Универсальная артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Тюрина Ирина Викторовна

Комплекс упражнений для постановки звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл universalnyy_kompleks_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционной гимнастики.

Дыхательные упражнения

  1. Выработка брюшного типа дыхания

Лечь на спину, положить руку на живот. Спокойно дышим:

- вдох – раз, два, три, - рука поднимается;

- выдох – раз, два, три, - рука опускается;

- пауза – отдыхаем.

  1. «Загнать мяч в ворота»

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

- следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами;

- загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

  1. «Пушинки»

Улыбнуться, положить широкий край языка на нижнюю губу. Длительно произнося звук, похожий на «ф», сдуть ватку с ладони, положенной под подбородок.

- нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы;

- нельзя надувать щёки;

- следить, чтобы дети произносили звук «ф», а не «х», на ладони должна ощущаться узкая, холодная струя.

  1. «Подуем на свечу»

Сделать вдох носом, задержать дыхание и медленно, плавно подуть на пламя свечи.

- дуть осторожно, чтобы пламя не погасло.

  1.  «Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

- следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной;

- боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.;

- нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Упражнения для губ

  1. «Улыбка»

Максимально растянуть губы в стороны и удерживать в улыбке под счёт от одного до пяти. Зубы не видны.

- следить, чтобы губы не подворачивались внутрь;

- следить, чтобы губы были плотно сомкнуты;

- уголки рта должны быть растянуты симметрично.

  1. «Трубочка»

Вытянуть сомкнутые губы вперёд длинной трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти - десяти.

- следить, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты;

- если ребёнок не умеет вытянуть губы вперёд, предложить ему дотянуться губами до отодвигаемого пальца или шпателя, либо озвучить движение губ («у-у-у»).

  1. «Улыбка – трубочка»

Чередовать движения растягивания губ в стороны и вытягивание губ вперёд. Движения выполнять под счёт с фиксацией артикуляционных позиций.

- следить, чтобы при движении губ не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты;

- переход от одной позиции к другой осуществлять плавно;

- выполнять движения с максимальной амплитудой;

- при затруднениях выполнения упражнения озвучить движение губ («у-и-у-и»).

Упражнения для языка

  1. «Наказать непослушный язык»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном состоянии при открытом рте под счёт от одного до пяти – десяти.

- нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы;

- язык должен быть широким, края его касаются уголков рта;

- похлопывать язык надо несколько раз на одном выдохе; следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух; проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

  1. «Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти – десяти.

- губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения;

- следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа;

- не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу;

- боковые края языка должны касаться уголков рта;

- если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

  1. «Иголочка»

Открыть рот. Узкий, напряжённый язык выдвинуть вперёд, удерживать под счёт от одного до пяти.

- следить, чтобы язык был вытянут строго по средней линии, не отклонялся в стороны и не лежал на губе;

- если упражнение не получается, предложить ребёнку дотянуться языком до отодвигаемого пальца или шпателя.

  1. «Лопаточка – иголочка»

Чередовать положения широкого и узкого языка.

- добиваться точности выполнения каждой артикуляционной позы;

- фиксировать каждую артикуляционную позу под счёт от одного до пяти;

- следить за нормальным тонусом мышц (без излишней напряжённости или вялости).

  1. «Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

- следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем);

- язык должен быть широким, боковые края его касаются уголков рта;

- если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем (пальцем с бинтом) поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

  1. «Часики»

Приоткрыть рот, губы растянуты в улыбке. Кончиком высунутого языка плавно двигать вправо-влево к уголкам рта под счёт от одного до пяти – десяти.

- нижняя челюсть должна оставаться неподвижной;

- язык передвигается к уголкам рта строго горизонтально, не дотрагиваясь до нижней губы.

  1. «Прятки»

Приоткрыть рот. Широкий кончик языка поднять на верхние зубы, опустить на нижние зубы, поднять за верхние зубы, опустить за нижние зубы.

- следить за тем, чтобы язык оставался широким;

- следить за плавностью переключения движений языка;

- нижняя челюсть должна быть неподвижна.

  1. «Горка»

Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить её верхними зубами.

Методические указания.

- следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперёд;

- при затруднениях, начинать упражнение с пропевания звука «и». Акцентировать внимание ребёнка на положении кончика языка за нижними резцами.

  1. «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языков вперёд-назад.

- губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны;

- следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

  1. «Чьи зубы чище?»

Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

- губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны;

- следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов;

- нижняя челюсть неподвижна – работает только язык.

  1. «Чашечка»

Рот широко раскрыт, упражнение выполнять вне ротовой полости. Боковые края языка и кончик языка поднимаются кверху, средняя часть спинки языка опущена. Удерживать артикуляционную позу под счёт от одного до пяти – десяти.

- следить, чтобы нижняя челюсть и нижняя губа были неподвижны;

- следить, чтобы средняя часть языка не поднималась, чашечка должна оставаться глубокой;

- при возникновении трудностей вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык» и завернуть распластанный язык на верхнюю губу пальцами с бинтом.

  1. «Лошадка»

Широко открыть рот, улыбнуться. Присосать язык к нёбу. Медленно, с напряжением, опуская вниз нижнюю челюсть и растягивая подъязычную связку, оторвать его от нёба. Должен раздаться громкий щелчок.

- следить, чтобы губы были в положении улыбки;

- боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно.

  1. «Грибок»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).

- следить, чтобы губы были в положении улыбки;

- боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться;

- при повторении упражнения надо открывать рот шире;

- в случаях затруднения вернуться к упражнению «Лошадка». Ребёнок замедляет темп щёлканья языком, старается задержать язык наверху, фиксируя присасывание языка к нёбу.

  1. «Гармошка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная связка - уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

- следить, чтобы губы были в положении улыбки;

- боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться;

- при повторении упражнения надо открывать рот шире;

- в случаях затруднения вернуться к упражнению «Лошадка». Ребёнок замедляет темп щёлканья языком, старается задержать язык наверху, фиксируя присасывание языка к нёбу;

- движение должно выполняться медленно, без болевых ощущений.

  1. «Индюк»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл-…» (как индюк болбочет).

- следить, чтобы язык был широким и не сужался;

- следить, чтобы движения языкам были вперёд-назад, а не из стороны в сторону;

- язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

  1. «Парус»

Рот широко открыт, губы растянуты в улыбке. Узким, напряжённым кончиком языка нажимать на середину верхней губы.

- следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными;

- следить, чтобы кончик языка оставался узким.

  1. «Пароход гудит»

Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход).

- следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

  1. «Дятел»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «д» («д-д-д»). Сначала звук «д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

- рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык;

- следить, чтобы звук «д» носил характер чёткого удара – не был хлюпающим;

- кончик языка не должен подворачиваться;

- звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Комплекс универсальных артикуляционных упражнений.

Комплекс (серии) универсальных артикуляционных упражнений разработан с целью улучшения артикуляционной моторики, а также выроботки переключаемости от одной артикуляционной позы к другой....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...