Нетрадиционные формы работы учителя – логопеда с родителями дошкольников в условиях логопункта
консультация по логопедии

Кошиль Наталья Петровна

Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности  ДОУ.  Сегодня возникла необходимость строить новые партнерские взаимоотношения с родителями, а это в свою очередь диктует новые формы и условия такого взаимодействия.Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель — не гость, а полноправный член команды ДОУ», учитель-логопед строит свое общение с родителями. 

Педагог должен постараться разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, «волшебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им дошкольного учреждения и коррекционных занятий.

Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami_na_loggopunkte.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы работы учителя – логопеда с родителями дошкольников

  в условиях логопункта

       В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности  ДОУ. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения.  Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и воспитателей не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.

Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.

Противоречие заключается в следующем: работу с семьей педагоги считают необходимой и в то же время не все к ней готовы. Чаще общение строится на уровне взаимных претензий или формально. Для благополучного всестороннего развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи и специалистов ДОУ, а именно - сотрудничество, взаимодействие, доверительность. Все это требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. В образовательном процессе и в коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и помощниками.

 Сегодня возникла необходимость строить новые партнерские взаимоотношения с родителями, а это в свою очередь диктует новые формы и условия такого взаимодействия.

Формы работы с родителями делятся на 4 вида:

 1. Информационно-аналитические;

 2. Познавательные;

 3. Досуговые;

 4. Наглядно-информационные.

Педагог должен постараться разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, «волшебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им дошкольного учреждения и коррекционных занятий.

Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

С этой целью мы активно используем  познавательные формы сотрудничества с родителями.

Вовлечение семьи в образовательный процесс должно проводиться через:

1. информирование (о направлениях деятельности дошкольного учреждения, о ведущих программах, о методах  основных мероприятий).

2. просвещение

3. консультирование

4. обучение (различным методам )

5.совместная деятельность (взаимодействие в праздниках, досугах, развлечениях, выставках детского сада, ребенка-семьи)

Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель — не гость, а полноправный член команды ДОУ», учитель-логопед строит свое общение с родителями. Одной из самых эффективных и познавательных форм работы с семьей остаются родительские собрания. Однако из опыта работы мы знаем, что  на непосредственное проведение встреч в виде отчетов,  монологов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно.

Форма проведения родительского собрания должна зависеть от запросов, интересов родителей. Это может быть и деловая игра или вечер вопросов и ответов,  или  собрание в виде «аукциона», т. е. проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме, педагогической лаборатории,  либо заседание в виде круглого стола, где в  нетрадиционной обстановке обсуждаются с родителями актуальные проблемы речевого развития детей. В конце таких встреч проводим обсуждения с родителями – что понравилось, какие советы  педагога применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить.  Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня должны измениться принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других.

На родительских собраниях  можно использовать следующие  приемы и методы активизации родителей: «Мозговой штурм»,  «Список прилагательных и определений» (например, подберите синонимы  к слову «ребенок»,  «Ассоциации»,  «Мини - эксперимент».

Нельзя превращать  родительское собрание в формальное информирование. Наоборот, необходимо вместе  находить ответы на вопросы.  

Упражнение «Кокон»

Цель: Показать родителям ситуацию, которая происходит во многих семьях.

Ход тренинга:

Вы приходите домой и ребенок хочет с вами поделиться о прошедшем дне. Вы говорите - не сейчас (Завязывается рот). Ребенок хочет вам помочь, вы отказываетесь (Завязываются руки). Не зная чем заняться, ребенок начинает бегать по комнате. Вы ругаете его за топот (Завязываются ноги). Ребенку ничего не остается делать, как сидеть и слушать разговор взрослых. Вы опять его ругаете (Завязываются уши). Ребенок сидит и тупо смотрит телевизор. Вы заходите и говорите, что уже пора спать (Завязываются глаза) .

Анализ: Посмотрите, на что похож ребенок? На «кокон». Гусеница в коконе развивается, превращается в красивую бабочку, а ваш малыш развивается? Как часто вы говорите слово «Нет» своему ребенку?

Упражнение «Деление на минигруппы».

Уважаемые родители, вы сели туда, где вам более удобно, комфортно, тем самым вы разделились на четыре минигруппы.

Задание: На столах лежат бумага и фломастеры, придумайте название вашей группе, представьте ее и объясните,  почему (Время выполнения 5-6 минут) .

Проблемные ситуации для родителей.

Каждая минигруппа получает по одной ситуации.

        1.Ребенок говорит неправду.  Ваши действия.

        2. Вы прочитали ребенку сказку? Ваши действия.

        3. Ваш ребенок принес из детского сада нецензурное слово.

            Ваши действия.                                  

       4. Ребенок просит прочитать новую книжку, вам некогда. Ваши действия.

           Обсуждение проблемных ситуаций, дискуссия.

Тренинг «Подсолнух».

Задание: Написать на желтых лепестках пожелание своему ребенку, группе.

«Лепестки» собираются в один большой подсолнух и выставляется в приемной группы. Зачитываются детям.

Тренинг «Желаю Вам».

Задание: На крыльях самолета написать пожелание и пустить их друг- другу.

   
Семинар-практикум .

      Эта форма хорошо зарекомендовала себя, получает положительные отзывы. Родители включаются в работу, но предпочитают быть «ведомыми». А коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все участники педагогического процесса, имея общую цель, будут не только действовать согласованно, но и проявлять инициативу. Только такое совместное взаимодействие окажет влияние на коррекцию речевых нарушений и общее развитие ребёнка. На таких практических занятиях необходимо обучить родителей игровым приёмам, дать   знания  по формированию тех или иных умений  и навыков у ребенка, оказать помощь каждой семье в организации домашних занятий в интересной, занимательной форме;

     Тренинговые  игровые упражнения и задания (по развитию связной речи, формированию произношения, по выполнению домашних заданий, предпосылок по формированию навыков письма, по предупреждению дисграфии и дислексии)  помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

              Фрагмент родительского собрания «Мамина школа»

Понятие «Лексика»

- что делать если у ребёнка бедный словарный запас?

Игра  «Скажи   по-другому» (подобрать синонимы к слову: МАЛЫШ (ребёнок, лялечка, карапуз, воспитанник, дошкольник))

Игра  «подбери признак к предмету» (помидор- круглый, красный, спелый, вкусный, сочный, мясистый)

Игра «Что умеет делать?» (заяц – прыгает, грызёт, боится, прислушивается, прячется, убегает, сидит, спит, смотрит)

Понятие «Грамматический строй речи» (правильные окончания, правильная форма слов в соответствии с числом, родом, падежом).

Понятия «Фонетика», «Фонетические нарушения», «Нарушение фонематического слуха»

Игра «придумай слово на звук  IКI»;

Игра «Словесная цепочка»(побор слова на последний звук предыдущего слова);

- Что такое «Звук» и  «Буква»? – сходство и различие;

Характеристика звуков по схеме;

(Выполнение звуковых схем слов при помощи синих, зелёных и красных квадратов).

Упражнение «Найди ошибку в предложении»:

     Ребёнок не говорит букву IРI

     Эти слова начинаются с гласного звука: утка, яхта, осень, юла, аист.

     Научите ребёнка произносить правильно звук ЭЛ.

     Слова на звук IРI: рысь, ремонт, радость, рисунок.

     Двусложные слова: лимон, букварь, тигр, мечта.

    В следующих словах первый звук согласный, твёрдый: жук, рысь, шина, лось, чашка.

Данная форма работы способствует  практическому включению  родителей   

в коррекционно-педагогический  процесс. Такая форма дает эффект обратной связи между педагогом и родителями и нацеливает их на дальнейшее сотрудничество, сплачивает коллектив родителей.

  Родительское собрание целесообразно завершить оценкой, которая показывает, оправдались ли ожидания его участников, что особенно было значимым для каждого из участников, какие выводы для себя сделали родители. На завершающем этапе родительского собрания важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый из них должен решить для себя, что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. Это рефлексия, то есть оценка себя с позиции рассматриваемого вопроса. Рефлексию  можно проводить, используя различные приемы.

 Приведу  конкретные приемы проведения оценки, самооценки, рефлексии: 
мини-интервью «Мой ребёнок ведёт себя в детском саду не так как дома…», «Мой ребенок посещает занятия с логопедом, моя задача…»,  игра «Прямой эфир», письменный ответ на один из вопросов по выбору участника: "Что нового вы сегодня узнали? Что привлекло ваше внимание на собрании? Какое выступление вы считает наиболее конструктивным и почему? Что было трудным? Что мешало работе и почему?" Могут быть и другие вопросы - по усмотрению  организаторов родительского собрания. 
Игра в мяч. 
Ответ одним предложением на поставленный вопрос. Принимая мяч, родитель дает ответ на поставленный вопрос. Отдавая мяч, задает вопрос. 
Рисунок дня. 
Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя, при необходимости, его смысл. 
Слово дня. 
Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию. 
Блиц-опрос. 
Педагог  задает вопросы по теме родительского собрания, а родители дают быстрые и краткие ответы, отвечая по желанию. 

Анонимный совет. 
Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет педагогу  или другим участникам. Можно предложить давать советы в юмористической форме. 

За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
  • ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

    И если работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты.

  На сегодняшний день можно сказать, что у нас в детском саду  сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы даёт определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками педагогов, создана атмосфера взаимоуважения.

Приведенные приемы - это лишь незначительная их часть, которая может сделать встречи родителей и педагога, консультации, родительские собрания интересными и запоминающимися.  Не останавливаясь  на достигнутом,  мы будем продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и формы работы учителя-логопеда с родителями.

В статье описны виды работ , которые может использоват учитель-логопед с родителями....

Формы работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков

Представлены формы работы, которые используются в работе с родителями нашего дошкольного образовательного учреждения....

Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда с родителями

В этой статье изложен мой нетрадиционный опыт работы с родителями...

Формы работы учителя - логопеда с родителями

Работа должна быть интересна для начинающих логопедов. В ней отражены различные способы работы с родителями:  индивидуальная консультационно - коррекционная работа, родительские собрания, мастер ...

Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ

Многие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы учителя-логопеда  с родителями. В современной логопедии определены различные формы, методы и задачи работы с семьями...

Презентация на тему: "Содержание и формы работы учителя - логопеда с родителями воспитанников"

В презентации рассмотрены основные формы и нетрадиционные приемы взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей, имеющими нарушения речи....

«Наиболее эффективные формы и методы работы учителя – логопеда с пед.коллективом в условиях логопункта ДОУ»

Данная методическая разработка посвящена сложностям, имеющимся в работе учиеля-логопеда на дошкольном логопункте ДОУ (увеличению количества дошкольников с нарушениями речевого развития, отсутствие нор...