Проект "Игруны-говоруны"
проект по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Долгосрочный логопедический проект «Игруны-говоруны» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
I. Информационная часть проекта.
1. Автор проекта:
Антропова Н.Н.
2. Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста и их родители.
II. Содержательная часть проекта.
На основании анализа теоретической и методической литературы были изучены направления и выбраны традиционные и современные методы и приёмы логопедической работы по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект проекта - является система работы логопедической группы по коррекции нарушений лексико - грамматического строя речи у детей.
Предмет исследования - использование игровых, приемов в
процессе формирования лексики и грамматики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Цель проекта - изучить, систематизировать, теоретически
обосновать педагогическую технологию формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Учитывая объект, предмет, цель был поставлен ряд конкретных задач:
- Проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой
проблеме. - Выявить особенности развития лексики и грамматики у детей
дошкольного возраста с нарушениями речи. - Разработать педагогическую технологию коррекции лексико-
грамматического строя речи, основанную на использовании игровых
приемов и дидактических игр. - Оценить эффективность проведенной работы.
В качестве гипотезы исследования – было выдвинуто предположение о том, что коррекция речи будет более эффективна при условии учета:
- ведущего вида деятельности- игры;
- психолингвистических представлений о системном строении лексики и законах грамматического структурирования;
- характера проявлений лексико-грамматических нарушений;
- индивидуалъных речевых и психических особенностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Поэтому важно заботиться о своевременном формировании речи, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Развитие лексико-грамматического строя у детей с нарушениями речи – одна из важных задач коррекционного обучения и воспитания, которая решается не только в процессе речевого общения с окружающими, но и путем использования различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.
Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования лексики и грамматики у детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы учителя - логопеда. Дидактические игры закрепляют словарь, изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.
Задачи исследования:
- Выявить особенности развития лексики и грамматики у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
- Разработать педагогическую технологию коррекции лексико-грамматического строя речи, основанную на использовании игровых приемов, дидактических игр.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- эксперимент – констатирующий, формирующий, контрольный;
- теоретический анализ (обработка и осмысление полученных данных);
- тесты;
- диагностические методы.
Этапы проекта «Игруны-говоруны»
1 этап - подготовительный
На подготовительном этапе было проведено глубокое теоретическое изучение проблемы и построена система работы учителя - логопеда ДОУ по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста. На подготовительном этапе была собрана литература, сделаны дидактические игры и пособия для коррекции лексико-грамматического строя речи, были созданы различные картотеки.
Основное внимание при планировании этапов коррекционной работы было отведено формированию лексико-грамматического строя речи, систематизации и подбору дидактических игр, которые могут быть использованы в работе учителя - логопеда и воспитателя логопедической группы у детей с нарушениями речи.
2 этап – экспериментально- практический
Экспериментальная работа по применению игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе старшей логопедической группы.
III. Основная часть долгосрочного проекта
«Игруны-говоруны»
Работу по применению игровых приёмов и дидактических игр проводила в ходе фронтальной непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе, в виде игр и упражнений в совместной деятельности учителя-логопеда и детей, в виде рекомендаций и домашних заданий родителям по коррекции лексико-грамматических нарушений речи.
Основная форма обучения – фронтальные НОД по развитию речи 1 раза в неделю и индивидуальные, которые проводятся 2 раза в неделю. Содержание занятий индивидуализировано в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Практическая значимость проекта «Говорим правильно» состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с применением игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматического строя речи
Проект «Игруны-говоруны» был реализован через образовательные области по ФГОС и их интеграцию.
Образовательная область по ФГОС | Мероприятия проекта |
Речевое развитие, познавательное развитие | 1. Фронтальная непосредственно образовательная деятельность по коррекции лексико-грамматической стороны речи с использованием игровых методов и приемов (1 раз в неделю); 2. Индивидуально-подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения и лексико - грамматического строя речи с использованием игровых методов, приемов и технологий (2-3 раза в неделю в зависимости от тяжести речевого дефекта). |
Физическое развитие, речевое развитие | Игровые технологии: 1. пальчиковые игры; 2. динамические паузы; 3. игровые дыхательные упражнения; 4. артикуляционная гимнастика в игровой форме. |
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие | 1. игры и упражнения на развитие мышления, памяти, внимания; 2. компьютерные игры и технологии для автоматизации звуков; 3. игры на развитие фонематического слуха; 4. игры на обогащения словарного запаса ребенка; 5. игры для коррекции лексико - грамматического строя речи; 6. игры на развитие слухового внимания. |
Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие. | 1. Театрально-игровая деятельность; 2. Сказка-терапия; 3. Пальчиковый театр. |
Проанализировав особенности речевого развития детей и уровня развития лексики, грамматики и связной речи, выявило необходимость коррекции лексико-грамматического строя речи.
По состоянию грамматического строя были выявлены такие ошибки, как пропуск или замена слова, искажение смысла и структуры предложения, замена слов в употреблении предложных конструкций с предлогами, образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. По уровню сформированности словаря и навыков словообразования дети допускали следующие типичные ошибки, как замена слов, входящих в одно родовое понятие, (тигр – лев, корова – коза и т.п.). При образовании прилагательных, дети неверно образовывали формы, заменяли обобщающие понятия словами конкретного значения, не дифференцировали качества предметов, некоторые действия. Возникшие при выполнении заданий, ошибки свидетельствуют о том, что у детей недостаточно сформированы лексическо-грамматические представления.
Основные направления и содержание работы по развитию лексико-грамматической стороны речи:
- формирование правильного образования множественного числа существительных;
- формирование самостоятельного образования новых форм слова;
- формирование правильного образования трудных форм повелительного наклонения глаголов;
- формирование правильного образования притяжательных и относительных прилагательных;
- формирование правильного согласования существительных с прилагательными, числительными, местоимениями;
- формирование правил согласования слов в предложениях с использованием предлогов;
- формирование умения грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненные и сложноподчиненные);
- формирование навыков связной речи.
При планировании коррекционной работы учитывались следующие условия, от которых будет зависеть эффективность игр и применяемых упражнений:
- систематичность проведения;
- распределение их в порядке нарастающей сложности;
- подчиненность заданий выбранной цели;
- чередование и вариативность упражнений.
Учитывая особенности каждого ребенка, подгрупповые занятия и индивидуальные формы работы позволяют организовать и провести коррекционную работу более эффективно.
Отрабатывая на подгрупповых занятиях правильное употребление существительных, использовали различные игры и игровые упражнения.
Например: игра «Радуга», (закрепление согласования прилагательного и существительного).
На большом плакате на доске изображена радуга. Уточняется название цветов радуги. Дети получают предметные картинки разного цвета. У каждого цвета радуги есть свои любимые предметы, которые всегда имеют этот цвет. Подберите картинки к каждому цвету радуги.
Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, лист зеленый, небо голубое и т.д.
Мы закрепляли в речи детей правильное употребление существительных единственного, множественного числа в именительном, родительном, винительном, дательном, творительном, предложном падежах.
Учили детей различать род существительных, отрабатывали и закрепляли обобщающие понятия.
Игра «Обобщения».
Оборудование: Лото.
Предлагаем детям лото, которое состоит из нескольких карточек. На одной из клеток - клубника, на второй - огурец, на третьей - ромашка, на четвертой – яблоко и т.д. На маленьких карточках изображены различные ягоды, фрукты, овощи. Показывая детям маленькую карточку, спрашиваем: «Кому нужна эта карточка?». Дети, соответственно, отвечали: «Мне нужна эта карточка, я собираю овощи» и т.д.
Для закрепления некоторых упражнений дети получали задания на дом, которые они выполняли под контролем родителей. Каждое выполненное задание оценивалось положительно, в специально заведенный блокнот дети наклеивали картинки с любимыми героями. В речевом уголке родители могли увидеть, что нового дети узнали на занятии, прочесть полезную информацию логопеда и воспитателя.
Формирование обобщающей функции слова строилось на развитии у ребенка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, умений находить общий признак предметов. Мы учили сравнивать предметы, делать вывод о сходстве или различии предметов, развивая наблюдательность детей, их познавательную активность.
На протяжении всей работы с помощью логопеда в процессе специально подобранных игровых упражнений, деятельность воспитателя была направлена на формирование навыков словообразования существительных, глаголов, прилагательных.
Этапы коррекционной работы по формированию словообразования:
№ | Содержание коррекционной работы | Игры, игровые упражнения |
I этап Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей. | Существительные: а) образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: «-к-, -ик-, -чик-». Глаголы: а) дифференциация совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов; Прилагательные: а) образование притяжательных прилагательных с суффиксом «-ин-». | «Убираем урожай», «Охотник и пастух», «Кому что дадим?», «Кто подберет больше слов?», «Ералаш» «Угадай, кому нужны эти вещи?», «Волшебная цепочка», «Что спрятано?», |
II этап Работа над словообразованием менее продуктивных моделей | Существительные: а) уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами «-оньк-, -еньк-, -ышк-»; б) образование существительных с суффиксом «-ниц-» (сахарница). в) образование существительных с суффиксом «-инк-» (пылинка), суффиксом «-ин-» (виноградина). Глаголы: а) с приставками «в-, вы-, на-»; б) пространственного значения с приставкой «при-»; Прилагательные: а) с суффиксом «-и-» без чередования (лисий); б) относительные с суффиксами «-н-, -ан-, -ян-, -енн-»; качественные с суффиксами «-н-, -ив-, -чив-, -лив-». | «Что без чего?», «Поле чудес», «Что в магазине?», «Приглашение к чаю», «Поймай – скажи», «Кто как передвигается», «Где мы были, что мы видели?», «Кто как ест», «Юный архитектор», «Кто как передвигается», «Добавь приставку», «Кто чем работает?» «Радуга», |
III этап Уточнение знаний и звучания непродуктивных словообразовательных моделей. | Существительные: а) образование названий профессий; Глаголы: а) пространственного значения с приставкой «с-, у-, под-, за-, под-, пере-, до-». Прилагательные: а) притяжательные с суффиксом «-и-» с чередованием (волчий); б) относительные с суффиксами «-ан, -ян-, -енн-»; качественные с суффиксами «-оват-, -еньк-». | «Угадай, что это?», «Путаница», «Назови профессию», «Что из чего сделано?», «Зверинец», «Угадай, что это?», «Живые слова», «Что какого цвета?». |
Таким образом, использование дидактических игр, создание различных игровых приемов у детей вызывают огромный интерес, оживление, радость, поддерживают положительный эмоциональный настрой. Дети меньше допускают ошибки в употреблении существительных, прилагательных, глаголов, порядке слов в предложении (искажении смысла и структуры) и замене по фонетическому сходству. Применение игровых средств на наших занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечивает легкое и быстрое усвоение программного материала.
Применение оптимальных игровых средств в коррекционной работе учителя - логопеда, насыщенность их игровыми ситуациями с привлечением сказочных героев, создание игры на всех занятиях стимулирует мыслительную деятельность дошкольников, повышает мотивацию к обучению. Для повышения эффективность коррекционного обучения применяются специализированные компьютерные технологий.
Таким образом, в работе учителя - логопеда необходимо использование дидактических игр, игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных группах. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности, при этом следует помнить об их значении в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей.