Рабочая программа учителя-логопеда в средней группе комбинированной направленности для детей с ТНР
рабочая программа по логопедии (средняя группа)
Настоящая рабочая программа учителя-логопеда разработана в целях осуществления коррекционно - образовательной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) в группах комбинированной направленности. Программа составлена с учетом специфических особенностей психофизического развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи, ведущих мотивов и потребностей детей дошкольного возраста, характера ведущей деятельности, социальной ситуации развития воспитанников. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. Программа представляет собой целостную, систематизированную модель для реализации коррекционнно-развивающего процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_logoped_srednyaya_gruppa.docx | 103.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО ПМПК МДОУ «Детский сад № 130» Протокол № _ от _________ 2021г.
| УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ «Детский сад № 130» _________________________ Приказ № ___ от _____________2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя - логопеда
МДОУ «Детский сад № 130»
в средней группе комбинированной направленности
для детей с ТНР
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Автор программы: учитель-логопед
МДОУ «Детский сад № 130» Дяговец И.И.
г. Ярославль
2021 г.
Содержание
Пояснительная записка ____________________________________________________________ 3
1. Раздел I
1.1.Цели и задачи ____________________________________ 4
1.2. Значимые для разработки программы характеристики ______________________ 5
1.3. Характеристика воспитанников с ТНР средней группы комбинированной
направленности ________________________________________________________________ 8
1.4. Целевые ориентиры ________________________________________ 9
2. Раздел II: Организация коррекционно-развивающей образовательной деятельности ___ 10
2.1. Формы и средства организации непосредственно образовательной деятельности __________ 10
2.2. Взаимосвязь в работе логопеда и специалистов дошкольного учреждения _______________ 12
2.3. Преемственность в планировании НОД логопеда и воспитателя ______________________ 13
2.4. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) ______ 14
3. Раздел III: Проектирование образовательного процесса ________________________________________ 18
3.1. Циклограмма учёта рабочего времени учителя-логопеда _________________________________________ 18
3.2. Учебный план коррекционной работы учителя-логопеда в средней группе
комбинированной направленности для детей с ТНР «Фантазеры» ________________________________________ 19
3.3. Календарно- тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда
в средней группе комбинированной направленности для детей с ТНР _________________________________ 20
3.4. Календарное планирование подгрупповых занятий логопеда в средней группе
комбинированной направленности для детей с ТНР _________________________________________________ 22
3.5. Содержание образовательной области «Речевое развитие» в средней группе
ОНР (Нищева Н.В.) ____________________________________________________________________________ 26
3.6. Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы _______ 28
3.7. Обеспечение программы методическими материалами и средствами обучения _______________________ 28
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа учителя-логопеда Дяговец Инны Ивановны на 2021-2022 учебный год (далее – Программа) разработана в целях осуществления коррекционно - образовательной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) в группах комбинированной направленности.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384),
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564),
На основе:
«Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» » (автор В.В.Нищева) и технологии Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (второй год обучения. М.1993г.);
- «примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи /Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной, 2014г. Программа разработана для детей 4-7 летнего возраста с ОНР.
Программа составлена с учетом специфических особенностей психофизического развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи, ведущих мотивов и потребностей детей дошкольного возраста, характера ведущей деятельности, социальной ситуации развития воспитанников. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. Программа представляет собой целостную, систематизированную модель для реализации коррекционнно-развивающего процесса.
Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится в логопедической группе с 1 сентября по 31 мая.
Раздел 1
- Цели и задачи
Цель: построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 4 до 5 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность.
Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты во взаимосвязи с учителем-логопедом занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Основные задачи коррекционного обучения:
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
- Уточнение, расширение и обогащение лексического словаря дошкольников с ОНР.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы комбинированного для детей с ОНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего всестороннего развития детей логопатов.
- Значимые для разработки программы характеристики
Группу посещают дети пятого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II-III уровня речевого развития).
Характеристика детей со II уровнем развития речи (по Т.Б.Филичевой)
Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы: «Да пить моко» — дай пить молоко; «баска атать нйка» — бабушка читает книжку; «дадай гать» — давать играть; «во изй асаня мясик» — вот лежит большой мячик. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так их и нарушать: «ти ёза» — три ежа, «мога каф» — много кукол, «синя када-сы» — синие карандаши, «лёт бадйка» — льет водичку, «тасин петакбк» — красный петушок и т. д.
В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты («тидйт а туе» — сидит на стуле, «щит а той» — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют. Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица («Валя папа» — Валин папа, «алйл» — налил, полил, вылил, «ги-бы суп» — грибной суп, «дайка хвот» — заячий хвост и т, п.). Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д. («муха» — муравей, жук, паук; «тшбфи» — туфли, тапочки, сапоги, кеды, кроссовки). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транс-: порт, детенышей животных и т. п. («юка» — рука, локоть, плечо, пальцы, «стуй» — стул, сиденье, спинка; «мис- ка» — тарелка, блюдце, блюдо, ваза; «лиска» — лисенок, «мйнъка вбйк» — волченок и т. д.). Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.
Связная речь характеризуется недостаточной передачей; некоторых смысловых отношений и может сводиться к; простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.
Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости: «Дандйс» — карандаш, «аквая» — аквариум, «виписёд» — велосипед, «мисанёй» — милиционер, «хадйка» — холодильник.
Характеристика детей с III уровнем развития речи (по Т.Б.Филичевой)
Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики;, Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бейка мотлит и не узнана» — белка смотрит и не узнала (зайца); «из тубы дым тойбы, потамутш хбйдна» — из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В высказываниях детей появляются слова, состоящие; из трех-пяти слогов («акваиюм» — аквариум, «татал-лист» — тракторист, «вадапавод» — водопровод, «зади-гайка» — зажигалка).
Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах («взяла с ясика» — взяла из ящика, «тли ведёлы» — три ведра, «коёбка лезйт под стула» — коробка лежит под стулом, «нет колйчная палка» — нет коричневой палки, «пйсит ламастел, касит лучком» — пишет фломастером, красит ручкой, «лбжит от тдя» — взяла со стола и т. п.). Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.
Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей — хоккеист, суп из курицы — куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов («выключатель» — «ключит свет» «виноградник» — «он садит», «печник» — «пё-чка» и т. п.). Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»). В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы («строит дома — домник», «палки для лыж — палны), пропуски и замены словообразовательных аффиксов («тракторйл — тракторист, чйтик — читатель, абрикоснын — абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый — свитеной, свицой»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый — горохвый, «меховой — мёхный» и т. п.). Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «палътш, «кофнички» — кофточки, «мебель» — «разные стблы», «посуда» — «миски»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог — «корова», жираф — «большая лошадь», дятел, соловей — «птичка», щука, сом — «рыба», паук — «муха», гусеница — «червяк») и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексикческим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» — «миска», «нора» — «дыра») «кастрюля» — «миска», «нырнул» — «купался»).
Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.
В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации («неневйк» — снеговик, «хихийст» — хоккеист), антиципации («астббус» — автобус), добавление лишних звуков («мендвёдь» — медведь), усечение слогов («мисанёл» — милиционер, «вапра-вдт» — водопровод), перестановка слогов («вбкрик» — коврик, «восблики» — волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной («корабылъ» — корабль, «ты-раёа» — трава). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.
- Характеристика воспитанников средней группы комбинированной направленности для детей с ТНР
В комбинированную среднюю группу с диагнозом ТНР зачислено 2 детей. По клиническому составу категория детей с ОНР однородна, состоит из одной подгруппы:
II - III уровень речевого развития имеют: 2 детей
Неосложненные формы ОНР характеризуются отсутствием дополнительных психопатологических расстройств. Речевой дефект этих детей, так же как и у всех детей с ОНР проявляется в первую очередь нарушениями речи, тугоподвижностью, установлением главным образом частных конкретных связей, неспособностью к отвлечению. Неизбежно страдают также предпосылки к интеллектуальной деятельности. Внимание характеризуется сужением объема, трудностью сосредоточения, а также переключения.
Для детей характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания, отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Для этих дошкольников характерны недостаточная координация пальцев, кистей рук, нарушения мелкой моторики. Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого воспитанника является важным аспектом в коррекционно-развивающей работе.
1.4. Целевые ориентиры.
Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)
Речевое развитие
Ребенок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении проявляется эмоциональная стабильность; понимание обращенной речи приближается к норме; в активном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, некоторые простые предлоги, сочинительные союзы; ребенок понимает различные формы словоизменения; может пересказать текст из трех-четырех простых предложений с опорой на картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать сложносочиненные предложения; может составить описательный рассказ по вопросам; повторяет вслед за взрослым простые четверостишья; различает нарушенные и ненарушенные в произношении звуки, владеет простыми формами фонематического анализа; речь ребенка интонирована.
Познавательное развитие
Ребенок знает, различает, соотносит основные цвета, геометрические формы и фигуры; хорошо ориентируется в пространстве и схеме собственного тела; складывает картинку из трех-четырех частей, фигуру из четырех-пяти элементов по образцу и словесной инструкции; может сравнить ряд предметов по величине и расположить их в порядке возрастания или убывания; может соорудить элементарные постройки из деталей строительного конструктора по образцу и описанию; может сложить простые предметные картинки из четырех частей; владеет навыками счета в пределах трех; обобщающими понятиями (овощи, фрукты, животные, игрушки, одежда, мебель, посуда, обувь) и классифицирует предметы и объекты по определенным признакам; может установить связь между явлениями природы и знает правила поведения в природной среде.
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, проявляет потребность в общении со сверстниками, знает элементарные нормы и правила поведения, регулирует свое поведение на основе усвоенных норм и правил, проявляет волевые усилия в сложных ситуациях, проявляет симпатию к окружающим, испытывает потребность в самостоятельности, осознает свою гендерную принадлежность, владеет навыками самообслуживания, выполняет просьбы взрослого, аккуратно убирает свои игрушки, одежду, обувь.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок любит слушать чтение художественных текстов и умеет эмоционально реагировать на них, может сосредоточиться на слушании литературных произведений на 15—20 минут; умеет импровизировать на основе литературных произведений; запоминает и рассказывает небольшие стихи, потешки, сказки; умеет правильно держать карандаш и кисточку; может создавать в рисовании образы знакомых предметов и многофигурные композиции; владеет приемами лепки из пластилина; может создавать изображения из готовых форм в аппликации; имеет представления о произведениях народного прикладного искусства; проявляет интерес к музыкальным произведениям, любит слушать музыкальные произведения, умеет петь несложные песенки, красиво двигаться под музыку; при дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек не допускает ошибок, не ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.
Раздел II. Организация коррекционно-развивающей образовательной деятельности
2.1. Формы и средства организации непосредственно образовательной деятельности
Нормативный срок освоения программы - один учебный год.
Режим работы группы – пятидневный с 7.00 до 19.00 с 12-часовым пребыванием детей в учреждении, выходные дни – суббота, воскресенье.
Первые три недели сентября отводятся для углубленной диагностики, сбора анамнеза, наблюдений за детьми в режимные моменты, составления и обсуждения перспективного плана работы. Далее начинаются занятия в соответствии с утвержденным планом работы.
Формы организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда:
- индивидуальная непосредственная образовательная деятельность;
- подгрупповая непосредственная образовательная деятельность.
Индивидуальная непосредственная образовательная деятельность направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.
Индивидуальные занятия изначально планируются под нужды конкретного воспитанника и в случае болезни уплотняются за счёт объединения занятий.
Длительность индивидуальных занятий – 10-12 минут. Индивидуальные занятия с ребенком проводятся 2-3 раза в неделю (количество зависит от сложности речевого дефекта). На каждого ребенка планируется индивидуальный маршрут коррекции речевого развития.
На стадии автоматизации звуков логопед может объединить детей в подгруппу из 2 человек, а также раз в неделю для закрепления пройденного материала по общему речевому развитию.
Подгрупповая непосредственная образовательная деятельность включают несколько видов деятельности из разных разделов адаптированной образовательной программы.
Образовательная и коррекционно-развивающая работа планируется с 09.00 до 12.30. В утренние часы, пока учитель-логопед проводит свое подгрупповое занятие с подгруппой, воспитатель параллельно занимается с остальными детьми группы.
Во второй половине дня проводится работа воспитателя с отдельными детьми по заданию учителя-логопеда. Эти задания могут включать: выполнение с детьми различных упражнений, направленных на закрепление или дифференциацию уже поставленных звуков, на развитие внимания и памяти, развитие слухового восприятия, закрепление нового материала по развитию речи и т. п.
При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР.
Количество занятий распределено по периодам и рекомендациям парциальных программ развития и обучения воспитанников с общим недоразвитием речи.
Обучение в логопедической группе принято разделять на 3 периода.
1 период – сентябрь - ноябрь,
2 период- декабрь - февраль,
3 период - март - май.
Подгрупповые логопедические занятия реализуются с 20 сентября и до 15 мая.
Длительность подгрупповых занятий в средней группе – 20 минут.
В середине занятия педагог проводит физкультминутку. Перерыв между подгрупповым и индивидуальным занятием – 10 минут.
Периодичность подгрупповых занятий - 4 раза в неделю (занятия по развитию фонематических процессов, речевого слуха, по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи).
С детьми, слабо усваивающими программу, отличающимися особенностями поведения и здоровья, работа проводится индивидуально, с учётом индивидуального образовательного маршрута.
Названия занятий, указанные в учебном плане носят условный характер и могут быть видоизменены. На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР.
При разработке планирования отдаётся предпочтение темам из ближайшего окружения. Вся деятельность носит комбинированный характер, что оправдывается недостаточной эмоционально-волевой регуляцией поведения детей и необходимостью частой сменой видов деятельности для соблюдения охранительного режима при взаимодействии с детьми.
Большая часть всех организационных форм логопедической работы проводится, согласно ФГОС, в виде коммуникативных игр, речевой гимнастики, логопедических тренингов, дидактических игр и др.
2.2. Взаимосвязь в работе логопеда и специалистов дошкольного учреждения
Месяц | Инструктор по физическому воспитанию | Музыкальный руководитель | Педагог- психолог | Учитель-дефектолог |
Сентябрь | Совместное обследование детей | |||
Октябрь | Ориентирование в пространстве. Закрепление понятий: лево, право, верх, низ. | Формирование представлений о звуках. Различение речевых и неречевых звуков, высоких и низких, длинных и коротких звуков. | Углубленное психологическое обследование детей. Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки Совершенствование мелкой моторики Развитие зрительно – моторной координации | Анкетирование родителей с целью получения информации о развитии детей |
Ноябрь | Удерживание равновесия | Работа над ритмом, темпом и выразительностью речи. | Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств | Оформление стендов, информационных уголков для родителей с рекомендациями |
Декабрь | Развитие общей моторики | Подготовка к празднику | Повышение психологической грамотности родителей и педагогов ДОУ Классификация предметов. Развитие фонематического слуха. | Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки. Совершенствование мелкой моторики. Развитие зрительно – моторной координации. |
Январь | Развитие общей и мелкой моторики | Совместное инсценирование содержания песен | Снятие тревожности у детей при негативном настрое на занятия, коллективную деятельность | Активизация отработанной лексики |
Февраль | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие музыкального слуха (игра на музыкальных инструментах) | Развитие внимания, памяти | Классификация предметов. Развитие зрительно – моторной координации |
Март | Формирование потребности в движении | Подготовка к празднику 8 марта
| Развитие активного словаря | Совершенствование мелкой моторики |
Апрель | Развитие координации движений. | Пение распевок (на 1 звук) | Повышение уровня самооценки Диагностика уровня готовности к школьному обучению | Активизация отработанной лексики |
Май | Развитие двигательных способностей | Логоритмические упражнения | Формирование навыков взаимодействия между детьми | Развитие активного словаря |
2.3. Преемственность в планировании НОД логопеда и воспитателя
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:
-Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
-Формирование правильного произношения.
-Развитие навыка связной речи.
Наряду с этим функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены:
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.
Учитель-логопед | Воспитатель |
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма | 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе. |
2.Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков. | 2.Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе, предшествующей возрастной группы |
3.Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка. | 3.Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы. |
4.Обсуждение результатов обследования | 4.Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом. |
5.Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи. | 5.Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания. |
6.Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти. | 6. Расширение кругозора детей. |
7.Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий | 7.Уточнение имеющегося словаря детей, раширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам |
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям. | 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание). |
9.Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения. | 9.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей. |
10.Развитие фонематического восприятия детей. | 10.Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда. |
11. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова. | 11.Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида. |
12. Совершенствование навыков словоизменения и словообразования. | 12.Закрепление навыков словообразования в различных играх и упражнениях. |
После занятия с группой и индивидуально учитель–логопед записывает задание для воспитателя для работы с детьми, которые недостаточно хорошо усвоили материал и нуждаются в его дублировании или закреплении. Задания по итогам индивидуальных занятий заключается в дальнейшей автоматизации речевого материала отработанного с логопедом. Учитель- логопед ведёт тетрадь по взаимодействию с педагогами средней группы.
2.4. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями)
В комбинированной группе для детей с нарушением речи логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних консультациях, еженедельно в письменной форме в индивидуальных тетрадях и на стендах родительского уголка. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.
Задания, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.
Задания в тетрадях подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями Программы. Для каждого ребенка учтены его индивидуальные особенности развития. Речевую активность детей родители должны поддерживать и всячески стимулировать.
План работы учителя-логопеда с родителями
№ п/п | тема | содержание работы | дата проведения | Ответственный |
1. | Индивидуальные консультации Родительское собрание. | Ознакомление родителей с результатам диагностики и индивидуальным маршрутом коррекции речевого развития. Обсуждение плана и направлений совместной работы в течение года. «Речевые проблемы ребёнка среднего дошкольного возраста» Ведение индивидуальных тетрадей с рекомендациями учителя-логопеда родителям. | сентябрь | учитель-логопед |
2. | Онлайн - уроки для родителей: Дыхание и речь. Звукопроизношение. Общие артикуляционные упражнения. Развитие мелкой моторики рук. Информационный стенд Индивидуальные беседы | Ознакомление родителей с работой над дыханием и звукопроизношением. Обучение родителей проведению в домашних условиях артикуляционной гимнастики, ознакомление с рекомендациями по выполнению. Показать взаимосвязь развития речи и мелкой моторики, дать рекомендации, оказать помощь в проведении пальчиковой гимнастики. «Речевые проблемы ребенка». Ведение индивидуальных тетрадей с рекомендациями учителя-логопеда родителям. | октябрь | учитель-логопед |
3. | Родительские пятиминутки. Информационный стенд | Знакомство родителей с основными приемами обучения, подбором материала, а также с требованиями, предъявляемыми к детям во время занятий. «Пальцы помогают говорить» Ведение индивидуальных тетрадей с рекомендациями учителя-логопеда родителям. | ноябрь | учитель-логопед |
4. | Родительское собрание Информационный стенд Индивидуальные беседы | «Подведение итогов первого периода обучения» «Фонематический слух – основа правильной речи» Предоставление информации родителям о продвижении речевого развития детей. Ведение индивидуальных тетрадей с рекомендациями учителя-логопеда родителям. | декабрь | учитель-логопед |
5. | Информационный стенд Индивидуальные беседы | «Игры для развития речи и мышления дошкольников». Согласование с родителями требований к речи детей. Ведение индивидуальных тетрадей с рекомендациями учителя-логопеда родителям. | январь | учитель-логопед |
6. | Информационный стенд Индивидуальные беседы | «Учим ребенка ориентироваться в пространстве» Предоставление информации родителям о продвижении речевого развития детей. Ведение индивидуальных тетрадей с рекомендациями учителя-логопеда родителям. | февраль | учитель-логопед |
7. | Информационный стенд Индивидуальные беседы | Методические рекомендации для родителей «Как расширить словарный запас ребенка» Предоставление информации родителям о продвижении речевого развития детей. Ведение индивидуальных тетрадей с рекомендациями учителя-логопеда родителям. | март | учитель-логопед |
8. | Информационный стенд Индивидуальные беседы | «Учимся говорить выразительно». Предоставление информации родителям о продвижении речевого развития детей. Ведение индивидуальных тетрадей с рекомендациями учителя-логопеда родителям. | апрель | учитель-логопед |
9. | Индивидуальные беседы | Ознакомление родителей с результатами логопедической работы с ребёнком. Ведение индивидуальных тетрадей с рекомендациями учителя-логопеда родителям. | май | учитель-логопед |
РАЗДЕЛ III. Проектирование образовательного процесса
3.1. Циклограмма учёта рабочего времени учителя-логопеда
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
8.00- 8.45 – индивидуальные занятия с детьми. 9.00-9.30 НОД (подгот. подгруппа) 9.40 – 10.05 НОД (ст. подгруппа) 10.15-10.35 НОД (ср.подгруппа) 10.45-12.35 - индивидуальные занятия с детьми | 8.00- 8.45-индивидуальные занятия с детьми. 9.00-9.25 НОД (ст.подгруппа) 9.35-9.55 НОД (ср. подгруппа) 10.05-12.35 – индивидуальные занятия с детьми | 8.00- 8.45 –индивидуальные занятия с детьми. 9.00-9.30 НОД (подгот. подгруппа) 9.40-10.00 НОД (ср.подгруппа) 10.10-12.35 – индивидуальные занятия с детьми | 8.00- 8.45 –индивидуальные занятия с детьми. 9.00-9.25 НОД (ст. подгруппа) 9.35 – 10.05 НОД (подгот. подгруппа) 10.15-12.35 - индивидуальные занятия с детьми. | 8.00- 8.45 –индивидуальные занятия с детьми. 9.00-9.30 НОД (подгот. подгруппа) 9.40 – 10.05 НОД (ст. подгруппа) 10.15-10.35 НОД (ср.подгруппа) 10.45-12.35 - индивидуальные занятия с детьми. |
12.35-14.00 Консультации для воспитателей Участие в режимных моментах |
Перерыв между фронтальным и индивидуальным занятием не менее 10 мин.
Индивидуальные занятия изначально планируются под нужды конкретного воспитанника в соответствии с индивидуальным маршрутом и в случае болезни уплотняются за счёт объединения занятий
3.2. Учебный план коррекционной работы учителя-логопеда
в средней группе комбинированной направленности для детей с ТНР «Фантазеры»
Периоды | Количество учебных часов непосредственно образовательной деятельности (подгрупповых занятий) | Количество индивидуальных занятий | |
При 2-разовом посещении | При 3 -разовом посещении | ||
I Сентябрь - ноябрь | 44 | 11 учебных недель | |
не менее 22 | не менее 33 | ||
II Декабрь - февраль | 46 | 12 учебных недель | |
не менее 24 | не менее 36 | ||
III Март- май | 38 | 11 учебных недель | |
не менее 22 | не менее 33 | ||
Итого | 128 | 34 учебные недели | |
не менее 68 | не менее 102 |
3.3. Календарно- тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда в средней группе комбинированной направленности для детей с ТНР
№ п\п | Неделя | Дата | Лексическая тема |
Сентябрь | |||
1 | 1 неделя | 01.09.- 03.09.2021г. | Диагностика Диагностика Диагностика |
2 | 2 неделя | 06.09 - 10.09.2021г. | |
3 | 3 неделя | 13.09 –17.09.2021г. | |
4 | 4 неделя | 20.09 – 24.09. 2021г. | «Игрушки» |
5 | 5 неделя | 27.09.- 01.10. 2021г. | «Фрукты» |
Октябрь | |||
6 | 1 неделя | 04.10.– 08.10. 2021г. | «Овощи» |
7 | 2 неделя | 11.10 – 15.10. 2021г. | «Овощи-фрукты» |
8 | 3 неделя | 18.10 – 22.10. 2021г. | «Осень» |
9 | 4 неделя | 25.10--29.10. 2021г. | «Перелетные птицы» |
Ноябрь Праздничные дни 04.11.2021г. | |||
10 | 1 неделя | 01.11-05.11. 2021г. | «Русские народные сказки» |
11 | 2 неделя | 08.11 -12.11. 2021г. | «Одежда. Обувь» |
12 | 3 неделя | 15.11 – 19.11. 2021г. | «Дом. Мебель» |
13 | 4 неделя | 22.11 – 26.11. 2021г. | «Посуда» |
Декабрь | |||
14 | 1 неделя | 29.11 – 03.12.2021г. | «Продукты» |
15 | 2 неделя | 06.12 -10.12. 2021г. | «Зима» |
16 | 3 неделя | 13.12 - 17.12.2021г. | «Зимующие птицы» |
17 | 4 неделя | 20.12 – 24.12.2021г. | «Зимние забавы» |
18 | 5 неделя | 27.12.- 30.12.2021г. | «Новогодний праздник» |
Январь Праздничные дни 01.01 - 09.01.2021г. | |||
19 | 3 неделя | 10.01 – 14.01.2022г. | «Транспорт» |
20 | 4 неделя | 17.01 – 21.01.2022г. | «Домашние животные» |
21 | 5 неделя | 24.01– 28.01.2022г. | «Домашние птицы» |
Февраль Праздничные дни 23.02.2022г. | |||
22 | 1 неделя | 31.01 - 04.02. 2022г. | «Дикие животные» |
23 | 2 неделя | 07.02 - 11.02.2022г. | «Дикие - домашние животные» |
24 | 3 неделя | 14.02 - 18.02.2022г. | «Сказки о животных» |
25 | 4 неделя | 21.02- 25.02.2022г. | «Защитники Отечества» |
Март Праздничные дни 05.03 - 08.03.2022г. | |||
26 | 1 неделя | 28.02. – 04.03.2022г. | «Мамин праздник. Семья » |
27 | 2 неделя | 09.03 – 11.03.2022г. | «Профессии. Инструменты» |
28 | 3 неделя | 14.03– 18.03.2022г. | «Человек. Наше тело» |
29 | 4 неделя | 21.03 – 25.03.2022г. | «Весна» |
30 | 5 неделя | 28.03 – 01.04.2022г. | «Дикие животные весной » |
Апрель | |||
31 | 1 неделя | 04.04 -08.04.2022г. | «Насекомые» |
32 | 2 неделя | 11.04 – 15.04.2022г. | «Космос» |
33 | 3 неделя | 18.04 - 22.04.2022г. | «Перелетные птицы весной» |
34 | 4 неделя | 25.04 – 29.04.2022г. | «Город. Россия» |
Май Праздничные дни 03.05, 10.05.2022г. | |||
35 | 1 неделя | 04.05 – 06.05.2022г | «9 мая - День Победы» |
36 | 2 неделя | 10.05 – 13.05.2022г. | «Спорт» |
37 38 | 3 неделя 4 неделя | 16.05 – 20.05.2022г. 23.05-27.05.2022г. | «Диагностика» «Диагностика» |
3.4. Календарное планирование подгрупповых занятий логопеда
в средней группе комбинированной направленности для детей с ТНР
Месяц неделя | Тема занятия | Дата занятия |
Сентябрь 4 неделя | «Игрушки. Отгадывание загадок» | 20.09.2021г. |
«Игрушки. Слушание «Сказки про игрушки» | 21.09.2021г. | |
«Игрушки. Составление предложений по картинкам» | 22.09.2021г. | |
« Игрушки. Составление рассказа-описания про игрушку» | 24.09.2021г. | |
Сентябрь 5 неделя | «Фрукты. Составление мини-рассказа по картинкам» | 27.09.2021г. |
«Фрукты. Составление простых предложений с опорой на картинки» | 28.09.2021г. | |
«Фрукты. Отгадывание загадок о фруктах с опорой на картинки» | 29.09.2021г. | |
«Фрукты. Слушание «Яблоко» (Я.Аким)» | 01.10.2021г. | |
Октябрь 1 неделя | «Овощи. Рассматривание овощей» | 04.10.2021г. |
«Желтая сказка. Из цикла «Разноцветные сказки» | 05.10.2021г. | |
«Овощи. Обучение отгадыванию загадок об овощах» | 06.10.2021г. | |
«Овощи. Составление предложений по картинкам» | 08.10.2021г. | |
Октябрь 2 неделя | «Овощи-фрукты. Дифференциация понятий» | 11.10.2021г. |
«Овощи-фрукты. Составление простых предложений – сравнений» | 12.10.2021г. | |
«Овощи-фрукты. Отгадывание загадок» | 14.10.2021г. | |
«Овощи-фрукты. Пересказ мини-описания» | 15.10.2021г. | |
Октябрь 3 неделя | «Осень. Рассматривание картины «Осень» | 18.10.2021г. |
«Осень. Составление мини-рассказов по картине «Осень» | 19.10.2021г. | |
«Осень. Составление предложений об осени по картинкам» | 20.10.2021г. | |
« Осень. Обучение отгадывание загадок об осени» | 22.10.2021г. | |
Октябрь 4 неделя | «Перелётные птицы. Рассматривание картинок» | 25.10.2021г. |
«Перелётные птицы. Обучение отгадыванию загадок» | 26.10.2021г. | |
«Перелётные птицы. Составление предложений по картинкам» | 27.10.2021г. | |
«Перелётные птицы. Пересказ стихотворений по опорным картинкам» | 29.10.2021г. | |
Ноябрь 1 неделя | «Русские народные сказки. «Пересказ по магнитным картинкам сказки «Теремок». | 01.11.2021г. |
«Русские народные сказки. Магнитный театр «Теремок». Инсценировка» | 02.11.2021г. | |
«Русские народные сказки. Пересказ по магнитным картинкам сказки «Колобок» | 03.11.2021г. | |
«Русские народные сказки. Магнитный театр «Колобок» | 05.11.2021г. | |
Ноябрь 2 неделя | «Одежда. Обувь. Игра «В магазине» | 08.11.2021г. |
«Зеленая сказка из цикла «Разноцветные сказки» | 09.11.2021г. | |
«Одежда. Обувь. Отгадывание загадок по картинкам» | 10.11.2021г. | |
«Одежда. Обувь. Повторение рассказов-описаний» | 12.11.2021г. | |
Ноябрь 3 неделя | «Мебель. Игра «Наша квартира»» | 15.11.2021г. |
«Мебель. Рассматривание предметных картинок» | 16.11.2021г. | |
«Мебель. Повторение рассказа-описания» | 17.11.2021г. | |
«Мебель. Обучение отгадыванию загадок о мебели» | 19.11.2021г. | |
Ноябрь 4 неделя | «Посуда. Рассматривание картинок по теме» | 22.11.2021г. |
«Посуда. Игра «К кукле пришли гости» | 23.11.2021г. | |
«Посуда. Повторение рассказов-описаний о посуде» | 24.11.2021г. | |
«Посуда. Обучение отгадыванию загадок о посуде» | 26.11.2021г. | |
Декабрь 1 неделя | «Продукты. Игра «Ждем гостей» | 29.11.2021г. |
«Продукты. Обучение отгадыванию загадок по теме» | 30.11.2021г. | |
«Продукты. Повторение предложений-описаний» | 01.12.2021г. | |
«Продукты. Игра «Мы приготовили…» | 03.12.2021г. | |
Декабрь 2 неделя | «Зима. Беседа по картине «Наступила зима» | 06.12.2021г. |
«Зима. Отгадывание загадок о зиме» | 07.12.2021г. | |
«Зима. Рассматривание сюжетных картинок, беседа» | 08.12.2021г. | |
«Зима. Работа над четкостью дикции Стихотворение «Белый снег» (И.Суриков) | 10.12.2021г. | |
Декабрь 3 неделя | «Зимующие птицы. Рассматривание серии картинок на тему «Зимующие птицы» | 13.12.2021г. |
«Зимующие птицы. Отгадывание загадок по теме» | 14.12.2021г. | |
«Зимующие птицы. Рассматривание и беседа по картине «У кормушки» | 15.12.2021г. | |
«Зимующие птицы. Стихотворение «Кормушка» Н.Нищева. Работа над выразительностью речи» | 17.12.2021г. | |
Декабрь 4 неделя | "Зимние забавы. Рассматривание сюжетных картинок, беседа" | 20.12.2021г. |
«Зимние забавы. Стихотворение «Снежная баба» (И.Демьянов)» | 21.12.2021г. | |
«Зимние забавы. Отгадывание загадок по теме» | 23.12.2021г. | |
«Зимние забавы. Рисование по теме, составление простых предложений по нарисованным картинкам» | 24.12.2021г. | |
Декабрь 5 неделя | «Новый год. Пересказ стихотворения по опорным картинкам «Наша ёлка» (по Е.Ильиной)» | 27.12.2021г. |
«Новый год. Работа над дикцией «Ёлка» (Н.Нищева)» | 28.12.2021г. | |
«Новый год. Отгадывание загадок о новогоднем празднике» | 29.12.2021г. | |
Январь 3 неделя | «Транспорт. Составление предложений по серии картинок» | 10.01.2022г. |
«Транспорт. Беседа по картине «Виды транспорта» | 11.01.2022г. | |
«Транспорт. Отгадывание загадок» | 12.01.2022г. | |
«Зима. Составление рассказов-описаний о транспорте» | 14.01.2022г. | |
Январь 4 неделя | «Домашние животные. Беседа по серии картинок» | 17.01.2022г. |
«Домашние животные. Игра «Кто за забором» | 18.01.2022г. | |
«Домашние животные. Диалог «Кисонька-мурысонька» | 19.01.2022г. | |
«Домашние животные. Отгадывание загадок-описаний» | 21.01.2022г. | |
Январь 5 неделя | «Домашние птицы. Беседа по серии картинок» | 24.01.2022г. |
«Домашние птицы. Беседа по картине «Птичий двор» | 25.01.2022г. | |
«Домашние птицы. Пересказ сказки «Утенок и цыпленок» (В.Сутеев) с опорой на картинки» | 26.01.2022г. | |
«Домашние птицы. Работа над четкостью дикции «Петушок» | 28.01.2022г. | |
Февраль 1 неделя | «Дикие животные. Беседа о диких животных с опорой на картинки» | 31.01.2022г. |
«Дикие животные. Игра «Угостим животных» | 01.02.2022г. | |
«Дикие животные. Отгадывание загадок-описаний» | 02.02.2022г. | |
«Дикие животные. Магнитный театр «Три медведя» | 04.02.2022г. | |
Февраль 2 неделя | «Дикие - домашние животные. «Путаница» (К.Чуковский)» | 07.02.2022г. |
«Дикие – домашние животные. Игра «Четвертый лишний» | 08.02.2022г. | |
«Дикие – домашние животные. Упражнение «Угостим животных» | 09.02.2022г. | |
«Дикие – домашние животные. Викторина «Кто где живет» | 11.02.2022г. | |
Февраль 3 неделя | «Сказки о животных. Магнитный театр «Теремок» | 14.02.2022г. |
«Сказки о животных. Чтение сказки «Заяц и лиса» | 15.02.2022г. | |
«Сказки о животных. Магнитный театр «Под грибом» (В.Сутеев)» | 16.02.2022г. | |
«Сказки о животных. Магнитный театр «Три поросенка» | 18.02.2022г. | |
Февраль 4 неделя | «Защитники Отечества. Рассказ по серии картинок» | 21.02.2022г. |
«Защитники Отечества. Отгадывание загадок» | 22.02.2022г. | |
«Защитники Отечества. Рассказывание стихотворений» | 25.02.2022г. | |
Март 1 неделя | «Мамин праздник. Составление рассказа по серии картинок «Мамин праздник» | 28.02.2022г. |
«Мамин праздник. Рассматривание картины «Поздравляем маму» | 01.03.2022г. | |
«Мамин праздник. Стихи о маме» | 02.03.2022г. | |
«Мамин праздник. Рассказывание стихотворений о маме, мамином празднике» | 04.03.2022г. | |
Март 2 неделя | «Профессии. Составление рассказов-описаний по картинкам» | 09.03.2022г. |
«Профессии. Отгадывание загадок-описаний» | 11.03.2022г. | |
Март 3 неделя | «Человек. Наше тело. Повторение стихов с опорой на картинки (Н.Нищева)» | 14.03.2022г. |
«Человек. Наше тело. Отгадывание загадок» | 15.03.2022г. | |
«Человек. Наше тело. Стихи с опорой на картинки » | 16.03.2022г. | |
«Человек. Наше тело. Составление предложений по картинкам» | 18.03.2022г. | |
Март 4 неделя | «Весна. Беседа по картине «Весна наступила» | 21.03.2022г. |
«Весна. Отгадывание загадок о весне» | 22.03.2022г. | |
«Весна. Пересказ по картинкам «Весна» (И.Токмакова)» | 23.03.2022г. | |
«Весна. Составление простых предложений по картинкам» | 25.03.2022г. | |
Март 5 неделя | «Дикие животные весной. Составление описательных рассказов по картинкам» | 28.03.2022г. |
«Дикие животные весной. «Лесной переполох» | 29.03.2022г. | |
«Дикие животные весной. Отгадывание загадок» | 30.03.2022г. | |
«Дикие животные весной. Составление мини-рассказов по своим рисункам» | 01.04.2022г. | |
Апрель 1 неделя | «Насекомые. Рассматривание предметных картинок» | 04.04.2022г. |
«Насекомые. Игра «Бабочка и цветы | 05.04.2022г. | |
«Насекомые. Составление мини-рассказов о насекомых по картинкам» | 06.04.2022г. | |
«Насекомые. Отгадывание загадок о насекомых» | 08.04.2022г. | |
Апрель 2 неделя | «Космос. Стихотворения о космосе. Работа над выразительностью дикции» | 11.04.2022г. |
«Космос. Мини-рассказы по своим рисункам. | 12.04.2022г. | |
«Космос. Пересказ стихотворений о космосе по картинкам» | 13.04.2022г. | |
«Космос. Отгадывание загадок о космосе» | 15.04.2022г. | |
Апрель 3 неделя | «Перелетные птицы весной. Составление рассказов по картинкам» | 18.04.2022г. |
«Перелетные птицы весной. Игра «Кого не хватает» | 19.04.2022г. | |
«Перелетные птицы весной. Отгадывание загадок – описаний» | 20.04.2022г. | |
«Перелетные птицы весной. Составление описательного рассказа по картине «Грачи прилетели» | 22.04.2022г. | |
Апрель 4 неделя | «Город. Россия. Рассматривание фотографий по теме «Мой город» | 25.04.2022г. |
«Город. Россия. Составление предложений по образцу» | 26.04.2022г. | |
«Город Россия. Описательные рассказы по своим рисункам» | 27.04.2022г. | |
«Город. Россия. Стихи о Родине» | 29.04.2022г. | |
Май 1 неделя | «9 мая. День Победы. Составление предложений по картинкам» | 04.05.2022г. |
«9 мая. День Победы. Стихи о Победе» | 06.05.2022г. | |
Май 2 неделя | «Лето. Составление предложений с использованием иллюстраций» | 11.05.2022г. |
«Лето. Составление рассказа по алгоритму «Гроза» | 13.05.2022г. |
3.5. Содержание образовательной области «Речевое развитие»
в средней группе ОНР (Нищева Н.В.)
Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.
Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.
Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.
Сформировать понимание простых предлогов.
Сформировать понятие слово и умение оперировать им.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.
Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.
Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.
Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.
Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.
Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.
Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
Развитие просодической стороны речи. Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Формировать навык мягкого голосоведения. Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду). Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова. Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза Сформировать умение различать гласные и согласные звуки. Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.
Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов, различать слова с начальными ударными гласными.
Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов, и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха). Научить подбирать слова с заданным звуком.
Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.
Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.
Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.
Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого.
Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.
3.6. Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы.
Мониторинг логопедической работы обеспечивает комплексный и дифференцированный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения программы средней группы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений в коррекции нарушений речевого развития детей.
Логопедическое обследование в подготовительной группе проводится 2 раза, с 1-20 сентября - входное, в 15-30 мая– итоговое. Обследование происходит по следующим параметрам: обследование звукопроизношения, артикуляционной моторики, строения артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексики, грамматического строя и связной речи.
3.7. Обеспечение программы методическими материалами и средствами обучения
Организация предметно-пространственной развивающей среды
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Стол к настенному зеркалу.
3. Столы и стулья для детей двух ростовых категорий.
4. Стол письменный, стол компьютерный.
5. Компьютер.
6. Принтер.
7. Комплект зондов для постановки звуков.
8. Настольная лампа.
9. Часы настенные, часы песочные
10. Настенная магнитная доска.
11. Шкафы и полки для дидактического материала.
14. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.
15. Логопедические альбомы для обследования.
16. Картотека материалов, альбомы для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
17. Картотека по развитию связной речи детей.
18. Материал по развитию мелкой моторики.
Программно – методическое обеспечение (список литературы)
Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2001.
Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. М.: Школа-Пресс, 1999.
Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе (I,II,III периоды обучения). М.: Гном и Д, 2007.
Докутович В. В., Кыласова Л. Е. Логопедическая служба дошкольного образовательного учреждения. Волгоград.: Учитель, 2013.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. Екатеринбург: АРГД, 1998. Гриф МО РФ.
Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М.: Владос, 2005. 39
Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игровые тесты. М.: Эксмо, 2005
Коноваленко В.В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе у детей с ОНР (I,II,III периоды обучения). М.: Г
Коноваленко В.В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М.: Гном-Пресс, 1998.
Козырева О. А., Дубешко Н. Б. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи (старшая группа), М.: Владос, 20
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Санкт-Петербург, Литера, 2004
Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий (I,II года обучения). М.: Творческий центр, 2009.
Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. Рекомендована Региональным экспертным советом Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга.
Норкина Ю. Б. Домашние тетради для логопедических занятий с детьми (выпуски 1 – 7). М.: Владос, 2005
Сычёва Г. Е. Опорные картинки для пересказа текста (выпуск 1, 20). Книголюб, 2003.
Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. М.: Эксмо, 2006.
Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. М.: Гном и Д, 2003.
Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М.: Гном и Д, 2004.
Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. М.: Владос, 2005.
Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР (альбомы 1,2,3,).М.: Гном, 2011.
Цуканова С.П., Бетц Л. Л. (книги 1,2,3). Учим ребёнка говорить и читать. М.: Гном, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей с ОНР с 5-6 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКоррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей с ОНР с 5-6 летразработана на основе ООП МКДОУ «д/с № 15» и с учетом «Комплек...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Разновозрастной (второй младшей-средней) группы комбинированной направленности «Г» «Солнышко» на 2019-2020 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Разновозрастной (второй младшей-средней) группы комбинированной направленности «Г» «Солнышко» на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа учителя-логопеда (для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности) на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа учителя-логопеда(для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности)на 2015-2016 учебный год...
Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной к школе группы комбинированной направленности
Рабочая программа учителя-логопеда...
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей (подготовительной) группе комбинированной направленности для детей с ТНР
Опубликовано 15.08.2021 - 12:58 - Дяговец Инна ИвановнаНастоящая рабочая программа учителя-логопеда разработана в целях осуществления коррекционно - образовательной работы с детьми с тяжелы...
Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе комбинированной направленности 22-23 учебный год
В программе отражена работа с детьми, с родителями. Также представлен календарный план воспитательной работы....
Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...