Способы постановки звуков
консультация по логопедии

Бочкарева Ольга Станиславовна

Речь ребенка непонятна и в ближайшее время поставить ему звуки не удастся (например, из-за отсутствия зубов или нарушения прикуса).

-Ребенок заменяет один звук на другой. В этом случае промежуточный звук нужен для того (если, конечно, нет возможности поставить правильное произношение звука), чтобы ребенок перестал путать эти звуки, поскольку  этот дефект может вызывать в дальнейшем нарушения чтения и письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_postanovki_zvukov.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Способы постановки звуков

        Существуют основные или базовые способы постановки звуков, которые используются при формировании всех или почти всех звуков языка. Применительно к постановке конкретных звуков эти способы по-разному видоизменяются и приспосабливаются, а также комбинируются между собой.

        При постановке звуков желательно использовать также некоторые дополнительные приемы, повышающие эффективность работы над звуками.

 Основные способы постановки звуков

1.Постановка звука по подражанию,

 когда он отсутствует в речи ребенка

        Это еще называется вызыванием звука. Суть способа заключается в том, что ребенок должен повторять за вами формируемый звук . Это самый легкий способ постановки произношения, но он не во всех случаях приводит к успеху.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

-Звук нужно произносить ясно, четко, но без усилия-что достигается точной подачей воздушной струи.

-Произносить звук лучше негромко, при громком произнесении возникают дополнительные посторонние шумы, затушевывающие его истинное звучание.

-Перед постановкой звука ребенку нужно поставить нужный для его произнесения речевой выдох на основе близкого по артикуляции, правильно произносимого звука. В главах, посвященных постановке конкретных звуков, описывается , как  это делать.

3.Постановка звука по подражанию,

Когда он напоминает другой звук

        Например, звук [ш] может напоминать  [с], звук  [л] быть очень похожим на  [в], звук  [ч] может произноситься почти как  [т‘]. В этом случае у ребенка есть связь между собственным дефектным звуком и правильным звуком, который он слышит со стороны. Он их отождествляет.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

-Предварительно ребенку нужно поставить необходимый для произнесения звука речевой выдох (на основе близкого к нему по артикуляции звука).

-Ребенок не должен знать, над каким  звуковым вы собираетесь работать.

-В связи с этим в вашем произношении  звук не должен звучать вполне точно, а только напоминать (но в существенных чертах) тот звук, произношение которого вы хотите вызвать.

-Вам нужно присвоить какое-нибудь «кодовое название» вызываемому звуку, чтобы в дальнейшем избегать его точного произношения, а также для того, чтобы отвлечь внимание ребенка. Например, вы вызываете звук [c]. Сначала нужно потренировать с ребенком речевой выдох на фоне произнесения звука [т]. Выдох должен проходить сквозь зубы, при этом будет слышаться некоторый свист. Обратите на этот  свист внимание ребенка, скажите ему, что так «свистит комар».

В дальнейшем вы даете ребенку инструкции, уточняющие произношение, например, говорите ему, чтобы «его комар» свистел тоньше, показываете ему, куда нужно переместить язык, что сделать с губами, и т.п. (в главах, посвященных постановке звуков, эти способы уточнений произношения подробно описываются).

Если ребенок догадался о том, какой звук вы ставите, и пытается произносить свой дефектный звук, сразу же прекратите вызывать звук этим способом. Скажите ему, что у вас так не получается и вы с ним будете по- другому учиться «свистеть, как комар».

2.Постановка звука по показу артикуляции

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

-Сначала вы ставите ребенку речевой выдох, на фоне ближайшего по артикуляции правильно произносимого(базового) звука.

-В дальнейшем вы показываете ему, как он должен расположить органы речи: язык, губы и т.п. Делается это перед зеркалом, так ребенку удобнее копировать ваши действия.

-Правильно расположив органы речи, ребенок должен определенным образом подуть в место артикуляции звука (так же, как при произнесении базового звука). Например, при работе над звуком [c]вы сначала ставите ребенку правильную артикуляцию этого звука. Затем вы просите его подуть на кончик языка, в самые зубы-так, как когда он произносит звук [т], не сдвигая при этом языка. Предупредите его, что получится не звук [т] (иначе он будет стараться получить именно [т]), а другой –тот который вам сейчас нужен.

4.Постановка звука с механической помощью

        Иногда для  постановки звуков используются специальные логопедические инструменты- шпатели и зонды. В домашних условиях их можно различными предметами.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

-Ребенок произносит базовый по отношению к формируемому звук.

-Вы с помощью  вашего инструмента постепенно перемещаете его язык во рту, пока не послышится нужный звук.

-Предварительно предупредите ребенка , что бы он не мешал вам передвигать его язык. Предупредите его также о том, что произношение звука от этого будет меняться. Предложите ему вместе посмотреть, какой звук в итоге получится.

-Некоторые дети плохо переносят, когда им лезут в рот, иногда даже до возникновения рвотного рефлекса. Если обнаружите нечто подобное у своего ребенка, сразу же откажитесь от этого способа.

5.Постановка звука с использованием базового звука

        При постановке звуков иногда  удается «оттолкнуться» от того или иного правильного произносимого  ребенком звука. Например, после звука [ч] при длительном его произнесении  вторым звуком слышится звук [щ]. В подобном же отношении находятся звуки [ц] и  [с], [к] и  [х].

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

-Ребенок должен длительно произносить базовый звук, при этом вторым звуком после него слышится формируемый звук.

-После этого нужно «оторвать» произношение этого звука от базового звука. Например, после звука [к] слышится  [х]. Нужно обратить внимание ребенка на то, что после звука [к] слышится другой звук, и попросить его как можно дольше тянуть этот другой звук. Придумайте какое-нибудь название этому звуку (например «звук выдоха»).

        Во время протяжного произнесения этого второго звука по вашему сигналу, например, знаку рукой, ребенок должен прерывать свое произношение короткими паузами, так, чтобы звук звучал прерывисто: [кхх – х – х -  х ].

        В дальнейшем паузы нужно удлинять, так чтобы в итоге получилось следующие произношение: вначале – звукосочетание [кхх], затем – разделенные большими интервалами, фактически отдельно друг от друга, произносящиеся  звуки [х] ([х, х, х]).

        В завершение вы предлагаете ребенку сразу произнести этот тренируемый вами «звук выдоха», то есть фактически [х]. Когда ребенок начнет произносить звук свободно и безошибочно сообщите ему, какой звук на самом деле он научился выговаривать (то есть только теперь вы можете позволить себе произнести этот звук).

        Предварительно объясните ребенку выполнение этого задания на примере какой-нибудь другой пары звуков, которые ребенок выговаривает правильно (эти звуки вы и сами можете свободно произносить). Например, можно использовать звук [п], при длительном его произнесении после него слышится губной звук [ф].

6.Постановка звука в слоге

        Иногда звук возможно поставить сразу в слоге. Иногда же-звук ставится отдельно, а затем ребенок обучается произносить с этим звуком слоги.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

-Обучать ребенка произносить слоги лучше всего с использованием картинок. Этот прием позволяет исключить собственное произношение. Дело в том, что, повторяя слог за вами, ребенок будет стремиться произносить в нем свой дефектный звук.

Вам нужно сделать картинки, схематически изображающие положение губ при произнесении  гласных звуков. Две горизонтальные полоски пусть обозначают звук [ы], маленький кружок – [o], большой кружок  -  [а], точка – [у], эллипс – [э]. Объясните значение этих символов ребенку.  Произносить слоги нужно следующим образом. Ребенок начинает произносить какой-нибудь звук (например, [ф]), в это время вы показываете ему картинку (допустим, изображающую звук [ы]),он, не прерывая произношения своего звука, тут же должен перейти к гласному звуку и произнести слог с этим гласным звуком ([ф– ф - фы], а не [ф – ф –ф ] - [фы] или [ф – ф – ф ] - [ы]). Перед тем как ставить (или закреплять ) в слоге произношение какого-нибудь нового для ребенка звука, потренируйте с ним такой способ произношения на примере тех звуков, которые он выговаривает правильно (больше всего подходят звуки, которые можно тянуть, например: [ф],[в],[х] и т.п.). Пока ребенок  тянет такой звук, у вас есть время показать ему картинку, а он имеет возможность немного подумать и переключиться на произношение гласного звука. С первого раза у ребенка это может  не получиться – скорее всего, он будет отрывать гласный звук от согласного или будет прерывать произношение согласного звука, поэтому на первых порах можно произносить слоги одновременно с ребенком («хором»).

-При произнесении слогов нужно контролировать направление речевого выдоха ребенка. Для этого он должен «целиться» себе в ладонь гласным звуком. Можно сказать по-другому: гласный звук должен как бы «падать» ребенку на ладонь. Он также должен ощущаться на ладони горячим выдохом.

-Гласный звук в слоге должен произноситься очень кратко и с ударением.

7.Постановка звука в положении между гласными звуками

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

-Согласный звук между гласными должен звучать максимально резко и кратко.

-Ударение в звукосочетании должно падать на последний гласный звук, который также должен звучать кратко.

-Последним гласным звуком ребенок должен «целится» себе в ладонь («выплевывать» его себе на ладонь).

8.Постановка звука на входе

        Использование этого способа позволяет отвлечь внимание ребенка от того звука, над которым вы работаете, и поэтому дает вам возможность подключить собственное произношение (может быть не совсем четкое). Этот способ позволяет также наилучшим образом настроить речевой выход ребенка.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

-Выполнять упражнения ребенок должен после выдоха (следите за тем, чтобы его плечи были опущены).

-Ребенок должен выполнять упражнение вслед за вами сначала без произношения звука. Дайте ему такую инструкцию : «Втяни в себя немного воздуха сквозь зубы и этот же самый воздух сквозь зубы выдуй обратно».

-В дальнейшем вы показываете ребенку , как он должен произносить звук на вдохе (на выдохе вам его произносить нельзя). Дайте ему такую инструкцию: «Тихонько втягивай в рот воздух и вместе с воздухом втягивай в рот вот такой звук (как у меня), потом этот же звук с этим же воздухом выдувай изо рта». На вдохе звук может звучать несколько искаженно.

-Перед выполнением упражнения предварительно потренируйтесь на каком – нибудь звуке, который ребенок произносит правильно.

-Вдох должен быть очень неглубоким, и звук на нем – произносится однократно.

-Звуки на вдохе и выдохе должны произноситься тихим голосом , очень лениво.

-Иногда перед выполнением упражнения ребенку бывает нужно показать, как расположить во рту язык и правильно настроить другие  речевые органы.

-Постоянно следите за тем, чтобы ребенок не «запыхался», давайте ему возможность отдышаться.

9.Постановка звука с использованием

промежуточного варианта его произношения

        Промежуточные (временные) звуки ставятся в следующих случаях:

-Речь ребенка непонятна и в ближайшее время поставить ему звуки не удастся (например, из-за отсутствия зубов или нарушения прикуса).

-Ребенок заменяет один звук на другой. В этом случае промежуточный звук нужен для того (если, конечно, нет возможности поставить правильное произношение звука), чтобы ребенок перестал путать эти звуки, поскольку  этот дефект может вызывать в дальнейшем нарушения чтения и письма.

-Временный звук бывает нужен также для того, чтобы предотвратить  формирование у ребенка какого-нибудь трудно поддающегося исправлению дефекта произношения (например, грассирующего звука [р]).

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

-Промежуточный звук нужно будет ввести в речь ребенка.

-Если у ребенка была замена звуков, временный способ произношения нужно разграничить с тем, который был у ребенка прежде.

-Когда появится возможность, временный способ произношения нужно будет уточнить, то есть поставить ребенку и ввести в его речь уже полноценный звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Способы постановки звука [ Р].

Материал полезен молодым учителям-логопедам, студентам. Описаны разные способы постановки указанного звука. Многие упражнения проводятся в игровой форме....

Способы постановки звуков- карточки

Карточки- способы постановки звуков...

14 способов постановки звука Р.

Материал полезен учителям-логопедам. Описаны разные способы подготовки языка к постановке вибрантов....

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Традиционные и нетрадиционные способы постановки звука Р.

      Для  многих людей умение правильно произносить звук Р является одним из главных, и часто обращаясь за помощью к логопеду, родители говорят именно о нём, о неумении реб...