Методическая разработка "Учимся различать Р-РЬ в словах"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы (ТНР) по дифференциации звуков Р-РЬ в словах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_razlichat_r-r_v_slovah.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 96 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга
Конспект подгруппового логопедического занятия
для детей подготовительной группы
Тема: Дифференциация звуков[Р]-[РЬ] в словах
Выполнила: учитель-логопед
Соколова Е.А.
СПб
2021
Цели:
- Дифференциация звуков [Р][РЬ] в словах
- Устранение предпосылок к оптической дисграфии
Коррекционно-образовательные задачи:
- Развитие фонематического слуха : упражнение в сравнении и различении звуков [Р]и [РЬ] в словах;
- Развитие звукового и слогового анализа;
- Развитие фонематических представлений;
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- Развитие зрительно-моторной координации;
- Расширение объема зрительной памяти;
- Развитие зрительного буквенного восприятия;
- Уточнение понятий «лево-право» в схеме тела.
Воспитательные задачи:
- Создание благоприятного психологического настроя;
- Воспитание усидчивости, активности, навыков сотрудничества.
Здоровьесберегающие технологии:
- самомассаж органов артикуляции ложками;
- самомассаж пальцев рук колечками су-джок.
Оборудование: сундук, 7 замков и 7 ключей; модули «кочки» с правильно написанными буквами и «зеркально» написанными буквами, крыса Лариска, чайные ложки ;массажные колечки по количеству детей, 2 мольберта, шарики зеленый и синий, картинки, в названиях которых есть звук Р или РЬ, рабочие тетради, ноутбук, оборудование Мимио и интерактивная доска, муз.записи: «Песенка Шапокляк», фоновая музыка, логопедическая распевка Е.Железновой «Левая и правая».
Ход занятия
Логопед: Здравствуйте, ребята! Начнем наше занятие с массажа. Нам понадобятся чайные ложки. (Артик. гимнастика сопровождается массажем ложками). Ох, кто это к нам идет?
Шапокляк (входит под музыку): Я вредная старушка, старушка Шапокляк.
И в школе я училась ну кое-кое как,
А вы так много знаете, меня этим пугаете.
Все буквы ваши, книжки на 7 замков закрыла.
И спрятала в сундук,
Чтобы нового вы ничего не узнали,
Чтобы в школу вас не взяли!
Уходит, смеясь
Логопед: Ребята, не огорчайтесь, мы откроем все 7 замков, чтобы вернуть ваши книги, но для этого нужно будет преодолеть препятствия и выполнить задания. Справитесь? Да.
1 задание.
Логопед: Представьте, что на другую сторону можно перебраться только по правильно написанным буквам. Будьте внимательны, Шапокляк подбросила нам кочки с «Буквами-врединами». Дети переходят. Молодцы, ребята! Открываем первый замок!
2 задание.
Логопед: Ребята, я приготовила для вас тетради, но Шапокляк стерла все имена, остались только части букв. Сможете дописать буквы и разобраться, где чья тетрадь? Да. (Дети разбирают тетради и дописывают свои имена.) Отлично, второй замок открываем!
3 задание.
Логопед: Откройте свои тетради. Сегодня мы продолжим знакомство с буквой Р. Давайте вспомним какие звуки обозначает эта буква? (твердый Р и мягкий РЬ). Давайте вспомним характеристику звука [Р]. Это согласный звук, звонкий (горлышко дрожит), твердый. У него есть младший братец – мягкий звук [РЬ] .Вот и третье задание. Шапокляк написала на одном месте сразу несколько букв, наложила их друг на друга. Вам нужно найти и обвести черным карандашом только букву Р. Какие еще буквы вы здесь нашли? В, Ф, Ь, Я, Б, Ъ. Вот и с третьим заданием вы справились! Открываем замок!
Физкультминутка.
Е. Железнова «Левая и правая»
Мелкая моторика.
Логопед:
Со словами мы играем
их на слоги разделяем.
Будем сначала называть слова с твердым звуком Р, и делать массажные движения нашими колечками на каждый слог. (Дети массажируют пальчики колечками су-джок). Тепеь будем называть слова с мягким звуком РЬ.
4 задание.
Чтобы справиться со следующим заданием, нам нужно разбиться на две команды. Слушайте задание. Старушка Шапокляк перемешала картинки. Если Ваша команда прикрепит к этому мольберту картинки с твердым звуком [Р], а ваша команда с каким , если у вас зеленый шарик – правильно с мягким звуком [Р]Ь, то вы преодолеете и это препятствие. Будьте внимательны, Шапокляк подбросила картинки, где нет ни звука [Р], ни [РЬ], эти картинки должны остаться на ковре. Дети под фоновую музыку прикрепляют картинки на мольберты. Проверим картинки, все ли они распределены правильно. Молодцы ребята, четвертый замок открыт!
5 задание.
Чтобы открыть пятый замок, вам сейчас нужно быть очень внимательными. Запомните картинки, которые прикрепили участники другой команды. Я поворачиваю мольберты обратной стороной, и прошу вас назвать картинки, которые здесь располагаются. Логопед разворачивает мольберты картинками к жюри. Дети называют картинки. Отлично, вы заработали ключик к 5-му замку.
Речевое обозначение пространственных представлений
Вбегает Шапокляк с крысой Лариской под музыку. Лариска прячется, а Шапокляк ее находит и достает. Логопед спрашивает детей: Куда спряталась Лариска? Под стол. Откуда Шапокляк ее вытащила? Из-под стола. Где притаилась? За коробкой. Откуда ее вытащила Шапокляк? Из-за коробки и т.д.
6 задание.
Вы получите 6 ключик, если справитесь с заданиями на экране телевизора. Игры Мимио на дифференциацию звуков [Р]-[РЬ]- см. проект Соколовой Е.А. «Смешарики-веселые шарики» на сайте «Mimio в России».
7 задание.
Мы дошли с вами до самого последнего задания, осталось открыть седьмой замок. Наша цель уже близка. Попрошу вас опять разделиться на две команды. Игра «Живые слова».(Дети собирают слова Молодцы и Подарок)
Итог занятия: Молодцы, ребята! Прежде чем открыть последний замок и открыть сундук, давайте вспомним, о каких звуках мы сегодня с вами говорили? Дети: о звуках Р и РЬ.
Последний замок снимем. Давайте откроем сундук. Что же там? Книги из вашей группы, но есть и новые - это подарок для вас, сборники игр-заданий, котрые помогут вам хорошо подготовиться к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Педагогический проект "Мама - первое слово"
Главные преимущества метода проекта в работе логопеда - значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предостав...
Учебно-методическое пособие дидактическая игра "Назови одним словом".
Дидактическая игра по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста....
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ И СЛОВ"
В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МБДОУ №22 «Золотая рыбка» г. Бугульмы РТ Севрюковой Н.В. по развитию речи и интеллектуальному развитию дошкольников. Пособие адре...
Методическое пособие Лепбук "От Звука к слову"
Данное пособие предназначается для подготовки к обучению грамоте детей логопедических групп. Содержит игры и упражнения по основным направлениям работы с детьми данной категории....
Консультация для педагогов ДОУ на тему «Использование методического пособия И.С. Батовой «Живое слово как основа развития речи дошкольника» в развитии речевой деятельности детей» (Старшая группа)
Материал содержит описание пособия И.С. Батовой «Живое слово как основа развития речи дошкольника», которое входит в серию методических пособий «Карточное планирование в ДОО&raq...
Методическая разработка «Автоматизация звука Л в словах с использованием многофункционального дидактического пособия»
Цель: уточнить правильное произнесение звука Л в словах.Задачи:- автоматизировать звук Л;-упражнять в определении места звука в слове;-упражнять в правильном употреблении падежных окончаний; согласова...
Учебно-методическое пособие "Где живёт звук в слове?"
В пособии представлены рабочие листы для определения места положения заданного звука в словах для закрепления материала и проверки прочности усвоения материала. Распечатанный материал можно использова...