В гостях у волчонка Вити.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Елена Геннадьевна Суворова

Комплект из четырёх занятий по обучению грамоте с элементами ориентации в пространстве. Предназначено для детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volchonok_vitya1.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon volchonok_vitya_2.doc33 КБ
Microsoft Office document icon volchonok_vitya_3.doc31.5 КБ
Microsoft Office document icon volchonok_vitya_4.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №1

Тема: «Дикие животные. Волк»

Коррекционно-образовательные цели: Уточнение обобщающего понятия «Животные», классификация животных на диких и домашних, хищных и травоядных, расширение предметного, глагольного и  словаря признаков. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: суффиксальное образование имён существительных.

Коррекционно-развивающие цели: Формирование мыслительных операций классификации и обобщения, развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели: Развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде, сопереживания друг другу. Положительный эмоциональный настрой на занятия.

Оборудование:

  1. «Умная Ворона» перчаточная кукла;
  2. «Фиолетовый лес» (В. Воскобович);
  3. Картинки: волк, волчица, волчонок, логово;
  4. Фонограмма: «Волчий вой»;
  5. Ноутбук или проигрыватель (для воспроизведения записи);
  6. Разрезная картинка «Волк».

Организационный момент: Создание эмоционального настроя.

Логопед: Ребята, сегодня мы снова отправляемся в путешествие в сказочный мир. А вот и наша «Умная ворона», снова полетела по всему белому свету. Летела, летела и прилетела…

(Выставляются контурные изображения леса)

Логопед: Куда прилетела ворона?

Дети: В лес.

Логопед: А кто живёт в лесу?

Дети: В лесу живут животные, птицы.

Логопед: А какие животные?

Дети: Лиса, волк, медведь, ёжик и т.д.

Логопед: Как мы назовём этих животных?

Дети: Дикие животные.

(Обсуждение детей о различии понятий дикие и домашние животные)

Логопед: И вот ворона прилетела в лес, села на ветку дерева…. И вдруг она услышала какие-то звуки.

(Включается фонограмма «Волчьего воя» У-У-У)

Логопед: Ребята, что вы слышите?

Дети: Мы слышим, как кто-то воет

(рассуждения детей). Это воет волк.

Логопед: Ворона подлетела поближе и увидела маленького…

(Выставляется контурное изображение волчонка)

Кто это?

Дети: Это волк.

Логопед: Он такой маленький.

Дети: Это волчонок. Детёныш волка.

Логопед: «Умная Ворона» понимает голоса всех живых существ.

(Волчонок плакал и звал маму и папу)

Как он звал?

Дети: У-У-У

Логопед: Что волчонок делает?

Дети: Воет.

Логопед: Волчонок подаёт свой голос. У-У-У. Давайте повоем У-У-У

(дети вытягивают губы трубочкой и пропевают звук У-У-У)

Логопед: Ворона достала из своей сумочки компьютер.

Сумочка волшебная, маленькая. В ней много маленьких предметов.  Когда «Умная Ворона» достаёт предмет, он становится большим.

На компьютере «Умная Ворона» включила программу «Навигатор».

А что такое «Навигатор»?

(рассуждения детей)

По навигатору «Умная Ворона» определила, где живёт волчонок. Ворона и волчонок отправились в путь. Шли они, шли и пришли…

(Выставляется контурное изображение домика волков)

Возле логова сидели мама волчица, папа волк. Кто это?

Дети: Волки (обобщающие понятия)

Логопед: Волчонок подбежал к маме. Как называют маму волчонка?

Дети: (ответы детей). Волчица.

Логопед: Как называют папу волчонка?

Дети: Волк

Логопед: У мамы волчицы, у папы волка есть детёныш. Как его называют?

Дети: Волчонок.

Логопед: Это семья. Мама волчица, папа волк, детёныш волчонок. Это волчья семья (введение нового материала)

(дети повторяют)

Дети: Волчья

Физ.минутка.

Вышли волки на охоту.

Бродят волки по болоту

А мы их перехитрим,

На носочкам побежим.

Логопед: Папа волк сфотографировался, но волчонок случайно, порвал целую фотографию на части. Просит вас о помощи.

Помогите лисёнку собрать фотографию из частей.

Дети собирают фотографию и рассуждают, из каких частей состоит тело волка. Во время обсуждения делается акцент на том, что у животных пасть, а не рот; брюхо, а не живот; лапы, а не ноги.

Логопед: В сказках о волке говорят, что он какой?

Дети: Серый, злой, опасный (обсуждение детей)

Логопед: А почему он серый?

Дети: Потому-что он покрыт серой шерстью.

Логопед: Ребята, а волки меняют свой окрас шерсти как белки и зайцы?

Дети: Нет. Им не нужно маскироваться и прятаться.

Логопед: Почему?

Рассуждение детей о том, что волки сами охотятся и нападают на других живых существ.

Логопед: А зачем им нападать?

Рассуждение детей о том, что волки хищники и питаются мясом.

Логопед: А волки зимой спят как медведи и ёжики?

Дети: Нет, они могут и зимой найти себе пищу, так как охотятся.

Логопед: А что волк делает когда охотится?

Дети: быстро бегать, прыгать.

Итог:

  1. Ребята, что мы делали, куда путешествовали?
  2. С кем познакомились?
  3. Что нового узнали?
  4. Ребята, что вам понравилось?  

 

 

       



Предварительный просмотр:

Занятие №2

Тема: «Волчонок Витя. Звуки В, Вь»

Коррекционно-образовательные цели:

Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные», знакомство со звуками

В и Вь.

Коррекционно-развивающие цели: 

развитие фонематических представлений и фонематического слуха, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, развитие просодической стороны речи.

Коррекционно-воспитательные цели: 

воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности, формирование интереса к живой природе.

Оборудование:

  1. Волчонок Витя (сказочный персонаж);
  2. «Фиолетовый лес» (В. Воскобович);
  3. Изображение волка и собаки;
  4. «Умная Ворона» (перчаточная кукла);
  5. Сумка «Умной Вороны» и волшебная палочка;
  6. Звуковые фишки гласных и согласных звуков В и Вь.
  7. Изображение «Город звуков».

Организационный момент:

Логопед: Ребята, на прошлом занятии вы познакомились с волчьей семьёй

(повторение пройденного материала с использованием пособия Воскобовича «Фиолетовый лес»)

Логопед: Мы с вами рассмотрели фотографию волка

(повторение названий частей тела волка).

Ребята, на какое животное похож волк?

Дети: На собаку.

(рассуждение детей на предмет отличия волка и собаки)

Логопед: У волчонка на ушке засверкал огонёчек? Что произошло?

Дети: Волчонка нужно превращать в сказочного персонажа.

Логопед: А зачем? Для Чего?

Дети: Чтобы волчонок привёл в «Город Звуков» свои звуки.

Волшебник наделил «Умную Ворону» способностью видеть сверкающий огонёк на части тела живого существа. Этот огонёк - сигнал, что данное живое существо (животное, птицу, рыбу, земноводное или насекомого) нужно превратить в сказочного персонажа.

Логопед: «Умная Ворона» из своей сумки достаёт «Волшебную палочку» и превращает волчонка в сказочного персонажа. Волчонок начинает говорить на человеческом языке. Волчонок сразу захотел с вами поиграть.

(фоно ритмические упражнения, развитие слухового внимания)

Логопед: Как воет волк?

Дети: У-У-У

Логопед: Волчонок будет пропевать поющие звуки, когда среди них услышите звук «У» нужно поднять руки вверх.

А-И-О-У-У-Ы-Э-У…..

У волчонка кличка – Витя. «Умная Ворона» рассказала Волчонку Вите о древних людях, о городе звуков и стране Азбуке. Тогда волчонок заплакал. Он не ходил в школу, и не знает, какие звуки он должен привести в Город  Звуков. Витя просит вас помочь ему. Поможем?

Дети: Поможем.

Логопед: Первое слово ВОЛЧОНОК (выделяем голосом звук «В»)  

Дети: Звук «В»

Логопед: Звук «В» - это поющий звук или не поющий?

Дети: Не поющий.

Логопед: А почему?

Дети: Потому что при произношении у звука «В» есть преграда. И звук не может петь.

Логопед: А какая преграда?

Дети: Верхние зубы покусывают нижнюю губу.

(Элементы артикуляционной гимнастики в сопровождении жестов.)

Логопед: Как мы произносим звук «В» твёрдо или мягко?

Дети: Твёрдо (жестом показывается твёрдый звук)

(выставляется фишка с изображением артикуляции звука «В»)  

Логопед: Волчонка, зовут Витя (выделяется голосом звук «Вь»).

Дети: Звук «Вь»

Логопед: А как произносится звук «Вь»?

Дети: Также как твёрдый звук «В», но губы растягиваются в улыбочке. Верхние зубы покусывают нижнюю губу.

(жестом показывается мягкий звук)

(выставляется фишка звука «Вь»)

Физ.минутка:

Вышли волки на охоту.

Бродят волки по болоту,

А мы их перехитрим,

На носочках побежим.

Логопед: Подружим звуки «В, Вь» с поющими звуками

(чтение по звуковым фишкам обратных слогов в твёрдом и мягком варианте)

Итог:

  1. Что мы с вами делали?
  2. С кем снова встретились?
  3. Что понравилось?



Предварительный просмотр:

Занятие №3

Тема: «Знакомство с буквой «В»

Коррекционно-образовательные цели:

Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные», знакомство с буквой В.

Коррекционно-развивающие цели: 

развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, зрительного и слухового восприятия, ориентации в пространстве, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, развитие конструктивной деятельности.

Коррекционно-воспитательные цели: 

воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

  1. Сказочные персонажи: «Умная Ворона» и «Волчонок Витя»;
  2. «Город звуков»;
  3. Звуковые фишки гласных и согласных звуков В и Вь;
  4. Изображение буквы В, со стихотворением;
  5. Проволока для конструирования;
  6. Альбом для профилактики дисграфии.

Организационный момент.

Логопед: На прошлом занятии к нам приходил Волчонок Витя. Он привёл в наш Город Звуков, свои звуки. Какие звуки?

Дети: Звуки «В, Вь»

(повторение пройденного материала о поющих и не поющих звуках)

Логопед: А в какие домики мы их расселили?

Дети: Звук «В» в синий домик, потому что он твёрдый, а звук «Вь» в зелёный домик, потому что он мягкий.

Логопед: Волчонок Витя хочет с вами поиграть в звуки «В, Вь». Он будет называть слова, в которых спрятались его звуки. Если вы услышите твёрдый звук «В», вы поднимете руки вверх, если услышите мягкий звук «Вь», вы опустите руки вниз.

Логопед: Рядом с Городом Звуков находится страна «Азбука»

Что это за страна?

Дети: В этой стране живут буквы сестрицы

Уточняем, что звуки мы слышим и произносим, поющие поём. Буквы мы видим, пишем и читаем

Логопед: Подошёл Волчонок Витя со своими звуками «В,Вь» к стране «Азбуке», а ворота закрыты. Чтобы ворота открылись нужно поцокать как лошадки

(выполняется артикуляционное упражнение «Лошадка»)

Логопед: Ворота открываются, и появляется буква «В»

(выставляется символ буквы «В», читается стихотворение о букве).

Столб рисуем, а на нём.

Два дружка сидят вдвоём

Два кружочка на столбе -

Получаем букву «В».  

Рассматриваем символ-букву. Считаем количество частей, из которых состоит  буква. На доске рисуем лист бумаги. Определяем стороны - правая, левая, верхняя, нижняя. Углы - правый верхний, левый верхний, правый нижний, левый нижний. Центр листа. Каждую сторону делим пополам и обозначаем середину стороны. Проговариваем, что сторону разделили на две части. Вписываем на лист по частям букву, рассказывая о каждом элементе.

(Объяснение детьми написания буквы на листе бумаги)

Дети: Буква «В» состоит из трёх частей. Палочка длинная, прямая, левая. Два полуовала, в верхней и нижней части, направленные слева направо.

(в воздухе рисуем букву «В»)

Детям даётся правильное написание буквы и не правильное-для сравнения

Физ.минутка:

Вышли волки на охоту.

Бродят волки по болоту,

А мы их перехитрим.

На носочках побежим.

(конструирование буквы из проволоки)

Итог:

  1. Ребята, кто к нам снова приходил?
  2. Какие задания он нам принёс?
  3. В какой стране мы побывали?
  4. Что мы там делали?
  5. Что вам понравилось?


Предварительный просмотр:

Занятие №4

Тема: «Волчонок Витя в гостях у лисёнка»

Коррекционно-образовательные цели:

Уточнение и расширение словаря существительных и прилагательных по теме, а так же предложного словаря, развитие лексико-грамматических средств языка, закрепление знания буквы «В», умение её находить среди других, закрепление умения ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания, развитие и закрепление пространственных представлений в деятельности и речи, развитие речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятие, инициативности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование:

  1. Сказочные персонажи: «Умная Ворона», «Волчонок Витя», лисёнок;
  2. Навигатор;
  3. Карта леса с изображением норы лисёнка и логова ВВ;

Организационный момент.

 Игра «Приветствие».

Логопед: Поднимите правую руку, Волчонок Витя хочет с вами поздороваться.

(дети здороваются)

Логопед: Ребята, какие звуки на прошлом занятии привёл к нам волчонок Витя? А какую букву? (сопровождение жестами)

Элементы артикуляционной гимнастики по развитию мимической мускулатуры (психогимнастика – эмоции).

Логопед: К нам сегодня снова заглянул Волчонок Витя. Он получил приглашение в гости от своего друга лисёнка. Лисёнок празднует День рождения!

Где живёт лисёнок?

Дети: В лесу.

Логопед: Как называется дом лисёнка?

Дети: Нора.

Логопед: Ребята, Волчонок Витя никогда не был у лисёнка, но знает его адрес. Третья нора справа на Еловой улице. Какой картинкой на карте обозначена Еловая улица?

Дети: Там нарисована ёлочка! (Идёт обсуждение)

(дети предлагают варианты, как найти адрес лисёнка, вспоминают о навигаторе)

(если дети не вспомнят о навигаторе, им напомнит Волчонок Витя)

На навигаторе появляется карта леса. Логопед с детьми рассматривает карту. Логопед ставит фигурку Волчонка Вити возле логова, а фигурку лисёнка возле норы.

Физ.минутка:

Вышли волки на охоту.

Бродят волки по болоту,

А мы их перехитрим.

На носочках побежим.

Дети предлагают варианты, как Волчонок Витя будет добираться до норы лисёнка. Объясняют и показывают ведущей рукой, с какой стороны обойти препятствие.

Логопед: Ребята, вот Волчонок Витя и добрался до своего друга лисёнка. Лисёнок вышел встречать. Когда вы выходите встречать друг друга, что вы делаете при встрече?

Дети: Здороваемся.

Логопед: А теперь все ребята, сидящие с левой стороны за столами, поднимите руку. Вы будете волчата.

(дети поднимают руки)

Логопед: А теперь все ребята, сидящие с правой стороны за столами, поднимите тоже правую руку. Вы будете лисятами.

А теперь лисята и волчата повернитесь и поздоровайтесь друг с другом правой рукой.  

(Дети здороваются друг с другом за руку )

Итог:

  1. Кто к нам снова приходил, кому мы сегодня помогали?
  2. Каким прибором пользовались?
  3. Какой рукой вы друг с другом здоровались?

Логопед: Помашите мне на прощание правой рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Витя в гостях у ребят"

Обучение детей дошкольного возраста ПДД...

Конспект занятия В гостях у бабушки Нины и дедушки Вити

Конспект занятия В гостях у бабушки Нины и дедушки Вити...

Выпускной 2017"Эх, Витя. Витя!"

Праздник прошел весело, дети и взрослые замечательно справились со своими ролями, с удовольствием играли. танцевали и помогали Вите....

Зимний спортивный праздник на улице "Витя и Маша в гостях у ребят"

Данный материал разработан для проведения зимнего спортивного праздника на улице для детей всех возрастных групп....

Спортивный праздник "Волчонок Забивака в гостях у ребят"

Спортивный праздник посвященный Чемпионату Мира по футболу  в России 2019...