Артикуляционная гимнастика
картотека по логопедии
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика для постановки звука (Л)
Упражнения для щёк:
«Хомячок» - надуть щёки, удерживать их в таком положении под счёт до 10.
«Худенькие щёчки» - щёки втянуть в ротовую полость между зубами, губы вытянуты вперёд.
Упражнение для выработки воздушной струи:
«Пропеллер» - губы вытянуть трубочкой, сильно подуть. Одновременно указательным пальцем совершать быстрые колебательные движение перед губами. Слышится специфический звук.
Упражнения для губ:
«Забор» - губы улыбаются, верхние зубы стоят на нижних. Удерживать под счёт до 10.
«Окно» - рот широко открыт, видны зубы. Удерживать в таком положении под счет до 10.
Упражнения для языка:
«Лопата» - рот открыт, широкий язык, спокойно лежит на нижней губе. Удерживать в таком положении под счет до 10.
«Наказать язычок» - широкий язык, спокойно лежит на нижней губе, покусать его зубами, затем пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя».
«Пароход» - прикусить широкий кончик языка зубами, одновременно произнося «ыыыыыы».
Следить чтобы «ы-ы-ы» не превращалось в «и-и-и».
«Парус» - рот открыт. Губы в улыбке, кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами.
«Почистим зубки» - рот широко открыт. Широким кончиком языка совершать движения вправо- влево за верхними зубами.
Гимнастику выполнять 2 раза в день перед зеркалом!!!
Артикуляционная гимнастика для постановки звука (С-З)
Упражнения для губ:
«Забор» - губы улыбаются, верхние зубы стоят на нижних. Удерживать под счёт до 10.
«Трубочка» - зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперёд, как при звуке «у».
Упражнения для языка:
«Лопата» - рот открыт, широкий язык, спокойно лежит на нижней губе. Удерживать в таком положении под счет до 10.
«Лопата» + подуть на язычок, воздух холодный (поиграть в «футбол» – дуть на кусочек ваты).
«Наказать язычок» - широкий язык, спокойно лежит на нижней губе, покусать его зубами, затем пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя».
«Мостик» - рот открыт, широкий язык, спокойно лежит за нижними зубами. Удерживать в таком положении под счет до 10.
«Качели» - рот открыт, губы в улыбке, широкий язык поднимается за верхние зубы, затем опускается за нижние. Язык поднимается и опускается под счёт раз-два.
«Лопата - иголочка» - вначале язык принимает положение «Лопата», затем становиться тоненький, как иголочка. Чередовать эти два движение под счёт раз-два.
«Почистим зубки» - рот широко открыт. Широким кончиком языка совершать движения вправо- влево за нижними зубами.
«Прикусить язычок» - широко улыбнуться, высунуть вперёд язык и прикусить его так, чтобы он стал широким. Удерживать в таком положении под счет до 10.
Артикуляционная гимнастика для постановки звука (Ш-Ж)
Упражнение для выработки воздушной струи:
Округлить губы и с силой, равномерно выдыхать воздух, но не в щёки (щёки не надуваются).
Упражнения для губ:
«Рупор» - Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперёд, как при звуке «О».
Упражнения для языка:
«Лопата» - рот открыт, широкий язык, спокойно лежит на нижней губе. Удерживать в таком положении под счет до 10.
«Наказать язычок» - широкий язык, спокойно лежит на нижней губе, покусать его зубами, затем пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя».
«Парус» - рот широко открыт, широкий язык поднимается за верхние зубы, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет до 10.
«Лошадка» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижимается к нёбу (присасывается) и со щелчком отрывается. Следить, чтобы не «прыгала» нижняя челюсть.
«Грибок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать всей поверхностью к нёбу и удерживать в таком положении под счет до 10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку.
«Гармошка» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к нёбу и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот.
«Кошка лакает молоко» - рот открыт, широкий язык выходит изо рта, кончик загибается наверх, затем язык вновь прячется в рот.
«Вкусное варенье» - рот открыт, губы в улыбке. Широким языком облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, 5-10 раз.
«Чашечка» - рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть языка прогибается книзу. Удерживать в таком положении под счет до 10.
«Фокус» - рот открыт, губы в улыбке. Языком сделать «чашечку». Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа (дуть на язык, ватка летит вверх).
Артикуляционная гимнастика для постановки звука (Р)
Упражнение для выработки воздушной струи:
«Кучер» - с силой подуть на сложенные губы, губы колеблются.
«Пулемёт» - рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать об бугорки за верхними зубами, многократно произнося звук «д-д-д», сильно выдыхая.
«Фокус» - рот открыт, губы в улыбке. Языком сделать «чашечку». Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа (дуть на язык, ватка летит вверх).
Упражнения для языка:
«Лопата» - рот открыт, широкий язык, спокойно лежит на нижней губе. Удерживать в таком положении под счет до 10.
«Наказать язычок» - широкий язык, спокойно лежит на нижней губе, покусать его зубами, затем пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя».
«Парус» - рот широко открыт, широкий язык поднимается за верхние зубы, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет до 10.
«Почистим зубки» - рот широко открыт. Широким кончиком языка совершать движения вправо- влево за верхними зубами.
«Лошадка» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижимается к нёбу (присасывается) и со щелчком отрывается. Следить, чтобы не «прыгала» нижняя челюсть.
«Грибок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать всей поверхностью к нёбу и удерживать в таком положении под счет до 10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку.
«Гармошка» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к нёбу и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот.
Упражнения для губ:
1. «Хоботок» - сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты.
2. «Оскал» - губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, а затем вновь спокойно смыкаются.
3. Хоботок с последующим оскалом при сжатых челюстях; При вдохе хоботком «пьют воздух», при выдохе произносят звук с, з, и.
Артикуляционная гимнастика для постановки звука (Ч)
Упражнения для губ:
«Рупор» - Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперёд, как при звуке «О».
Упражнения для языка:
«Лопата» - рот открыт, широкий язык, спокойно лежит на нижней губе. Удерживать в таком положении под счет до 10.
«Парус» - рот широко открыт, широкий язык поднимается за верхние зубы, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет до 10.
«Лошадка» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижимается к нёбу (присасывается) и со щелчком отрывается. Следить, чтобы не «прыгала» нижняя челюсть.
«Чашечка» - рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть языка прогибается книзу. Удерживать в таком положении под счет до 10.
«Пулемёт» - рот приоткрыт, губы вытянуты вперёд. Широким кончиком языка постучать об бугорки за верхними зубами, многократно произнося звук «ть-ть-ть», сильно выдыхая.
«Пулемёт 2» - поочерёдно произносить звуки «ть-ш-ть-ш-ть-ш», постепенно увеличивая темп.
Гимнастику выполнять 2 раза в день перед зеркалом!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...