Консультация на тему «Артикуляционная гимнастика: Для чего она нужна?»
консультация (старшая группа)
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Произнести звуки речи правильно и отчётливо помогает развитый артикуляционный аппарат. Детский речевой аппарат развивается постепенно, так как произношение речи – непростой двигательный навык, овладеть которым в одночасье ребёнку не под силу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artik_gumnastika._dlya_chego_ona_nuzhna.docx | 82.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему «Артикуляционная гимнастика: Для чего она нужна?»
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Произнести звуки речи правильно и отчётливо помогает развитый артикуляционный аппарат. Детский речевой аппарат развивается постепенно, так как произношение речи – непростой двигательный навык, овладеть которым в одночасье ребёнку не под силу.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц],[ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика проводится:
- в детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;
- в детском саду с воспитателем и самостоятельно;
- с родителями дома.
С помощью проведения для малыша специальных занятий можно укрепить и развить правильные движения речевого аппарата, улучшить дикцию.
Выполнение упражнений на развитие речевого аппарата нужно начинать в самом раннем возрасте. С малышами до года нужно заниматься во время бодрствования. Простейшее цоканье, уханье, фырканье, писк, разговор разными голосами и с различной громкостью принесут пользу ребёнку, обусловят развитие речи в раннем возрасте и до года.
Детям 2 - 4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно давайте ребенку погрызть сухари, жевать целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно,чётко и красиво.
Существуют определенные правила проведения артикуляционной гимнастики.
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
навыки закреплялись и становились более прочными
- Каждое упражнение имеет свое название и желательно, чтобы ребенок запомнил названия выполняемых упражнений. С одной стороны, ему так интересней, с другой – вам не надо каждый раз объяснять способ выполнения, достаточно сказать «Давай сделаем часики» и показать картинку с изображением часов.
3. В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе.
4. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.
5. Если упражнение не получатся можно прибегнуть к помощи шпателя.
6. Логопед, воспитатель и родитель должны следить за правильностью выполняемого упражнения.
7. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения | Действия |
Упражнения для мышц мягкого неба и глотки. | Позевывание. Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание. Полоскание горла. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ. Покашливание. В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки. |
Упражнения для нижней челюсти. | Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого. Жевательные движения. Движения нижней челюсти влево-вправо. |
Упражнения для щек. | Надувание щек: обеих одновременно и попеременно. Перегонка воды из одной щеки в другую. Втягивание щек в ротовую полость между зубами. |
Упражнения для губ и языка. | «Улыбка» - улыбнуться, не обнажая зубы. «Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. «Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты. «Бублик» - выполнить «трубочку» и приоткрыть рот. «Лопатка» - широкий язык спокойно лежит на нижней губе. «Чашечка» - широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху. «Часики» - отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна. «Качели» - рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы. «Вкусное варенье» - слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ. «Иголочка» - суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу. «Индюк» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла. «Горка» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед. «Маляр» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу. «Желобок» - язык лежит на нижней губе, кончик - узкий, а боковые края загнуты в желобок. «Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот. «Гармощка» - рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку. «Конфета» - рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. «Наказать непослушный язычок» - вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя. «Почистим зубки» - «почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева-направо). Нижняя челюсть неподвижна. «Лошадка» - улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык. «Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д». |
Упражнения для активизации мышц шеи, гортани | (выполняются с закрытым ртом). Опускание головы вниз. Запрокидывание головы назад. Поворот головы вправо-влево. Наклоны головы вправо-влево. Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук. Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук. |
Таким образом, целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению нужных звуков.
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.
Учитель-логопед Темник А.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика.Для чего она нужна?"
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, вед...
Консультация на тему: "Артикуляционная гимнастика как основа звукопроизношения"
Консультация для родителей с подобором артикуляционных упражнений....
Консультация на тему «Артикуляционная гимнастика: Для чего она нужна?»
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Произнести звуки речи правильно и отчётливо помогает развитый а...
Консультация на тему " Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения"
Консультация на тему " Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения"...
Консультация на тему «Артикуляционная гимнастика – это важно»
Консультация для родителей детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика. Для чего она нужна?
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой 1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами...
Логопед советует! Консультация на тему: «Артикуляционная гимнастика для детей младшего возраста»
Привычка говорить правильно формируется в раннем детстве. Ребенок, которого научили говорить отчетливо и красиво, не будет испытывать проблем ни в детском саду, ни в школе, ни во взрослой жизни.К сожа...