Роль семьи в развитии речи ребёнка.
материал по логопедии
Информация для родителей : сообщение на родительском собрании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_razvitii_rechi_rebenka.docx | 186.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в развитии речи ребенка
Цели: раскрыть родителям важные стороны речевого развития детей среднего дошкольного возраста; формировать у родителей способности оказания помощи в развитии познавательно-речевых способностей ребенка;
Задачи: обогатить знания родителей о роли игры в развитии речи ребенка; дать практические советы по приобщению детей к игре в условиях семьи; укрепить и скорректировать дружественные отношения с родителями.
Физическое и психическое воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует мнение о том, что звукопроизношение ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением. Именно в семье закладываются первые знания и умения ребенка. Первые слова ребенок слышит в младенческом возрасте в семье, когда взрослые разговаривают с грудным малышом. Появившись на свет, ребенок ничего не знает. Только через общение с взрослыми малыш познает мир.
С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является средством человеческого общения. Слово отражает единство речи и мышления. Грамотность речи определяет степень успешности обучения в школе.
Речь – процесс сложный и многосторонний, включающий различные функции: звуковую (уметь воспринимать и воспроизводить правильно звуки, уметь чувствовать ритм, интонацию); лексическую (обогащать словарный запас, активизировать активный словарь, т. е. использование слов в своей речи; пополнять пассивный словарь, т.е. слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи); грамматическую (уметь правильно строить словосочетания и предложения).
Важно так же развивать связную речь: обучать диалогической и монологической речи; приемами выразительности, образности речи.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произносить каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо смотри, «не бежи» вместо не беги, «ваще» вместо вообще, «ляжте» вместо лягте и т.д.)
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.
Родители должны приучать малыша, чтобы он смотрел прямо на говорящего. Тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный педагог, присмотревшись к вновь поступившим детям, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья. Перед вами два малыша. Один из них отвечает на вопросы, расскажет сказку, стих, расскажет о том, что ракеты летают в космос и другие интересные факты. Обратитесь ко второму ребенку с теми же вопросами, и ваши попытки кончаются ничем. Это не значит, что второй малыш глупее, или менее любознателен. Нет. Разница в том, что в раннем возрасте первому много внимания и заботы уделяла мама.
К 4-5 годам речь у детей развита достаточно хорошо, словарный запас может насчитывать более 3000 слов. Ребенок может уже свободно общаться на различные темы, задаёт много вопросов, ем у все интересно. Развивается монологическая речь, ребенок может самостоятельно рассказывать что ему интересно, пересказывать содержание событий, прочитанных книг.Проявляется интерес к словообразованию. Развивается способность использовать в речи различные интонации голоса, говорить тише, громче.
Значительно улучшается звукопроизношение. В речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих. У большинства уже появляются шипящие звуки ( Ш, Ж, Ч), сначала они звучат нечисто, но постепенно дети овладевают ими вполне, хотя для этого возраста характерна неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно: «сейчас», а через минуту «сейцас», или «жук зуззит». В одном звукосочетании ребёнок звук произносит, а в другом ещё нет. « Мальцик», и тут же «часы». Интересно, что у некоторых детей этого возраста наблюдается непомерно частое использование звуков Р, Ш, Ж, когда они переходят к правильному произнеошению этих звуков, например: «горубой» (голубой), «родка» (лодка), «щад» (сад), «жонтик» (зонтик) . Ребёнок заменяет новым звуком те звуки, которые сами ранее являлись заменителями. Если вместо «р» он произносил»л», то теперь он делает обратную замену, не сразу понимая, где она нужна, а где – нет.
Большинство детей среднего возраста уже произносят звук «р», но он ещё недостаточно автоматизирован в речи. Словопроизношение детей в 4-5 тоже становится чище, как и звукопроизношение, реже встречаются перестановки и уподобление звуков, слогов, почти исчезают сокращения слов.
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.
В раннем детстве у ребёнка формируется характер. Представим себе ребёнка с дефектом речи, который не посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается. Точно такой же ребёнок, посещающий детский сад, будет подвергаться насмешкам, обидным замечаниям, в концертах на детских утренниках такие дети не участвуют, воспитатели не допускают их на выступления. Ребёнок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участия в речевых играх. Характер у него сформируется замкнутый, он будет молчуном, неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми.
Поэтому так важно вовремя обнаружить дефект речи ребёнка, выявить причину дефекта и начать занятия с логопедом в логогруппе, в логопункте или в поликлинике.
Причины недостатков произношения
Чем же объяснить, что некоторые дети страдают недостатками звукопроизношения? В чём причина речевых недостатков ребёнка?
Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребёнок учится на примере речи родителей, воспитателей и друзей.
Серьёзное значение имеют:
- Психологические особенности ребёнка: он должен чётко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести.
-Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Дети с ослабленным слухом (тугоухие) часто являются и косноязычными.
- Рассеянные, невнимательные дети также совершают ошибки в звуко и словопроизношении.
- Для того, чтобы правильно воспроизвести услышанное, у ребёнка должен быть хорошо развит речевой аппарат и этот аппарат должен чётко действовать!
Причинами органической дислалии являются:
1. Укороченная подъязычная уздечка. При этом затруднены движения языка, т.к. слишком короткая уздечка не даёт ему возможности высоко подниматься. Бывает, что язык слишком большой, неповоротливый, или наоборот слишком маленький, что тоже затрудняет правильную артикуляцию.
2. Дефекты строения челюстей и зубов: - Верхняя челюсть выступает над нижней. - Нижняя челюсть выступает вперёд.
- Между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остаётся промежуток. - Большие расщелины между зубами.
(Исправление дефектов челюстей следует проводить в стоматологических кабинетах. Наилучший возраст для этого от 5 до 6 лет.)
- Неправильное строение нёба. - Укороченная уздечка верхней губы. - Расщелина твёрдого нёба, губы.
Причинами функциональной дислалии являются:
- Неправильное воспитание речи ребёнка в семье; - Педагогическая запущенность, когда взрослые уделяют мало внимания своему ребёнку; - Недоразвитие фонематического слуха, когда ребёнок испытывает затруднения в различении звуков, которые отличаются друг от друга тонкими акустическими признаками. В свою очередь этот недостаток может повлечь за собой недостатки письма и чтения в школе. - Дислалия может быть вызвана снижением слуха;
Если вы заметили у вашего ребёнка нарушения в овладении речью:
- ребёнок вообще не говорит или его речь значительно отстаёт от речи сверстников; -ребёнок не понимает обращённую речь и не выполняет простые просьбы; - у ребёнка возникают трудности с восприятием речи, если он не видит губ говорящего или стоит к нему спиной; - ребёнок неправильно проговаривает те или иные звуки, речь аграмматична, словарно бедна, то вам необходимо обратиться к врачам специалистам, которые могли бы установить причину данных нарушений!
Такими специалистами являются:
1. Врач-сурдолог. После проведения исследований он может указать, не являются ли нарушения речи ребёнка следствием дефекта слуха.2. Врач-невропатолог. Он выявит заболевания центральной нервной системы, влияющие на формирование речи ребёнка.3. Логопед. На основании заключения сурдолога и невропатолога он способен решить вопрос о характере нарушения речи ребёнка.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование речи своих детей, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную и отчетливую, на примере которой будет формироваться его собственная речь. Для эффективности воспитания и обучения детей необходимо взаимодействие детского сада и семьи. Только совместными усилиями можно решить многие проблемы в воспитании и развития ребенка. Приглашаем вас к сотрудничеству и взаимодействию.
СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
- Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка. Говорите о том, что Вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит Ваш ребенок.
- Говорите спокойно, в НОРМАЛЬНОМ ТЕМПЕ, с интонацией.
- Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если Ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то Ваша фраза должна состоять из 2-3 слов. (Мы пошли гулять.)
- Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать Вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте: «Что он делает»? вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, то, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает?»
- Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
- Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.
- Расскажите короткий рассказ или историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях задавайте ребенку наводящие вопросы.
- Если ребенок употребляет всего, лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов окружающей жизни. Занимайтесь КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
- Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит: «мяч», последовательно научите его говорить: «Большой мяч», «Танин мяч», «Мяч катится» и т.д.
Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память, внимание.
Подведение итогов: Формирование правильной речи ребёнка зависит от окружения. И от того, как вы, родители, говорите, сколько внимания уделяете речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка. В детском саду педагогами создаются все условия для успешного развития речи каждого ребенка. Однако родители так же должны принимать активное участие в решении данной проблемы. Иначе все наши усилия не принесут положительных результатов.
Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним.
Ваш ребенок самый замечательный!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
роль семьи в развитии речи ребёнка
роль семьи в развитии речи ребёнка...
Роль семьи в развитии речи ребёнка.
Статья о необходимости вмешательства родителей в становление речи их ребёнка....
Роль семьи в развитии речи ребёнка
Развитие речи детей в раннем возрасте при ознакомлении с ближайшим окружением....
Роль семьи в развитии речи ребёнка
Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи, как и все положительные навыки, приобретаются в семье. То, что делает семья по части упорядочиван...
Консультация для родителей «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА"
Данная информация поможет родителям , как правильно развивать речь рубёнка."...
Роль семьи в развитии речи ребёнка
Все важнейшие навыки ребенок приобретает в семье, в том числе и навык правильной речи....
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи ребёнка"
Речь маленького ребёнка формируется на примере речи окружающих его людей. В консультации даны несколько правил общения взрослого с малышом....