Комплекс артикуляционной гимнастики
картотека по логопедии (средняя группа)

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

« свернуть

 

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. 

         "Окошко"

 широко открыть рот — "жарко"

 закрыть рот — "холодно"

 

         "Чистим, зубки"

 улыбнуться, открыть рот

 кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

 

         "Месим тесто"

 улыбнуться

 пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."

 покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

 

         "Чашечка"

 улыбнуться

 широко открыть рот

 высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

 

         "Дудочка"

 с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

 

         "Заборчик"

 улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

 

         "Маляр"

 губы в улыбке

 приоткрыть рот

 кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

 

         "Грибочек"

 улыбнуться

 поцокать языком, будто едешь на лошадке

 прикососать широкий язык к нёбу

 

         "Киска"

 губы в улыбке, рот открыт

 кончик языка упирается в нижние зубы

 выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы

 

         "Поймаем мышку"

 губы в улыбке

 приоткрыть рот

 произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)

 

         "Лошадка"

 вытянуть губы

 приоткрыть рот

 процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

 

         "Пароход гудит"

 губы в улыбке

 открыть рот

 с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

 

         "Слоник пьёт"

 вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"

 "набирать водичку", слегка при этом причмокивая

 

         "Индюки болтают"

 языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."

 

         "Орешки"

 рот закрыт

 кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки

 на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

 

         "Качели"

 улыбнуться

 открыть рот

 кончик языка за верхние зубы

 кончик языка за нижние зубы

 

         "Часики"

 улыбнуться, открыть рот

 кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

 

         "Блинчик"

 улыбнуться

 приоткрыть рот

 положить широкий язык на нижнюю губу

 

         "Вкусное варенье"

 улыбнуться

 открыть рот

 широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

 

         "Шарик"

 надуть щёки

 сдуть щёки

 

         "Гармошка"

 улыбнуться

 сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)

 не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

 

         "Барабанщик"

 улыбнуться

 открыть рот

 кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

 

         "Парашютик"

 на кончик носа положить ватку

 широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

 

         "Загнать мяч в ворота"

 "вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)

 дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"

Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе д...

"Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков " Крепенчук О.И.

Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука "Л"IV...

Комплекс артикуляционной гимнастики

Комплекс содержит краткое описание и картинку для более правильного восприятия упражнения....

СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)

При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...

начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии

Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...

Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...