Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика"
консультация по логопедии

Самотой Юлия Ивановна

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Классическое определение артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

Главными целями артикуляционной гимнастики являются:

· выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата;

· объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.

 

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Артикуляционная гимнастика»

Ю.И.Самотой,

Воспитатель

МДОУ «Детский сад №17 с.Пушкарное

Белгородского района, Белгородской области

Презентация Артикуляционная гимнастика доклад, проект

Цель: 

оказание помощи родителям в организации и проведении артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

Задачи:

Познакомить родителей с особенностями артикуляционного аппарата.

Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.

Продемонстрировать наглядный материал по развитию подвижности органов артикуляционного аппарата.


Что такое артикуляционная гимнастика?

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Классическое определение артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

Главными целями артикуляционной гимнастики являются:

· выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата;

· объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

  1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
  2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  3. Покажите правильное выполнение упражнения.
  4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
  5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
  6. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой, чайной ложки или просто чистым пальцем).
  7. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения.

Каждому из вас я выдам описания артикуляционных упражнений, которые вы будете выполнять с ребенком дома. Сейчас мы попробуем их выполнить.

Упражнения для губ

1. Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Трубочка.

Чередование положений губ.

6. Расческа.

Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

Статические упражнения для языка

1. Бегемотик.

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Чашечка.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка (Стрелочка. Жало).

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится).

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. Трубочка.

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

7. Грибок.

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

1. Часики (Маятник).

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2. Змейка.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

3. Качели.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку).

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. Чистка зубов.

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

6. Катушка.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

7. Лошадка.

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

8. Гармошка.

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

9. Маляр.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

10. Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«Язычок музыкант»

Этот комплекс следует выполнять при постановке звуков [л], [р].

Недавно Язычок побывал на концерте. Музыканты играли на разных инструментах, и нашему Язычку тоже захотелось поиграть.

1. Язычок играет на барабане – кончиком языка стучим по нёбу за верхними зубами: ды-ды-ды.

2. Язычок играет на гармошке – улыбаемся, приоткрыв рот, «присасываем» язык к нёбу и, не изменяя его положения, то закрываем, то открываем рот, растягиваея подъязычную уздечку, - меха, удерживаем язык в каждом положении под счёт от 3 до 9.

3. Язычок бренчит на балалаечке – приоткрываем рот, кладём язык на верхнюю губу и производим движения его широким передним краем по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её, сначала производить медленные движения, потом, ускоряя темп и добавляя голос, пока не послышится: бл-бл.

4. Дудочка Язычка играет – его дудочка молчит (губы вытянуть вперёд дудочкой, рот не открывать; по сигналу «Дудочка молчит!» губы принимают нормальное положение (чередовать 5-6 раз)

Вспомни на каких музыкальных инструментах научился играть наш Язычок?

«Язычок собирает грибы»

Этот комплекс следует выполнять при постановке звуков [ш], [р].

Осенью язычок отправился в лес, прихватив с собой большую корзинку.

1. «Корзинка»-рот открыт, широкий язык в форме чашечки поднимается к верхней губе, губы неподвижны – удерживаем их под счёт до 5.

2. В лесу Язычок увидел ручеёк (холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов, губы растянуты в улыбке). Подставив ладошку, можно почувствовать, какая холодная вода в нашем ручейке.

3. Свежий ветерок радовал Язычка (дуть на широкий язык, не раздувая щёк).

4. На поляне Язычок нашёл красивый грибок (широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпу гриба, а подъязычная уздечка – его ножку).

5. Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот боровик, а вот мухомор…»

Повторяем предыдущее упражнение 6-10 раз.

6. Язычок отправился домой после того, как набрал полную корзинку грибов – повторяем упражнение «Корзинка».

7. «Ням-ням!» - так приговаривали друзья нашего Язычка, кушая вечером лапшу с грибами (совершать гладящие движения широким языком по верхней губе вперёд-назад).

А ты когда-нибудь собирал в лесу грибы? Как ты думаешь, все ли грибы можно класть в корзину?

Другие сказки о Язычке Вы сможете найти в журнале «Логопед» №5, 2011г.

Артикуляционную гимнастику можно проводить также при чтении детской художественной литературы.

«Карлсон, который живёт на крыше»

Выполняется при постановке звука [р].

Высоко на крыше живёт Карлсон.

Ребёнок тянется кончиком языка к носу.

Он весёлый, толстый.

Улыбаются, надувают щёки.

Утром просыпается, потягивается. Делает зарядку: наклоны в стороны.

Упражнения «Качели», «Часики».

Потом он умывается.

Облизывают губы по часовой стрелке и против неё.

Наводит чистоту в своём доме на крыше.

Имитируют чистку верхних и нижних зубов.

Завтракает плюшками, пьёт чай с вареньем.

Выполняют упражнения «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье».

После завтрака Карлсон заводит моторчик.

«Стучат» молоточком: д-д-д.

Проверяет, крепкий ли мотор.

Выполняют упражнения «Грибок».

Отталкиваются от края крыши и перелетает с крыши на крышу.

Произносят: др-р-р-р.

Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...

Здоровьесберегающие технологии. Консультация для родителей "Гимнастика вдвоём"

Рекомендации как проводить гимнастику в семейном кругу....

Консультация для воспитателей .Гимнастика маленьких волшебников.

Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп доу,о методике проведения самомассажа....

Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."

Возвращение к истокамИздревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлическ...

Консультация для воспитателей. Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, помогает улучшит настроение детей, поднять мышечный тонус....

Консультация "Здоровьесберегающие технологии: Гимнастика после сна"

Доклад - консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей групп...