Артикуляционная гимнастика
картотека по логопедии

Терёхина Юлия Николаевна

Артикуляционная гимнастика 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art.gimnastika.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для постановки звука (Л)

Упражнения для щёк:

«Хомячок» - надуть щёки, удерживать их в таком положении под счёт до 10.

«Худенькие щёчки» - щёки втянуть в ротовую полость между зубами, губы вытянуты вперёд.

Упражнение для выработки воздушной струи:

«Пропеллер» - губы вытянуть трубочкой, сильно подуть. Одновременно указательным пальцем совершать быстрые  колебательные движение перед губами. Слышится специфический звук.

Упражнения для губ:

«Забор» - губы улыбаются, верхние зубы стоят на нижних. Удерживать под счёт до 10.

«Окно» - рот широко открыт, видны зубы. Удерживать в таком положении под счет до 10.

Упражнения для языка:

«Лопата» - рот открыт, широкий язык, спокойно лежит на нижней губе. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Наказать язычок» - широкий язык, спокойно лежит на нижней губе, покусать его зубами, затем пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя».

«Пароход» - прикусить широкий кончик языка зубами, одновременно произнося «ыыыыыы».

Следить чтобы «ы-ы-ы» не превращалось в «и-и-и».

«Парус» - рот открыт. Губы в улыбке, кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами.

«Почистим зубки» - рот широко открыт. Широким кончиком языка совершать движения вправо- влево за верхними зубами.

Гимнастику выполнять 2 раза в день перед зеркалом!!!

Артикуляционная гимнастика для постановки звука (С-З)

Упражнения для губ:

 «Забор» - губы улыбаются, верхние зубы стоят на нижних. Удерживать под счёт до 10.

«Трубочка» - зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперёд, как при звуке «у».

Упражнения для языка: 

«Лопата» - рот открыт, широкий язык, спокойно лежит на нижней губе. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Лопата» + подуть на язычок, воздух холодный (поиграть в «футбол» – дуть на кусочек ваты).

«Наказать язычок» - широкий язык, спокойно лежит на нижней губе, покусать его зубами, затем пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя».

«Мостик» - рот открыт, широкий язык, спокойно лежит за нижними зубами. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Качели» - рот открыт, губы в улыбке, широкий язык поднимается за верхние зубы, затем опускается за нижние. Язык поднимается и опускается под счёт раз-два.

«Лопата - иголочка» - вначале язык принимает положение «Лопата», затем становиться тоненький, как иголочка. Чередовать эти два движение под счёт раз-два.

«Почистим зубки» - рот широко открыт. Широким кончиком языка совершать движения вправо- влево за нижними зубами.

«Прикусить язычок» - широко улыбнуться, высунуть вперёд  язык и прикусить его так, чтобы он стал широким. Удерживать в таком положении под счет до 10.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука (Ш-Ж)

Упражнение для выработки воздушной струи:

Округлить губы и с силой, равномерно выдыхать воздух, но не в щёки (щёки не надуваются).

Упражнения для губ:

«Рупор» - Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперёд, как при звуке «О».

Упражнения для языка:

«Лопата» - рот открыт, широкий язык, спокойно лежит на нижней губе. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Наказать язычок» - широкий язык, спокойно лежит на нижней губе, покусать его зубами, затем пошлепать губами, произнося  «пя-пя-пя».

 «Парус» - рот широко открыт, широкий язык поднимается за верхние зубы, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет до 10.

 «Лошадка» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижимается к нёбу (присасывается) и со щелчком отрывается. Следить, чтобы не «прыгала» нижняя челюсть.

 «Грибок»  - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать всей поверхностью к нёбу и удерживать в таком положении под счет до 10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку.

«Гармошка» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к нёбу и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот.

 «Кошка лакает молоко» - рот открыт, широкий язык выходит изо рта, кончик загибается наверх, затем язык вновь прячется в рот.

 «Вкусное варенье» - рот открыт, губы в улыбке. Широким языком облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, 5-10 раз.

 «Чашечка» - рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть языка прогибается книзу. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Фокус» - рот открыт, губы в улыбке. Языком сделать «чашечку». Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа (дуть на язык, ватка летит вверх).

Артикуляционная гимнастика для постановки звука (Р)

Упражнение для выработки воздушной струи:

«Кучер» - с силой подуть на сложенные губы, губы колеблются.

«Пулемёт» - рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать об бугорки за верхними зубами, многократно произнося звук «д-д-д», сильно выдыхая.

«Фокус» - рот открыт, губы в улыбке. Языком сделать «чашечку». Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа (дуть на язык, ватка летит вверх).

Упражнения для языка:

«Лопата» - рот открыт, широкий язык, спокойно лежит на нижней губе. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Наказать язычок» - широкий язык, спокойно лежит на нижней губе, покусать его зубами, затем пошлепать губами, произнося  «пя-пя-пя».

«Парус» - рот широко открыт, широкий язык поднимается за верхние зубы, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Почистим зубки» - рот широко открыт. Широким кончиком языка совершать движения вправо- влево за верхними зубами.

«Лошадка» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижимается к нёбу (присасывается) и со щелчком отрывается. Следить, чтобы не «прыгала» нижняя челюсть.

«Грибок»  - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать всей поверхностью к нёбу и удерживать в таком положении под счет до 10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку.

«Гармошка» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к нёбу и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот.

Упражнения для губ:

1.   «Хоботок» - сомкнутые   губы  вытягиваются вперед хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты.

2.   «Оскал» -  губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, а затем вновь спокойно смыкаются.

3.  Хоботок с последующим оскалом при сжатых челюстях; При вдохе хоботком «пьют воздух», при выдохе произносят звук с, з, и.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука (Ч)

Упражнения для губ:

«Рупор» - Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперёд, как при звуке «О».

Упражнения для языка:

«Лопата» - рот открыт, широкий язык, спокойно лежит на нижней губе. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Парус» - рот широко открыт, широкий язык поднимается за верхние зубы, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Лошадка» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижимается к нёбу (присасывается) и со щелчком отрывается. Следить, чтобы не «прыгала» нижняя челюсть.

«Чашечка» - рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть языка прогибается книзу. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Пулемёт» - рот приоткрыт, губы вытянуты вперёд. Широким кончиком языка постучать об бугорки за верхними зубами, многократно произнося звук «ть-ть-ть», сильно выдыхая.

«Пулемёт 2» - поочерёдно произносить звуки «ть-ш-ть-ш-ть-ш», постепенно увеличивая темп.

Гимнастику выполнять 2 раза в день перед зеркалом!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...