сказок, буквы, цифры, схемы слов и другие. Картинки яркие и понятны детям. Изображения высокого качества и в едином стиле. С их помощью можно подготовить игровые сюжеты, дидактические пособия для автоматизации и дифференциации звуков, лексических тем, отработки грамматического строя и связной речи, изучения букв и чтения по слогам, тренировки памяти, внимания и других задач. Для этого я нахожу нужное изображение. Добавляю его на экран, увеличиваю, уменьшаю, переворачиваю с помощью «мышки». Если надо, то сохраняю и распечатываю материал, который выглядит профессионально.
А сейчас я предлагаю вам разделиться на пары. На экране и перед вами на столах вы видите несколько предметных картинок, которые я создала с помощью Конструктора картинок. Какие игровые задания можно придумать с этими картинками? Я вам хочу предложить некоторые из них:
- Перед вами лежат лего-кирпичики. Положите под каждой картинкой столько лего-кирпичиков, сколько слогов будет в названии этой картинки.
- Посмотрите на картинки, подумайте, какая картинка здесь лишняя, закройте её большим белым кирпичиком. Объясните свой выбор. (Убрали лего)
- «Что изменилось?» Посмотрите на экран, запомните расположение всех картинок. Отвернитесь от экрана, повернитесь. Скажите, что здесь изменилось?
А теперь предлагаю каждой команде подумать, посовещаться и представить нам те игровые задания, которые вы смогли бы предложить детям в своих группах?
Как много игровых заданий можно предложить детям только с 6 предметными картинками – на автоматизацию звука в словах, на дифференциацию, на звуко-слоговой анализ слова, на развитие грамматического строя речи, на составление предложений, на развитие памяти и внимания. А если это сопровождается использованием компьютерных технологий, то получается прекрасный наглядный, обучающий материал, который оживляет занятие и интерес детей повышается во много раз.
(Слайд 6) Для меня интерактивные компьютерные игры стали необходимым средством обучения детей с нарушениями речи. Такие игры, в совокупности с правильно подобранными современными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Использование интерактивных компьютерных игр позволило мне сделать процесс обучения и развития детей с нарушениями речи более интересным, эффективным и современным.
(Слайд 7) И в заключении, я хочу предложить вам выразить своё отношение к мастер-классу, заполнив это «Плодовое дерево» плодами-яблоками. Яблоки символизируют ваше участие в мастер-классе. Выберите любое яблоко, напишите свои мысли, пожелания или продолжите одну из фраз на экране. Повесьте яблоки на дерево, можно озвучить написанное.
Закончить свой мастер-класс хотелось бы словами Бернарда Шоу
«Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…»
Используемая литература и материалы по теме в сети интернет.
1. Использование современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста методические рекомендации для специалистов дошкольного образования/под ред. М.Л.Семёновой.-Челябинск:ЧИППКРО,2013
2. Интерактивный педагогический портал «Мерсибо» https://mersibo.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИОНННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Камни всегда интересовали людей, привлекали своей необычностью и красотой, своей функциональностью и свойствами. Камни – это дикая природа, прикоснуться к которой, слиться с которой и приятно, и...
ИННОВАЦИОНННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Камни всегда интересовали людей, привлекали своей необычностью и красотой, своей функциональностью и свойствами. Камни – это дикая природа, прикоснуться к которой, слиться с которой и приятно, и...
"Стоунтерапия,как эффективное средство оздоровления и развития дошкольников"
Оздоровительная работа с детьми при помощи камней....
Театрализованная деятельность как эффективное средство в речевом развитии детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность как эффективное средство в речевом развитии детей дошкольного возрастаВ настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, какие имеющиеся педагог...
Использование компьютера в детском саду как эффективное средство обучения и развития дошкольника
ИКТ технологии в ДОУ...
Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»
Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»...
Статья "Пальчиковые игры - эффективное средство стимулирующее речевое развитие дошкольника"
В статье рассказывается сколько пользы приносят пальчиковые игры, почему они так актуальны, как помогают в развитии речи....