Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика"
консультация по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Артикуляционная гимнастика»
Артикуляционная гимнастика - это система повторяющихся упражнений, направленная на тренировку артикуляторного аппарата с целью выработки четкости, точности, правильности движений всех его частей.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
Чем поможет регулярное выполнение артикуляционной гимнастики:
∙ улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
∙ улучшить подвижность артикуляционных органов;
∙ укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
∙ научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
∙ увеличить амплитуду движений;
∙ уменьшить спастичность (напряжённость артикуляционных органов);
∙ подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Правила выполнения артикуляционной гимнастики:
∙ артикуляционная гимнастика должна проводиться только в хорошем настроении;
∙ упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения;
∙ движения должны быть точными;
∙ темп движений вначале должен быть замедленный, можно регулировать при помощи отстукивания рукой или счёта вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп должен
стать произвольным – быстрым или медленным;
∙ переключение к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро;
∙ количество повторений упражнения зависит от возраста ребёнка и его
индивидуальных особенностей; ∙ артикуляционную гимнастику выполняют сидя,
так как в этом положении спина у ребёнка прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии;
∙ проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому упражнению даётся название, к нему подбирается картинка- образ. Картинка служит образцом для подражания какому-нибудь предмету или его движениям;
∙ не все дети овладевают двигательными навыками одновременно. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно – это может привести к отказу выполнять упражнение;
∙ артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день.
Артикуляционные упражнения делятся на статические — удержание
органов артикуляции в определенной позе и динамические – многократное повторение одного и того же движения.
Статические упражнения:
∙ «улыбка»,
∙ «трубочка»,
∙ «окошко»,
∙ «лопатка»,
∙ «иголочка» (они служат для формирования артикуляционного уклада) Динамические упражнения:
∙ «улыбка-трубочка»,
∙ «качели»,
∙ «маятник»,
∙ «лопатка-иголка» (важны для точности переключения артикуляционной позы в
потоке речи).
Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены
в комплексы:
∙Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов
артикуляции. («Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Рыбка», «Часики», «Качели»
и т.д.)
∙Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного
аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков
(«Лопаточка», «Дуем на лопаточку», «Почистим зубки», «Накажем непослушный
язык»)
∙Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения шипящих звуков и звуков
[Р] и [Л] «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Болтушки», «Дятел»,
«Барабанщик», «Грибок», «Иголочка», «Спрячем конфетку» и т.д.).
Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же
комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на
каждом возрастном этапе будут различными.
При проведении артикуляционной гимнастики часто используют
картинки-образы, что существенно облегчает работу педагога. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять упражнение. По картинкам-
образам можно быстро и легко придумать артикуляционные сказки.
Учитель-логопед Матвеева Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...
Консультация "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".
Консультация для родителей....
Здоровьесберегающие технологии. Консультация для родителей "Гимнастика вдвоём"
Рекомендации как проводить гимнастику в семейном кругу....
Консультация для воспитателей .Гимнастика маленьких волшебников.
Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп доу,о методике проведения самомассажа....
Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."
Возвращение к истокамИздревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлическ...
Консультация для воспитателей. Гимнастика после дневного сна.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, помогает улучшит настроение детей, поднять мышечный тонус....
Консультация "Здоровьесберегающие технологии: Гимнастика после сна"
Доклад - консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей групп...