В гостях у волчонка Вити.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Комплект из четырёх занятий по обучению грамоте с элементами ориентации в пространстве. Предназначено для детей старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volchonok_vitya1.doc | 35.5 КБ |
volchonok_vitya_2.doc | 33 КБ |
volchonok_vitya_3.doc | 31.5 КБ |
volchonok_vitya_4.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие №1
Тема: «Дикие животные. Волк»
Коррекционно-образовательные цели: Уточнение обобщающего понятия «Животные», классификация животных на диких и домашних, хищных и травоядных, расширение предметного, глагольного и словаря признаков. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: суффиксальное образование имён существительных.
Коррекционно-развивающие цели: Формирование мыслительных операций классификации и обобщения, развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели: Развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде, сопереживания друг другу. Положительный эмоциональный настрой на занятия.
Оборудование:
- «Умная Ворона» перчаточная кукла;
- «Фиолетовый лес» (В. Воскобович);
- Картинки: волк, волчица, волчонок, логово;
- Фонограмма: «Волчий вой»;
- Ноутбук или проигрыватель (для воспроизведения записи);
- Разрезная картинка «Волк».
Организационный момент: Создание эмоционального настроя.
Логопед: Ребята, сегодня мы снова отправляемся в путешествие в сказочный мир. А вот и наша «Умная ворона», снова полетела по всему белому свету. Летела, летела и прилетела…
(Выставляются контурные изображения леса)
Логопед: Куда прилетела ворона?
Дети: В лес.
Логопед: А кто живёт в лесу?
Дети: В лесу живут животные, птицы.
Логопед: А какие животные?
Дети: Лиса, волк, медведь, ёжик и т.д.
Логопед: Как мы назовём этих животных?
Дети: Дикие животные.
(Обсуждение детей о различии понятий дикие и домашние животные)
Логопед: И вот ворона прилетела в лес, села на ветку дерева…. И вдруг она услышала какие-то звуки.
(Включается фонограмма «Волчьего воя» У-У-У)
Логопед: Ребята, что вы слышите?
Дети: Мы слышим, как кто-то воет
(рассуждения детей). Это воет волк.
Логопед: Ворона подлетела поближе и увидела маленького…
(Выставляется контурное изображение волчонка)
Кто это?
Дети: Это волк.
Логопед: Он такой маленький.
Дети: Это волчонок. Детёныш волка.
Логопед: «Умная Ворона» понимает голоса всех живых существ.
(Волчонок плакал и звал маму и папу)
Как он звал?
Дети: У-У-У
Логопед: Что волчонок делает?
Дети: Воет.
Логопед: Волчонок подаёт свой голос. У-У-У. Давайте повоем У-У-У
(дети вытягивают губы трубочкой и пропевают звук У-У-У)
Логопед: Ворона достала из своей сумочки компьютер.
Сумочка волшебная, маленькая. В ней много маленьких предметов. Когда «Умная Ворона» достаёт предмет, он становится большим.
На компьютере «Умная Ворона» включила программу «Навигатор».
А что такое «Навигатор»?
(рассуждения детей)
По навигатору «Умная Ворона» определила, где живёт волчонок. Ворона и волчонок отправились в путь. Шли они, шли и пришли…
(Выставляется контурное изображение домика волков)
Возле логова сидели мама волчица, папа волк. Кто это?
Дети: Волки (обобщающие понятия)
Логопед: Волчонок подбежал к маме. Как называют маму волчонка?
Дети: (ответы детей). Волчица.
Логопед: Как называют папу волчонка?
Дети: Волк
Логопед: У мамы волчицы, у папы волка есть детёныш. Как его называют?
Дети: Волчонок.
Логопед: Это семья. Мама волчица, папа волк, детёныш волчонок. Это волчья семья (введение нового материала)
(дети повторяют)
Дети: Волчья
Физ.минутка.
Вышли волки на охоту.
Бродят волки по болоту
А мы их перехитрим,
На носочкам побежим.
Логопед: Папа волк сфотографировался, но волчонок случайно, порвал целую фотографию на части. Просит вас о помощи.
Помогите лисёнку собрать фотографию из частей.
Дети собирают фотографию и рассуждают, из каких частей состоит тело волка. Во время обсуждения делается акцент на том, что у животных пасть, а не рот; брюхо, а не живот; лапы, а не ноги.
Логопед: В сказках о волке говорят, что он какой?
Дети: Серый, злой, опасный (обсуждение детей)
Логопед: А почему он серый?
Дети: Потому-что он покрыт серой шерстью.
Логопед: Ребята, а волки меняют свой окрас шерсти как белки и зайцы?
Дети: Нет. Им не нужно маскироваться и прятаться.
Логопед: Почему?
Рассуждение детей о том, что волки сами охотятся и нападают на других живых существ.
Логопед: А зачем им нападать?
Рассуждение детей о том, что волки хищники и питаются мясом.
Логопед: А волки зимой спят как медведи и ёжики?
Дети: Нет, они могут и зимой найти себе пищу, так как охотятся.
Логопед: А что волк делает когда охотится?
Дети: быстро бегать, прыгать.
Итог:
- Ребята, что мы делали, куда путешествовали?
- С кем познакомились?
- Что нового узнали?
- Ребята, что вам понравилось?
Предварительный просмотр:
Занятие №2
Тема: «Волчонок Витя. Звуки В, Вь»
Коррекционно-образовательные цели:
Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные», знакомство со звуками
В и Вь.
Коррекционно-развивающие цели:
развитие фонематических представлений и фонематического слуха, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, развитие просодической стороны речи.
Коррекционно-воспитательные цели:
воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности, формирование интереса к живой природе.
Оборудование:
- Волчонок Витя (сказочный персонаж);
- «Фиолетовый лес» (В. Воскобович);
- Изображение волка и собаки;
- «Умная Ворона» (перчаточная кукла);
- Сумка «Умной Вороны» и волшебная палочка;
- Звуковые фишки гласных и согласных звуков В и Вь.
- Изображение «Город звуков».
Организационный момент:
Логопед: Ребята, на прошлом занятии вы познакомились с волчьей семьёй
(повторение пройденного материала с использованием пособия Воскобовича «Фиолетовый лес»)
Логопед: Мы с вами рассмотрели фотографию волка
(повторение названий частей тела волка).
Ребята, на какое животное похож волк?
Дети: На собаку.
(рассуждение детей на предмет отличия волка и собаки)
Логопед: У волчонка на ушке засверкал огонёчек? Что произошло?
Дети: Волчонка нужно превращать в сказочного персонажа.
Логопед: А зачем? Для Чего?
Дети: Чтобы волчонок привёл в «Город Звуков» свои звуки.
Волшебник наделил «Умную Ворону» способностью видеть сверкающий огонёк на части тела живого существа. Этот огонёк - сигнал, что данное живое существо (животное, птицу, рыбу, земноводное или насекомого) нужно превратить в сказочного персонажа.
Логопед: «Умная Ворона» из своей сумки достаёт «Волшебную палочку» и превращает волчонка в сказочного персонажа. Волчонок начинает говорить на человеческом языке. Волчонок сразу захотел с вами поиграть.
(фоно ритмические упражнения, развитие слухового внимания)
Логопед: Как воет волк?
Дети: У-У-У
Логопед: Волчонок будет пропевать поющие звуки, когда среди них услышите звук «У» нужно поднять руки вверх.
А-И-О-У-У-Ы-Э-У…..
У волчонка кличка – Витя. «Умная Ворона» рассказала Волчонку Вите о древних людях, о городе звуков и стране Азбуке. Тогда волчонок заплакал. Он не ходил в школу, и не знает, какие звуки он должен привести в Город Звуков. Витя просит вас помочь ему. Поможем?
Дети: Поможем.
Логопед: Первое слово ВОЛЧОНОК (выделяем голосом звук «В»)
Дети: Звук «В»
Логопед: Звук «В» - это поющий звук или не поющий?
Дети: Не поющий.
Логопед: А почему?
Дети: Потому что при произношении у звука «В» есть преграда. И звук не может петь.
Логопед: А какая преграда?
Дети: Верхние зубы покусывают нижнюю губу.
(Элементы артикуляционной гимнастики в сопровождении жестов.)
Логопед: Как мы произносим звук «В» твёрдо или мягко?
Дети: Твёрдо (жестом показывается твёрдый звук)
(выставляется фишка с изображением артикуляции звука «В»)
Логопед: Волчонка, зовут Витя (выделяется голосом звук «Вь»).
Дети: Звук «Вь»
Логопед: А как произносится звук «Вь»?
Дети: Также как твёрдый звук «В», но губы растягиваются в улыбочке. Верхние зубы покусывают нижнюю губу.
(жестом показывается мягкий звук)
(выставляется фишка звука «Вь»)
Физ.минутка:
Вышли волки на охоту.
Бродят волки по болоту,
А мы их перехитрим,
На носочках побежим.
Логопед: Подружим звуки «В, Вь» с поющими звуками
(чтение по звуковым фишкам обратных слогов в твёрдом и мягком варианте)
Итог:
- Что мы с вами делали?
- С кем снова встретились?
- Что понравилось?
Предварительный просмотр:
Занятие №3
Тема: «Знакомство с буквой «В»
Коррекционно-образовательные цели:
Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные», знакомство с буквой В.
Коррекционно-развивающие цели:
развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, зрительного и слухового восприятия, ориентации в пространстве, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, развитие конструктивной деятельности.
Коррекционно-воспитательные цели:
воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
- Сказочные персонажи: «Умная Ворона» и «Волчонок Витя»;
- «Город звуков»;
- Звуковые фишки гласных и согласных звуков В и Вь;
- Изображение буквы В, со стихотворением;
- Проволока для конструирования;
- Альбом для профилактики дисграфии.
Организационный момент.
Логопед: На прошлом занятии к нам приходил Волчонок Витя. Он привёл в наш Город Звуков, свои звуки. Какие звуки?
Дети: Звуки «В, Вь»
(повторение пройденного материала о поющих и не поющих звуках)
Логопед: А в какие домики мы их расселили?
Дети: Звук «В» в синий домик, потому что он твёрдый, а звук «Вь» в зелёный домик, потому что он мягкий.
Логопед: Волчонок Витя хочет с вами поиграть в звуки «В, Вь». Он будет называть слова, в которых спрятались его звуки. Если вы услышите твёрдый звук «В», вы поднимете руки вверх, если услышите мягкий звук «Вь», вы опустите руки вниз.
Логопед: Рядом с Городом Звуков находится страна «Азбука»
Что это за страна?
Дети: В этой стране живут буквы сестрицы
Уточняем, что звуки мы слышим и произносим, поющие поём. Буквы мы видим, пишем и читаем
Логопед: Подошёл Волчонок Витя со своими звуками «В,Вь» к стране «Азбуке», а ворота закрыты. Чтобы ворота открылись нужно поцокать как лошадки
(выполняется артикуляционное упражнение «Лошадка»)
Логопед: Ворота открываются, и появляется буква «В»
(выставляется символ буквы «В», читается стихотворение о букве).
Столб рисуем, а на нём.
Два дружка сидят вдвоём
Два кружочка на столбе -
Получаем букву «В».
Рассматриваем символ-букву. Считаем количество частей, из которых состоит буква. На доске рисуем лист бумаги. Определяем стороны - правая, левая, верхняя, нижняя. Углы - правый верхний, левый верхний, правый нижний, левый нижний. Центр листа. Каждую сторону делим пополам и обозначаем середину стороны. Проговариваем, что сторону разделили на две части. Вписываем на лист по частям букву, рассказывая о каждом элементе.
(Объяснение детьми написания буквы на листе бумаги)
Дети: Буква «В» состоит из трёх частей. Палочка длинная, прямая, левая. Два полуовала, в верхней и нижней части, направленные слева направо.
(в воздухе рисуем букву «В»)
Детям даётся правильное написание буквы и не правильное-для сравнения
Физ.минутка:
Вышли волки на охоту.
Бродят волки по болоту,
А мы их перехитрим.
На носочках побежим.
(конструирование буквы из проволоки)
Итог:
- Ребята, кто к нам снова приходил?
- Какие задания он нам принёс?
- В какой стране мы побывали?
- Что мы там делали?
- Что вам понравилось?
Предварительный просмотр:
Занятие №4
Тема: «Волчонок Витя в гостях у лисёнка»
Коррекционно-образовательные цели:
Уточнение и расширение словаря существительных и прилагательных по теме, а так же предложного словаря, развитие лексико-грамматических средств языка, закрепление знания буквы «В», умение её находить среди других, закрепление умения ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания, развитие и закрепление пространственных представлений в деятельности и речи, развитие речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятие, инициативности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование:
- Сказочные персонажи: «Умная Ворона», «Волчонок Витя», лисёнок;
- Навигатор;
- Карта леса с изображением норы лисёнка и логова ВВ;
Организационный момент.
Игра «Приветствие».
Логопед: Поднимите правую руку, Волчонок Витя хочет с вами поздороваться.
(дети здороваются)
Логопед: Ребята, какие звуки на прошлом занятии привёл к нам волчонок Витя? А какую букву? (сопровождение жестами)
Элементы артикуляционной гимнастики по развитию мимической мускулатуры (психогимнастика – эмоции).
Логопед: К нам сегодня снова заглянул Волчонок Витя. Он получил приглашение в гости от своего друга лисёнка. Лисёнок празднует День рождения!
Где живёт лисёнок?
Дети: В лесу.
Логопед: Как называется дом лисёнка?
Дети: Нора.
Логопед: Ребята, Волчонок Витя никогда не был у лисёнка, но знает его адрес. Третья нора справа на Еловой улице. Какой картинкой на карте обозначена Еловая улица?
Дети: Там нарисована ёлочка! (Идёт обсуждение)
(дети предлагают варианты, как найти адрес лисёнка, вспоминают о навигаторе)
(если дети не вспомнят о навигаторе, им напомнит Волчонок Витя)
На навигаторе появляется карта леса. Логопед с детьми рассматривает карту. Логопед ставит фигурку Волчонка Вити возле логова, а фигурку лисёнка возле норы.
Физ.минутка:
Вышли волки на охоту.
Бродят волки по болоту,
А мы их перехитрим.
На носочках побежим.
Дети предлагают варианты, как Волчонок Витя будет добираться до норы лисёнка. Объясняют и показывают ведущей рукой, с какой стороны обойти препятствие.
Логопед: Ребята, вот Волчонок Витя и добрался до своего друга лисёнка. Лисёнок вышел встречать. Когда вы выходите встречать друг друга, что вы делаете при встрече?
Дети: Здороваемся.
Логопед: А теперь все ребята, сидящие с левой стороны за столами, поднимите руку. Вы будете волчата.
(дети поднимают руки)
Логопед: А теперь все ребята, сидящие с правой стороны за столами, поднимите тоже правую руку. Вы будете лисятами.
А теперь лисята и волчата повернитесь и поздоровайтесь друг с другом правой рукой.
(Дети здороваются друг с другом за руку )
Итог:
- Кто к нам снова приходил, кому мы сегодня помогали?
- Каким прибором пользовались?
- Какой рукой вы друг с другом здоровались?
Логопед: Помашите мне на прощание правой рукой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по художественному конструированию из бумаги в технике оригами с детьми подготовительной группы "Лисенок и волчонок".
НОД по художественному конструированию в технике оригами....
Конспект занятия по оригами "Волчонок"- кружковая работа
Конспект занятия по оригами....
"Витя в гостях у ребят"
Обучение детей дошкольного возраста ПДД...
Конспект занятия В гостях у бабушки Нины и дедушки Вити
Конспект занятия В гостях у бабушки Нины и дедушки Вити...
Выпускной 2017"Эх, Витя. Витя!"
Праздник прошел весело, дети и взрослые замечательно справились со своими ролями, с удовольствием играли. танцевали и помогали Вите....
Зимний спортивный праздник на улице "Витя и Маша в гостях у ребят"
Данный материал разработан для проведения зимнего спортивного праздника на улице для детей всех возрастных групп....
Спортивный праздник "Волчонок Забивака в гостях у ребят"
Спортивный праздник посвященный Чемпионату Мира по футболу в России 2019...