Дидактические игры в развитии речи детей
консультация по логопедии (старшая группа)

Кострюкова Инна Алексеевна

Дидактические игры в развитии речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи − ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя − одна из важнейших задач воспитания детей с различными нарушениями речи. Работа по развитию речи − это и составная часть логопедической работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения.  При организации занятий по развитию речи необходимо, чтобы работа по формированию отдельных компонентов речи служила и формированию высказывания, которое является единицей речевой деятельности. Необходимо развивать речевую инициативу детей, поощрять речевую активность. Следовательно, работа над речью должна проводиться в тесной связи с предметно-практической, игровой деятельностью, являющейся стимулом к развитию речи.

Игра − это «дитя труда». Наблюдая за деятельностью взрослых, ребенок переносит ее в игру. Ребенок играет сначала с окружающими его предметами, затем с воображаемыми, которые ему физически не доступны. В игре ребенок овладевает элементами абстракции. Он познает предметы окружающего его мира и как бы овладевает ими. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В процессе этих подражательных игр дети вступают в различные отношения: сотрудничество, соподчинение, взаимного контроля. Через игру дети получают возможность развития себя − как личности в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.

Очень важно, что интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к познанию. В игровой деятельности дети с интересом преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы и возможности, развивают свои способности и умения. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения знаний, облегчает преодоление трудностей.

У детей-логопатов потребности в игре такие же, как и у их сверстников. Но наличие речевого дефекта приводит к изменению в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, негативизм, чувство ущемленности. Дети с общим недоразвитием речи часто теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру. Своеобразно поведение в игре у детей-алаликов, у которых действия с игрушками не носят развернутого игрового характера, не имеют замысла и целенаправленных действий. Игру у них в таких случаях носит однообразный, подражательный характер. Чаще они перекладывают игрушку из рук в руки, вертят ее, рассматривают, не производя с ней игрового действия. Машину длительно и бесцельно возят, кубики рассыпают или беспорядочно нагромождают один на другой. Таким образом, при проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

По структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие в себя только отдельные элементы игры.

В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта самим сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях дидактическая задача выражена более явно. В дидактической игре ее замысел, правила, действия и включенные в нее умственные задачи представляют собой единственную систему формирующих воздействий. Дидактические игры особенно необходимы при воспитании и обучении детей, имеющих различные нарушения речи.

Подбирая игры, необходимо помнить, что они должны содействовать полноценному и всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, воспитанию навыков правильной речи, опыта и умения общаться со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку анализировать, сравнивать, обобщать. В процессе игры интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

Психологи установили, что усвоение детьми знаний начинается с материальных действий с предметами или их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия с ними переносятся в план представлений. Так, практические действия дети описывают словесно. Это отражает их взаимодействие с познаваемым ими  материалом, т.е. осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия. Опора же на действия с предметами или их моделями, схемами, постепенно сокращается, уходит. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действие в уме). Таким образом, материальная форма является исходной, внешнеречевая − предполагает рассуждения, умственная же форма действия осуществляется тогда, когда у детей сформированы представления или понятия. Эти три формы действия влияют на развитие различных сторон мышления:

наглядно-действенного

наглядно-образного

словесно-логического.

Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет или задачу, поставленную в игре, распределить роли с учетом возможностей детей, поставить познавательную или коррекционную задачу, подготовить необходимое оборудование согласно возрастным особенностям детей.

При проведении и организации речевых игр и упражнений необходимо соблюдать следующие правила:

1). Игры не должны быть длительными по времени.

2). Они должны проводиться в неторопливом ритме.

3). Игры должны быть интересными и привлекательными для детей.

4). В игре необходимо добиваться активной речевой деятельности детей, максимально используя возможности речедвигательной активности.

5). Необходимо в процессе игры развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью, учить правильно и быстро выполнять речевые задания.

Игры, проводимые на логопедических занятиях, можно разделить на 3 группы в соответствии с их целями.

I. Обучающие игры. Это игры на развитие внимания, различение на слух близких по звучанию звукосочетаний и слов, игры закрепляющие правильное произношение и обучающие произнесению определенных звуков в слогах, словах и предложениях, игры на развитие голосового аппарата, произнесение многосложных слов.

II. Игры на выявление у детей простейших представлений и умений различать окружающие их предметы по цвету, форме и расположению в пространстве.

III. Игры, помогающие формированию грамматического строя речи, формированию грамматического строя речи, формированию связной речи. Эти игры охватывают большой круг тем: существительные, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, простые предложения, предлоги в предложениях, предлоги в предложениях, сложные предложения.

С целью развития слухового внимания на занятиях я использую такие игры, как «Тихо-громко», «Скажи, что ты слышишь», «Где позвонили», «Продавец и покупатель», «Встречай гостей», «Скажи что звучит» и т.д..

В целях развития  речевого слуха я использую такие игры, как «Угадай, чей голос», «Угадай, кто это?», «Улавливай шепот», «Слушай и выполняй», «Хлопни в ладоши, если услышишь слово», «Кто летит (бежит, идет)».

С целью развития фонематического слуха я использую такие игры» «Красный-белый», «Где звук», «Шмели и жуки», «Кто больше», «Рыболов», «Кто больше слов придумает», «Найди место для своей картинки», «Телевизор», «Угадай, как нас зовут» и т.д..

На занятиях я использую игры, которые способствуют развитию фразовой речи, правильному построению предложений, развитию ритмичной и выразительной речи. Это такие игры, как «Закончи предложение»: Если сосна выше березы, то береза…Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы…, игра «Наоборот», «Построим домики и посадим деревья», «Медведь и елка» и т.д.

Использование дидактических игр вместе с другими приемами обучения позволяют за те 2 года, которые ребенок находится в нашей группе добиться значительных результатов. Обогащается речь детей, удается исправить недостатки звукопроизношения, подготовить ребенка к обучению в школе. Все дети на втором году обучения могут читать, владеют навыками звуко-буквенного анализа, умеют составлять полный рассказ по картинке.

Дети узнают и используют в речи много новых слов. Речь их становится более богатой, эмоциональной, выразительной.

И это достигается во многом благодаря использованию в работе разнообразных материалов, пособий, используемых дидактических игр.

Я убеждена, что использование дидактических игр своей сущностью и своеобразием наиболее отвечают психологическим особенностям детей дошкольного возраста, они незаменимы в воспитании и обучении дошкольника.


Литература:

1. З.М.Багуславская, Е.А.Смирнова «Развивающие игры».

2. Л.И.Максаков, Г.А.Тумакова «Учить играя».

3. Т.А.Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит».

4. В.И.Селиверстов «Речевые игры с детьми».

5. Леонова Т.Л., Крапивина Л.М. «Дидактический материал по логопедии».

6. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников.

7. В.И.Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми».

8. Т.А.Ткаченко «В первый класс без дефектов речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: Дидактические игры по развитию речи детей

Помещаю одну из консультаций для родителей развитию речи в дидактических играх....

Дидактические игры для развития речи детей среднего возраста

Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи,активизируют коммуникативные навыки дошкольников. В игре процесс расширения слоарного запаса р...

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"

В Учебно -методическом пособии можно ознакомиться с различными играми, помогающими решать задачи по развитию всех компонентов устной речи у старших дошкольников. Эти игры интересны и занимательны для ...

Дидактические игры по развитию речи детей

Уважаемые родители!Чтобы речь  ваших детей была правильной и грамотной рекомендую играть с ребятами в дидактические игры по развитию речи«Закончи предложение»(употребление сложноподчи...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Презентация «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Презентация «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»  (СЛАЙД 2) Хочу представить вашему вниманию творческую презе...