Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Это важно и при своевременном речевом развитии, а особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_palchikovoy_gimnastiki_v_razvitii_rechi.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи
« Движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию». В.М. Бехтерев
Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Это важно и при своевременном речевом развитии, а особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Виды деятельности, развивающие мелкую моторику.
1. Контрастный массаж - Взрослый гладит кисточкой по внутренней стороне ладони, затем прокатывает колючим мячиком по внутренней стороне ладони. Взрослый обращает внимание ребенка на контрастные ощущения при воздействии предметами.
2. «Волшебный мешочек» - Рассмотреть с ребенком игрушки и предметы, ощупать их. На глазах у ребенка сложить их в мешочек. а) Предложить ребенку ощупать один из предметов в мешочке, назвать его и достать. б) Заранее определить, что ребенок хочет достать, или дать ему конкретное задание, напр.: «Достань машинку».
3. Кручу – верчу - положить на ладонь шарик и дотронуться до него поочередно всеми пальцами этой руки – «пальцы здороваются с шариком» катать горошину между подушечками двух пальцев;
- предложить ребенку поднять какой – либо предмет со стола: большим и указательным пальцами - большим и средним - большим и безымянным, не помогая себе другими пальцами - указательными пальцами обеих рук - средними пальцами обеих рук
4. Ватка - разделить вату на маленькие кусочки и скатать из них ватные шарики и жгутики - накрутить вату на палочку - сделать из ваты аппликацию.
5. Бумага - сложить лист бумаги гармошкой - предложить ребенку порвать однотонную бумагу на мелкие кусочки, длинными полосками, пополам в месте сгиба, на несколько кусков с помощью линейки.
Занятия необходимо проводить в спокойной доброжелательной обстановке, которая способствует получению положительных эмоций, поощряйте любые достижения ребенка, ему необходимо радоваться и гордиться своими успехами.
Использованные источники:
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М: ТЦ Сфера, 2008.
- Визель Т.Е. Основы нейропсихологии: учеб. для студ. вузов. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".
Консультация для родителей....
Консультация для родителей: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".
Речь детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....
Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей
Упражнения пальчиковой гимнастики...
Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей.
Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей. Для воспитателей и родителей дошкольников....
Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей».
Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей»....
роль пальчиковой гимнастики в развитии речи ребенка
консультация...