Картотека артикуляционной гимнастики в старшей группе
картотека по логопедии (старшая группа)
Что важно знать, работая с детьми над развитием артикуляционной моторики?
• Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
• Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут .
• Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.
• Некоторые упражнения проводятся под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы, чтобы у ребенка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
• Упражнения выполняются ребенком поэтапно.
• Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
user_file_58d3241fa90c0.docx | 115.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс
артикуляционной гимнастики
(старшая группа)
Что важно знать, работая с детьми над развитием артикуляционной моторики?
• Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
• Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут .
• Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.
• Некоторые упражнения проводятся под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы, чтобы у ребенка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
• Упражнения выполняются ребенком поэтапно.
• Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение.
КОМПЛЕКС №1(Сентябрь)
Дыхательное упражнение.
Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.
Мимическое упражнение.
Поздняя Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, .
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.
Упражнения для губ и щек
«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
Упражнения для языка.
- «Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости
- Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается! Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
- Лягушка.
Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук [и]. Передние верхние и нижние зубы обнажены. Как веселые лягушки, тянем губки прямо к ушкам. Потянули - перестали. И нисколько не устали!
- Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
Речевая зарядка.
«Осень» Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».
КОМПЛЕКС №2
Работа над дыханием.
Кораблик . Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
Мимическое упражнение.
Солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.( Наше настроение. Показать, какое у вас настроение).
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.
Упражнения для щек.
«Голодный хомячок». Втянуть щеки.
Покусывание, похлопывание и растирание щек.
Упражнения для языка.
- Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
- «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
- Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
Речевая зарядка.
Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
- Мал, да удал.
- Два сапога - пара.
- Нашла коса на камень.
КОМПЛЕКС №3(Октябрь)
Работа над дыханием.
«Посмотрим, будет ли дождик» Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).
Мимическое упражнение.
Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.
Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц.
Стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба- ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».
Упражнения для губ
- Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию)-
- Большие пуговицы, и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).
Упражнения для языка
- «Чьи зубы чище?».
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней
стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание!
- Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
- Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
- Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
Строчка. Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.
Речевая зарядка.
«Ох! Ох! Ох!» — ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!
КОМПЛЕКС №4
Работа над дыханием.
Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).
Мимически е упражнения.
Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко. Яблоко свалилось нам на голову.
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Жуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.
Упражнения для губ и щек.
- Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
Спрячет сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
- Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
- Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
Упражнения для языка.
- «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
- Маляр
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Внимание!
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
- Дует ветерок.
Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.
Речевая зарядка.
Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)
КОМПЛЕКС №5(Ноябрь)
Работа над дыханием.
"Листопад". Перед ребёнком на столе выкладывают листочки.. Красные, оранжевые, жёлтые листья падают с деревьев. Подул ветер и разбросал все листья по земле! Давай сделаем ветер – подуем на листья!"
Мимическое упражнение.
Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен — недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив — несчастлив; озабочен; спокоен — рассержен.
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):
а) без нажима языком на нижнюю челюсть;
б) с сильным нажимом - подталкиванием языком нижней челюсти вперед.
Упражнения для губ и щек.
Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.
Упражнения для языка.
- "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
"Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
- Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
- «Вкусное варенье».
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
- Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
Речевая зарядка.
Тетушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье,
Да и каша манная
Просто объеденье -
Ням-ням-ням-ням.
КОМПЛЕКС № 6
Работа над дыханием.
Вдох и выдох носом. Вдох носом - выдох ртом.
Вдох ртом - выдох носом. Вдох и выдох ртом.
Мимическое упражнение.
Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.
Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц.
Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: «Фа-фо, фы-фу!»
Упражнение для губ и щек.
- «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
- Надувание щек поочередно.
- "Заборчик - губы сильно растягиваются в стороны, вверх, обнажая оба ряда зубов.
- "Улыбка" - растягивание разомкнутых или сомкнутых губ.
Упражнение для языка.
- "Горка" - выгибать спинку языка, удерживая кончик языка за нижними зубами.
- Лошадка" - щелкать языком.
- «Футбол», («Спрячь конфетку»).Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
- «Качели».
Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными "а", "ы", "о", "у".
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Внимание!
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
- Колья забора острые — вот такие. Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.
Язык «лопаткой» положи
И спокойно подержи.
Язык «колышком» потом
Потянем тонким острием.
Речевая зарядка.
Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал . от вьюги: «М-м-м-м-
м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стог дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут берег «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
КОМПЛЕКС № 7(Декабрь)
Работа над дыханием.
Вдох носом - повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука 0-0-0. Повернуть голову направо. Какая огромная грушаl Вдох носом, выдох ртом.
Мимическое упражнение.
Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются.
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Игровое упражнение «Жуем твердую грушу.
Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.
Упражнения для губ и щек
- Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
- Щечки-яблочкu. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно, то правую, то левую щеку.
Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
- Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
Упражнения для языка.
- Язык "лопаткой" положи
И спокойно подержи.
Язык "колышком" потом
Потянем тонким острием.
- Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.
- Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
- «Пароход гудит».
Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка
Речевая гимнастика.
Разговоры фруктов. Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: "Фу-фа-фу!" Вишни просят Скворцов не клевать их: "Пта-пты-
пто, пта-пту-пты".
Яблоки падают на траву: "Бам-бом-бум!»
КОМПЛЕКС№ 8
Работа над дыханием.
Вдох и выдох носом. Вдох носом - выдох ртом.
Вдох ртом - выдох носом. Вдох и выдох ртом.
Мимическое упражнение.
Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.
Упражнения для губ и щек.
- Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой». Самовар. Надувать обе щеки одновременно.
- «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
- Надувание щек поочередно.
Упражнения для языка.
- Язычок-листок прикрыл яблочка бочок. Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.
- "Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
- «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
- «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
- Индюк».
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).
Речевая зарядка.
Развитие интонационной выразительности речи
Где мой пальчик?
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла -
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь - и найдешь.
- Здравствуй, пальчик,
Как живешь?
КОМПЛЕКС №9 (Январь)
Упражнения на дыхание.
Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху. «Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук у-у-у-у-у на одном выдохе.
Мимические упражнения
Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды.
Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К.Чуковского.
Упражнения для щек и губ
- Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
- Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
- Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Упражнения для языка.
- Зеленый дятел прощается с соловьем». Кончик языка лежит за нижними зубами. Произнести звукосочетания киэй-киэй-киэй. Раскрыть рот, улыбнуться, обнажая все зубы. Удерживать губы и зубы в таком положении под счет до 5, затем закрыть рот.
- Клюв аиста».
Высунуть изо рта узкий и острый язык. В случае затруднений предложить ребенку дотянуться языком до конфеты или другого предмета. - «Чьи зубы чище?».
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание!
- Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
- Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Речевая зарядка
Проговаривание загадки и чистоговорки.
|
|
КОМПЛЕКС № 10
Упражнение на дыхание
Выработка правильного диафрагмального дыхания. Игровое задание «Шарик — ямочка».
Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух — образовалась ямочка.
Мимическое упражнение.
Изобрази грустных аистов. Покажи, как им не хочется покидать родные края. Улыбнись, передай им свое хорошее настроение.
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.
«Жуем твердую морковь».
Что лежит на подносе? (Морковь.)
«Нас угостили морковкой». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.
— Покажите, как грызет морковку зайка.
Упражнения для губ и щек.
- «Широкая труба». Щенок увидел вот такую широкую трубу и решил туда залезть. Зубы сомкнуть, губы вытянуть широкой трубочкой.
- Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. - Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
Упражнения для языка.
- «Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок». Загнуть кончик языка, поднять за верхние зубы и удерживать его в таком положении под счет до 4—5.
- .«Дует ветерок».
Цель: Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами
и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.
- «Барабан»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д - д - д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.
Речевая зарядка
Мороз колдует.
Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже, сосны, ели!
Все, что есть в моем лесу,
Я засыплю, занесу!
КОМПЛЕКС № 11(Февраль)
Работа над дыханием.
Формирование плавного длительного выдоха. Дети сдувают с листа бумажные комочки. «Чей кочек дальше улетит».
Мимические упражнения
Поднялся шторм. Покажите, как вам стало страшно. А теперь покажите, какие вы смелые, мужественные и храбрые.
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги ам-ам-ам-ам.
«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
Упражнения для губ и щек.
- «Мама-птица прогоняет от птенцов куницу». Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытом рте (чмоканье).
- «Дуем на горячий чай». Вытягивание губ широкой трубочкой с имитацией дутья на горячий чай.
- Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
Упражнения для языка
- «Гармошка»
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
- «Язычок ищет щелочку в заборчике». Выдвижение распластанного языка между зубами и его покусывание. (На языке должны оставаться следы от зубов.)
- «Лошадка едет тихо».
Цель: Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука «л».
Описание: Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Внимание!
Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
Кончик языка не должен загибаться внутрь.
Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
Речевая зарядка.
Под окошком - блл, блл, блл -
Индюки болтают.
Индюшачьей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
"Блл, бллл!" - предлагают.
КОМПЛЕКС № 12
Работа над дыханием.
формирование длительного плавного выдоха, «Подуй на султанчики». Использовать султанчики для игр с ветром.
Мимическое упражнение.
Коза в огороде». Изобразить хитрую козу, которая решила полакомиться капустой. Показать, как рассердилась хозяйка на козу. Изобразить страшное огородное пугало, показать, как его испугались вороны.
Упражнения для губ и щек.
- «Кит-бутылконос и косатка». Дети показывают, какие носы у бутылконоса и косатки. Чередовать движения: губы сжать и вытянуть вперед (бутылконос), губы широко раскрыть, зубы сжать (косатка).
- "Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
- «Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
- Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Упражнения для языка.
- «Иголочка», («Стрелочка», «Жало»).Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
- Лошадка.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
- «Барабанщик». Рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам). Получается как английский звук -д-д-д-д-д-. Барабанщик стучит то быстро, то медленно. Выполняем в течение 30 — 60 секунд.
- Вот проснулся Язычок,
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5—7.
Речевая зарядка.
Этот маленький дружок -
Твой веселый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом,
шутя!
КОМПЛЕКС № 13
Работа над дыханием.
«Шарик»
Вот так шарик надуваем
И рукою проверяем, а
Теперь мы выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Мимическое упражнение.
«Медведь в берлоге». Пригрело солнышко, снег растаял, вода попала медведю в берлогу. Дети показывают, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.
Упражнения для губ и щек.
- Обезьянка, бегемотик -
Все водой полощут ротик.
Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. Имитировать полоскание рта водой.
Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек.
- «Исхудавшие за зиму зверята». Втянуть щеки, затем вернуть щеки в исходное положение.
Упражнения для языка
- Сосулька тает». Открыть рот, вытянуть острый язык, затем опустить широкий язык на нижнюю губу. Чередовать положение острого и широкого языка.
- «Часики», («Маятник»).Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
- Эй, дружок, Антошка!
Сыграй нам на гармошке!
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
- С братом мы возьмем насос -
Будет праздник для колес:
Подкачаем шины
Папиной машины.
Предложить ребенку длительно произнести звук «сссс…». Обратить его внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.
Речевая зарядка.
Каплями забулькав,
Плакала сосулька:
— Я хотела сесть повыше,
Я хотела влезть на крышу,
Я ступила на карниз
И боюсь свалиться вниз!
Кап! Кап! Кап!
КОМПЛЕКС № 14
Работа над дыханием.
- «Медведь проснулся после зимней спячки». Открывать рот с глубоким ротовым вдохом.
- Вдох и выдох носом. Вдох носом - выдох ртом.
Вдох ртом - выдох носом. Вдох и выдох ртом.
Мимические упражнения
Педагог предлагает детям выразить радость от встречи с весной. Дети показывают, как им тепло и приятно греться на солнышке.
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
- Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):
а) без нажима языком на нижнюю челюсть;
б) с сильным нажимом - подталкиванием языком нижней челюсти вперед.
Упражнения для языка.
- Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
- «Лужи». Открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
- «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
- Индюк.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание!
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Речевая зарядка.
Диалог Зимы и Весны
Говорит Весна:
— Сестра, уходить тебе пора!
А Зима Весне в ответ:
— Нет! Нет! Нет! Нет!
Говорит Весна тогда:
— С крыши капает вода?
— Да! Да! Да! Да!
— Тают горки во дворах?
— Ах! Ах! Ах! Ах!
— А на речке, речке треснул лед?
— Вот так! Так вот!
КОМПЛЕКС № 15(Апрель)
Работа над дыханием.
Поворачивать голову в стороны: налево (вдох носом) - прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) - прямо (выдох носом).
Мимические упражнения
поднять брови вверх — расслабить мышцы;
• нахмурить брови — расслабить мышцы;
• глаза спокойно закрыть — открыть;
• глаза прищурить — открыть;
• глаза с силой зажмурить — открыть;
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Жуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.
Губы сжать. Имитировать жевательные движения.
Упражнения для губ и щек.
- Покусывание, похлопывание и растирание щек.
- «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
• Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
Спрячет сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
• Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
• Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
Упражнения для языка.
- «Поцокать» языком с максимально открытым ртом. Следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной. (Работать должен лишь язык.)
- «Язычок идет в гости к носу». Широкий кончик языка поднять к носу и закрыть им верхнюю губу.
- «Горка»
Кончик языка в зубки упирается,
Спинку выгибаем - горка получается.
Быстро- быстро с горки вниз
На санках катится Денис.
- ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передник краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.
Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.
- ПИРОЖОК
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от1 до 5-10.
Следить , чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.
Речевая зарядка
«Ох! Ох! Ох!» - ворчит Горох.
Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах».
Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!»
Огорченные овощи.
Морковь: «ОЙ! ОЙ! ОЙ! Меня никто не выдергивает!»
Картофель: «ОЙ! ОЙ! Ой! Меня никто не копает!»
КОМПЛЕКС № 16
Работа над дыханием.
- Формирование плавного длительного выдоха. Дети сдувают с листа бумажные комочки. «Чей кочек дальше улетит».
- Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы). Вдох через нос, выдох ртом.
Мимические упражнения.
Спи, глазок, спи, другой.
Спите сразу, оба глаза.
Правый глаз, просыпайся!
Левый глаз, просыпайся!
Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц.
Стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба- ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».
Упражнения для губ и щек.
Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
Упражнения для языка.
«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
Речевая гимнастика
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
— Здравствуй!
— Здравствуй!
— Как дела?
— На рыбалке я была.
Я удила рыбака,
Дядю Петю-чудака.
— Где же твой рыбак?
Попался?
— Нет! Ушел хитрец!
Сорвался.
КОМПЛЕКС № 17(Май)
Работа над дыханием.
- бабочка
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»
Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот крыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
Мимические упражнения.
поднять брови вверх — расслабить мышцы;
• нахмурить брови — расслабить мышцы;
• глаза спокойно закрыть — открыть;
• глаза прищурить — открыть;
• глаза с силой зажмурить — открыть;
Упражнения для губ и щек.
- Голову держать прямо, губы — без напряжения, зубы не обнажать. Раскрывать и закрывать рот произвольно, а затем — с преодолением сопротивления рук (кулачки под нижней челюстью).
- Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой». Самовар. Надувать обе щеки одновременно
- «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновременно.
Упражнения для языка.
- «Сердитый лев» .Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.
- «Маляр».
Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Внимание!
- Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
- Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.
- ЛЕТЯТ СЕЖИНКИ
Губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживая язык в таком положении сдувать ватку на противоположный край стола.
Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Щеки не должны надуваться, воздушная струя должна идти по средней линии языка и была узкой, а не рассеянной.
- «Шпага» Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Кончиком языка «уколоть» щеку с внутренней стороны. На счет «раз» - «укол» в правую щеку. На счет «два» - «укол» в левую щеку.
- «Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.
Речевая зарядка.
Этот маленький дружок -
Твой веселый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом,
шутя!
КОМПЛЕКС № 18.
Работа над дыханием.
Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».
Мимическое упражнение.
Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен —недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив — несчастлив; озабочен; спокоен — рассержен.
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Жуем ириски. Жевательная резинка.
Имитация жевания.
Упражнения для щек и губ
- Малыш сосет соску.
Показать, как вы сосали сосочку, когда были маленькими. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком, а затем возвратить в нормальное положение. - Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию)-Большие пуговицы, и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).
Упражнения для языка
- Чистим зубы.
Плавно провести языком по верхним, а затем по нижним зубам.
Язычок лежит на крылечке и греется на солнышке.
Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу.
Язык отдыхает на кровати.
Рот широко открыт. Язык лежит во дне ротовой полости. - Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положе-1ия «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».
- Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
- Фокус.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. - Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Речевая зарядка
Нос, умойся!
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза! Мойтесь, уши,
Мойся, шейка!
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся! Э. Мошковская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека артикуляционной гимнастики в старшей группе
Картотека артикуляционной гимнастики в с старшей группе...
картотека артикуляционной гимнастики для старшей группы
В материале приведены 50 упражнений для развития артикуляционного аппарата ребёнка, что особенно важно для развития правильной речи....
Картотека артикуляционной гимнастики для старшей группы
Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциац...
Картотека артикуляционной гимнастики для старшей группы
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата. Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижн...
Картотека артикуляционной гимнастики в старшей группе
Картотека артикуляционной гимнастики в старшей группе...
Картотека артикуляционной гимнастики в старшей группе
Картотека артикуляционной гимнастики в старшей группеКарточка№1 «Улыбка»Широка Нева-река,И улыбка широка.Зубки все мои видны –От краев и до десны.Цель: вырабатывать умение...
Картотека артикуляционной гимнастики для старшей группы
laquo;Дудочка»Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы, способствует подвижности губ.«Киска лакает молоко»Дети отк...