Многофункциональное развивающее пособие «Разноцветная семейка».
картотека по логопедии
Пособие могут использовать родители, учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели для групповой и индивидуальной работы с детьми 3-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogofunktsionalnoe_razvivayushchee_posobie_raznotsvetnaya_semeyka.docx | 126.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Многофункциональное развивающее пособие «Разноцветная семейка».
Пособие могут использовать родители, учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели для групповой и индивидуальной работы с детьми 3-7 лет.
Дидактические задачи:
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать сенсорное восприятие.
- Развивать пространственную ориентировку.
- Способствовать развитию количественного счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
- Развивать длительный речевой выдох.
- Развивать навыки слогового анализа.
- Развивать навыки звукового анализа.
- Обучать анализу и конструированию предложений.
- Обогащать словарный запас.
- Способствовать совершенствованию лексико-грамматических конструкций (согласование прилагательных с существительными; согласование числительных с существительными).
- Развивать связную речь.
Описание игрушки:
Игрушка состоит из основной семьи гусениц в количестве 10 штук разных цветов и длины и четырёх дополнительных, комплекта листьев из 10 штук по размеру гусениц с аппликациями.
Листья снабжены пуговицами для пристёгивания аппликаций и прорезями для лапок гусениц.
Тело гусениц состоит из головы и сегментов. Головы – это обвязанные теннисные шарики с симпатичными личиками, разными причёсками и шляпками. Сегменты – это обвязанные киндеры. Головы и сегменты снабжены кнопками, которые обеспечивают их соединение и трансформацию. Каждый сегмент имеет пару лапок-пуговиц для крепления гусениц к листочкам. Каждая гусеница имеет свою функцию и атрибуты.
Гусеница №1 - светло-розовая – состоит из одного сегмента снабженного магнитом.
Гусеница №2 - тёмно-зелёная, имеет два сегмента с магнитами. Эти две гусеницы трансформируются в одну. Имеются ещё две такие гусеницы, все они используются для определения местоположения звука в словах (с помощью магнитных божьих коровок).
Гусеница №3 – жёлтая, имеет три сегмента со знаком ударения (ударные слоги).
Гусеница №4 – фиолетовая, имеет четыре сегмента (это маленькие слова для конструирования предложений).
Гусеница №5 – красная, имеет пять сегментов (гласные звуки).
Гусеница №6 – зелёная, имеет шесть сегментов (это мягкие согласные звуки, снабжены звучащими элементами – глухие и звонкие).
Гусеница №7 – синяя, имеет семь сегментов (твёрдые согласные звуки со звучащими элементами).
Гусеница №8 - тёмно-розовая, имеет восемь сегментов (это слоги для слогового анализа). Тёмно-розовая гусеница и жёлтая трансформируются в одну, которая используется для слогового анализа.
Гусеница №9 – оранжевая, имеет девять сегментов (снабжена крутящимися цветочками для развития дыхания).
Гусеница №10 – голубая, имеет десять сегментов (снабжены шнурками для завязывания бантиков).
Также имеются длинные сегменты в количестве четырёх штук (2 киндера обвязанные вместе для конструирования предложений – длинные слова).
Фиолетовая гусеница и длинные сегменты соединяются в одну гусеницу, которая используется для анализа и конструирования предложений.
Варианты игр:
- «Собери гусениц»
- «Найди листочек»
- «Длинная и короткая»
- «А ну-ка, посчитай»
- «Посмотри и запомни»
- «Что изменилось?»
- «Собирай и называй»
- «Подари цветочек гусенице»
- «Подружи гусеницу с бабочками»
- «Девочки и мальчики»
- «Наряди гусеницу»
- «Собери и подуй»
- «Слышу – собираю»
- «Картинки для гусениц»
- «Раз, два, три место звука назови»
- «Составь схему»
- «Раз, два, три слова на слоги подели»
- «Составь схему или предложение»
- «Посчитай»
- «Какой? Какая? Какое?»
- Игра «Собери гусениц»
Задачи: развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, умение различать и называть цвета.
Материал для игры: гусеницы всех цветов.
Ход игры: - Собери гусеницу какого-либо цвета, соединяя брюшки. Гусеницу, какого цвета ты собрал?
- Игра «Найди листочек»
Задачи: развивать мелкую моторику, учить соотносить предметы по размеру.
Материал для игры: гусеницы всех цветов, листья.
Ход игры: - Для каждой гусеницы найди листочек соответствующего размера. Прикрепи гусениц к листу с помощью пуговичек-лапок.
- Игра «Длинная и короткая»
Задачи: закреплять представления о длине и цвете, пополнять словарный запас (самая длинная, самая короткая).
Материал для игры: гусеницы всех цветов.
Ход игры: - Найди и покажи самую длинную (короткую) гусеницу. Какого она цвета?
- Игра «А ну-ка, посчитай»
Задачи: закреплять количественный счёт в пределах десяти в прямом и обратном порядке.
Материал для игры: гусеницы всех цветов.
Ход игры: - Возьми всех гусениц и разложи их по порядку от самой короткой до самой длинной. Посчитай, сколько всего гусениц? Попробуй посчитать в обратном направлении.
- Игра «Посмотри и запомни»
Задачи: закреплять порядковый счёт, развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.
Материал для игры: гусеницы любых пяти цветов.
Ход игры: - Выложи перед собой 5 гусениц слева направо. Внимательно посмотри на них 1 минуту. Закрой глаза. Попробуй назвать по порядку, гусеницы каких цветов лежат на столе. Открой глаза и проверь.
- Игра «Что изменилось?»
Задачи: закреплять порядковый счёт, развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.
Материал для игры: гусеницы любых пяти цветов.
Ход игры: - Выложи перед собой 5 гусениц слева направо. Внимательно посмотри на них 1 минуту. Закрой глаза. Открой глаза и посмотри, что изменилось. Гусеницы, какого цвета не стало? Гусеница, какого цвета появилась?
- Игра «Собирай и называй»
Задачи: развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие, память, мышление, речь, умение различать цвета.
Материал для игры: красная, жёлтая, синяя, розовая, оранжевая, зелёная гусеницы.
Ход игры: - Положи перед собой красную, жёлтую, синюю, розовую, оранжевую, зелёную гусениц. Какие гусеницы лежат слева от розовой гусеницы, а какие справа? Назови, гусеница какого цвета лежит между жёлтой гусеницей и розовой и т.д.
- Игра «Подари цветочек гусенице»
Задачи: развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве, умение различать цвета.
Материал для игры: гусеница красного цвета, листочек по размеру, цветочки.
Ход игры: - Собери гусеницу красного цвета и посади её на листочек. Справа от гусеницы пристегни розовый цветочек, а слева оранжевый цветочек.
- Игра «Подружи гусеницу с бабочками»
Задачи: развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве, умение различать цвета.
Материал для игры: гусеница голубого цвета, листочек по размеру, бабочки.
Ход игры: - Собери гусеницу голубого цвета и посади её на листочек. Справа от гусеницы посади голубую бабочку, а слева розовую бабочку.
- Игра «Девочки и мальчики»
Задачи: закреплять порядковый счёт, развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.
Материал для игры: основная семья гусениц из десяти штук, листья.
Ход игры: - Разложи гусениц по листочкам. Посмотри на них внимательно. Закрой глаза. Скажи, сколько гусениц – девочек? Сколько гусениц – мальчиков? Каких они цветов, расскажи.
- Игра «Наряди гусеницу»
Задачи: развивать мелкую моторику, умение соотносить предметы по размеру, закреплять порядковый счёт.
Материал для игры: голубая гусеница со шнурочками, несколько листьев.
Ход игры: - Собери голубую гусеницу со шнурочками и завяжи на каждом брюшке бантик. Найди листик и посади на него гусеницу, прикрепив лапки к листику.
- Игра «Собери и подуй»
Задачи: развивать длительный речевой выдох, мелкую моторику.
Материал для игры: гусеница оранжевого цвета с цветочками - вертушками.
Ход игры: - Собери гусеницу оранжевого цвета и подуй на цветочки – вертушки. Следите за тем, чтобы ребёнок производил выдох только через рот. Выдох должен быть плавным, длительным, вдох спокойным, через нос.
- Игра «Слышу – собираю»
Задачи: развивать фонематический слух, мелкую моторику.
Материал для игры: красная, зелёная или синяя гусеницы.
Ход игры: - Собирай гусеницу из брюшек, когда услышишь звук. Один звук – одно брюшко. Собираем красную гусеницу, если заданный звук – гласный; зелёную гусеницу, если звук – мягкий согласный; синюю гусеницу, если звук – твёрдый согласный.
Учимся выделять звук на фоне других звуков, на фоне слогов, на фоне слов.
- Игра «Картинки для гусениц»
Задачи: Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки.
Материал для игры: синяя и зелёная гусеницы, картинки со звуками [С] [С'].
Ход игры: - Собери синюю и зелёную гусениц. Раздай им картинки: бусы, рысь, лось, автобус, слон, василёк, серёжки. Синей гусенице дай картинки со звуком [С], а зелёной гусенице со звуком [С'].
- Игра «Раз, два, три место звука назови»
Задачи: учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Материал для игры: три гусеницы с божьими коровками.
Ход игры:
Вариант1.
- Ребёнок берёт картинку определяет место звука в слове и садит божью коровку на нужное брюшко.
Вариант 2.
- Логопед предлагает три схемы из брюшек гусениц с божьими коровками (в начале, в середине и в конце слова) и предлагает ребёнку картинки с определённым звуком. Ребёнок раскладывает картинки под схемами в соответствии с местоположением заданного звука.
- Игра «Составь схему»
Задачи: развивать навыки звукового анализа, умения различать согласные звуки по глухости и звонкости, твёрдости и мягкости, мелкую моторику.
Материал для игры: красная, синяя и зелёная гусеницы, слово – картинка для звукового анализа.
Ход игры:
Вариант 1.
- Составь звуковую схему слова «РОЗА» из брюшек гусениц. Красное брюшко – гласный звук, синее брюшко – твёрдый согласный звук, зелёное брюшко – мягкий согласный звук. Определи согласные глухие или звонкие, подбери нужные брюшки. Посчитай сколько звуков в слове. Обозначь их буквами.
Вариант 2.
- Логопед предлагает ребёнку две готовые схемы из брюшек гусениц. Ребёнок должен разложить картинки под схемами.
- Игра «Раз, два, три слова на слоги подели»
Задачи: развитие слогового анализа, умения определять ударный слог; развитие мелкой моторики.
Материал для игры: ярко - розовая слоговая гусеница, её брюшки – это слоги; жёлтая гусеница, её брюшки – ударные слоги.
Ход игры:
Вариант 1.
Педагог предлагает детям картинки, дети делят слова на слоги и собирают схемы из брюшек. При знакомстве детей с ударением дополнительно используем жёлтую гусеницу, её брюшки со знаком ударения – ударные слоги.
Вариант 2.
- логопед предлагает детям готовые слоговые схемы, сначала без ударения в дальнейшем с ударением и картинный материал. Дети делят слова на слоги и раскладывают их под схемами.
- Игра «Составь схему или предложение»
Задачи: обучать анализу и конструированию предложений.
Материал для игры: голубая гусеница с длинными брюшками, фиолетовая гусеница, её брюшки – маленькие слова.
Ход игры:
Вариант 1.
- Придумай предложение по картинке и составь его схему. Посчитай, сколько в нём слов? Какое слово первое? Какое слово второе? и т.д.
Вариант 2.
- Логопед предлагает готовую схему, а ребёнок по ней составляет предложение.
- Игра «Посчитай»
Задачи: упражнять детей в согласовании числительных с существительными.
Материал для игры: основная семья гусениц из десяти штук.
Ход игры: - Посчитай гусениц от 1 до 10. Одна гусеница, две гусеницы,…, 10 гусениц.
- Посчитай брюшки гусениц. Одно брюшко, два брюшка,…, 10 брюшек.
- Посчитай бантики. Один бантик, два бантика,…, 10 бантиков.
Проявив фантазию можно придумать ещё множество игр с данной игрушкой. Здесь представлены только некоторые из них.
- Игра «Какой? Какая? Какое?»
Задачи: согласование прилагательных с существительными.
Материал для игры: основная семья гусениц из десяти штук.
Ход игры: - Гусеница какая? Красная; Голова какая? Круглая; Брюшко какое? Овальное; Бантик какой? Жёлтый и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие "Разноцветная семейка"- "Төсле гаилә"
Силами пед.коллектива МБДОУ "ЦРР-д/с 91" было разработано дидактическое пособие. Основными преимуществами являются красочность, яркость, уникальность и полифункциональность....
Многофункциональное развивающее пособие «Разноцветная семейка»
Представленное пособие можно использовать для групповой и индивидуальной работы с детьми 3-7 лет. Данное пособие обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и вз...
Методическая разработка по теме «Многофункциональное развивающее пособие «Мнемоколесо» - как эффективное средство обучения дошкольников»
Описание игрового пособия: использование дидактических пособий нового поколения является необходимым условием успешного обучения детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования. Р...
Презентация Многофункциональное пособие "Разноцветная семейка"""
С самого раннего возраста, ребёнок познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому, развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они не только расшир...
Развивающее пособие "Разноцветная семейка"
Развитие у детей познавательных интересов, познавательных способностей посредством игры....
Пособие " Разноцветная семейка"
Развитие у детей познавательных интересов, познавательных способностей у детей 2 младшей группы...
Многофункциональное дидактическое пособие "Разноцветные ладошки"
Данное диактическое пособие предназначено для детей 5-7 лет с ЗПР, а также подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками с ОВЗ.Использование данного пособия в игровой деятель...