Универсальная артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Комплекс упражнений для постановки звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
universalnyy_kompleks_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс артикуляционной гимнастики.
Дыхательные упражнения
- Выработка брюшного типа дыхания
Лечь на спину, положить руку на живот. Спокойно дышим:
- вдох – раз, два, три, - рука поднимается;
- выдох – раз, два, три, - рука опускается;
- пауза – отдыхаем.
- «Загнать мяч в ворота»
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
- следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами;
- загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
- «Пушинки»
Улыбнуться, положить широкий край языка на нижнюю губу. Длительно произнося звук, похожий на «ф», сдуть ватку с ладони, положенной под подбородок.
- нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы;
- нельзя надувать щёки;
- следить, чтобы дети произносили звук «ф», а не «х», на ладони должна ощущаться узкая, холодная струя.
- «Подуем на свечу»
Сделать вдох носом, задержать дыхание и медленно, плавно подуть на пламя свечи.
- дуть осторожно, чтобы пламя не погасло.
- «Фокус»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
- следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной;
- боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.;
- нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Упражнения для губ
- «Улыбка»
Максимально растянуть губы в стороны и удерживать в улыбке под счёт от одного до пяти. Зубы не видны.
- следить, чтобы губы не подворачивались внутрь;
- следить, чтобы губы были плотно сомкнуты;
- уголки рта должны быть растянуты симметрично.
- «Трубочка»
Вытянуть сомкнутые губы вперёд длинной трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти - десяти.
- следить, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты;
- если ребёнок не умеет вытянуть губы вперёд, предложить ему дотянуться губами до отодвигаемого пальца или шпателя, либо озвучить движение губ («у-у-у»).
- «Улыбка – трубочка»
Чередовать движения растягивания губ в стороны и вытягивание губ вперёд. Движения выполнять под счёт с фиксацией артикуляционных позиций.
- следить, чтобы при движении губ не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты;
- переход от одной позиции к другой осуществлять плавно;
- выполнять движения с максимальной амплитудой;
- при затруднениях выполнения упражнения озвучить движение губ («у-и-у-и»).
Упражнения для языка
- «Наказать непослушный язык»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном состоянии при открытом рте под счёт от одного до пяти – десяти.
- нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы;
- язык должен быть широким, края его касаются уголков рта;
- похлопывать язык надо несколько раз на одном выдохе; следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух; проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
- «Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти – десяти.
- губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения;
- следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа;
- не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу;
- боковые края языка должны касаться уголков рта;
- если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
- «Иголочка»
Открыть рот. Узкий, напряжённый язык выдвинуть вперёд, удерживать под счёт от одного до пяти.
- следить, чтобы язык был вытянут строго по средней линии, не отклонялся в стороны и не лежал на губе;
- если упражнение не получается, предложить ребёнку дотянуться языком до отодвигаемого пальца или шпателя.
- «Лопаточка – иголочка»
Чередовать положения широкого и узкого языка.
- добиваться точности выполнения каждой артикуляционной позы;
- фиксировать каждую артикуляционную позу под счёт от одного до пяти;
- следить за нормальным тонусом мышц (без излишней напряжённости или вялости).
- «Вкусное варенье»
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
- следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем);
- язык должен быть широким, боковые края его касаются уголков рта;
- если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем (пальцем с бинтом) поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
- «Часики»
Приоткрыть рот, губы растянуты в улыбке. Кончиком высунутого языка плавно двигать вправо-влево к уголкам рта под счёт от одного до пяти – десяти.
- нижняя челюсть должна оставаться неподвижной;
- язык передвигается к уголкам рта строго горизонтально, не дотрагиваясь до нижней губы.
- «Прятки»
Приоткрыть рот. Широкий кончик языка поднять на верхние зубы, опустить на нижние зубы, поднять за верхние зубы, опустить за нижние зубы.
- следить за тем, чтобы язык оставался широким;
- следить за плавностью переключения движений языка;
- нижняя челюсть должна быть неподвижна.
- «Горка»
Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить её верхними зубами.
Методические указания.
- следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперёд;
- при затруднениях, начинать упражнение с пропевания звука «и». Акцентировать внимание ребёнка на положении кончика языка за нижними резцами.
- «Маляр»
Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языков вперёд-назад.
- губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны;
- следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.
- «Чьи зубы чище?»
Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
- губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны;
- следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов;
- нижняя челюсть неподвижна – работает только язык.
- «Чашечка»
Рот широко раскрыт, упражнение выполнять вне ротовой полости. Боковые края языка и кончик языка поднимаются кверху, средняя часть спинки языка опущена. Удерживать артикуляционную позу под счёт от одного до пяти – десяти.
- следить, чтобы нижняя челюсть и нижняя губа были неподвижны;
- следить, чтобы средняя часть языка не поднималась, чашечка должна оставаться глубокой;
- при возникновении трудностей вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык» и завернуть распластанный язык на верхнюю губу пальцами с бинтом.
- «Лошадка»
Широко открыть рот, улыбнуться. Присосать язык к нёбу. Медленно, с напряжением, опуская вниз нижнюю челюсть и растягивая подъязычную связку, оторвать его от нёба. Должен раздаться громкий щелчок.
- следить, чтобы губы были в положении улыбки;
- боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно.
- «Грибок»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).
- следить, чтобы губы были в положении улыбки;
- боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться;
- при повторении упражнения надо открывать рот шире;
- в случаях затруднения вернуться к упражнению «Лошадка». Ребёнок замедляет темп щёлканья языком, старается задержать язык наверху, фиксируя присасывание языка к нёбу.
- «Гармошка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная связка - уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
- следить, чтобы губы были в положении улыбки;
- боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться;
- при повторении упражнения надо открывать рот шире;
- в случаях затруднения вернуться к упражнению «Лошадка». Ребёнок замедляет темп щёлканья языком, старается задержать язык наверху, фиксируя присасывание языка к нёбу;
- движение должно выполняться медленно, без болевых ощущений.
- «Индюк»
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл-…» (как индюк болбочет).
- следить, чтобы язык был широким и не сужался;
- следить, чтобы движения языкам были вперёд-назад, а не из стороны в сторону;
- язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.
- «Парус»
Рот широко открыт, губы растянуты в улыбке. Узким, напряжённым кончиком языка нажимать на середину верхней губы.
- следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными;
- следить, чтобы кончик языка оставался узким.
- «Пароход гудит»
Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход).
- следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.
- «Дятел»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «д» («д-д-д»). Сначала звук «д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
- рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык;
- следить, чтобы звук «д» носил характер чёткого удара – не был хлюпающим;
- кончик языка не должен подворачиваться;
- звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Комплекс универсальных артикуляционных упражнений.
Комплекс (серии) универсальных артикуляционных упражнений разработан с целью улучшения артикуляционной моторики, а также выроботки переключаемости от одной артикуляционной позы к другой....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...