Галкина О.В. Семинар-практикум для родителей "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей: вопросы, ответы, решения"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Разработка мероприятия для родителей, в рамках которого они знакомятся с видами работ, проводимых на логопункте, получают ответы на волнующие вопросы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей
«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей: вопросы, ответы, решения»
Выполнила:
учитель-логопед
Галкина Оксана
Владимировна
Цель: формирование единого понимания цели, задач, средств и методов логопедической работы, осознание важности участия семьи в данной работе.
Задачи:
- ответить на наиболее часто интересующие вопросы родителей;
- обозначить этапы логопедической работы в детском саду и дома, их значимость;
- представить часто допускаемые родителями ошибки;
- воспитывать ответственное отношение родителей к работе по развитию речевых способностей их ребенка.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, пульт, детские тетради, мольберт, предметные картинки на тему «», магниты, картинки с изображением артикуляционных упражнений, принадлежности для дыхательной гимнастики.
Ход
I Вступление (вводная часть)
- Да, я шалунья, капризуля,
Могу я громко покричать,
Но я прошу вас, не ругайтесь!
Хочу я мама так сказать!
Меня не слушаются губы,
Язык как будто бы не мой!
Хочу я крикнуть: «Мама, папа!»
А получается как вой.
Меня никто не понимает!
И слезы катятся из глаз.
И от того я громко плачу,
Хочу, чтоб поняли сейчас!
-Я не зря начала нашу встречу с данного стихотворения. Пусть оно о малыше, который только начинает овладевать речью. Но в нем очень ярко представлено эмоциональное состояние ребенка, которого не понимают. Да, ребенок более старшего возраста с нарушениями речи, может, и не будет громко плакать в случае, если его не поняли, он, скорее, начнет стесняться, минимизирует свое общение. Но в душе у него будет тот же шквал эмоций. Мы с вами здесь собрались, чтобы помочь нашим детям, имеющим нарушения в речевом развитии, сформировать единое понимание работы по коррекции речевых нарушений. Что в дальнейшем позволит организовать более эффективную, взаимодополняющую деятельность.
II Основная часть
- Итак, наша совместная деятельность начинается с прохождения ребенком Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК), которая представляет коллегиальное заключение, в котором устанавливает то или иное речевое нарушение и дает рекомендации по работе с ребенком.
- При подготовке к ТПМПК иногда мы можем услышать от родителей упреки в свою сторону: (голосовая запись) «С чего Вы решили, что у моего ребенка что-то не так, он хорошо говорит, послушайте, как он читает стихотворение (чтение стихотворения ребенком, который правильно произносит звук [р], но произношение звука [л] нарушено).
- Чаще всего, это непонимание можно разрешить, попросив ребенка проговорить последовательность слогов или отдельных слов, где четко слышится неправильное произношение тех или иных звуков: запись проговаривания ребенком последовательности слогов.
- Еще, наверное, чаще всего интересующий вопрос при подготовке к ТПМПК это: (запись голоса) «Для чего Вам необходима информация о беременности и родах? Эта информация очень личная. И что общего между тем, когда ребенок научился сидеть или стоять, и тем, как он сейчас говорит?».
- Отвечаю, чаще всего нарушения речи – это последствия перенесенных неблагоприятных факторов, произошедших во время вынашивания ребенка (травмы и заболевания матери), а также во время родов (асфиксии, травмы, полученные ребенком во время родов, использование различных средств родовспоможения). А также могут оказать патогенное воздействие заболевания, перенесенные в раннем детстве.
- После прохождения комиссии ребенок зачисляется на логопункт нашего ДОУ и начинается работа по преодолению выявленных речевых нарушений в соответствии с теми рекомендациями, которые прописаны для работы с ребенком в коллегиальном заключении, которое родитель предоставляет в личное дело ребенка. И здесь снова родителей начинают тревожить возникающие вопросы, например (запись голоса): «Как же мы рады, что с нашим ребенком начал заниматься логопед. Но почему вместо того, чтобы исправлять произношение звуков, занимается какой-то ерундой: упражнения все какие-то советует выполнять перед зеркалом, да дуть на свечку или на бумажный кораблик в ванной?».
- Уважаемые родители, работа по постановке звуков всегда начинается с развития мышц артикуляционного аппарата, а также речевого дыхания. Ведь никто не спорит с тем, что для того, чтобы поднять штангу, силачу необходимо ежедневно тренироваться, укреплять мышцы рук, спины, ног. То есть каждое, рекомендованное для закрепления дома, упражнение имеет свой смысл, свое значение. Я сейчас хочу предложить вашему вниманию примеры того, как может заниматься родитель с ребенком дома.
1 ситуация: за столом родитель с ребенком, перед ними зеркала, тетрадь с заданиями для выполнения дома.
Родитель: - Ну, что тут у нас? (Читает) Так, выполните перед зеркалом артикуляционные упражнения. Каждое упражнение выполняем по 5-8 раз. Упражнение «Улыбка». (Обращается к ребенку) Что, ты улыбаться не можешь что ли? Тут звуки надо учить правильно произносить, а они улыбку тренируют! Что тут дальше? (Читает) Упражнение «Змейка». (Возмущается) Еще лучше! Мало вы друг другу языки в детском саду показываете, так еще и себе перед зеркалом надо. Ты и так, без всякой тренировки, справишься! Ой, что на это время тратить, пойдем лучше гулять. (Уходят)
2 ситуация: приходят другие родитель с ребенком, садятся за стол.
Родитель: - Ну, что нам сегодня посоветовали сделать дома? (Читает) Так выполнить артикуляционную гимнастику перед зеркалом. Каждое упражнение повторить 5-8 раз. (Обращается к ребенку) Ну что, приступим? Только ты за мной следи! Вдруг я что-то не так сделаю. Ты уже все это делал на занятии в детском саду, лучше меня знаешь, как правильно надо выполнять. Итак, 1 упражнение «Улыбка». Давай улыбнемся, глядя в зеркало. (Выполняют, мама делает не «Улыбку», а «Заборчик»)
Ребенок: - Мама, ты делаешь неправильно, при «Улыбке» зубы не видны. Это у тебя «Заборчик» получается.
Родитель: - Ой, какой ты молодец! Ведь здесь это написано, а я не обратила внимание. Теперь буду внимательнее. Давай посмотрим, у кого самая красивая улыбка (выполняют 5 раз). Так, еще логопед рекомендует поиграть в «Воздушный футбол», помнишь, мы с тобой уже играли в него на выходных (ставит кубики-ворота и достает ватный шарик; ребенок дует, забивает мяч в ворота). Ой, как здорово! В прошлый раз тебе было сложно забить гол, а сегодня ты легко с этим справляешься! Молодец! (Я беру пульт, нажимаю кнопку «стоп», останавливаю действие)
- Я думаю, что просмотрев эти ситуации, каждый для себя сделает выводы. А также безошибочно определит в какой ситуации дальнейшее овладение правильной артикуляцией звуков пойдет успешнее.
- Ну, и еще такой вопрос: (запись голоса) «Как проходит логопедическое занятие?»
- Отвечая на этот вопрос, я вам представлю фрагмент индивидуального занятия по автоматизации (закреплению) звука [р] во фразе (предложении).
I – Здравствуй, рада тебя видеть. Мы с тобой уже многому научились. Давай продолжим нашу работу и потренируем навык произношения звука [р] в предложениях.
II – По традиции, начнем с небольшой разминки – выполнение артикуляционной гимнастики (ребенок называет упражнение изображенное на картинке и выполняет).
- А сейчас немного повторим лексическую тему «». Держи картинное изображение темы и закрепи его в центре нашего мольберта с помощью магнита. А теперь отбери из представленных картинок те, на которых изображены предметы, относящиеся к нашей теме, но не все, а только в названиях которых мы слышим звук [р], и расположи их вокруг изображения нашей темы также с помощью магнитов, и назови их, выделяя звук [р]. (Выполняет)
- А теперь давай подберем к этим словам слова-признаки (подбор слов-признаков).
III – Так, наверное, надо немного отдохнуть. Ведь ты так сосредоточенно работаешь. (Физкультминутка)
IV – Ну что, продолжим? У нас с тобой получились словосочетания, а теперь давай с тобой с этими словосочетаниями составим предложения. (Составление и проговаривание предложений).
V – Молодец! Ты справился сегодня со всеми заданиями. Обязательно расскажи об этом дома. Расскажи, чем мы сегодня занимались и что тебе больше всего понравилось?
- Вот так проходит занятие. В зависимости от цели занятия (будь это занятие по подготовке артикуляционного аппарата к постановке звука, занятие по постановке звука, по автоматизации) задачи, которые мы решаем различны, но структура занятия сохраняется.
- А скажите, пожалуйста, что вы ждете от занятий с логопедом? (Ответы)
- Да, все это имеет место быть, но всего этого мы добьемся только работая вместе, если мы будем с вами сотрудниками, которые идут рука об руку к достижению желаемого результата. Уважаемые родители, надеюсь, что наша встреча поможет вам ответить на интересующие вас вопросы. Очень будем рады, что сегодня вы почерпнули много интересной и полезной информации. И помните, только наша совместная работа, совместные усилия помогут достичь желаемых результатов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- практикум Формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей.
Гимнастика для глаз как здоровье сберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста....
Работа учителя-логопеда с семьей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
Положительный результат сохранения и укрепления здоровья дошкольников возможен при условии совместной работы сотрудников ДОУ и их родителей, понимании значимости и важности всех...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ И РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее....
Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.
Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам. Родителя...
Семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи»
В городе Щигры был проведен семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушен...
Семинар-практикум «Совершенствование познавательных процессов, способствующих быстрому восприятию информации и принятию решений»
Цель семинара-практикума - овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей....
Семинар-практикум "Организация образовательного процесса учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО"
Представление инновационных технологий, которые используются в организации образовательного процесса с детьмпи, имеющие речевые нарушения...