Авторская пальчиковая методика по автоматизации и дифференциации звуков речи
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

В данной разработке подробно представлена комплексная методика по развитию межполушарных связей, координации тонкой моторики руки. Пальчиковые упражнения и манипуляции способствуют развитию творчества и самостоятельности детей, ускоряют процессы автоматизации и дифференциации звуков речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Галашева Лялия сабировна

Учитель-логопед ГБДОУ №51

 Василеостровского района

Г Санкт-Петербурга

Авторская методика по автоматизации и дифференциации звуков речи.

Патент № 2640392 от 28.12.17

Заявка № 2016147211 от 01.12.16

Техническим результатом предлагаемой методики, который объективно проявляется в ходе его использования и решает поставленную задачу, является преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи, улучшение координации мелкой и общей моторики, профилактика дисграфии и дислексии, формирование первичных навыков чтения, совершенствование лево-правосторонней координации и гармонизации работы обоих полушарий головного мозга, повышение иммунитета, улучшение психологического состояния, улучшение памяти и дыхательной системы, повышение зрительного и слухового внимания, активизация  мыслительных процессов и творчества.

 Указанный технический результат, решающий поставленную перед изобретением задачу достигается тем, что способ коррекции нарушений речи, состоит, по меньшей мере, из четырех лечебно-корректирующих этапов, в которых проводят логопедические занятия в подгрупповой или индивидуальной форме в течении 5-7 минут ежедневно и/или проводят логопедические занятия в течении 10-30 минут 2-3 раза в неделю, на которых  проговаривают или пропевают фонематические компоненты речи и осуществляют погружение ребенка/детей в состояние активной автоматизации и дифференциации звуков через создание динамических стереотипов посредством распределения и концентрации внимания между тактильными, вербальными слуховыми и зрительными ощущениями, при этом в первом лечебно-корректирующем этапе на протяжении месяца производят артикуляцию гласных звуков в сочетании с развитием координации пальцев левой и правой руки, осуществляемое проговариванием или пением гласных звуков, находящихся в установленном порядке между собой при озвучивании, находящихся в ассоциативной зависимости от определенного пальца, и последовательными манипуляциями пальцев от большого к мизинцу и наоборот от мизинца к большому пальцу, во втором лечебно-корректирующем этапе упомянутые распределение и концентрация внимания между тактильными, вербальными слуховыми и зрительными ощущениями осуществляют посредством выполнения пальчиковых действий и упражнений в сочетании с одновременным озвучиванием фонематических компонентов, образованных присоединением к гласным фонемам согласных фонем раннего онтогенеза,  в третьем лечебно-корректирующем этапе повторно выполняют упомянутые пальчиковые действия и упражнения в комплексе с проговариванием или пением создающихся и обновляющихся в процессе автоматизации и дифференциации фонематических компонентов речи, представляющих сочетание гласных и свистящих, гласных и шипящих, гласных и губно-зубных фонем, а в четвертом лечебно-корректирующем этапе дополнительно осваивают фонематические компоненты с сонорными фонемами Л, ЛЬ, Р, РЬ  в сочетании с выполнением упомянутых пальчиковых действий и упражнений, при этом каждый из упомянутых лечебно-корректирующих этапов может  длится от одного до трех  месяцев.                      

Является целесообразным, если пальчиковые действия и упражнения во всех лечебно-корректирующих этапах подразумевают использование манипуляций, заключающихся в силовом массажном обхвате пальцев в области дистальных фаланг в течении 1-3 секунды и/или в массаже пальцев с применением Су-Джок мячей и колец, и/или в рисовании красками посредством пальцев, и/или в загибании и разгибании пальцев, и/или в соприкосновении между пальцами, и/или в выполнении щелчков, и/или в кручении предметов между подушечками пальцев, и/или в круговых движениях пальцев, и/или постукивающих, надавливающих и/или поглаживающих движений пальцами.

Является предпочтительным, если в первом лечебно-корректирующем этапе устанавливают ассоциативную зависимость гласной А от большого пальца, гласной О от указательного пальца, гласной У от среднего пальца, гласных Ы и И от безымянного пальца и гласной Э от мизинца.

Во втором, третьем и четвертом лечебно-корректирующем этапе согласные фонематических компонентов речи могут являться одиночными или находятся в сочетании друг с другом или стоят в начальной, средней или конечной позиции по отношению к гласным.        

По одному из вариантов осуществления изобретения, разновидность и многообразие выполняемых пальчиковых действий и упражнений усложняют в третьем и последующих лечебно-корректирующих этапах в зависимости особенностей логопедических нарушений ребенка или подгруппы детей.  

По одному из предпочтительных вариантов осуществления изобретения, по меньшей мере, в одном из указанных лечебно-корректирующих этапов, пальчиковые действия и упражнения осуществляют при помощи алфавита Брайля для детей с нарушениями зрения.

По меньшей мере, один из указанных лечебно-корректирующих этапов может включать развитие функции речевого дыхания при помощи дыхательных упражнений по методу Стрельниковой.

По меньшей мере, один из указанных лечебно-корректирующих этапов может включать достижение положительного эмоционального настроя при помощи аффирмаций по методике Л. Хей.

Является продуктивным, если по меньшей мере, один из указанных лечебно-корректирующих этапов предполагает использование сказочных персонажей и сказочных ситуаций применительно к действиям, присущим упомянутому этапу или этапам.

Является эффективным, если любой из первого или второго лечебно-корректирующего этапа подразумевает выполнение пальчиковых действий и упражнений с закрытыми глазами.

Один из вариантов осуществления изобретения заключается в том, что по меньшей мере, один из указанных лечебно-корректирующих этапов в сочетании с его действиями подразумевает применение релаксирующего или тонизирующего массажа ладоней, воротниковой зоны, лица, артикуляционного аппарата, пальцев ног и ступней.  

Является предпочтительным, если любой из второго, третьего или четвертого лечебно-корректирующего этапа подразумевает выполнение пальчиковых действий и упражнений с использованием резиновых, пластиковых игрушек и мячей с шипами, бусинок, шишек, теста, воды и льда, орехов, крупы, пластилина, кинетического песка.

Целесообразно если, по меньшей мере, один из указанных лечебно-корректирующих этапов подразумевает использование пособий с написанными буквами, нарисованными различными цветами, выложенными из различного природного материала и проколотыми рельефом на картоне совместно с действиями, присущим упомянутому этапу или этапам.

По одному из частных вариантов осуществления изобретения, по меньшей мере, один из указанных лечебно-корректирующих этапов подразумевает применение цветных фишек для формирования анализа и синтеза слогов различной структуры.

Как правило, согласно изобретению, к третьему лечебно-корректирующему этапу приступают, преимущественно по окончании освоения ребенком/детьми свистящих, шипящих и губно-зубных звуков.    

Целесообразно, если к четвертому лечебно-корректирующему этапу приступают по окончании освоения ребенком/детьми сонорных согласных звуков (Л, ЛЬ, Р, РЬ).

Предпочтительно, если ребенок/дети самостоятельно осуществляют выбор согласных фонем, опираясь на заданные звуковые схемы, самостоятельно образовывают и самостоятельно озвучивают фонематические компоненты, самостоятельно используя выбор вида пальчиковых манипуляций под контролем педагога.

Возможно, что третий или четвертый лечебно-корректирующий этап включает элементы письма фонематических компонентов ребенком/детьми.        

На первом лечебно-корректирующем этапе с группой, состоящей из 10 детей, имеющих различные нарушения звукопроизношения, нарушения слоговой структуры слова, недоразвития координации и переключаемости движений мелкой моторики, возможными нарушениями лево-правосторонней ориентации в большом и малом пространстве, эмоционально-волевой сферы и адаптации к социальным условиям, низким иммунитетом и т.д.,  ежедневно проводят логопедические занятия в подгрупповой или индивидуальной форме в течении 5-7 минут ежедневно и/или проводят логопедические занятия в течении 10-30 минут 2-3 раза в неделю, на которых проговаривают или пропевают фонематические компоненты речи и осуществляют погружение ребенка/детей в состояние активной автоматизации и дифференциации звуков через создание динамических стереотипов посредством распределения и концентрации внимания между тактильными, слуховыми и зрительными ощущениями.

При этом возможны применения сказочных персонажей и сказочных ситуаций, а положительный эмоциональный настрой у детей достигают при помощи аффирмаций по методике Л. Хей.

На данном этапе осуществляют отработку артикуляции гласных звуков в сочетании с развитием координации пальцев левой и правой руки, осуществляемое проговариванием гласных звуков и последовательными манипуляциями пальцев от большого к мизинцу и наоборот, с периодическим проведением релаксирующего или тонизирующего массажа ладоней, воротниковой зоны, лица, артикуляционного аппарата, пальцев ног и ступней.

Детям рассказывается сказка о том, как гласные буквы поселились в пальчиках:

“Пальчики гуляли, а навстречу идет звук «А» (напальчник) и плачет: “АААААА…”

Большой пальчик спрашивает: «Почему ты плачешь?» А звук «А» отвечает:

«потому что мне негде жить и не с кем дружить».  Большой пальчик приглашает его жить к себе (на большой пальчик надевается напальчник с изображением буквы А).

Звук «О» охает, его приглашает жить к себе указательный пальчик. Звук «У» удивляется, его приглашает средний пальчик. Звук «Ы» злится, его успокаивает и приглашает безымянный пальчик. Звук «Э» грустит, его жалеет и приглашает к себе жить мизинец.  Звук «Ы» вспоминает, что звук «И» потерялся. Ищет, находит и говорит, что они вместе будут жить в безымянном пальчике, только звук «Ы» будет после твердых согласных, а звук «И» после мягких согласных. На каждый пальчик по очереди надевают соответствующий напальчник”.

Сказка рассказывается в импровизированном варианте, дети по желанию отвечают на вопросы и берут на себя роль гласных звуков. При этом  на данном этапе уточняется и закрепляется артикуляция гласных звуков и определенная ассоциация их с пальчиками.

Для этого используется упражнения на “обведенных ладошках”. При выполнении упражнения соединяем плавное пение или произношение на выдохе гласных звуков с последовательным касанием  подушечек пальчиков по опоре, имитируя игру на пианино:

        А – О – У – Ы – Э

Дополнительно добиваются плавных, красивых, координированных движений, с достаточным нажимом подушечек по опоре. Опорой для пальчиков может быть различная поверхность: стол, бархат, мех, стеклянная или металлическая поверхность, пластилин, что помогает массировать нервные окончания подушечек пальцев. Также изготовливаются специальные пособия для пальчиковых упражнений. Это может быть аппликация детских ладошек с изображениями гласных букв для закрепления алгоритма положения гласных звуков.

Произносятся или поются гласные звуки, одновременно при этом пальцы выполняют последовательные движения, получается определенный комплекс движения и произношения.

Сначала пальчиковые упражнение “проигрывается” от большого пальчика к мизинцу, пока дети свободно не овладеют этой последовательностью звуков и движений пальцев.

Затем отрабатываются по два звука при движении двух пальцев:

А – О (играют большой и указательные пальчики);

О – У (играют указательный и средний пальчики);

У – Ы (средний и безымянный);

Ы – Э (безымянный и мизинец).

Возможны и другие вариации:

А  - О    А – У   А – Ы   А – Э.

 Это сочетание движений  большого  пальца (звук А) с движениями других пальчиков и произношения, соответствующих алгоритму звуков.

Э – Ы   Э – У  Э – О, Э – А – мизинец (звук Э) «дружит» с другими пальчиками и звуками.

Рассматриваются и такие варианты:

Ы – А, О – У, Э – О, О – Ы

Обратная последовательность «комплекса»:

Э – Ы – У – О – А.

При соединении одноименных подушечек пальцев упражнение выполнить легче, чем на горизонтальной плоскости. Когда дети будут хорошо выполнять эти задания, можно предложить выполнять их с закрытыми глазами, это многократно повышает интерес.

Для того, чтобы выработалась четкая координация движений, способность к переключению от одного движения к другому, способность безошибочно совмещать движение с произношением, необходимо многократное повторение простых сочетаний.

Далее “проигрываются” по три звука, по четыре звука, пока не отработается четкий алгоритм выполнения комплексов:

А – О – У,  У – Ы – Э,  Э – А – О;

Э – Ы – У – О,  У – А – Э – Ы и т.д.

Можно использовать различные движения и манипуляции с пальцами. Это цепочки из одноименных пальцев, соединение подушечек с различным нажимом, катание между подушечками бусинки, выполнение щелчков пальцами одной руки по пальцам другой, «кивание» пальцами, загибание их и т. д.

Дополнительно на первом этапе используются обе руки, развивая лево–правостороннюю ориентацию. Играем пальцами левой руки и поем гласные коротко, а пальцами правой руки «проигрываем» гласные, растягивая их долго. «Пальцы гуляют» - (пальцы левой и правой руки попарно «ходят» по столу). В пальцах правой руки находятся “веселые” гласные, а в пальцах левой руки “грустные” гласные. Пальцами правой руки играем тихо, а пальцами левой руки - громко. Пальцами правой – высоко, пальцами левой – низко, на одной руке произносим гласные вопросительно, на другой руке утвердительно. Эти упражнения можно использовать при выделении гласного на фоне других гласных.

Дополнительно проводятся различные упражнения и действия с гласными звуками, например:

- «Покажи домик гласного» (называется любой гласный звук или фонема, а ребенок показывает пальчик, в котором он живет);  

- «Передай настроение звука» (А – грустно, Ы – весело; У – уверенно, Э – испуганно и т. д.).;        - «Звуки спешат к нам в гости» (произношение, пение гласных с наращиванием голоса от тихого к громкому: А – шепотом, О – тихо, У – чуть громче, Ы – громче, Э – громко);

- «любопытные гласные» (гласные в пальчиках левой руки произносятся с вопросительной интонацией, а гласные правой руки – с утвердительной);

- «Придумай слова и сыграй на пальчиках» (А-ангел, О-осень, У-умница, Ы-шары, Э-эхо).

Также применяются упражнения с выстукиванием заданного ритма.

Большой палец ударяется один раз, указательный два раза, средний один раз, безымянный два раза, мизинец один раз и т.д.

Большой палец ударяется один раз, указательный два раза, средний три раза, безымянный один раз, мизинец два раза, большой три раза и т.д.

При выполнении упражнения от большого пальца к мизинцу и наоборот  добавляются дыхательные упражнения по Стрельниковой: ребенок(дети) одновременно с пальчиковыми манипуляциями, выполняет активные вдохи через нос и незаметные пассивные выдохи через рот.

Дополнительно на данном этапе после дневного сна ежедневно используются массажные коврики для стоп. При ходьбе на этих ковриках проводятся игры-пятиминутки по развитию фонематического слуха. Не менее двух-трех раз в неделю после дневного сна массируют стопу и пальцы ног массажными шариками с шипами, при массаже пальцев ног также используют согласованность движений и произношения гласных звуков.

Ребенок сам массирует большой палец ноги и поет звук А, далее второй, третий, четвертый, пятый палец и соответственно звуки - О, У, Ы, Э.

Также на первом этапе ребенок/дети так хорошо овладевают данным алгоритмом выполнения пальчиковых игр и упражнений совместно с озвучиванием гласных фонем, что приобретают умения к самостоятельному продолжению начатых совместно с педагогом заданий. Вместе с педагогом начинают - А-..., далее дети продолжают... О-У-Ы-Э.

 Совместно с педагогом начинают озвучивание -  Э -... и после инструкции педагога "с конца алгоритма к началу", дети продолжают... Ы-У-О-А. Можно начинать со звука У, слушая инструкцию педагога "к началу алгоритма", дети продолжают - О-А.., или инструкцию" к концу алгоритма, тогда дети произносят -Ы-Э. При этом педагог контролирует и направляет выполнение заданий.

На данном этапе идет воспитание самостоятельности, активизация творчества ребенка и активизация мыслительных процессов.

Данный этап длится примерно два месяца.

При этом находят применение разнообразные пальчиковые действия и упражнения и использованием различных материалов: силовой массажный обхват в области дистальных фаланг, проводимый педагогом, загибания или разгибание пальцев, давление пальцами, погружения пальцев или поглаживания с применением различных материалов (песок, крупа, пластилин, мех), образование цепочек из пальцев, массирование пальцами щек, соприкосновения одноименных пальцев рук и ног, рисование пальцами при помощи красок (полосок, точек, кружков, элементов гласных букв). В перерыве между пальчиковыми манипуляциями совместно с озвучиванием гласных применяют мягкое поглаживание ладошек, поглаживание по волосам на голове.

 

На втором лечебно-корректирующем этапе с группой, состоящей из 10 детей с различными дефектами звукопроизношения и нарушениями слоговой структуры слов, недоразвития координации и переключаемости движений мелкой моторики, возможными нарушениями лево-правосторонней ориентации в большом и малом пространстве,  эмоционально-волевой сферы и адаптации к социальным условиям, низким иммунитетом и т.д., вновь  ежедневно проводят индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия в течении 5-7 минут, на которых применяют развитие функции речевого дыхания при помощи дыхательных упражнений по методу Стрельниковой.

Данный этап вновь включает ежедневное проведение подгрупповых логопедических занятий в течении 10-30 минут 2-3 раза в неделю, на которых  проговаривают или пропевают фонематические компоненты речи и осуществляют погружение ребенка/детей в состояние активной автоматизации и дифференциации звуков через создание динамических стереотипов посредством распределения и концентрации внимания между тактильными, вербальными слуховыми и зрительными ощущениями.

Особенностью данного этапа является то, что  осваивается образование фонематических компонентов через присоединение к гласным фонемам согласных фонем раннего онтогенеза, которые отрабатываются в пальчиковых действиях и упражнениях,  данные занятия проводятся с применением сказочных  элементов.

"Согласные охраняют гласных", "Гласные празднуют день рождения с согласными" и т.д.

Это согласные звуки и буквы, которые дети произносят без ошибок,  преимущественно - П, Т, К, М, Н, Х.

К гласным звукам присоединяются согласный звук, например «Т». Образуются фонематические компоненты, в которых согласный звук может находиться в позиции после гласного:

АТ– ОТ – УТ – ЫТ – ЭТ.

Или перед гласными звуками

ТА – ТО – ТУ – ТЫ – ТЭ.

Согласный звук может находиться и перед гласными и после гласных

ТАТ – ТОТ – ТУТ – ТЫТ – ТЭТ

Перед гласными может стоять звук «Т», а после гласных любой другой согласный, кроме звонких согласных, которые оглушаются в конце слова.

ТАН – ТОН – ТУН – ТЫН – ТЭН

ТАК – ТОК – ТУК – ТЫК – ТЭК

Перед тем, как произнести фонематические компоненты и “проиграть” их при помощи пальчиковых действий и упражнений, для формирования анализа и синтеза строят схему слогов из символов (гласные обозначают красным цветом, твердые согласные - синим, мягкие согласные - зеленым).

 “Проигрываем” на пальцах все эти слоги по алгоритму произношения гласных звуков.

Далее слоги или фонематические компоненты можно давать в неправильной последовательности:

АТ – ЭТ – УТ;

ТЫ – ТУ – ТО;  

ТЭТ – ТАТ – ТУТ;      

ТУН – ТОН – ТЫН.

 Вместо звука «Т» может быть любой другой согласный звук раннего онтогенеза. Используем обе руки. В левой руке могут «жить» обратные слоги, а в правой руке – прямые слоги. В левой руке – слоги с мягким согласным, а в правой – с твердым согласным.

При этом можно вводить образ буквы. Для этого используются специальные пособия с буквами.

Ребенок/дети так хорошо овладевают данным алгоритмом выполнения пальчиковых игр и упражнений совместно с озвучиванием фонематических компонентов, созданных присоединением согласных фонем к гласным фонемам, что приобретают умения к самостоятельному продолжению начатых совместно с педагогом заданий. Вместе с педагогом начинают -Т АТ-..., далее дети продолжают... ТОТ-ТУТ-ТЫТ-ТЭТ. Совместно с педагогом начинают озвучивание - ТЭТ-... и после инструкции педагога "с конца алгоритма к началу", дети продолжают... ТЫТ-ТУТ-ТОТ-ТАТ. Можно начинать с середины алгоритма - ТУТ, слушая инструкцию педагога "к началу алгоритма", дети продолжают - ТОТ-ТАТ.., или инструкцию " к концу алгоритма", тогда дети произносят -ТЫТ-ТЭТ. При этом педагог контролирует и направляет выполнение заданий. На месте согласной фонемы Т, может быть любая фонема раннего онтогенеза.

Данный этап длится примерно 3 месяца.

При этом находят применение разнообразные пальчиковые действия и упражнения с использованием различных материалов, таких как: силовой массажный обхват в области дистальных фаланг, проводимый педагогом или самим ребенком, загибания или разгибания пальцев, давление одного пальца на другой, надавливания пальцами, постукивания, погружения пальцев или поглаживания с применением различных материалов (вода, песок, крупа, орехи, пластилин, шишки, мех, металл), образование цепочек из пальцев, круговые движения, массирование всего пальца, массирование пальцами щек и лба, соприкосновения одноименных пальцев рук и ног, щелчки между пальцами рук и ног, рисование пальцами при помощи гуаши или красок (полосок, точек, кружков, квадратов, элементов согласных букв данного периода или самих букв). В перерыве между пальчиковыми манипуляциями, совместно с озвучиванием фонематических компонентов, применяют мягкое растирание и поглаживание ладошек, поглаживание по волосам на голове и по плечам.    

На третьем лечебно-корректирующем этапе с детьми проводят логопедические занятия в течении 10-30 минут 2-3 раза в неделю при помощи распределения и концентрации внимания между тактильными,  слуховыми и зрительными ощущениями.

Вновь проводят ежедневные индивидуальные или подгрупповые занятия по проговариванию фонематических компонентов речи и по осуществлению погружения детей в состояние активной автоматизации и дифференциации звуков через создание динамических стереотипов посредством распределения и концентрации внимания между тактильными, вербальными слуховыми и зрительными ощущениями.

На данном этапе с детьми активно используют такие действия и упражнения, как самостоятельное продолжение детьми, начатых совместно с логопедом, упражнений и игр по озвучиванию фонематических компонентов и пальчиковым манипуляций, опираясь на алгоритм их выполнения, основанный на зависимости каждого пальца от гласных фонем и на присоединении к гласным фонемам условленных согласных фонем и таким образом на образовании условленных фонематических компонентов. Происходит активизация творчества ребенка/детей в подборе необходимых для упражнений фонематических компонентов, исходя их его возраста и уровня сформированности фонематического анализа и синтеза.

На данном этапе проводят занятия по выполнению пальчиковых действий и упражнений в комплексе с озвучиванием в процессе автоматизации и дифференциации, создающихся и обновляющихся фонематических компонентов речи, представляющих сочетания гласных и свистящих, гласных и шипящих, гласных и губно-зубных фонем, при этом пальчиковые действия и упражнения проводят с использованием пластиковых игрушек и мячей с шипами различной величины.

На данном этапе продолжают проводить занятия по формированию анализа и синтеза слогов или фонематических компонентов различной структуры с применением цветных фишек.

На третьем этапе изучают звуки и буквы Б, Д, Г, Ф, В, С, Ш, З, Ж и буквы Я, Ё, Ю, И, Е и мягкий знак.

К этому времени логопедом должны быть поставлены губно-зубные, свистящие и шипящие звуки, если ребенок произносил их неправильно.

Также на третьем этапе на физминутках во время занятий совместно с аффирмациями по Л. Хей используются игры-медитации.

Аффирмация: "Я счастливый(ая) и здоровый(ая)" с игрой «Звуки – лучики». Можно сидеть или стоять. Ладошки находятся на животе. Дышим животом. Глаза закрыты. На вдохе представляем, как в животике просыпается солнышко -  теплое, желтое и лучистое. На выдохе представляем, что лучики солнышка бегут по всему телу”.

Когда это упражнение на дыхание будет хорошо усвоено детьми, можно вводить произношение или пение звуков - на выдохе. Вдох – солнышко просыпается в животике, выдох – лучики солнышка наполняют наше тело и поют звук «С». Теплые ладошки на животике, на вдохе живот надувается, представляем там солнышко, на выдохе его лучики бегут по всему телу и мы поем звук «Ш». Далее могут быть звуки «Ф», «В», «З», «Ж».

Для развития фонематического слуха проводятся парные игры "Ладушки" на автоматизацию и дифференциацию смешиваемых фонем (дети сидят напротив друг друга, играют в ладушки одноименными пальцами, один ребенок называет слоги со звуком С, второй со звуком Ш):

СА-ША, СО-ШО, СУ-ШУ, СЫ-ШИ, СЭ-ШЭ.

Также можно играть с дифференциацией звуков по звонкости-глухости.

На данном этапе дается понятие о звонкости и глухости согласных звуков.

При помощи манипуляций пальцами левой руки озвучиваются фонематические компоненты с глухими согласными (левые пальцы - оглушители), а при помощи манипуляций пальцев правой руки озвучиваются фонематические компоненты со звонкими согласными (правые пальцы - озвончители):

ПА-БА, ПО-БО, ПУ-БУ, ПЫ-БЫ, ПЭ-БЭ;

ША-ЖА, ШО-ЖО, ШУ-ЖУ, ШИ-ЖИ, ШЭ-ЖЭ.

При применении буквенных обозначений данных фонематических компонентов  происходит не только автоматизация и дифференциация глухих и звонких согласных, но и предупреждение дисграфии. Даются самые первые навыки правописания: “ШИ-ЖИ пиши с буквой И”.

Дополнительно на третьем этапе детям дается понятие о мягких согласных звуках или фонемах.

Мягкость согласных на письме обозначается гласными буквами Я, Ё, Ю, И, Е и мягким знаком.

Мягкие согласные “дружат” с гласными и в начальной позиции перед ними превращают букву А в Я, О в Ё, У в Ю, Э в Е. Мягкие согласные звуки и буквы выделяются зеленым значком.

Фонематические компоненты с мягкими согласными сначала отрабатываются одновременно на обеих руках.

Далее идет дифференциация слогов или фонематических компонентов, на пальцах левой руки слоги с твердыми согласными, а на на пальцах правой руки слоги с мягкими согласными:

СА-СЯ, СО-СЁ, СУ-СЮ, СЫ-СИ, СЭ-СЕ.

На месте С может быть любая согласная фонема, имеющая мягкую пару.

С третьего периода начинается освоение  фонематических компонентов или слогов со стечениями согласных звуков.

Слоги со стечениями в начале слога:

СТА-СТО-СТУ-СТЫ-СТЭ;

СВАН-СВОН-СВУН-СВЫН-СВЭН;

ДАНЬ-ДОНЬ-ДУНЬ-ДЫНЬ-ДЭНЬ;

ФТАШ-ФТОШ-ФТУШ-ФТЫШ-ФТЭШ;

ГЖАФ-ГЖОФ-ГЖУФ-ГЖЫФ-ГЖЭФ;

Слоги со стечениями в конце слога:

АШТ-ОШТ-УШТ-ЫШТ-ЭШТ;

ВЯСК-ВЕ"СК-ВЮСК-ВИСК-ВЕСК.

На данном этапе активно применяется анализ и синтез фонематических компонентов при помощи схем из цветных квадратиков и, на этой основе, самостоятельное синтезирование детьми различных фонематических компонентов по заданному алгоритму и под контролем учителя, дописывание синтезированных фонематических компонентов.

Совместно с педагогом дети озвучивают: АШТ-ОШТ, далее самостоятельно, но под контролем педагога произносят или поют по алгоритму - УШТ-ЫШТ-ЭШТ и при применении буквенных обозначений читают написаные слоги. Возможно произнесение или пропевание с педагогом, начиная с мизинца: ЭШТ-ЫШТ, далее дети продолжают самостоятельно по алгоритму - УШТ-ОШТ-АШТ и при этом, при применении буквенных обозначений, могут читать и даже написать данные слоги печатными буквами.

Или вместе с педагогом начинают озвучивание, используя пальцы левой и правой руки: ЗА-ЖА, далее дети продолжают самостоятельно по алгоритму: ЗО-ЖО, ЗУ-ЖУ, ЗЫ-ЖИ, ЗЭ-ЖЭ и прочитывают, если применяются буквенные обозначения, манипулируя пальцами левой и правой руки, уточняя, что ЖИ пишется с буквой И.

Также происходит дифференцированное озвучивание и чтение прямых и обратных слогов: пальцами левой руки производится озвучивание и чтение обратных слогов, а пальцами правой руки -  прямых слогов.

АП-БА, ОП-БО, УП-БУ, ЫП-БЫ, ЭП-БЭ

Превращение слогов в слова на пальчиковых играх.

Играя пальчиками, озвучиваются и читаются слоги и образованные от них слова.

СА – СА – САД (большой палец загибается три раза).  

СО  – СО – СОК  (указательный палец).

СУ – СУ – СУП (средний палец).

СЫ – СЫ – СЫН (безымянный палец).

СЭ – СЭ – СЭР (мизинец).

Дополнительно в третьем периоде производится озвучивание и чтение слов при помощи пальчиковых упражнений - пальчики по первому слогу, по второму слогу, какой гласный в слоге читаемого слова, такой пальчик работает.

По первому слогу:

Сам- 1, сом-2, сум-ка- 3, сын-4, сэр-5

Бак-1, бок-2, бук-3, бык-4, бетон-5

Так, ток, тук, тык, тень (1-2-3-4-5)

Нас, нос, нуга, нытик, нет (1-2-3-4-5)

По второму слогу:

носы (4), диван (1), кусок (2), посуда (3), совет (5) и т.д.

Читай слово и играй пальчиками:

Пилоты (4-2-4), какаду (2-1-3) и т.д.

При этом находят применение разнообразные пальчиковые действия и упражнения с использованием различных материалов, таких как: силовой массажный обхват в области дистальных фаланг, проводимый педагогом или самим ребенком, загибания или разгибания пальцев, давление одного пальца на другой, надавливания пальцами, постукивания, погружения пальцев или поглаживания, перетирания и раскатывания с применением различных материалов (вода, лед, песок, крупа, орехи, тесто, пластилин, шишки, мех, стекло, пластик, металл), образование цепочек из пальцев, круговые движения, массирование всего пальца, массирование пальцами щек ребенка, ушей, зоны вокруг рта, лба, соприкосновения одноименных пальцев рук и ног, щелчки между пальцами рук и ног, рисование пальцами при помощи гуаши или красок (полосок, точек, кружков, квадратов, прямоугольников, элементов согласных букв данного периода или самих букв). В перерыве между пальчиковыми манипуляциями, совместно с озвучиванием фонематических компонентов, применяют мягкое растирание и поглаживание ладоней, поглаживание по волосам на голове и по плечам.  

На четвертом лечебно-корректирующем этапе с детьми проводят логопедические занятия в течении 10-30 минут 2-3 раза в неделю.

Важной особенностью данного этапа является то, что дети уже самостоятельно могут осуществлять выбор согласных фонем, опираясь на заданные звуковые схемы, могут самостоятельно образовывать и самостоятельно озвучивать фонематические компоненты, также могут самостоятельно осуществлять выбор вида пальчиковых манипуляций (все происходит под контролем педагога).

В очередной раз проводят ежедневные индивидуальные или подгрупповые занятия по проговариванию фонематических компонентов речи и по осуществлению погружения детей в состояние активной автоматизации и дифференциации звуков через создание динамических стереотипов (посредством распределения и концентрации внимания между тактильными, слуховыми и зрительными ощущениями).

На данном этапе дополнительно проводят занятия по освоению фонематических компонентов речи с сонорными фонемами Л, ЛЬ, Р, РЬ в сочетании с выполнением усложненных пальчиковых действий и упражнений, которые проводят с закрытыми глазами.

Кроме того, на данном этапе, продолжают проводить занятия по формированию анализа и синтеза слогов различной структуры с применением цветных фишек.

В очередной раз посредством пальчиковых действий и упражнений озвучиваются и читаются прямые слоги, в этом случае с сонорными фонемами Л, ЛЬ, Р, РЬ и буквами Л, Р, Ц, Ч, Щ: ЛА – ЛО – ЛУ – ЛЫ – ЛЭ, обратные слоги: АЛ – ОЛ – УЛ – ЫЛ – ЭЛ, закрытые слоги: ЛАЛ – ЛОЛ – ЛУЛ – ЛЫЛ – ЛЭЛ, слоги в различной последовательности при соблюдении алгоритма (1-4-5): ЛА – ЛЫ – ЛЭ, (2-3-5): ЛО – ЛУ – ЛЭ, (5-1-5): ЛЭ – ЛА – ЛЭ.

При этом фонематические компоненты подбираются индивидуально для каждого ребенка в связи с его особенностями нарушений: КЛА – КЛО – КЛУ – КЛЫ – КЛЭ, БЛА – БЛО – БЛУ – БЛЫ – БЛЭ, ШЛА – ШЛО – ШЛУ – ШЛЫ – ШЛЭ,  СЛАЛ – СЛОЛ – СЛУЛ – СЛЫЛ – СЛЭЛ, ЛНА – ЛНО – ЛНУ – ЛНЫ – ЛНЭ, ВЛА – ВЛО – ВЛУ – ВЛЫ – ВЛЭ, ЛАЛАЛ – ЛОЛОЛ – ЛЫЛЫЛ – ЛЭЛЭЛ, ВЛАЛ – ВЛОЛ – ВЛУЛ – ВЛЫЛ – ВЛЭЛ.  

 Также разнообразные сочетания фонематических компонентов могут менять порядок при озвучивании и чтении, неизменным остается только алгоритм расположения гласных звуков и букв.

На данном этапе дети успешно усваивают алгоритм озвучивания и чтения посредством пальчиковых действий и упражнений, могут самостоятельно продолжать начатые совместно с педагогом сочетания, придумать свои сочетания по различным образцам и установкам.

В очередной раз идет закрепление дифференциации фонематических компонентов с твердыми и мягкими согласными звуками с использованием обеих рук. Играя пальчиками правой руки, произносятся слоги с мягкими согласными звуками, а играя пальчиками левой руки произноятся слоги с твердыми согласными звуками.

 Последовательность пальчиков по алгоритму:

           1.ЛА          2. АЛА                                          1ЛЯ        2. АЛЯ      

             ЛО             ОЛО                                              ЛЁ            ОЛЁ            

             ЛУ              УЛУ                                             ЛЮ          УЛЮ          

             ЛЫ           ЫЛЫ                                              ЛИ            ИЛИ            

             ЛЭ              ЭЛЭ                                              ЛЕ            ЭЛЕ            

На четвертом этапе используются более сложные варианты фонематических компонентов со стечениями согласных звуков при использовании обеих рук по мере повышения уровня индивидуального развития ребенка/ детей:      

ЛАЛ – ЛЯЛЬ                               ПЛАЛ - ПЛЯЛЬ

ЛОЛ – ЛЁЛЬ                               ПЛОЛ – ПЛЁЛЬ

ЛУЛ – ЛЮЛЬ                             ПЛУЛ – ПЛЮЛЬ

ЛЫЛ – ЛИЛЬ                              ПЛЫЛ – ПЛИЛЬ        

ЛЭЛ – ЛЕЛЬ                               ПЛЭЛ – ПЛЕЛЬ

Также применяются более усложненные варианты с использованием одинаковых заданий для обеих рук (Л-ЛЬ):

ЛАЛЬ – ЛОЛЬ – ЛУЛЬ – ЛЫЛЬ – ЛЭЛЬ

ЛЯЛ – ЛЁЛ – ЛЮЛ – ЛИЛ – ЛЕЛ

ПЛЯЛ – ПЛЁЛ – ПЛЮЛ – ПЛИЛ – ПЛЕЛ

ВЛЯЛ – ВЛЁЛ – ВЛЮЛ – ВЛИЛ – ВЛЕЛ  

Дополнительно на четвертом этапе большое внимание уделяется дифференциации фонематических компонентов с согласными фонемами Л и Р.

При этом продолжают применять упражнения с одинаковыми заданиями для обеих рук:

ЛАР-ЛОР-ЛУР-ЛЫР-ЛЭР

РЭЛ-РЫЛ-РУЛ-РОЛ-РАЛ

ЛАЙ-ЛОЙ-ЛУЙ-ЛЫЙ-ЛЭЙ

ВРА-ВРО-ВРУ-ВРЫ-ВРЭ

Также на данном этапе продолжают применять упражнения с различными заданиями для обеих рук на обведенных ладонях или пособиях разного цвета. Пальцы левой руки играют слоги со звуком «Р», а пальцы правой руки играют слоги со звуком «Л». Последовательность пальчиков по алгоритму.  

Это прямые, обратные, закрытые фонематические компоненты:

    РА – ЛА                 АР – АЛ             РАР – ЛАЛ              РАМ – ЛАМ                  

     РО – ЛО                ОР – ОЛ             РОР – ЛОЛ               РОМ – ЛОМ              

     РУ – ЛУ                 УР – УЛ             РУР – ЛУЛ               РУМ – ЛУМ          

     РЫ – ЛЫ                ЫР – ЫЛ           РЫР – ЛЫЛ             РЫМ – ЛЫМ        

     РЭ – ЛЭ                  ЭР – ЭЛ            РЭР – ЛЭЛ               РЭМ – ЛЭМ          

Задания можно разнообразить, нарушая последовательность “проигрывания” и чтения.

РО – ЛО   РЫ – ЛЫ      РОР - ЛОЛ      РЭР – ЛЭЛ        МУР – МУЛ        МАР – МАЛ

Также используются слоги без дифференциации левой и правой руки:

    ЛАР – ЛОР – ЛУР – ЛЫР – ЛЭР

    РАЛ – РОЛ – РУЛ – РЫЛ – РЭЛ

    КЛАР – КЛОР – КЛУР – КЛЫР – КЛЭР

    ВРАЛ – ВРОЛ – ВРУЛ – ВРЫЛ – ВРЭЛ  

При этом можно менять последовательность чтения слоговых компонентов:

КЛОР – КЛЭР    КЛУР – КЛЫР    КЛЭР – КЛУР   КЛЫР – КЛАР        

На четвертом последнем этапе способа можно осваивать сложные слоговые компоненты для озвучивания и чтения, которые всегда “проигрываются” одновременно на пальчиках обеих рук:

ВСТРЯ-ВСТРЕ-ВСТРЮ-ВСТРИ-ВСТРЕ

ЗДРАВ-ЗДРОВ-ЗДРУВ-ЗДРЫВ-ЗДРЭВ

АСТР-ОСТР-УСТР-ЫСТР-ЭСТР

РЛАЛ – РЛОЛ– РЛУЛ – РЛЫЛ – РЛЭЛ

ЛРАЛ – ЛРОЛ – РЛУР – РЛЫР – РЛЭР

КЛАРЛ – КЛОРЛ – КЛУРЛ – КЛЫРЛ – КЛЭРЛ

ЛАКР – ЛОКР – ЛУКР – ЛЫКР – ЛЭКР    

ПЛАР – ПЛОР – ПЛУР – ПЛЫР – ПЛЭР      

На заключительном этапе дополнительно отрабатываются звуки и буквы Ц, Щ, Ч, в очередной раз применяя при этом задания с использованием обеих рук.

      ЗАЦ – ЖАЦ       ЗАЛ – ЖАЛ       ЗАЩ – ЖАЩ       ЗАР – ЖАР          

      ЗОЦ – ЖОЦ       ЗОЛ – ЖОЛ       ЗОЩ – ЖОЩ       ЗОР – ЖОР

      ЗУЦ – ЖУЦ       ЗУЛ – ЖУЛ       ЗУЩ – ЖУЩ       ЗУР – ЖУР

     ЗЫЦ – ЖИЦ       ЗЫЛ – ЖИЛ      ЗЫЩ – ЖИЩ       ЗЫР – ЖИР

      ЗЭЦ – ЖЭЦ        ЗЭЛ – ЖЭЛ        ЗЭЩ – ЖЭЩ       ЗЭР – ЖЭР

Также при этом возможны более сложные сочетания фонематических компонентов с данными фонемами, которые всегда “проигрываются” одновременно с использованием пальцев обеих рук:

ЗАЖАЦ – ЗОЖОЦ– ЗУЖУЦ – ЗЫЖИЦ – ЗЭЖЭЦ

ЖАЗАЧ – ЖОЗОЧ – ЖУЗУЧ – ЖИЗЫЧ – ЖЭЗЭЧ  

(палец выполняет движение столько раз, сколько гласных в отрабатываемом компоненте)

Дополнительно на завершающем этапе используются игры: "Язык неведомых зверей", при которых происходит озвучивание и чтение в процессе пальчиковых манипуляций:

ЧРА ЧРО ЧРУ ЧРЫ ЧРЭ

АРЧ ОРЧ УРЧ ЫРЧ ЭРЧ

ЧАРЧ ЧОРЧ ЧУРЧ ЧИРЧ ЧЭРЧ

ЩАХ ЩОХ ЩУХ ЩИХ ЩЕХ

ЩХА ЩХО ЩХУ ЩХЫ ЩХЭ

ЩАХ ЩОХ ЩУХ ЩИХ ЩЭХ

Также на данном этапе активнее и шире, чем на других этапах используются игры для развития творчества и самостоятельности.

При этом дается схема слога: прямого или обратного, или закрытого, или со стечением согласных и называется согласный звук (или согласные в стечениях). Дети, опираясь на  схему, образуют фонематические компоненты по алгоритму и пишут их печатными буквами на пособиях под контролем педагога.

Возможны преобразования: наращивания, усечения  слоговых компонентов по схемам.

Устный анализ и синтез: «Приходит охранять гласные звук Р и встает после гласных, посмотрите на схему и сыграйте эти слоги, напишите их на пособиях»

АР ОР УР ЫР ЭР.

«Гласные “приглашают в гости” звук РЬ, он “встает” перед гласными звуками, получившиеся слоги “танцуют и поют”. Посмотрите на схему и сыграйте слоги, напишите их»

РЯ РЁ РЮ РИ РЕ

«Звук Ц “встает” впереди и после гласных. Посмотрите на схему, “проиграйте” слоги. Напишите их»

ЦАЦ ЦОЦ ЦУЦ ЦЫЦ ЦЭЦ

«Звук Ц после гласных “уходит”, вместо него “приходит” звук Р, что получилось, сыграйте, напишите»

ЦАР ЦОР ЦУР ЦЫР ЦЭР

Также дополнительно на последнем этапе используется действие "Ладошки-пальчики".

Детей сажают лицом друг к другу с вытянутыми ладонями, пальчики правой руки одного, в которых “живут” слоги с твердыми согласными, соприкасаются с пальчиками левой руки другого ребенка, в которых “живут” слоги с мягкими согласными. Затем упражнения выполняются второй раз, дети при этом меняются руками и заданиями.  

Можно использовать любые слоги с оппозиционными звуками (звонкими и глухими, свистящими и шипящими). По завершении игры дети пишут “проигранные” слоговые компоненты на пособиях печатными буквами при помощи педагога.

Дополнительно на четвертом этапе применяются действия, в которых дети самостоятельно начинают “проигрывать” фонематические компоненты совместно с пальчиковыми манипуляциями и самостоятельно продолжают их под контролем педагога.

 "Слоги-паравозики". Могут участвовать от двух до семи детей.  Заранее нужно договориться с какими звуками и буквами будет занятие. Педагог называет разновидность слога, добавляется ли дополнительный согласный в данный слог. Например, к гласным “приходит в гости” согласный Р и встает в начале слога (необходимо выложить схему). Первый начинает произносить слог РА, остальные продолжают по очереди слоги РО РУ РЫ РЭ. Закрытый слог с твердым звуком Р (выкладывается схема). Первый начинает слог РАР, остальные продолжают по очереди слоги РАР РОР РУР РЫР РЭР. К данному закрытому слогу добавляется согласный М и встает в начале слога (выкладывается схема). Первый начинает слог МРАР, остальные продолжают по очередно слоги МРОР МРУР МРЫР МРЭР. После устного произношения, начинается повторный вариант с написанием “проигранных” слогов печатными буквами.

В следующем круге первый ребенок может начать с мизинца.

Теперь прямые слоги с мягким звуком Р, добавляется мягкий согласный М и встает с конца слога (выкладывается схема).

Необходимо “проигрывать” данные слоги, начиная с мизинца. Первый ребенок начинает слог РЕМЬ, остальные поочередно продолжают слоги РИМЬ РЮМЬ РЁМЬ РЯМЬ. Далее упражнение повторяется с написанием.

Также на последнем этапе используются упражнения с фонематическими компонентами, включающими в себя несколько гласных.

А-РАР, О-РОР, У-РУР, Ы-РЫР, Э-РЭР (по два раза на каждый слог).

Одноименные пальцы касаются пособия столько раз, сколько гласных в данном слоговом сочетании.

На четвертом этапе находят применение упражнения на озвучивание и чтение фонематических компонентов среди которых встречаются слова.

"Найди слово среди слоговых сочетаний"

СТРЯЖ СТРЕЖ СТРЮЖ СТРИЖ СТРЭЖ

МАСТ МОСТ МУСТ МЫСТ МЭСТ

РАСТ РОСТ РУСТ РЫСТ РЭСТ

ТРЯК ТР"ЕК ТРЮК ТРИК ТРЕК

ЛАК ЛОК ЛУК ЛЫК ЛЭК

РАК РОК РУК РЫК РЭК

САР СОР СУР СЫР СЭР

ШАР ШОР ШУР ШИР ШЭР

БРАТ БРОТ БРУТ БРЫТ БРЭТ

“Проиграть” пальцами эти сочетания, читая, найти среди сочетаний слово (стриж, рак, шар, сыр, сор, рост, мост, лак, рак, брат).

При этом находят применение разнообразные пальчиковые действия и упражнения с использованием различных материалов: силовой массажный обхват в области дистальных фаланг, проводимый педагогом или самим ребенком, загибания или разгибания пальцев, давление одного пальца на другой, надавливания пальцами, постукивания, перетирания, раскатывания, погружения пальцев или поглаживания с применением различных материалов (песок, крупа, орехи, тесто, пластилин, шишки, мех, стекло, металл, вода, лед), образование цепочек из пальцев, круговые движения, массирование всего пальца, массирование пальцами щек ребенка, ушей, зоны вокруг рта, лба, соприкосновения одноименных пальцев рук и ног, щелчки между пальцами рук и ног, рисование пальцами при помощи гуаши или красок (полосок, точек, кружков, квадратов, прямоугольников, элементов согласных букв данного периода или самих букв). В перерыве между пальчиковыми манипуляциями, совместно с озвучиванием фонематических компонентов, применяют мягкое растирание и поглаживание ладоней, поглаживание по волосам на голове и по плечам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные и авторские методы и приемы по автоматизации и дифференциации звуков

В статье рассказывается об инновационных и авторских  технологиях, применяемых учителем-  логопедом в  коррекционной работе.  Игровые методы и приемы позволяют сделать логопедическ...

Авторские игры-ходилки для автоматизации и дифференциации звуков на занятиях по коррекции звукопроизношения.

В методической разработке «Игры-ходилки» представлена собственная педагогическая практика, которая продолжительное время использовалась в работе с детьми. Методическая разработка раскрывае...

Авторское дидактическое пособие для автоматизации и дифференциации звуков [р] и [р\'] "Поставь машины в гараж"

Авторское пособие, позволяющее в игровой, занимательной форме проводить автоматизацию и дифференциацию звуков [р] и [р']....

Дидактическая игра на автоматизацию и дифференциацию Звуков речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Подбери пару"

Данная игра предназначена для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.  Игра поможет выработать устойчивое произно...

Цикл авторских игр по автоматизации и дифференциации звуков у старших дошкольников с нарушениями речи с использованием геоборда

Представлен практический материал по автоматизации и дифференциации звуков у старших дошкольников с использованием геоборда...

Авторское пособие "Звуковые дорожки", для автоматизации и дифференциации звуков [ш]-[щ] и звуков [с]-[с\'].

quot;Звуковые дорожки" - авторское пособие для автоматизации и дифференциации звуков [ш]-[щ] и звуков [с]-[с'], поможет в игровой форме отработать изучаемые звуки....

Авторская методика «Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков»

Дорогие родители и педагоги! Логопедические игры помогут вам привить ребенку интерес к правильному произношению звуков. Красивая речь – это залог успеха, как взрослых, так и детей. В пособии пре...