Буклеты для родителей
материал по логопедии (младшая группа)
Предлагаемые буклеты можно использовать в работе с родителями по развитию импрессивной речи детей 3-4 лет с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklety_dlya_roditeley.docx | 332.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Покажи палочкой картинку».
Цель: учить понимать существительные, глаголы, прилагательные.
Наглядный материал:
десять предметных картинок (бабушка, мишка, мышка, ложка, чашка, кошка,
дерево, стул, помидор, машина);
десять сюжетных картинок с изображениями различных действий (рисует,
читает, прыгает, идет, сидит, стирает, лежит, пьет, пишет, причесывает)
два мяча разного размера (большой и маленький);
картинки с изображениями ладоней рук (чистые и грязные)
кубики разных цветов (красный, зеленый, синий, желтый);
две игрушки машинки;
два воздушных шарика.
Устная инструкция:
Перед ребенком кладут по две-три картинки с изображениями предметов и
предлагают показать названную взрослым картинку.
Перед ребенком кладут две-три картинки с изображениями действий и
предлагают показать названную взрослым картинку.
Перед ребенком кладут два предмета (или картинки) и предлагают показать
(сделать) то, что просит взрослый.
Например:
Ребенку предлагается показать сначала большой, потом маленький мяч;
чистые и грязные руки; шар названного цвета.
Две игрушечные машинки располагают перед ребенком так, чтобы одну она
могла легко достать, а другую - нет, и предлагают показать, какая из машинок
находится близко от него, а какая - далеко.
Два шарика располагают на разной высоте от ребенка и предлагают показать,
какой из них висит низко, а какой - высоко.
Игры и упражнения на развитие импрессивной речи
детей четвертого года жизни с тяжелыми нарушениями речи.
Советы логопеда.
2021 год.
Что такое импрессивная речь?
Импрессивная речь это:
- понимание речи на уровне диалога,
- понимание инструкций,
- понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки,
- понимание фразовой речи,
- понимание и различия значений несложных грамматических конструкций,
- состояние фонематического восприятия.
Игры на развитие импрессивной речи детей третьего года жизни
Игра «Давай поиграем».
Цель: повысить уровень понимания ребенком обращенного к нему
высказывания взрослого.
Наглядный материал: игрушки (мяч, кукла, машина, кубики).
Устная инструкция: Хочешь посмотреть игрушки? Иди ко мне.
Игрушка тебе понравилась? Возьми ее и поиграй с ней.
Игра «Ушки слушают, ручки делают».
Цель: повысить уровень понимания ребенком словесных инструкций
взрослого.
Наглядный материал: игрушки и предметы (мяч, кукла, машина, кубик,
карандаш, бумага, коробка).
Устная инструкция: (Ребенку предлагается сделать то, что просит взрослый).
Возьми мяч. Брось мяч на пол. Дай мне куклу. Принеси кубик. Давай
рисовать. Возьми красный карандаш, бумагу. Нарисуй мяч. Положи карандаш
в коробку. Подойди к столу и возьми машину. Принеси ее мне.
Игра «Закрой ладошкой картинку».
Цель: учить ребенка понимать предложения.
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Устная инструкция: ребенку предлагают рассмотреть две-три картинки и
закрыть ладошкой ту, о которой рассказывает взрослый.
Игра «Переверни картинку».
Цель: учить ребенка различать существительные единственного и
множественного числа.
Наглядный материал: игрушки (или предметные картинки): книга - книги,
гриб - грибы, машина - машины, кубик - кубики.
Устная инструкция: ребенку предлагают рассмотреть две картинки и
перевернуть ту, которую называет взрослый: книга (книги) и другие.
Игра «Подарим картинки большой кукле и маленькой куколке».
Цель: учить ребенка понимать существительные с уменьшительноласкательными суффиксами.
Наглядный материал: предметные картинки или игрушки (дом - домик, сумка
- сумочка, стул - стульчик).
Устная инструкция: ребенку предлагают рассмотреть две картинки и
подарить большой кукле - дом, а маленькой куколке - домик и т.п.
Игра «Какая у меня картинка?».
Цель: определять слова, резко различные по звуковому составу; развивать слуховое внимание.
Оборудование: листы лото с изображением трех предметов, названия которых имеют резко различный звуковой состав (например: на одной карте – мак, шапка, паровоз; на другой – собака, рак, палка и т.п.), маленькие карточки с изображениями тех же предметов.
Ход игры: Взрослый сидит напротив ребенка и предлагает ему помочь найти картинку. Перед ребенком лежит карта с тремя изображениями. Взрослый называет одно из них. Ребенок показывает на картинку и по мере возможности повторяет слово. Взрослый проверяет правильность ответа и, если предмет назван или показан верно, отдает ребенку маленькую карточку. В противном случае просит еще раз внимательно послушать. Лишь убедившись в том, что ребенок правильно опознает изображение, он повторяет слово. При повторном проведении игры слова произносятся так, чтобы ребенок не видел, как говорит взрослый, т.е. взрослый встает за спиной у ребенка или же закрывает лицо экраном.
Игра «Кто в домике живет?».
Цель: учить воспринимать слова с близким звуковым составом; продолжать развивать слуховое внимание.
Оборудование: игрушечный домик или домик, построенный из настольного строителя, мелкие игрушки или картонные фигурки (мышка, мишка, мартышка, матрешка, петрушка, неваляшка).
Ход игры: ребенок сидит за столом напротив взрослого. На столе домик (фасадом к ребенку), в нем спрятаны игрушки. Взрослый говорит ребенку: «В домике живут мишка и мышка», при этом у логопеда закрыто лицо экраном. Ребенок повторяет, игрушки выходят из домика. Взрослый продолжает: «мартышка и матрешка», «петрушка и неваляшка». Если ребенок не может повторить слова парами, педагог произносит их по одному, не утрируя произношение. В случае затруднения снимает экран и переходит от восприятия на слух к слухозрительному восприятию. После повторения слов ребенком ему дают игрушки и он играет с ними.
Игры и упражнения
на развитие импрессивной речи
детей третьего года жизни с тяжелыми нарушениями речи.
Советы логопеда.
Игра «ТУК-ТУК-ТУК».
Цель: учить прислушиваться к неречевым звукам, вызывать внимание и интерес к ним, показать, что неречевой звук (стук) может о чем-то сообщить, предупредить.
Оборудование: игрушки( собачка, кошка, или другие)
Ход игры.
Ребенок сидит за столом. Раздается стук в дверь. Взрослый прислушивается, прикладывает палец к губам, всем видом показывает интерес к звуку. Стук повторяется, усиливается. Взрослый встает, идет к двери, открывает ее. За дверью игрушка. Взрослый говорит радостно: «Собачка пришла! Это она стучала». Взрослый предлагает поиграть с собачкой.
Игра «На чем играл зайка».
Цель: учить различать звучание двух резко различных инструментов (барабана и гармони); продолжать развивать слуховое внимание.
Оборудование: ширма или экран, игрушечный заяц (мишка, кукла), барабан, детская гармошка.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку поочередно барабан и гармошку, называет каждый из инструментов, показывает их звучание. Ставит оба инструмента на стол и снова играет на барабане и на гармошке. Приходит заяц (мишка, кукла) и говорит, что хочет тоже поиграть на барабане и на гармошке, только он спрячется, а ребенок должен угадать, на чем он будет играть. Взрослый ставит на стол ширму, закрывает ею от ребенка зайца и инструменты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем играл заяц. Ребенок отвечает, либо показывает жестом. Заяц снова стучит по барабану в присутствии ребенка. В третий раз заяц играет за ширмой на гармошке.
Игра «Звени, колокольчик».
Цель: учить по звуку определять направление в пространстве; продолжать развивать слуховое внимание; действовать по звуковому сигналу.
Оборудование: колокольчик с достаточно громким и приятным звучанием.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку колокольчик, дает ему самому позвенеть. Затем взрослый отходит от ребенка недалеко и останавливается на видном месте, чтобы ребенок убедился в правильности своих действий. Далее взрослый звенит в колокольчик и просит ребенка подойти на звон. Игра усложняется, когда взрослый прячется в углу комнаты, за ширмой, за дверью и т.д. и звонит колокольчиком пока ребенок не подойдет ко взрослому.
Игра «Кто за дверью?».
Цель: учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить звукоподражанию.
Оборудование: игрушки (кошка, собака, птичка, петух, лягушка и др.)
Ход игры. Ребенок сидит за столом. Взрослый произносит «мяу», выдерживает паузу, спрашивает: «кто сказал «мяу»? Независимо от ответа педагог достает из-за ширмы кошку, она мяукает. Взрослый просит ребенка сказать, как мяукает кошка.
Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек. Есть указания на то, что у девочек слова появляются на 8-9 месяцев жизни, у мальчиков - на 11-12 месяце.
Общие сведения
Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза.
Логопедическое заключение:
«задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет.
Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи.
Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.
Причины ЗРР
Органические причины:
Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными.
Биологические факторы:
- Минимальная мозговая дисфункция.
Обусловлена перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность.
2.Заболевания раннего возраста: черепно – мозговая травма, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
3.Тугоухость у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
Наследственные факторы.
Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.
Социальные причины:
Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности.
Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм (двуязычие в семье), неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.
С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.
Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша.
В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.
Симптомы ЗРР
Признаками задержки речевого развития могут являться:
- Аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации).
- Отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года.
- Неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет.
- Невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.).
- Отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет.
- Неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет.
- Полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.).
- Преимущественное использование ребенком мимики, жестов.
Причины и симптомы задержки речевого развития ребенка дошкольного возраста
Советы логопеда
2021 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей "Родителям о ФГОС ДО"
Данный материал содержит описание нового образовательного стандарта дошкольного образования. Какие задачи он решает, какие выдвигает требования,в чем его отличительная особенность. Этот буклет поможет...
буклет для родителей "Родителям будущих первоклассников"
консультация для родителей...
буклет для родителей "Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма"
памятка для родителей...
Буклет для родителей "Маленькие хитрости родителей первоклассника"
Психолого-педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов развития, воспитания и социализации ребенка. В соответствии с введением ФГОС, а так же с нормативно-правовой базой дошк...
буклет для родителей "Родителям будущих первокласников"
Буклет для родителей "Родителям будущих первоклассников"...
Буклет для родителей "Общие рекомендации для родителей"
работа с родителями...
Буклет для родителей для родителей "Особенности воспитания ребёнка шестого года жизни"
Несколько практических советов от воспитателя родителям....