« Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»
консультация по логопедии (старшая группа)
Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, я использую в своей работе различные виды здоровьесберегающих технологий. С каждым годом увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zst.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
« Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»
Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, я использую в своей работе различные виды здоровьесберегающих технологий. С каждым годом увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий.
Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижения уровня коммуникативных умений и навыков – все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно – коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
Это конечно же создание адекватных условий для развития, оздоровления детей. Сохранение здоровья детей повышение двигательной активности и умственной работоспособности. Создание положительного эмоционального настроя и снятие психологического напряжения.
- Внедрение и адаптация технологии к условиям работы с детьми на логопедическом пункте в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями;
- Охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;
- Формирование орального праксиса;
- Совершенствование общей и мелкой моторики и зрительного пространственного гнозиса;
- Повышение резервов дыхательной системы;
- Привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни ;
- Выявление, обобщение и распространения педагогического опыта для педагогов ДОУ.
.
Оздоровительные технологии в образовательный процесс ДОУ должны внедрятся в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды.
Представляю свой опыт работы по данной теме.
Первое что можно выделить это различные виды гимнастик:
- Артикуляционная, дыхательная, гимнастика для глаз
Слайд 4
Регулярное выполнение поможет:
- Улучшить кровоснабжение и артикуляционных органов
- Улучшить подвижность артикуляционных органов
- Укрепить мышечную систему, языка, губ, щек
- Уменьшить напряженность артикуляционных органов
Слайд 5
Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие.
Слад 6 Зрительная гимнастика
Такие упражнения необходимы для того, чтобы сохранить зрение. Ведь мы знаем , что 90% информации поступает как раз через глаза. Упражнения для глаз просты: необходимо поморгать, просто зажмуриться, или широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Так же детям интересно следить за пальчиком, который, то приближается к носу, то отдаляется от него.
Зрительная гимнастика- специальные упражнения для глаз, способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, снятию утомления с глаз, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения.
Слад 7
Использую такой прием, как игра с крупами (бобы, перловка). Эта игра разгружает эмоциональную сферу ребенка и создает эмоционально-радостный настрой. Так же применяю и в качестве тренажера на развитие мелкой моторики, в процессе автоматизации и дифференциации звуков.
Слайд 8
К коррекционным технологиям относятся:
- Логоритмика
- Упражнения на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры
- Физкультминутки
Слад 9
Логоритмика- это система двигательных упражнений , в которых движения рук, ног, головы , корпуса сочетаются с произнесением речевого материала.
Слайд 10
Развитие мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяю особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, и формированию графических навыков. Стимулирую активные точки, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (мячики-ежики, грецкие орехи, колючие валики)
Слайд 11
физкультминутки – оздоровительные паузы. Провожу в игровой форме во время занятий. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса ,исправление неправильных поз, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
Слайд12
К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся: логопедический массаж, самомассаж, массаж биологически активных зон.
Логопедический массаж - совокупность приемов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления , вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами.
- Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук - помогает не только расслабить мышцы, но и снять напряжение. На занятиях учимся массировать ладони, предплечья и кисти рук. Для этого используются такие движения, как поглаживания, вдавливания, растирание, похлопывание, пощипывание, разгибание и сгибание пальцев.
- Массаж ушных раковин.
Невозможно решить все коррекционные задачи без привлечения к ней работников ДОУ и родителей.
Для педагогов ДОУ представила опыт работы по теме «ЗСТ» на педсовете. Для родителей были изготовлены буклеты: «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика»
Опыт работы по данной теме показал, что применение перечисленных ЗСТ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды, неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка
Вывод: Таким образом, в результате использования приемов ЗСТ на логопедических занятиях:
- Повышается обучаемость;
- Улучшается внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- Корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
- Снимается эмоциональное напряжение и тревожность,
- Повышается речевая активность,
- Развиваются глазодвигательные мышцы и снимается усталость с глаз,
- Развивается общая и мелкая моторика
- Формируются двигательные умения и навыки
- Формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис.
Использование ЗСТ в моей деятельности стало перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми.
Литература: Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика». – СПб., 2003.
Гаврючина Л.В.«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» . - М.:ТЦ Сфера, 2006
Картушина М.Ю. «Логоримические занятия в детском саду». – М.:, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.
Текст к выступлению на педсовете "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"....
Презентация "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"
ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.СТРЕЛЬНИКОВОЙ., КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ВКЛЮЧИТЬ В РАБОТУ ВСЕ ЧАСТИ ТЕЛА И ВЫЗЫВАЮТ ОБЩУЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ ВСЕГО ОРГАНИЗМА. ,УСИЛИВАЕТСЯ ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИ...
Презентация "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"
ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.СТРЕЛЬНИКОВОЙ., КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ВКЛЮЧИТЬ В РАБОТУ ВСЕ ЧАСТИ ТЕЛА И ВЫЗЫВАЮТ ОБЩУЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ ВСЕГО ОРГАНИЗМА. ,УСИЛИВАЕТСЯ ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИ...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физ...
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе в условиях логопункта.
Насон И.И. учитель - логопед МАДОУ детский сад №63 В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости дете...
Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе".
Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях....
Опыт работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологи...