Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Худякова Юлия Константиновна

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Это важно и при своевременном речевом развитии, а особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_palchikovoy_gimnastiki_v_razvitii_rechi.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи

« Движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию». В.М. Бехтерев

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Это важно и при своевременном речевом развитии, а особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

 4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Виды деятельности, развивающие мелкую моторику.

1. Контрастный массаж - Взрослый гладит кисточкой по внутренней стороне ладони, затем прокатывает колючим мячиком по внутренней стороне ладони. Взрослый обращает внимание ребенка на контрастные ощущения при воздействии предметами.

2. «Волшебный мешочек» - Рассмотреть с ребенком игрушки и предметы, ощупать их. На глазах у ребенка сложить их в мешочек. а) Предложить ребенку ощупать один из предметов в мешочке, назвать его и достать. б) Заранее определить, что ребенок хочет достать, или дать ему конкретное задание, напр.: «Достань машинку».

3. Кручу – верчу - положить на ладонь шарик и дотронуться до него поочередно всеми пальцами этой руки – «пальцы здороваются с шариком» катать горошину между подушечками двух пальцев;

- предложить ребенку поднять какой – либо предмет со стола:  большим и указательным пальцами - большим и средним - большим и безымянным, не помогая себе другими пальцами - указательными пальцами обеих рук - средними пальцами обеих рук

4. Ватка - разделить вату на маленькие кусочки и скатать из них ватные шарики и жгутики - накрутить вату на палочку - сделать из ваты аппликацию.

5. Бумага - сложить лист бумаги гармошкой - предложить ребенку порвать однотонную бумагу на мелкие кусочки, длинными полосками, пополам в месте сгиба, на несколько кусков с помощью линейки.

Занятия необходимо проводить в спокойной доброжелательной обстановке, которая способствует получению положительных эмоций, поощряйте любые достижения ребенка, ему необходимо радоваться и гордиться своими успехами.

Использованные источники:

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Визель Т.Е. Основы нейропсихологии: учеб. для студ. вузов. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".

Речь детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей

Упражнения пальчиковой гимнастики...

Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей.

Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей. Для воспитателей и родителей дошкольников....

Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей».

Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей»....