« Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»
консультация по логопедии (старшая группа)

Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, я использую в своей работе различные виды здоровьесберегающих технологий. С каждым годом увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zst.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

« Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»

Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, я использую в своей работе различные виды здоровьесберегающих технологий. С каждым годом увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий.

Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижения уровня коммуникативных умений и навыков – все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы  с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно – коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

Это конечно же создание адекватных условий для развития, оздоровления детей. Сохранение здоровья детей повышение двигательной активности и умственной работоспособности. Создание положительного эмоционального настроя и снятие психологического напряжения.

  1. Внедрение и адаптация технологии к условиям работы с детьми на логопедическом пункте в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями;
  2. Охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;
  3. Формирование орального праксиса;
  4. Совершенствование общей и мелкой моторики и зрительного пространственного гнозиса;
  5. Повышение резервов дыхательной системы;
  6. Привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни ;
  7. Выявление, обобщение и распространения педагогического опыта для педагогов ДОУ.

.

Оздоровительные технологии в образовательный процесс ДОУ должны внедрятся в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды.

Представляю свой опыт работы по данной теме.

Первое что можно выделить это различные виды гимнастик:

  • Артикуляционная, дыхательная, гимнастика для глаз

Слайд 4

Регулярное выполнение поможет:

  • Улучшить кровоснабжение и артикуляционных органов
  • Улучшить подвижность артикуляционных органов
  • Укрепить мышечную систему, языка, губ, щек
  • Уменьшить напряженность артикуляционных органов

Слайд 5    

Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие  развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие.

 Слад 6   Зрительная гимнастика

 Такие упражнения необходимы для того, чтобы сохранить зрение.   Ведь мы знаем , что 90% информации поступает как раз через глаза.  Упражнения для глаз просты: необходимо поморгать, просто зажмуриться, или широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Так же детям интересно следить за пальчиком, который, то приближается к носу, то отдаляется от него. 

Зрительная гимнастика- специальные упражнения для глаз, способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, снятию утомления с глаз, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения.

 Слад 7

 Использую такой прием, как игра с крупами (бобы, перловка).  Эта игра разгружает эмоциональную сферу ребенка и создает эмоционально-радостный настрой. Так же применяю и в качестве тренажера на развитие мелкой моторики,  в процессе автоматизации и дифференциации звуков.

 Слайд 8

К коррекционным технологиям относятся:

  • Логоритмика
  • Упражнения на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры
  • Физкультминутки

 Слад 9

Логоритмика- это система двигательных упражнений , в которых движения рук, ног, головы , корпуса сочетаются с произнесением речевого материала.

Слайд 10

Развитие мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяю особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, и формированию графических навыков. Стимулирую активные точки, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (мячики-ежики, грецкие орехи, колючие валики)

Слайд 11

физкультминутки – оздоровительные паузы.  Провожу в игровой форме во время занятий. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса ,исправление неправильных поз, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

Слайд12

К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся: логопедический массаж, самомассаж, массаж биологически активных зон.

Логопедический массаж   - совокупность приемов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления , вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами.

  • Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук - помогает не только расслабить мышцы, но и снять напряжение. На занятиях учимся  массировать ладони, предплечья и кисти рук. Для этого используются такие движения, как поглаживания, вдавливания, растирание, похлопывание, пощипывание, разгибание и сгибание пальцев.
  • Массаж ушных раковин.

Невозможно решить все коррекционные задачи без привлечения к ней работников ДОУ и родителей.

Для педагогов ДОУ представила опыт работы по теме «ЗСТ» на педсовете. Для родителей были изготовлены буклеты: «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика»

Опыт работы по данной теме показал, что применение перечисленных ЗСТ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды, неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка

Вывод: Таким образом, в результате использования приемов ЗСТ на логопедических занятиях:

  • Повышается обучаемость;
  • Улучшается внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
  • Корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
  • Снимается эмоциональное напряжение и тревожность,
  • Повышается речевая активность,
  • Развиваются глазодвигательные мышцы и снимается усталость с глаз,
  • Развивается общая и мелкая моторика
  • Формируются двигательные умения и навыки
  • Формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис.

Использование ЗСТ в моей деятельности стало перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми.

Литература: Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика». – СПб., 2003.

Гаврючина Л.В.«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» . - М.:ТЦ Сфера, 2006

Картушина М.Ю. «Логоримические занятия в детском саду». – М.:, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.

Текст к выступлению  на педсовете "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"....

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"

ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.СТРЕЛЬНИКОВОЙ., КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ВКЛЮЧИТЬ В РАБОТУ ВСЕ ЧАСТИ ТЕЛА И ВЫЗЫВАЮТ ОБЩУЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ ВСЕГО ОРГАНИЗМА. ,УСИЛИВАЕТСЯ ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИ...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"

ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.СТРЕЛЬНИКОВОЙ., КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ВКЛЮЧИТЬ В РАБОТУ ВСЕ ЧАСТИ ТЕЛА И ВЫЗЫВАЮТ ОБЩУЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ ВСЕГО ОРГАНИЗМА. ,УСИЛИВАЕТСЯ ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физ...

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе в условиях логопункта.

Насон И.И. учитель - логопед МАДОУ детский сад №63  В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости дете...

Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе".

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях....

Опыт работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологи...