Методическая разработка "Учимся различать Р-РЬ в словах"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы (ТНР) по дифференциации звуков Р-РЬ в словах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_razlichat_r-r_v_slovah.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 96 компенсирующего вида Петроградского района  Санкт-Петербурга

Конспект подгруппового логопедического занятия

для детей подготовительной группы

Тема: Дифференциация звуков[Р]-[РЬ] в словах

Выполнила: учитель-логопед

Соколова Е.А.

СПб

2021

Цели:

  • Дифференциация звуков [Р][РЬ] в словах
  • Устранение предпосылок к оптической дисграфии

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Развитие фонематического слуха : упражнение в сравнении и различении звуков [Р]и [РЬ] в словах;
  • Развитие звукового и слогового анализа;
  • Развитие фонематических представлений;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • Развитие зрительно-моторной координации;
  • Расширение объема зрительной памяти;
  • Развитие зрительного  буквенного восприятия;
  • Уточнение понятий «лево-право» в схеме тела.

Воспитательные задачи:

  • Создание благоприятного психологического настроя;
  • Воспитание усидчивости, активности, навыков сотрудничества.

Здоровьесберегающие технологии:

- самомассаж органов артикуляции ложками;

- самомассаж пальцев рук колечками су-джок.

Оборудование: сундук, 7 замков и 7 ключей; модули «кочки»  с правильно написанными буквами и «зеркально» написанными буквами,  крыса Лариска, чайные ложки ;массажные колечки  по количеству детей, 2 мольберта, шарики зеленый и синий, картинки, в названиях которых есть звук Р или РЬ, рабочие тетради, ноутбук,  оборудование Мимио и интерактивная доска, муз.записи: «Песенка Шапокляк», фоновая музыка, логопедическая распевка Е.Железновой «Левая и правая».

Ход занятия

Логопед: Здравствуйте, ребята! Начнем наше занятие с массажа. Нам понадобятся чайные ложки. (Артик. гимнастика сопровождается массажем ложками). Ох, кто это к нам идет?

Шапокляк (входит под музыку):               Я вредная старушка, старушка Шапокляк.

                                                                      И в школе я училась ну кое-кое как,

                                                                      А вы так много знаете, меня этим пугаете.

                                                                      Все буквы ваши, книжки на 7 замков закрыла.

                                                                       И  спрятала в сундук,

                                                                      Чтобы нового вы ничего не узнали,

                                                                       Чтобы в школу вас не взяли!

Уходит, смеясь

Логопед: Ребята, не огорчайтесь, мы откроем все 7 замков, чтобы вернуть ваши книги, но для этого нужно будет преодолеть  препятствия и выполнить задания. Справитесь? Да.

1 задание.

 Логопед: Представьте, что  на другую сторону можно перебраться только по правильно написанным буквам.  Будьте внимательны,  Шапокляк подбросила нам кочки с «Буквами-врединами». Дети переходят. Молодцы, ребята! Открываем первый замок!

2 задание.

Логопед: Ребята, я приготовила для вас тетради, но Шапокляк стерла все имена, остались только части букв. Сможете дописать буквы и разобраться, где чья тетрадь? Да. (Дети разбирают тетради и дописывают свои имена.) Отлично, второй  замок открываем!

3 задание.

Логопед: Откройте свои тетради. Сегодня мы продолжим знакомство с буквой  Р. Давайте вспомним какие звуки обозначает эта буква? (твердый Р и мягкий РЬ). Давайте вспомним характеристику звука [Р]. Это согласный звук, звонкий (горлышко дрожит), твердый. У него есть младший братец – мягкий звук [РЬ] .Вот и третье задание. Шапокляк написала на одном месте сразу несколько букв, наложила их друг на друга. Вам нужно найти и обвести черным карандашом только букву Р. Какие еще буквы вы здесь нашли? В, Ф, Ь, Я, Б, Ъ. Вот и с третьим заданием вы справились! Открываем замок!

Физкультминутка.

Е. Железнова «Левая и правая»

Мелкая моторика.

Логопед:

Со словами мы играем

их на слоги разделяем.

Будем сначала называть слова с твердым звуком Р, и делать массажные движения нашими колечками на каждый слог. (Дети массажируют пальчики колечками су-джок). Тепеь будем называть слова с мягким звуком РЬ.

4 задание.

Чтобы справиться со следующим заданием, нам нужно разбиться на две команды. Слушайте задание. Старушка  Шапокляк  перемешала  картинки. Если Ваша команда прикрепит к этому мольберту картинки с твердым звуком [Р], а ваша команда с каким , если у вас зеленый шарик – правильно с мягким звуком [Р]Ь, то вы преодолеете и это препятствие. Будьте внимательны, Шапокляк подбросила картинки, где нет ни звука [Р], ни [РЬ], эти картинки должны остаться на ковре. Дети под фоновую музыку прикрепляют картинки на мольберты. Проверим картинки, все ли они распределены правильно. Молодцы ребята, четвертый замок открыт!

5 задание.

Чтобы открыть пятый замок, вам сейчас нужно быть очень внимательными. Запомните картинки, которые прикрепили участники другой команды. Я поворачиваю мольберты обратной стороной, и  прошу  вас назвать картинки, которые здесь располагаются. Логопед разворачивает мольберты картинками к жюри. Дети называют картинки. Отлично, вы заработали  ключик к 5-му замку.

Речевое обозначение пространственных представлений

Вбегает Шапокляк с крысой  Лариской под музыку. Лариска прячется, а Шапокляк ее находит и достает. Логопед спрашивает детей: Куда спряталась Лариска? Под стол. Откуда Шапокляк ее вытащила? Из-под стола.  Где притаилась? За коробкой. Откуда ее вытащила Шапокляк? Из-за коробки и т.д.

6 задание.

Вы получите 6 ключик, если справитесь с заданиями на экране телевизора. Игры Мимио на дифференциацию звуков [Р]-[РЬ]- см. проект Соколовой Е.А. «Смешарики-веселые шарики» на сайте «Mimio в России».

7 задание.

Мы дошли с вами до самого последнего задания, осталось открыть седьмой замок.  Наша цель  уже близка. Попрошу вас опять разделиться на две команды. Игра «Живые слова».(Дети собирают слова Молодцы и Подарок)

Итог занятия: Молодцы, ребята! Прежде чем открыть последний замок и открыть сундук, давайте вспомним, о каких звуках мы сегодня с вами говорили? Дети: о звуках Р и РЬ.

Последний замок снимем. Давайте откроем сундук. Что же там?  Книги из вашей группы, но есть и новые  - это подарок для вас, сборники игр-заданий, котрые помогут вам хорошо подготовиться к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Педагогический проект "Мама - первое слово"

Главные преимущества  метода проекта в работе логопеда - значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предостав...

Учебно-методическое пособие дидактическая игра "Назови одним словом".

Дидактическая игра по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ И СЛОВ"

В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МБДОУ №22 «Золотая рыбка» г. Бугульмы РТ Севрюковой Н.В. по развитию речи и интеллектуальному развитию дошкольников. Пособие адре...

Методическое пособие Лепбук "От Звука к слову"

Данное пособие  предназначается для подготовки к обучению грамоте детей логопедических групп. Содержит игры и упражнения по основным направлениям работы с детьми данной категории....

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Использование методического пособия И.С. Батовой «Живое слово как основа развития речи дошкольника» в развитии речевой деятельности детей» (Старшая группа)

Материал содержит описание пособия И.С. Батовой «Живое слово как основа развития речи дошкольника», которое входит в серию методических пособий «Карточное планирование в ДОО&raq...

Методическая разработка «Автоматизация звука Л в словах с использованием многофункционального дидактического пособия»

Цель: уточнить правильное произнесение звука Л в словах.Задачи:- автоматизировать звук Л;-упражнять в определении места звука в слове;-упражнять в правильном употреблении падежных окончаний; согласова...

Учебно-методическое пособие "Где живёт звук в слове?"

В пособии представлены рабочие листы для определения места положения заданного звука в словах для закрепления материала и проверки прочности усвоения материала. Распечатанный материал можно использова...