КОНСПЕКТ КОНСУЛЬТАЦИИ (РЕКОМЕНДАЦИЙ) ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа)
КОНСПЕКТ КОНСУЛЬТАЦИИ (РЕКОМЕНДАЦИЙ) ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Тема: Развитие импрессивной речи у детей 3 – 4 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ КОНСУЛЬТАЦИИ (РЕКОМЕНДАЦИЙ) ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КОНСПЕКТ КОНСУЛЬТАЦИИ (РЕКОМЕНДАЦИЙ) ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Тема: Развитие импрессивной речи у детей 3 – 4 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам развития у детей импрессивной речи, используя различные игры.
Задачи:
- Определить этапы развития импрессивной речи у детей 3 – 4 лет с тяжелыми нарушениями речи.
- Подобрать рекомендации родителям по развитию импрессивной речи у детей 3 – 4 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Оборудование: проектор, экран.
Продолжительность: 30 минут.
Форма: родительское собрание.
Список источников для подготовки:
- Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / И.Ю. Кондратенко. – Москва: Айрис – пресс, 2005. – 224 с. : ил. – Текст : непосредственный.
- Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить: Методическое пособие / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 224 с. : ил. – Текст : непосредственный.
- Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до 4 лет: Методическое пособие / Т.В. Галанова. – Ярославль: Букмейстер, 2015. – 64 с.: ил. – Текст : непосредственный.
- Гришина, А. В. Игры – занятия с детьми раннего возраста: Методическое пособие / А.В. Гришина. – Москва : Айрис – пресс , 2011. – 93 с.: ил. – Текст : непосредственный.
- Зворыгина, Е.В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Методическое пособие / Е.В. Зворыгина. – Москва : Айрис – пресс , 2014. – 144 с.: ил. – Текст непосредственный.
- Краузе, Е.Н. Логопедические занятия с детьми раннего возраста: Методическое пособие / Е.Н. Краузе. – Москва : Айрис – пресс , 2016. – 206 с.: ил. – Текст непосредственный.
Ход мероприятия:
1. Развитие импрессивной речи.
На первых этапах развития понимания речи мы не требуем от детей точности понимания отдельных слов: там - тут, открой - закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы взрослого в беседах, направленных на выявление понимания слов, предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки».
Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом. Взрослый говорит короткими предложениями, состоящими из двух-четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те же слова полезно употреблять в разных грамматических формах. Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога.
Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр.
Игра: «Поручения».
Игра содержит сначала одну, затем две, потом три инструкции, например: «Принеси куклу в шапочке; принеси куклу в шапочке с кисточкой; принеси куклу в шапочке с кисточкой и посади ее на стульчик».
Игра: «Делай, что я сказал (а)».
Эти игры проводятся с одновременным показом действия, обозначенного словом. Например, взрослый говорит:
- Мы идем: топ-топ.
Ребенок идет за взрослым.
- Побежали: шлеп-шлеп.
Ребенок бежит за взрослым.
- И устали: стоп!
Ребенок останавливается вместе со взрослым.
После нескольких повторений игровых действий со словами и показом этих действий взрослым дети выполняют эти движения самостоятельно в соответствии со словами игры.
Эффективным приемом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (величину, цвет, конфигурацию, являются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в соответствии с заданным качеством.
Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно использовать коллекции мелких игрушек, например:
- выбери все машинки;
- выбери всех кукол.
Можно классифицировать геометрические тела:
- выбери все шарики;
- принеси все кружки.
Геометрические фигуры по цвету (принеси все красные фигурки) и по размеру (принеси все большие фигуры) и т. д. С большим интересом работают дети с мозаикой. Начинаем работу с усвоения слова «такая (ой)».
Игра: «Грибки».
Взрослый показывает мозаику красного цвета, закрепляет ее на поле для выкладывания.
Взрослый: Найди такой грибок.
Ребенок находит такую же мозаику и закрепляет ее.
Взрослый (показывая два пальца): Два грибка.
Ребенок повторяет движение, показывая два пальца.
Взрослый: Это красные грибки. Найди еще такой же грибок и т. д.
Игра: «Яблонька».
Взрослый заранее выкладывает контур дерева, состоящий из ствола (прямая линия) и кроны (замкнутая кривая линия).
Взрослый: На яблоньке вот такое яблочко (закрепляет красную мозаику). Красное яблоко. Найди такое же.
Ребенок закрепляет красную мозаику в пределах контура кроны.
Взрослый: На яблоньке красные яблочки. Вот столько, два (показывает два пальца). Ребенок показывает два пальца.
Взрослый (закрепляя зеленую мозаику): На яблоньке вот такое яблоко. Найди такое же. Яблочки наверху. Погладь яблочки на яблоньке. Подул ветер. Упали яблочки (Переносит мозаику вниз). Яблочки внизу, под яблонькой. Погладь яблочки внизу.
Конечно, в формировании пассивного словаря используется работа с картинками: предметными, сюжетными. Изображения на этих картинках должны быть яркими, крупными, реалистичными. Этот вид работы возможен с детьми, находящимися на номинативном уровне понимания речи.
Игра: «Умный пальчик».
На столе разложены картинки с изображением предметов.
Взрослый: «Покажи лошадку, покажи куклу.»
Ребенок показывает указательным пальцем правой руки названную картинку.
Работа с картинками, изображающими действие, возможна с детьми, находящимися на предикативном уровне понимания речи: вначале различаются глаголы, обозначающие действия людей или животных, с называнием того, кто совершает действие: «Покажи, где скачет лошадка, где спит мальчик.». Затем различаются действия, совершаемые одним лицом: «Покажи, где мальчик спит, где мальчик сидит.»
Следующий этап развития понимания речи- понимание форм слов: «Покажи, где стол - где столик, где мяч - где мячи, где мяч на стуле, где мяч под стулом». Детям с задержкой речевого развития особенно сложно дифференцировать формы глаголов: возвратные и невозвратные глаголы (мальчик моет - мальчик моется); глаголы движения с различными приставками (машина ехала - машина приехала, пальто застегнули - расстегнули); глаголы прошедшего времени женского и мужского рода (Женя упал - Женя упала); глаголы настоящего времени единственного и множественного числа (летит - летят).
Большое внимание в развитии импрессивной речи следует уделить различению слов с противоположными значениями (антонимов) разных частей речи:
день - ночь;
много - мало;
высоко - низко;
длинный (ая) - короткий (ая).
Хорошо использовать рисование предметов с противоположными качествами: - рисуем длинную дорожку (ведем ручку малыша с фломастером) - рисуем короткую дорожку; - на большой тарелке много ягод (рисуем много маленьких замкнутых кривых) - на маленькой тарелке мало ягод и т. д.
Рисование предметов с противоположными качествами помогает ребенку мышечно ощутить значение слов с противоположными значениями.
Существует множество других способов развития пассивного словаря ребенка, испытывающего затруднения в речевом развитии, но главным является речь педагога, окружающих детей, взрослых. Она должна быть правильной по форме, богатой лексически, предельно эмоциональной, выразительной, насыщенной прибаутками, потешками; в то же время простой, не загроможденной лишними словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Рекомендации для родителей "Выходной с малышом. Рекомендации по социальному развитию ребенка третьего года жизни".
Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут....
Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»
Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...
Рекомендации для родителей «Рекомендации родителям по экологическому воспитанию детей»
Рекомендации для родителей...
Рекомендации для родителей «Рекомендации по проведению занятий в домашних условиях»
Для того, чтобы Ваши домашние занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил их проведения. Все занятия должны строиться п...
Рекомендации для родителей "Если ребенок устраивает часто истерики"Рекомендации для родителей "Если ребенок устраивает часто истерики"
Рекомендации для родителей "Если ребенок устраивает часто истерики"...
Памятки и рекомендации для родителей "Как предотвратить приступы истерики у детей" Рекомендации "Замените угрозу - обещанием!"
Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений....