Методическая разработка на тему "Приёмы и методы обогащения словаря детей"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Румянцева Полина Алексеевна

Методическая разработка на тему "Приёмы и методы обогащения словаря детей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_i_metody_obogashcheniya_slovarya_detey.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы и методы обогащения словаря детей

Достаточный уровень сформированности словарного запаса является показателем высокой степени развития речи у дошкольников. Обогащение словаря – необходимое условие развития связной речи детей, а также их коммуникативных навыков.

Проблема развития словарного запаса у дошкольников занимает одно из важных мест в логопедии, а вопросы, связанные с диагностикой уровня сформированности словаря и методами его обогащения – на сегодняшний день одни из актуальных.

Выделяются следующие задачи при работе над формированием словарного запаса:

1) развитие словарного запаса при помощи новых слов. В ходе решения данной задачи дети должны усвоить ранее неизвестные им слова и новые значения слов, которые уже имелись в их лексиконе. Задача по обогащению словарного запаса новыми словами происходит прежде всего за счёт общеупотребительной лексики.

2) уточнение и закрепление словаря. Выделение этой задачи обуславливается тем, что у детей зачастую наблюдается отрыв представления слова от его истинного значения, поскольку дошкольники не всегда знают точное название тех или иных предметов. В ходе решения данной задачи проводится работа по уточнению значения слов, наполнению их конкретным содержанием, последующего овладения навыками обобщения, а также умением использовать общеупотребительные слова в различных ситуациях.

3) активизация словарного запаса. При решении этой задачи особую важность представляет ввод новых для ребёнка слов в его активный словарь, что происходит лишь при достаточном закреплении и воспроизведении в речи. Это достигается не только слушанием ребёнком речи взрослого, но многократным воспроизведением в собственной речи, поскольку в процессе восприятия участвует преимущественно слуховой анализатор, а в процессе воспроизведения – двигательный и кинестетический анализаторы. При этом необходимо, чтобы новое слово закреплялось и в сочетании с другими словами, которые дети должны научиться применять уместно в различных случаях. Например, слово «душистый», которое можно применить как по отношению к мылу, так и к аромату какого-либо цветка. Важно обращать внимание детей на уточнение значения слов при противопоставлении антонимов и сопоставлению близких по значению слов, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление закрепляемых слов в собственной речевой продукции.

4) устранении из детской речи нелитературных слов. В ходе решения данной задачи важно добиться от детей не только запоминания и понимания закрепляемых слов, но и активного использования их в речи. Для этого используются специальные приёмы, направленные на вызывание у ребёнка интереса и внимания к собственной речи. Так детям задают вопросы: «Можно ли так говорить? Почему так говорят? А как можно сказать лучше?». Воспитание культуры речи особенно важно для дошкольников, которые находятся в неблагополучной речевой среде.

Все описанные ранее задачи являются тесно взаимосвязанными. Они решаются практически, без использования в работе с детьми соответствующей терминологии.

Приёмы и методы работы над обогащением словаря

  • Наблюдение за животными и людьми, а также их деятельностью. Данный метод используется во всех возрастных группах и позволяет уточнить и углубить знания детей о предметах, с которыми дошкольники часто сталкиваются в повседневной жизни. Дошкольники постепенно обучаются наблюдать, выделять существенные признаки, характерные для тех или иных предметов. При использовании данного метода целесообразно использовать приёмы исследования и сравнения, благодаря чему дети учатся находить отличия и сходства между предметами, приобретают навыки обобщения и классификации. Благодаря методу наблюдения, дети осваивают слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.
  • Сочетание непосредственного восприятия объектов, речи педагога и самих детей. При реализации этого метода учитывается степень новизны материала. В случае, когда дошкольники впервые знакомятся с какими-либо явлениями, требуется совпадение во времени восприятия предмета, действий и слов, их обозначающих. При повторении материала стоит предложить самостоятельно вспомнить подходящее ситуации слово, а затем педагог его уточняет. В случае затруднений, испытываемых детьми, можно использовать приём подсказа начала слова, что положительно влияет на вспоминание нужного слова.
  • Методика повторения, когда детям предлагается произнести закрепляемое слово за педагогом, сопряжённо, хором детей. При этом речевые образцы педагога должны сопровождаться пояснениями и толкованиями слов, обращениями внимания детей на функции, выполняемые тем или иным предметом.
  • Показ картин с малознакомым для детей содержанием. Картина даёт детям знание о тех предметах и явлениях, которые они не могут наблюдать непосредственно. При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным. Важно точно определить объем знаний и соответствующего словаря, наметить основные методические приемы (вопросы, пояснения, привлечение художественного слова, обобщение ответов детей).
  • Важную роль в обогащении словарного запаса детей играет художественная литература, поскольку степень восприятия и понимания текста зависит от понимания языковых средств, а особенно – от значения слов. Это может быть не только лексика, но и словарь, необходимый для характеристики героев произведения, их действий.
  • Использование дидактических игр и упражнений. Речевые игры проводятся с разнообразными предметами, картинками и устно. Такие игры способствуют активизации имеющегося у ребёнка словарного запаса. При этом новые слова не вводятся. дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.
  • Использование лексических упражнений, основывающихся на классификации различных слов по группам, родовому признаку, по свойствам, составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами; распространение предложений. Отличительной чертой является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. 

Таким образом, используя различные методики и приёмы работы, можно добиться высокой эффективности в работе по обогащению словарного запаса и развитию связной речи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития словаря детей четвертого года жизни"

Для решения задач словарной работы выработано достаточно форм и методов работы. Одним из таких средств является дидактическая игра. Развитие словаря в дошкольном детстве занимает одно из ведущих ...

Методическая разработка "Обогащение словаря детей дошкольного возраста с помощью имён признаков"

В презентации представлены основные этапы "присвоения" детьми понятия "Имя признака", варианты оформления пособия работы с именами признаков, пример обогащения словаря с помощью ме...

Методическая разработка на тему: «Сказка, как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста»

Через художественное слово - пословицы, поговорки, стихи, загадки, потешки, рассказы, сказки, повести, баллады  дети обогащают свой словарный запас. Расширяют и углубляют свой кругозор, получают ...

Методическая разработка "Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка "Авторские загадки как средство обогащения словаря детей 5-го года жизни"

   Дети 5-ого года жизни проявляют ярко выраженную реакцию на тексты загадок, интерес к словам, стремление неоднократно воспроизводить их....

Методическая разработка «Песочная игра» – как метод облегчения адаптации детей к условиям ДОУ»

Методическая разработка «Песочная игра» – как метод облегчения адаптации детей к условиям ДОУ представляет  собой картотеку игр, используемых в работе с детьми раннего воз...

Методическая разработка "Рекомендации для родителей по обогащению лексики детей 3-4 лет"

Здесь особое внимание на речевое развитие детей оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье....