папка-раскладушка для родителей с тематическими заданиями для 6-7 лет
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Москалева Лилия Викторовна

папка-раскладушка для родителей с тематическими заданиями для 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoped_informaziya_dlya_roditelei_6-7.doc263.5 КБ

Предварительный просмотр:

Звук А

1. Хлопни, когда услышишь звук А среди других звуков. Взрослые называют звуки так, как они слышатся в конце слов (ДОМ, ЗОНТ…): М-М, Т, но не МЭ, ТЭ или ЭМ, ЭС.

А, У, О, А, И, А, М, Н, А, Р, А, Р, А, С, Ш, А, В, Ф, Х, А, Т…

2. Назови игрушки со звуком А

Какие еще игрушки со звуком А ты знаешь?

3. Определи, где стоит звук А в начале, середине или в конце слова:

альбом

краски

линейка

ручка

азбука

тетрадь

Буква А

1. Выучи наизусть:

Азбука

Пусть начинается

С аиста –

Он, как и азбука,

С «А» начинается.

2. Отгадай загадку:

КУКЛА – в кукле она одна.

ТРАВА – а в траве их сразу две.

БАРАБАН – в барабане целых три

И послушай, и смотри!

                                       (буква «А»)

3.Рассмотри букву А. Пока только большую.

На что она похожа? Напиши в воздухе букву А.

Напиши букву А один раз красным карандашом на листе бумаги без клеточек.

Слово – предмет

1. Назови слова на тему:

игрушки: кукла, мяч, робот …

школьные принадлежности: ручка, тетрадь …

деревья: липа, клен …

цветы: астра, василек …

2. Рассмотри картинки. Взрослые задают вопросы:

Кто это? Что это?

Ребенок называет предмет.

3. Назови предмет.

Родители произносят предложения, ребенок повторяет только слово-предмет.

Машина едет.

Кукла спит.

Проснулся сын.

Синий мяч укатился.

Вкусная малина поспела.

Звук У

Запомни:

Звук У – гласный звук.

1. Назови части тела со звуком У:

         ухо, грудь и т. д.

2. Образуй слова по образцу:

                  бегать                              убегать

                   ползать                           уползать

                   летать                             улетать

У …           ходить              У            уходить

                   скакать                            ускакать

                   гнаться                            угнаться

                   прыгать                           упрыгать

                   знать                                узнать

3. Назови: у кого что?

Буква У

1. Выучи наизусть.

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто.

2. Покажи буквы У, которые написаны правильно. Почему ты так думаешь?

3. Учить букву У.

Находить и узнавать её в любом тексте. Лепить из пластилина, строить из палочек. Напиши несколько букв У на листке без клеточек разными цветными карандашами. Сколько у тебя их получилось?

Предмет

1. Назови предметы.

Сначала ответь на вопрос: кто?

Затем на вопрос: что?

2. Назови по порядку:

школьные принадлежности…

животные жарких стран…

грибы…

Буквы А – У

1. Каких букв больше?

У                               а                 У                           у

                     А                                             у                    А

А          у                        А                  у                          а

2. Найди одинаковые буквы.

3. Прочитай:                АУ                 УА

4. Вырежи и наклей в тетради картинки, названия которых начинаются на А и У. Под каждой картинкой напиши, на какую букву начинается название предмета.

Деление слов на слоги

1. Подбери к названию овоща нужную схему.

Информация для родителей:

                   - один слог; например: лист.

                   - два слога; например: маа.

                   - три слога; например: маиа.

                   - четыре слога; например: зе-мляиа.

            лук                    помидор                        морковь

                    редис                          картофель

2. Вспомни сказки, в которых встречаются овощи.

«Репка» - репа, «Золушка» - тыква, «Чиполлино» - лук…

Определи, есть в названии овоща звук А? Если есть, определи место звука А в слове (в начале, середине или в конце). Определи, есть ли звук У в названии овоща. Определи его место в слове.

Слово

1. Послушай стихотворение про Машу.

              Маша знала слов не мало,

              Но одно из них пропало,

              И оно-то, как на грех,

              Говорится чаще всех.

              Это слово ходит следом

              За подарком, за обедом,

              Это слово говорят,

              Если вас благодарят.

Какое слово забывала говорить Маша? Какие ты знаешь «вежливые» слова? Когда их говорят? Поучи кукол вежливым, добрым словам.

2. Что ты видишь? Опиши каждый предмет (форма, цвет, вкус). Назови из них овощи. Какие еще овощи ты знаешь?

Звук О

Запомни: О – звук гласный.

1. Назовите одинаковый звук в словах:

         дом, ноты, зонт, пальто, осы, ноги.

2. Подбери и наклей в тетради картинки:

- название которых начинается на звук О (чтобы звук четко слышался, например, ослик, окна, обруч…)

- чтобы звук О стоял в середине слова.

- чтобы звук О стоял в конце слова.

3. Раздели слова на слоги и нарисуй схемы:

            гру-ши                                    сли-вы

             яб-ло-ки                                 аб-ри-ко-сы

              ма-ли-на                               зем-ля-ни-ка

Буква О

1. Выучи наизусть:

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

2. Запомни написание буквы О.

Вылепи букву О из пластилина.

Напиши красным карандашом на бумаге без клеточек вле изученные гласные:

________________________

________________________

________________________

3. Найди предметы, похожие на букву О.

Слова, обозначающие действия.

1. К словам, отвечающим на вопросы  Кто? Что?

подберите слова, отвечающие на вопрос:

что делает?

Девочка… .                          Медведь… .

Мальчик… .                         Синица… .

Лиса… .                                Попугай… .

Белка… .                               Портниха… .

Солнце… .                            Снег… .

Машина… .                          Самолет… .

Ветер… .                               Дождь… .

2.Назови как можно больше слов, обозначающих то, что может:

летать: самолет, звук…

свистеть: …

3. Взрослые начинают фразу, а ребенок заканчивает:

Ворона каркает, а сорока?

- Сорока … .

Сова летает, а кролик?

- Кролик … .

Петух кукарекает, а курица?

- Курица … .

Лягушка квакает, а лошадь?

- Лошадь … .

Звук М

Запомни: звук М – согласный!

1. Вспомните, какая ягода начинается со звука М и заканчивается А (малина).

Назовите цветы, в названии которых есть звук М (мак, ромашка, мальва, маргаритки…)

Перечислите продукты, в названии которых есть звук М

(мясо, маргарин, масло, макароны…).

2. Придумайте слова со слогами:

ма – маска, март …

мо – мост, море …

му – музей, музыка …

мы – мыло, мышь …

ме – мал, место …

3.Сказки просят:

- А сейчас, вы, друзья,

узнайте нас!

А дорога – далека,

А корзинка – нелегка!

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок…

                                                         (Маша и медведь).

Буква М

1. Выучи наизусть:

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Составь слоги, прочитай их.

Подбери слова на эти слоги.

Взрослые запишут их

в тетрадь.

2.Подберите схемы к картинкам:

МО

МО

3. Зашифрованное слово:

                        - буква М

                        - буква А

Запиши слово в тетрадь.

Признаки предметов.

1. Послушайте отрывок из стихотворения И. Бунина

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Ответьте на вопросы:

С чем сравнивается лес? Какой он? Что автор говорит о поляне? Найдите в отрывке слова, обозначающие предметы и их признаки.

2. Послушайте сочетания слов. Поставьте вопросы к словам, обозначающим признаки.

Желтые березы.                        (какие?)

Тихая осень.                              (какая?)

Воздушная паутина.                 (какая?)

Холодный день.                        (какой?)

Грибные места.                         (какие?)

Солнечное тепло.                      (какое?)

3. Составьте предложение по схеме:

     -признак                  - предмет                      - действие

Звук Х

1.Хлопни, когда услышишь звук Х в слове:

Хата, дом, хвост, хворост, сказка, крот, бабушка, хорёк, кухня.

2. Определи, какое слово из четырех лишнее?

Лиса, медведь, хорёк, заяц.

Жук, муха, стрекоза, комар.

Кукушка, синица, воробей, глухарь.

Ольха, береза, дуб, липа.

Гусь, курица, петух, индюк.

3. Учим детей подбирать однокоренные слова.

К данным словам подберите слова – «родственники».

У родственных слов есть общая часть (корень).

Буква Х

1. Учись узнавать и писать букву Х.

Сложи букву Х из палочек, спичек, карандашей; вылепи из пластилина, теста.

2. Послушай стихотворение-загадку. Напиши в тетради столько букв Х, сколько слов со звуком Х услышишь.

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

                                     (Три поросенка)

3. Взрослые произносят слоги слияния, дети рисуют звуковую схему, записывают слог.

  МА, НО, ХЫ.

              ма                        но                        хы

                             - твердый согласный звук.

                             - гласный звук.

Предложение

1. Сосчитай, сколько слов в каждом предложении?

Покатился румяный колобок.

Живет деревянный человечек.

Добрый доктор Айболит летит зверей.

Петушок печет пшеничный хлеб.

2. Из какой сказки?

Вспомни и назови сказки. Тебе помогут сказочные герои.

- Царь, три сына, стрела, болото, лягушка.

            («Царевна – лягушка»).

- Царь, три сына, Иванушка, Конек-Горбунок, Царевна.

            («Конек – горбунок»).

- Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея.

            («Золушка»).

- Злая мачеха, две дочери, Дед Мороз.

            («Морозко»).

Загадай по образцу загадки на тему

 «осенних» сказок.

Звук П

1. Послушай слова. Какой звук услышал в конце слова? Напиши соответствующую букву в тетради.

Кошка, клюшка, подушка, ложка.

Столы, машины, самолеты, конфеты.

Пальто, метро, дерево, молоко, село, ведро.

Сушу, беру, веду, несу, пишу, кенгуру, какаду.

Клоп, сноп, сироп, стоп, шип.

Запомни:     П – согласный звук!

2. Составляем «сказочный» алфавит. На изученные буквы подбери названия сказок.

А – например, «Аленький цветочек»…

О – «Огниво»…

У – «Утенок и цыпленок»…

М – «Муха – Цокотуха»…

Н – «Незнайка и его друзья»…

Х – «Хаврошечка»…

 П – «Принцесса на горошине»…

К каким звукам ты можешь еще подобрать сказки?

Буква П

1. Выучи наизусть.

Говорил недавно кто-то:

- П похожа на ворота.

Возражать мне было лень,

Я-то знал, что П как пень!

2. Объясни сходство и различия в написании букв:

                           П – Н            А – Н

3. Составь слова из разрезных букв:

м,о,х                    м,а,м,а                     м,у,х,а

п,у,х                    п,а,п,а

Запиши в тетрадь полученные слова печатными буквами, прочитай слова

 Как определить количество слогов в слове?

             (по количеству гласных звуков)

Посчитай, сколько гласных в словах, раздели слова на слоги, нарисуй схемы слов в тетради:

МОХ

ПАПА

Предложение

1. Дайте ребенку цветные карандаши. Попросите его нарисовать предмет, который бывает такого цвета, как карандаш у ребенка.

         - Что ты нарисовал?

         - Какой предмет по цвету?

2. Составь предложение по схеме:

Легкая снежинка растаяла.           И т. д.

Смолкли звонкие голоса.              И т. д.

3. Составь предложения по картинкам, поможет схема:

Коза машет козленку.               Котенок играет клубком.

     …                       Козленок косит траву.                …

Звук Н

Н – согласный звук

1. Придумайте слова со звуком Н :

а) в начале слова (например: ножницы...)

б) в середине слова (например: банка...)

в) в конце слова (например: сон...)

2. Опиши картинку. Что кричат дети? Прочитай.

Запиши в тетради звуковую схему слога   НО.

Подсказка для родителей:

Звук Н. Буква Н.

1. Выучи стихотворение, нарисуй в тетради рисунок к нему.

         Н – натянутая сетка,

         Сетку держат очень крепко.

         Приходите к нам во двор –

         Поиграем в волейбол.

2. Каких букв больше?

3. От каких букв эти элементы?

4. Послушай и назови только слова (а не слоги), объясни их значение:

полка, ма, заяц,

мо, косы, но,

Вова, ны, лиса

                                                     волк, уши, мо,

                                                     на, дом, валенки,

                                                     Маша, репа, му.

В каждой строке прочитай слоги, запиши их в тетрадь.

Предложение

1. Назови предметы по теме «дикие животные» :

          лиса, волк, медведь и т. д.

2. Подбери признаки к этим предметам, но так, чтобы они не повторялись:

           рыжая лиса,

           голодный волк,

           сонный медведь и т. д.

3. Подбери действия к ним:

           Рыжая лиса бежит.

           Голодный волк охотится.

           Сонный медведь ворочается.

    Получатся предложения по схеме:

4. Послушай предложения. Вместо точек вставь нужное слово из скобок. Поставь вопросы к словам в предложении, которые вставили.

Лисий ... растаял. (избушка, дворец, домик).

Попросилась ... к зайке в дом. (белка, мышка, лиса).

Испугался ... и убежал в лес. (волк, лиса, куница).

Навстречу медведю бежал грустный ... .(мышка, лягушка, заяц.

Шёл по дороге ... . (ёжик, лиса, мышка).

Пригласила ... волка в гости. (медведь, лиса, заяц).

Звук Х.

1. Хлопни, когда услышишь звук Х в слове:

хата, дом, хвост, хворост, сказка, крот, бабушка, хорёк, кухня.

2. Определи, какое слово лишнее. (Слова со звуком Х).

    Лиса, медведь, хорек, заяц.

    Жук, муха, стрекоза, комар.

    Кукушка, синица, воробей, глухарь.

    Ольха, береза, дуб, липа.

    Гусь, курица, петух, индюк.

3. Учим детей подбирать однокоренные слова. К данным словам подберите слова – «родственники». У родственных слов есть общая часть (корень).

Звук Ы.

1. Выучи:

    Вот топор. Полено рядом.

    Получилось то, что надо:

    Получилась буква Ы –

    Все мы знать её должны.

2. Назовите как можно больше слов со звуком Ы в середине слова  (дырка, прыгать, умный, улыбка, пыль, мышь...).

3. Образуй слова по образцу. Один – много:

          лев – львы

          шарф – шарфы

          зонт – зонты

          стол - ...

          пол - ...

          сыр - ...

Какой звук стоит в конце образованных слов?

4. Взрослые начинают слово, ребенок подбирает окончание слова:

          лы                           -жи

          мы                           -ло, -ши...

          сы                           -рок, -тый...

          тык                          -ва

          малы                       -ши

Повтори слова, которые получились.

Буква Ы.

1. Прочитай с помощью дорожки, плавно сливая звуки:

    М                          А                      М                         У                    

    М                          О                      М                         Ы

2. Послушай стихотворение:

         Вы разве не знаете папы –

         Большого рыжего льва?

          У него тяжелые лапы

          И косматая голова.

Назови слова со звуком Ы из стихотворения. Напиши столько букв Ы в тетради, сколько слов со звуком Ы услышал.

3. Раздели слова на слоги, поставь ударение. Нарисуй схемы слов по образцу:

паль – то

   туф – ли                                                  плать – е

       

                                шу – ба

   шап – ка                                                   шарф

Признак предмета.

1. Подбери предметы одежды и обуви:

         летняя                     осенняя                зимняя

       сарафан                      плащ                    шуба

        шорты                      калоши                 валенки   и т.д.

2. подобрать признаки к предметам:

   шарф – шерстяной, белый, мягкий...

   рубашка – нарядная, чистая...

   валенки - ...                        пальто - ...

3. Послушайте слова. Определите, к каким из них можно подставить слова МОЙ, МОЯ, МОЁ :

   ружьё             парта              ластик                портфель

   солнце           улица              трава                  тетрадь

   дом                платье             озеро                  перо

   карандаш      пенал               кино                  двор

4. Подбери слова, противоположные по значению признакам:

           свежий хлеб – черствый хлеб

           свежий ветер - ...

           свежая рубашка - ...

           черная ткань - ...

           черная работа - ...

           черные мысли - ...

Звук И.

Запомни:   звук И – гласный.

1. Повтори слова и назови в них гласные звуки. Сосчитай, сколько их в каждом слове.

   Мох, мак, стол, звук, тигр, Алла, астры, утка, усы, ухо, миска.

2. Придумай слова, которые начинаются на   И .

3. Найди место звука И в словах:

4. Чем похожи и чем отличаются схемы слогов?

( Похожи тем, что схемы для двух звуков, т. е. слоги слияния – согласный + гласный. Различие: в первой схеме согласный твёрдый, во второй – мягкий).

Запиши в тетради схемы и подбери к ним по три слога. Например:

          МЫ                                 МИ

          ПЫ                                  ПИ

Буква И.

1. Выучи наизусть:

         Буква И наискосок

         Примеряла поясок.

         Снизу вверх его тянула –

         К правой ножке пристегнула.

2. Найди одинаковые буквы.

3. Сложи из спичек И и А. Чем они отличаются? (Сколько надо палочек? Как они расположены?)

Как переделать И в А?

4. Прочитай слоги, согласные произноси мягко.

            МИ         НИ        ТИ        ПИ        ХИ

Предложите ребенку придумать слова с этими слогами.

А как эти слоги звучат твердо?

           МЫ         НЫ        ТЫ          ПЫ         ХЫ

Родственные слова. Предложение.

1. Учимся подбирать родственные слова. Игра «Кто больше?» Взрослый называет слово. Кто больше назовет родственных слов?

     Соль   (солить, солонка, соленый, подсолить...)

     Лист   (листва, листочек, лиственный...)

     Школа   (школьник, пришкольный...)

2. Закончи предложение одним словом:

Светил... .   Светила... .   Светило... .   Светили... .

Рос... .   Росла... .   Росло... .    Росли... .

Висел... .    Висела... .   Висело... .    Висели... .

Зрел... .   Зрела... .    Зрело... .    Зрели... .

3. Измени предложения, заменив предметы обобщающим словом, и четко произнеси окончания слов, обозначающих действия.

Липа растет.

Осина растет.                     Деревья растут.

      Голубь клюет.

      Ворона клюет.                  Птицы клюют.

              Мужчина сидит.

              Женщина сидит.                Люди сидят.

                     Астра цветёт.

                     Василек цветёт.                  Цветы цветут.

Звук Т.

Запомни: звук Т – согласный.

1. Послушай стихотворение. Назови слова со звуком Т.

         Тощий Тимка всех тощее –

         Тоще тощего Кащея.

         Он соломинки не толще,

         Волосинки Тимка тоньше.

2. Определи место звука Т в словах (в начале, в середине, в конце).

                                                            ворота

          туча                                    

         

                                                                                      тополь

      газета                конверт                 лист

3. Нарисуй в тетради звуковую схему слова

                  Том

4. Назови парный мягкий согласный.

             Взрослый                            Ребенок

                  М                                        МЬ

                  Н                                         НЬ      и т. д.

Буква Т.

1. Выучи наизусть:

          Молоток стучит: «Тук – тук!

          Букве Т я лучший друг».

Нарисуй рисунок к этому стихотворению.

2. Выложи из спичек букву Т. На что она похожа?

3. Найди одинаковые буквы:

 

4. Из разрезной азбуки сложи слоги:

         ТА               ТО              ТУ              ТЫ

         АТ               ОТ              УТ              ЫТ

     Прочитай их.

5.Вставь гласные так, чтобы получились слова, запиши их в тетрадь.

                     Т  .  Т               Т  .  М              

 

                               

Предложение.

1. Назови:

Фамилию, имя, отчество мамы, папы, бабушки, дедушки, воспитателей.

2. Задайте детям вопросы и, если они затрудняются в ответе, дайте разъяснения.

    Кем ты доводишься папе, маме?

    Кто ты для бабушки, дедушки?

    Кто у тебя родные – сестры, братья?

    Назови двоюродных братьев и сестер.

    Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер? А ты для них кто?

3. Составь предложения по образцу:    

                    Я вижу собаку.

Посчитай, сколько слов в предложении.

Назови первое слово, второе, третье.

Звук С

          Звук С – согласный.

1. Назови слова из стихотворения со звуком С.

         Две синицы прилетели на сосну.

         Две сестрицы засвистели про весну:

         - Сколько света! Сколько света!

         Стала синей высота!

         Скоро лето! Скоро лето!

         Красота! Красота!

2. Подбери названия продуктов питания со звуком С:

    а) в начале слова, например: сахар, суп...

    б) в середине слова, например: масло, кисель...

3. Предложите ребенку задать вопросы по картинкам.

Папа чистит рыбу.                             Света чистит картошку.

                                  Мама в кастрюле

                                       варит суп.

Дедушка режет мясо.                         Бабушка жарит рыбу.

Какой знак препинания стоит в конце вопросительных предложений?              «?»

Буква С

1. Запомни букву:

         Полумесяц в небе темном

         Буквой С навис над домом.

2. Найди две одинаковые буквы:

3. К какой схеме относятся слоги:

МУ    НИ    ХО    ТЫ    ПИ    ХА    МИ    ТУ    ХИ    НА

4. К какому слову эта схема?

сом    мох    муха    пух    Сима    суп    Тим    Том    нос

                   - твердые согласный звук

                   - мягкий согласный звук

                   - гласный звук

    3 и 4 задания сделать в тетради.

5. Допиши букву С, прочитай слова:

       . ОМ                   НО .                . УП        

       . ОН                    . ЫН               . ИТО

Предложение

1. Составьте предложения по двум опорным словам:

                               Чай, ложка.

                               Картина, краски.

                               Щетка, зубы.

                               Руки, полотенце.

                               Рот, салфетка.

                               Платье, утюг. Ковер, пылесос.

                               Пыль, тряпка. Цветы, вода.

                               Ткань, ножницы. Кофта, спицы.

Например: Чай мешают ложкой.

2. Попробуйте составить рассказ об одном из предметов домашнего обихода. Выберите такой предмет. Он может жить на кухне. Помогут составить рассказ вопросы, которые задает этот предмет:

- Что со мной происходило до того времени, когда я попал в дом?

- Как я попал в дом?

- Что я могу делать или что со мной можно делать?

- Кто меня больше любит, и кого я больше всего люблю?

- Какие интересные истории со мной происходили?

- С какими предметами я дружу?

- Кого я не очень люблю?    

Звуки

1. Запиши в тетрадь и закрась нужным цветом:

     

   

2. Подбери нужный домик к словам:

           коса    

                                                                          сосна

                                      сын

   

          куст                  

                                                                               окно

3. Послушай и назови рифмующиеся слова:

Ёлку вырублю в лесу,             Ты, лиса, меня не трогай,

Ёлку в садик принесу.             Ты беги своей дорогой.

         Я на ёлку покажу                   Разноцветные флажки.

         И в лесу лисе скажу...           Золотые петушки.

Буквы

1. Выпиши в тетрадь только согласные буквы:

          И   М   О   Т   Х   А   К   У   С   П   Ы   Н

2. Составь слова из трех букв и запиши:

            К                                                Т

            С                      О                       М

            Т                                                Н        

3. Прочитай слоги-слияния (согласный + гласный); закрась клеточку желтым карандашом.

Прочитай слоги-слияния с примыканием согласного,  закрась клеточку оранжевым карандашом.

Прочитай все слоги слева направо, справа налево, по столбикам сверху вниз, снизу вверх.

КО

СЫТ

КУМ

ТУ

МАХ

СЫ

НИ

ПОН

ТУН

МА

ТАХ

ПО

ТА

ПИК

НИТ

ХА

                       

Сегодня в детском саду ЁЛКА

В гости к детям пришли Дед Мороз и Снегурочка. Дети играют, танцуют, поют. Им весело.

Дайте имена детям. Скажите, кто зайчик, кто лиса, кто волк?

Звук К

1. Послушай стихотворение. Сколько звуков К ты услышал?

            - Котик – кот, иди к доске,

             Расскажи о колоске!

             - Колосок, мои друзья,

             Он усатенький, как я!

2. Придумай по три слова на тему «Зима» так, чтобы:

а) звук К был в начале слова;

б) звук К был в середине слова;

в) звук К был в середине слова.

3. Послушай рассказ. Назови слова-родственники из этого рассказа. У родственных слов есть общая часть – корень. Взрослые запишут их в тетрадь.

          Идет снег. Тихо падают на землю снежинки. В мороз снег сухой, нельзя лепить снежки. В теплую погоду снег сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Хорош будет и снеговик! На заснеженных ветках сидят снегири. Звонко режут снег снегурки.

Буква К

1. Выучи стихотворение про букву К:

              «К» одною лапкой машет,

               А другою лапкой пляшет.

               И при этом буква «К»

               Будто усики жука.

2. Найди одинаковые буквы:

                      ______________________

3. Читай слова, подбери к словам схемы, запиши их в тетрадь.

                МУКА         КОТ         КИТ        МАКИ

4. Разгадай ребусы. Цифры над рисунком указывают, что по ним надо изменить порядок букв в слове.

                КОТ                 СОН                СТУК

5. Соедини вписанные буквы по линиям. Сколько слов ты прочитал?

    КОМ      САМ     МУКА     МАК     ТОМ     и т.д.

Предлоги

1. Из данных слов составь словосочетания по образцу. Назови предлог.

      Подкралась, нора, к.        Подкралась к норе.

      Пришел, друг, к.

      Привязал, столб, к.

      Подплыл, пристань, к.

      Приблизился, дом, к.

      Подлетела, цветок, к.

      Подъехала, магазин, к.

2. Учим детей слушать внимательно, запоминать содержание, пересказывать. Послушайте сказку, перескажите. Нарисуйте рисунки, точно отражая её содержание, в тетрадях.

      В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Один получился большой, другой – поменьше, а третий – совсем крохотный. Руки первого и второго – снежные комки, а у третьего – из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков. Стоят снеговики и меня дожидаются.

Подумайте, чем может закончиться сказка?  Озаглавьте её.

Звуки

1. Подбери такие слова, чтобы согласные  Л, М, В, Р, Б были в них твердыми:

      мял - ... (мал)                  вёл - ... (вол)

      вёз - ... (воз)                   бил - ... (был)

      ряд - ... (рад)                  люк - ... (лук)

2. Распредели слова между Аней и Артёмом. Слова Ани – с ударением на первом слоге, Артёма – на втором слоге.

                                   Сани, коньки,

                                   лыжи, снежки,

                                   пальто, шапка,

                                   шуба, кашне.

           Аня                                                          Артём

3. Перед вами схемы слов, каждая клетка обозначает звук. Подберите к схемам имена мальчиков и девочек. В имени должно быть столько звуков, сколько клеточек.

                       

             

Буквы

1. Назови пять слов, начинающихся с каждой буквы, входящей в данное слово.

            Н                О                 Т                К              А

           нос            осы              ток             кот           Аня

            ...                ...                 ...                ...              ...

2. Разгадай ребусы. Звук + предлог + звук.

                ОСА                                         КОТ

3. Прочитай слова, сосчитай количество звуков в словах, запиши под словом соответствующую цифру.

       СОМ            СТУК           НИТКИ           КАНАТ

       МАК            КУСТ           МАСКИ          СТАКАН

4. Отгадай, какие слова зашифрованы?

              3  4  2  1                     1  3  2  5  4  

             Х А У М                     С Т У И К

            2  3  4  1                        5  2  4  3  1

            О С Ы К                       И А К Н С    

Развитие речи

1. Подбери как можно больше признаков к предметам.

    Какой?                                    Какой я?

     

   Какая я?                                   Какая я?

2. Замени данные слова словами       ОН,  ОНА,  ОНО

Олень, антилопа, дуб, ель, блюдце, бензин, сосулька, глаз, дерево, животное, веревка, зеркало, колесо, снеговик, волк, заяц, молоко, мяч, белка, палка, стол, шар, вода.

3. Распредели слова из пункта 2 по группам:

названия длинных предметов: веревка...

названия круглых предметов: блюдце...

названия жидкостей: бензин...

деревьев: дуб...

животных: олень...

4. Четко произнеси звуки в скороговорке.

              По семеро в сани

                уселись сами.

Звук Ш

1. Шила в мешке не утаишь.

Сколько звуков Ш ты услышал в этом предложении? Объясни, как ты понимаешь эту пословицу?

2. Придумай по три слова.

а) звук Ш в начале слова.

б) звук Ш в середине слова.

в) звук Ш в конце слова.

Взрослые запишут их в тетрадь.

3. Определи первый звук в слове. Убери первый звук в слове, чтобы получилось новое слово. Объясни их по смыслу.

     Хлев – лев                            удочка – дочка

     Уточка – точка                    смех – мех

     Укол – кол                           олень – лень

     Коса – оса                            скот – кот

     Град – рад                            снаряд – наряд

     Шкуры – куры

4. Образуй слова по образцу.

Столов – столы. (Много чего? – столов. Стоят что? – столы.)

Стульев -...         лопат - ...                       чулок - ...

Окон - ...             карандашей - ...            носков - ...

Лесов - ...            платьев - ...                   ручек - ...

Буква Ш

1. Выучи стихотворение, запомни написание буквы.

               Посмотри на букву Ш -             (произносим «ША»)

               Буква очень хороша.

               Одну палочку кладут,

               Сверху рядом три встают.

2. Запомни:

      ШИ – пишется с буквой И, а читается твердо.

3. Составь слова из разрезных букв. Запиши составленные слова в тетрадь.

   сало               лаап               млоы             шыим

   слно               шаак              пиыш            шмуы

4. Прочитай пары слов, какими буквами они отличаются?

     мишка – мушка                      шапка – папка

     шашка – шишка                     мишка – миска

     суша – Саша                           пушка – сушка

     пушка – пышка                      халат – салат

5. К слогам из левого столбика добавь слоги из правого столбика, чтобы получились слова. Читай их.

                         но                      лы

                         сто                     ка

                         пуш                   та

                         ку                      на

                         лу                      сок

Развитие речи

1. Даны два предмета. Найди как можно больше отличий.

                  самолет                             птица

                большой,                          маленькая,

          используется для                         ...

         перевозки грузов и

        пассажиров ...        

Найди общие признаки этих предметов.

                  самолет                             птица 

                                  умеют летать

                                  имеют крылья

                             предметы любования

2. Перескажи текст. Сосчитай количество предложений.

Петушок.

     Купила бабушка петуха. Назвали петушка Петей. Сам он белый. Гребешок и бородка красные. Хвост колесом. Петя громко кукарекал.

    В первом предложении сосчитай количество слов и нарисуй схему предложения. Запиши схему в тетрадь.

  Для родителей:    

                 

Звук Л

Запомни: звук Л – согласный.

1. Определи, где стоит звук Л в слове: в начале, в середине или в конце?

ластик             слон             лампочка                вокзал

2. Рассмотри картинку:

- Сколько в слове «лук» слогов?                       (один слог)

- Какой первый звук?                                         ( Л )

- Какой последний звук?                                    ( К )

- Какой звук в слове после звука Л?                 ( У )

- Какой звук в слове после звука У ?                ( К )

- Назови все звуки в слове по порядку.

- Назови гласные звуки.                                     ( У )

- Назови согласные звуки.                                 ( Л, К )

- Сколько всего звуков в слове?                        ( три )

- Вспомни и назови любые слова, в которых три звука.  

Буква Л

1. Выучи наизусть:

         Алфавит продолжит наш

         Буква Л – лесной шалаш.

2. Найди одинаковые буквы.

3. Какие слова можно составить из этих букв?

                     У Н Л А                     А Л П А

      Запиши их в тетрадь.

4. Прочитай слова, запиши в тетрадь, нарисуй картинку под словом.

         ЛАПА               ЛУПА              ЛУНА

5. Прочитай слова.

Назови в них одинаковые и разные буквы. Скажи, как влияет на слово изменение одной буквы.

           ток – том                     сом – лом

           сам – сом                     там – так

           мыл – мил                    так – ток

           лук – лак                      пол – пил

           тук – тик

                        Слова-вопросы                        Р. Киплинг

1. Выучи наизусть.                                                   перевод

Есть у меня шестерка слуг,                                 С. Маршака

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг –

Все знаю я от них.

         Они по знаку моему

         Являются ко мне.

         Зовут их: КАК? и ПОЧЕМУ?

         КТО? ЧТО? КОГДА? и ГДЕ?

Объясни, как же людям помогают эти слуги?

2. Послушай стихотворение.

Волк и лиса

Серый волк в густом лесу        «Сколько взяли?»-

Встретил рыжую лису.             «Шерсти клок,

«Лисавета, здравствуй!»-          ободрали

«Как дела, зубастый?»-              правый бок,

«Ничего, идут дела.                    Хвост отгрызли в драке!»-

Голова еще цела.»-                     «Кто отгрыз?»-

«Где ты был?»-                            «Собаки!»-

«На рынке.»-                                «Сыт ли, милый куманек?»-

«Что купил?»-                              «Еле ноги уволок!»

«Свининки.»-                                                   (С. Маршак)

Назови слова-вопросы из этого стихотворения.

Сколько здесь всего вопросительных предложений?

Кто спрашивает? Кто отвечает?

Различение звуков «Ш» и «С»

1. Взрослые произносят слоги, ребенок поднимает руки вверх, когда услышит звук «Ш», и опускает руки вниз, когда услышит звук «С».

 СА, ШО, ША, СО, СЫ, ШИ, СУ, ШУ, СЭ, ШЕ.

2. Назови одним словом, кто нарисован на картинках.

Назови, какой звук «С» или «Ш» есть в слове мышка?

В начале, в середине или в конце слова стоит этот звук?

Эти вопросы поставить к словам «лиса», «кошка», «собака».

3. Назови, кто нарисован справа от мышки?

Кто нарисован слева от собаки?

Кто нарисован слева от кошки?

Между мышкой и кошкой? лисой и собакой?

Предложения должны быть полными: «Слева от собаки нарисована кошка».

Каких еще домашних животных ты знаешь?

Каких диких животных ты знаешь?

4. Вспомни и назови слова:  

- в которых первый звук «Ш», ...первый звук «С».

- в которых последний звук «Ш», ...последний звук «С».

-в середине которых есть звук «Ш», ...есть звук «С».

Буквы Ш и С

1. Напиши букву Ш, когда услышишь в слове звук «Ш», напиши букву С, когда услышишь в слове звук «С».

Шаль, сад, нос, малыш, ландыш, квас, уши, усы, крыса, крыша.

2. Прочитай, потом спиши в тетрадь слова, вставляя пропущенные буквы Ш или С, или слоги.

    . ОН             ПЫ . КА          . УТКА        АНАНА .  

 МА . .             О . .                  КО . .            ЛАП . .

3. Прочитай слова под картинкой.

               Саша                                        сушу

               . а . а                                         . у . у

Покажи и прочитай первый слог в слове Саша, ... второй.

Какие буквы одинаковые в этих слогах?

А какие буквы в этих слогах разные?

Выполни эти задания со словом СУШУ.

Назови все звуки по порядку в слове Саша, ... сушу.

Какие буквы нужно написать вместо точек? Напиши.

Договори:

Аша – аша – аша – друг хороший ...

Шу – шу – шу – трусики ...

1. Назови инструменты, которые видишь на картинках.

Составь предложения по образцу:

 Лиса пилит пилой. Лисы пилят пилами.        И т.д.

2. Отгадай загадки. Каждая из них связана со словами-близнецами, которые пишутся одинаково, но обозначают разные предметы.

Каким ключом нельзя отвернуть гайку? (родниковым)

Какую соль не кладут в суп? (ноту соль)

Из каких ноготков не собрать букет? (ногтей)

Из какого крана не льется вода? (подъемного)

Какой лук не кладут в суп? (стрелковый)

Какой губкой нельзя мыться? (губой)

Какая гусеница не годится для танка? (насекомое)

Какой кистью не выкрасишь стену? (виноградной)

По какому мостику нельзя перейти речку? (капитанскому)

Звук Ц

1. Игра «Хлопки». Взрослые читают слоги, ребенок хлопает, услышав звук Ц.

МА, ЦА, КА, ТА, ЦА, ХА, ЦА, ША, ЦА, СА, ЦА, ЗА, ЦА.

2. Произнеси слово ЛИЦО.

Сколько слогов в слове ЛИЦО? Почему?

Назови гласные звуки в этом слове? (И, О)

Назови согласные звуки. (Л, Ц )

Назови первый слог в слове лицо, ... второй.

Назови все звуки в слове лицо по порядку.

3. Повтори слова:

    овца          зайцы         цапля        цыплята

Назови первый слог в слове овца, ... второй.

Выполни это же задание с остальными словами.

4. Составь предложения из слов:

Отца, больницу, положили, в.

Хлеб, вынул, папа, хлебницы, из.

Гуляла, цыплятами, с, курица.

Бабушка, вышла, крыльцо, на.

Золушки, лицо, у, милое.

5. Отгадай загадки, выучи их наизусть. Назови слова со звуком Ц.

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.    (ножницы)

Полон хлевец белых овец.         (зубы)

Буква Ц. Различение С – Ц.

1. Выучи стихотворение:

         Стул чинил сегодня мастер.

         Клеил он его и красил.

         Мастер стул перевернул –

         Стал на «Ц» похожим стул.

2. Прочитай слоги:

    ЦА             ЦО              ЦУ             ЦЫ             ЦИ

    СА             СО              СУ             СЫ              СИ

3. Запиши слова, которые можно сложить из букв:

          Ц  И  Л  О                         И  Ц  А  Л  П

   Из слогов:

         У   ЦА  ЛИ                       СОК   КУ

4.Вспомни и назови слова, в которых:

первый звук Ц, первый звук С ;

последний звук Ц, ... С ;

 в середине слова есть звук Ц, ... С .

Взрослые запишут их в тетрадь.

5. Напиши предложения под диктовку.

    Саша искал цукаты.

    Сима мыла лицо.

Если ребенок затрудняется, предложите списать предложения, прочитать, пересказать.

Развитие речи

1. В нашем городе открывается новый универмаг. Полки отделов пока пусты. Скоро привезут товары. Какие товары ты поместишь в отделы:

«Игрушки», «Мебель», «Одежда», «Посуда», «Хозяйственные товары», «Электроприборы», «Продукты питания», «Канцелярские товары», «Спортивный инвентарь».

Называйте товары каждого отдела поочередно с ребенком. Выигрывает тот, кто называет последним.

2. Ответь на вопросы полным предложением. Назови предлог.

    Куда пришел Игорь?          Куда Игорь поставил молоко?

Игорь пришел в магазин.      Игорь поставил молоко в холо-

                                                                   дильник.

3.Взрослые читают предложения, опуская предлог. Ребенок повторяет, вставляя предлог и называя его.

Петя был ... парке. Катя идет ... школу. Витя был ... Москве. Звери выступают ... цирке.   ... доме десять этажей. Серёжа идет ... музей.

Звук Р.

1. Послушай стихотворение. Назови слова со звуком Р.

         Рыбке рак – ни друг, ни враг.

         Рыбке вряд ли страшен рак.

         Рыбке страшен червячок,

         Что насажен на крючок.

2. Назови, что нарисовано на картинке.

                                                     РАМА

                                       Назови гласные звуки в слове РАМА.

                                       Сколько слогов в этом слове?

                                       Назови первый слог слова. Второй.

Сколько звуков в первом слоге? – во втором?

Сколько всего звуков в слове РАМА?

Назови звуки в слове РАМА по порядку.

3. Назови по три слова, в которых:

а) звук Р в начале слова.

б) звук Р в конце слова.

в) звук Р в середине слова.

4. Посчитай, правильно употребляя окончания слов.

Одна рыбка, две рыбки, три рыбки и т.д. до десяти.

Буква Р.

1. Выучи наизусть.

         Буква Р – на мачте парус,

         Вдаль плывет, небес касаясь.

2. Покажи букву Р, которая

 написана правильно:

                      рq                             Р                        Рр

         Р                            Р q                  

                 q Р                                            q                       Р

3. Запиши в тетрадь слова, которые можно составить из слогов:

     ма  Ро                     ка  ру                   ры  ша

... из букв:

     р  ш  а                    к  р  а  у               о  т  р  к

4. Поставь вместо точки букву Ш, запиши в тетрадь слово, которое получилось. Прочитай, объясни по смыслу.

                               КРЫ . А

Поставь букву С, запиши слово, объясни по смыслу.

Развитие речи.

1. Почему так говорят: «Электричество все может, в каждом деле поможет» ?

Назови электроприборы. Как они используются в быту? Как нужно обращаться с электричеством?  Каких электроприборов здесь нет? Проведите соревнование, называя электроприборы по очереди. Выигрывает тот, кто последним назовет электроприбор.

2. Давайте пофантазируем. Возьмите любой электроприбор, отвечайте на вопросы по очереди:

    1. Что будет, если изменить материал, из которого изготовлен предмет?

    2. Что будет, если изменить форму предмета?

    3. Что будет, если изменить величину?

    4. Что будет, если изменить количество элементов, из которых состоит предмет?

Звуки Р – Л

1. Определи первый звук в этих словах:

Составь из них слово, запиши.

         

Буквы Р – Л

1. Взрослые пишут слово, пропуская согласные. Ребенок отгадывает слово только по гласным. Замени гласный звук, какие слова получились?

         __  __  У  __

         __  __  О  __

         __  __  А  __

                                                     __  Ы  __

                                                     __  О  __

                                                     __  __  __

     

2. Напиши букву «Р», когда услышишь в слове звук «Р», напиши букву «Л», когда услышишь в слове звук «Л».

    гол, комар, рожки, ложки, юла, Юра, жарко, жалко, плащ, грач.    

3. Вспомни и назови слова:

 - в которых звук Р в начале слова, ... звук Л в начале слова.

 - в которых звук Л в конце слова, ... звук Р в конце слова.

 - в которых звук Р в середине слова, ... звук Л в середине слова.

 Взрослые запишут их в тетрадь.         

Развитие речи

    Выучи стихотворение.

О мальчиках и девочках.        

           С. Маршак.

Из чего только сделаны мальчики?

Из чего только сделаны мальчики?

Из улиток, ракушек

И зеленых лягушек.

Вот из этого сделаны мальчики!

              Из чего только сделаны девочки?

              Из чего только сделаны девочки?

              Из конфет и пирожных

              И сластей всевозможных

              Вот из этого сделаны девочки!

Из чего только сделаны парни?

Из чего только сделаны парни?

Из насмешек, угроз,

Крокодиловых слез.

Вот из этого сделаны парни!

              Из чего только сделаны барышни?

              Из чего только сделаны барышни?

              Из булавок, иголок,

              Из тесемок, заколок.

              Вот из этого сделаны барышни!

Назови, из чего сделаны девочки, мальчики, парни и барышни? В каких из этих слов есть звук Р, а в каких звук Л?

Звук Й

1. Послушай стихотворение. Назови слова, в которых четко слышится звук Й.

         - Что ж ты, ёж, такой колючий?

         - Это я на всякий случай:

         Знаешь кто мои соседи?

         Лисы, волки и медведи!

2. Назови по 3 слова, в которых:

 - звук Й в конце слова (попугай и т.д.).

 - звук Й в середине слова (лейка и т.д.).

 - звук Й в начале слова ( юбка и т.д.).

3. Подбери слова к схемам:

       мой                     зайка                   Юля

                  мясо                       Лёша

звук Й – всегда мягкий.

4. Составь предложения из слов, устно:

    Муравей, муравейнику, бежит, к.

    Соловей, саду, пел, у.

Назови в этих предложениях предлоги.

Буква Й

1. Выучи стихотворение:

         Букву Й зовут «И кратким».

         Й – как И в твоей тетрадке,

         Чтобы Й не путать с И,

         Сверху галочку пиши.

2. Впиши нужные слова, реши кроссворд.

    сарай            муравей                        

    зайка             Айболит

    стайка

3. Какое слово получится, если вместо точки написать букву                  

       Й:

    КРА .                 ПОПУГА .              ТРАМВА .

4. Читай слоги. Закрась желтым карандашом слоги, где слышится звук Й, коричневым, где не слышится звук Й.

ЯР

ЕЛ

ЛЁ

МЮ

ЮН

НЕ

СЯ

ЁС

ЕМ

ТЁ

ГЮ

ЯШ

РЁ

ВЮ

ТЕ

ЯЗ

Слова, противоположные по значению

1. Постарайся быстро назвать противоположные по значению слова:

белый -                                 дружба –

богатый -                              мир –

веселый -                              плюс –

больной -                             радость –

старый -                               зима –

мокрый -                              день –

2. Вставь пропущенные слова в пословицы:

Больше думай, ... (меньше) говори.

Большому уму и в ... (маленькой) голове тесно.

Будет день – будет и ... (ночь).

Будет зима – будет и ... (лето).

В мороз заснуть легко, проснуться ... (тяжело).

Век долог, да час ... (короток).

Где сорняк цветет, там хлеб ... (вянет).

Горькая правда лучше ... (сладкой) лжи.

Добро помни, а зло ... (забудь).

Дождик вымочит, а красное солнышко ... (высушит).

За добром находишься, ... (зло) само придет.

Новых друзей наживай, а ... (старых) не теряй.

Назови парами слова, противоположные по смыслу.

Звук В

1. Послушай стихотворение. Назови слова со звуком «В».

         Варежки у Вари

         Пропали на бульваре.

         Воротилась Варя

         Вечером с бульвара,

         И нашла в кармане

         Варежки Варвара.

2. Назови по три слова, в которых звук «В» стоит:

   а) ... в начале слова;

   б) ... в середине слова.

3. Взрослые называют слова с ошибкой, ребенок называет слова правильно, заменив звук.

Фамолет   ( ф – с)                   пуловица   ( л – г)

Маразин   ( р – г)                   свег   ( в – н)

Стакач   ( ч – н)                     шулавка   ( ш – б)

Варильки   ( р – с)                 гавка   (г – л)

Мозлята   (м – к)                   иволка   (в – г)

Пеливан   ( в – к)                   весня   ( в – п)

Олотник   ( л – х)                  апфека   ( ф – т)

Капусла   ( л – т)                   ромната   ( р – т)  

Ченточка   ( ч – л)                 лисвок   ( в – т)

Лумка   ( л – с)                      крамвай   ( к – т)

Буква В

1. Какие буквы В написаны правильно.

2. Прочитай слова. Назови в них одинаковые и разные буквы. Как влияет на слово изменение одной буквы?

    ВАЛ      ВЯЛ      ВОЛ      ВЁЛ      ВЫЛ      ВИЛ

3. Составь и прочитай слова из данных слогов. Запиши их в тетрадь.

                 ВА                                                    ПА

СО           КИ                                 ЛА                   ПЫ

                 НЯ                                                    РА

4. Читай слова, раздели их на слоги.

     Сова                     слава                      корова

     Вата                     трава                      ворона

     Киты                    внуки                    сорока

     Мука                    крупа                    ворота

5. Подбери имена девочке и мальчику.

         В их именах есть звук «В».

Слова, близкие по смыслу

1. Подбери к словам из левой колонки слова из правой близкие по смыслу.

         Алфавит                            аккуратный

         Огонь                                алый

         Чистый                             скакать

         Прыгать                           азбука

         Бросать                             пламя

         Красный                           кидать

2. Назови лишнее слово:

                             понедельник

                             вторник

                             март

                             четверг

                             воскресенье

   Объясни, почему оно лишнее.

3. Раскрась большие квадраты так, чтобы маленький квадрат был между желтым и зеленым, а черный был рядом с желтым. Нарисуй их в тетради.

Звук Ж

1. Послушай стихотворение, назови слова со звуком «Ж»:

              Жук упал

              И встать не может.

              Ждет он,

              Кто ему поможет.

2. Назови по пять слов, в которых:

 а) звук Ж стоит в начале слова.

 б) звук Ж стоит в середине слова.

3. Разгадай ребус:

                                       стружка                 дружба

                                       лужок                    пожарный

                                       стужа                    прыжок

4. Послушай предложение (взрослые пропускают предлог), назови предложение с предлогом, который нужно было сказать.

     Винни-Пух лезет ... дерево.

     Пчелы вылетели ... дупла.

     Винни-Пух летит ... шарике.

     Пятачок принес ружье ... дома.

     Пятачок стреляет ... шарик.

     Винни-Пух упал ... землю.

     Пятачок и Винни-Пух идут ... гости.

Буква Ж

1. Напиши букву К. Преврати её в букву Ж. На что похожа буква Ж? Посчитай жуков до десяти: один жук, два жука ... Придумай предложение со словами:  

             два жука ...  ,               пять жуков ... .

2.Запомни: звук Ж всегда твердый, как звук Ш.

После буквы Ж тоже всегда пишется только буква И, буква Ы никогда не пишется. Слышим Ы, а пишем И !

                                       ЖИ

Прочитай и спиши слова:

   Жил                        лужи                        ножик

   Жила                      лыжи                       живот

   Жили                      ножи                       живут

3. Прочитай, потом спиши предложения, вставляя вместо точек или букву Ж, или букву Ш.

         У     Ма . и     пи . ама.

         У     . оры      ма . ина.

         У     Ми . и       . или       у . и.

         У      Ната . и      лы . и.

4. Раскрась маленькие флажки так, чтобы большой был между синим и желтым, а желтый рядом с зеленым.

 

Развитие речи

Учим пользоваться часами.

1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12

Назови цифры слева направо, справа налево.

Напиши цифры на циферблате. Что показывает большая стрелка? А маленькая?

Посмотри и скажи:

    Во сколько Женя

                                                     Встает?

                                                                            Завтракает?

                                                     Учится?

                               

                                                                            Обедает?

                                                    Гуляет?

 

                                                                              Ужинает?

                                                     Ложится спать?

Звук З

1. Послушай стихотворение и назови слова из него со звуком З.

     Резиновую Зину купили в магазине.

     Резиновую Зину в корзине принесли,

     Резиновая Зина упала из корзины,

     Резиновая Зина измазалась в грязи.

     Резиновую Зину мы вымоем в бензине,

     Мы вымоем в бензине и пальцем погрозим –

     Не будь такой разиней, резиновая Зина,

     А то отправим Зину обратно в магазин.

2. Прочитай слово:

                            З О Л У Ш К А

Сколько слогов в этом слове? Как ты узнал?

Назови гласные звуки в слове. Назови согласные.

Назови первый слог. Сколько звуков в этом слоге?

Аналогичная работа со вторым и третьим слогом.

Какой звук в слове после звука «З» ? – «У»? – «К»?

Перед звуком «Л»? – перед звуком «Ш»?

Назови все звуки в слове по порядку?

3. Составь и запиши слова из слогов:

      БЫ    ЗУ               ЗА   РО              МОК    ЗА

    из букв:  

                    З Р О А                 З В А А

                                  Т З Ы А              

     

Буква З

1. Рассмотри букву З. На какую цифру она похожа? Покажи буквы З, которые написаны правильно.

2. Реши кроссворд:

зеркало                                                                  забор

земля                                                                     забота

зебра                                                                     барабан

золото

злость

злюка

3. Исключите из слова по одному звуку, чтобы образовалось новое слово:

     крот                          мрак                     гроза

     плуг                         склад                    шарф

4. Добавьте к словам один звук в начале слова, чтобы образовалось новое слово:

     у – точка                        о – лень

     ш – утка                         к – оса

     у – дочка                        к – лещ                    

Развитие речи

1. Расскажи, какие дорожные знаки ты знаешь. Расскажи, как надо переходить через дорогу. С какой стороны нужно обходить трамвай? Ты вышел из автобуса, с какой стороны ты должен обойти автобус?

2. Запиши буквы по порядку цифр. Прочитай слова.

                             3    2   1   6   5   4

                             ш   а   м   а   н   и

     3   6   1   4   7   5   2                     5   4   2    3   6   7   1

     м   ё   с   о   т   л   а                     х   о   а    р   о   д   п

                             2   6   5   4   3   7   1

                             р   о   т   к   а   р   т

Придумай по одному предложению с каждым словом.

Взрослые запишут их в тетрадь.

3. Раскрась часть первого круга с цифрой 1 зеленым карандашом, часть второго круга с цифрой 2 – синим, часть третьего круга с цифрой 3 – красным, часть четвертого круга с цифрой 4 – желтым. Затем раскрась мячи так, чтобы они получились одинаковыми.

                         

Звуки С – З – Ц

1. Назовите сначала слова со звуком «С», затем со звуком «З», и со звуком «Ц».

         Зиму всю мели метели –

         Клёны, липы поседели...

         А весной повеселели,

         Зацвели, зазеленели:

         Птицы с юга прилетели –

         Ветки лапками согрели!

2. Вспомни и назови слова:

 - со звуком «С» в начале слова,

 - со звуком «С» в середине слова,

 - со звуком «С» в конце слова,

 - со звуком «З» в начале, середине слова,

 - со звуком «Ц» в начале, середине, конце слова.

3. Разгадай ребусы:

                                                                К

Р  К                                                              РОЗА = КОЗА

                                                                А

Л  А                                                             ЛИСТ = АИСТ

100 л                                      СТОЛ

Буквы С – З – Ц

1. Составь и запиши слова из слогов.

     СО, КИ                 ЗЫ, ВО                    ЦО, ЛИ

     ВА, СО                 ЗЫ, КО                    ПИ, ЦЕ

     СО, ТЫ                 МОК, ЗА                

     РО, СЫ                 ЗОК, МА

     СА, КИ

2. К слогам из левого столбика добавь слоги из правого столбика так, чтобы получились слова.

                             СЕ        ЗА

                             КО        НО

                             НО        ЛЫ

                             РО        ГА

                             ЛУ        ТА

                             ВА        КИ

                             РА        НА

3. Прочитай слова, поставь ударение в словах:

     СЛАВА                  ЦЕПИ                 ЗИМА

     СЛОНЫ                 ЦЕНА                 ВАЗЫ

     СОВЫ                    ЛИЦО                 РОЗА

     СОКИ                    ПАЛЕЦ               УЗОР

   

Прочитайте веселые стихи.

Рады, рады, рады

Светлые березы.

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Темные осины,

И от них от радости

Растут апельсины.

То не дождь пошёл из облака

И не град,

То посыпался из облака

Виноград.

И ручьи из-под земли

Сладким мёдом потекли.

Даже мельница – и та

Заплясала у моста.

Так бегите же за мною на зеленые луга,

Где над синею рекою встала радуга – дуга.

Мы на радугу вска-раб-каемся,

Поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках!

После одного прочтения вспомни и назови все небылицы, о которых рассказал Корней Иванович Чуковский.

Звук Ч

  1. Послушай стихотворение, назови слова со звуком Ч.

Четыре Анюточки,

Не устав ни чуточки,

Пляшут третьи суточки,

Всё под прибауточки:

Чок – чок, каблучок,

Чуки – чуки – чуки – чок.

  1. Анализ слова БОЧКА.

Сколько слогов в слове БОЧКА? Почему?

Назови гласные звуки в этом слове. Назови согласные в этом слове.

Назови первый слог в слове БОЧКА, … второй.

Назови все звуки в слове БОЧКА по порядку.

  1. Подбери и назови по три слова, в которых:
  • звук Ч в начале слова,
  • звук Ч в середине слова,
  • звук Ч в конце слова.
  1. Подбери как можно больше слов к признакам:

 Чистый – воздух, …               коричневый - …, …

  Чистая - …, …                       коричневая - …, …

  Чистое - …, …                       коричневое - …, …

  Чистые - …, …                      коричневые - …, …

Буква Ч

  1. Выучи:

Первой букве

В слове ЧТЕНИЕ –                     Ч  Т Е Н И Е

Букве Ч

Моё почтение!

  1. Покажи буквы Ч, которые написаны правильно.

  1. Составь и запиши слова из слогов:

СЫ   ЧА         ЛОК  ЧУ        КА  ЧАШ        КА  ЧАЙ

       Из букв:

       Й  А  Ч                Ч  Т  А  У                Т  Ч  К  О  А

    4. На каждую букву данного слова придумать другие   слова:

     С – сахар                               Б - …

     И – ирис                                О - …

     Р - …                                      Ч - …

     О - …                                      К - …

     П - …                                      А - …

    5. Заполни лесенку:         ЧАС, ЧУДО, ЧУЛОК, ЧУДИЩЕ

     

                                 

Развитие речи.

Угадай, кто это?

Я – хищное животное. Мои родственники – кошки. Обитаю на севере Европы и Америки, а также в Азии и Африке. У меня высокие ноги, небольшие усы, а на ушах густые кисточки. Хочу отметить, что у меня острое зрение. КТО Я ?

                      Мои          .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  –

                                                                           кошки.

Обитаю на севере

                  .   .   .   .   .    .       и Америки, а также в Азии и

                                                                        Африке.

               У меня    .   .   .   .   .   .   .      ноги.

Хочу  .   .   .   .   .   .   .   .     , что у меня острое зрение.

Звук Щ

  1. Послушай стихотворение, назови слова со звуком Щ.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами всё кормил,

От злющей стужи защищал.

Щенок от радости пищал.

Ещё бы! Он счастливый рос!

Теперь мой щен – не щен, а пёс –

Настоящий.

  1. Какие бывают растения? Активизируем в речи названия растений.

ДЕРЕВЬЯ: осина, ольха, ель, береза, сосна, дуб, клён, ясень, липа, рябина, вяз, лиственница.

КУСТАРНИКИ: смородина, черемуха, шиповник, акация, сирень, крыжовник, малина, жасмин, верба, орешник.

ТРАВЫ: ромашка, щавель, лебеда, колокольчик, полынь, пастушья сумка, одуванчик, подорожник, клевер, мать-и-мачеха, волчье лыко, медуница.

  1. Найди здесь ошибки.

ДЕРЕВЬЯ: береза, клен, орешник, дуб, сосна, жасмин, малина, липа, осина, сирень, верба.

КУСТАРНИКИ: волчье лыко, акация, шиповник, ель, осина, полынь, крыжовник, вяз.

ТРАВЫ: щавель, клевер, малина, мать-и-мачеха, сирень, пастушья сумка, черемуха, лебеда.

Буква Щ

  1. Выучи стихотворение:

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Буква Щ называется «ЩА»

2. Реши кроссворд:     борщ        вещи         плащ

                                      Кощей     пещера      клещи

  1. Угадай слова по данным буквам, запиши их:

__   __   Ы  __  __  А

 __  __  О  __  __  __  

                                                 

                                              __  У   __  __  А

                                              __  А   __  __  __

                                               П  __  __  __  __

                                          А __  __  __  *    *

4. «Составить букет». Выберите цветы, в названиях которых есть мягкие согласные:

Роза, люпин, астра, василёк, пион, мак, гвоздика, георгин,

колокольчик.

Игра «Кто мы?».

По описанию надо назвать дерево. Впиши недостающие слова из текста: каждой точке соответствует буква.

   Это дерево называют королем леса. Короткий могучий ствол (до 5 – 6 метров в окружности) несет широкую крону, на которой позднее, чем на других деревьях, распускаются листья. Осенью поспевают плоды – жёлуди.

   Древесина этого дерева очень твердая. Она идет на мебель, на полы и железнодорожные шпалы.

   Что это за дерево?

                  Это     .   .   .   .   .   .   называют королем леса.  

  Короткий   .   .   .   .   .    .   .    ствол несет широкую крону.

   Древесина идет

                  на   .   .   .   .   .   .         .

Проверь правильность своего

ответа отгадкой этой

 головоломки.  

Звук Д

  1. Послушай стихотворение. Назови слова со звуком «Д»

Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому!

  1. Прочитай слово. Подбери на каждую букву данного слова названия птиц.

Л  А  С  Т  О  Ч  К  А

Е  И  К                    и т. д.             В названиях каких

Б  С  В                                            птиц есть звук Д?

Е  Т  О

Д       Р

Ь       Е

         Ц

  1. Послушай стихотворение.  « Озорные буквы».

Не жалел дошкольник Петя,

Что однажды от него

Убежали на рассвете

Буква Д и буква О.

Петя ходит в первый класс,

Школьник в доме есть у нас!

  Какое же слово появилось?

Буква Д

  1. Выучи стихотворение. Нарисуй рисунок к стихотворению.

Этот домик – буква Д.

В домике – окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке – кошка.

Д – это домик аккуратный,

С высокой крышею двускатной.

   2.   Составь и запиши слова из слогов:

       БОК    ДУ           МИК   ДО          ДИК  СА

         Из букв:

       Д   М   Ы            Б   Д   Ы   У          Д   М   И   А

    3.  Прочитай слово, замени буквы по схеме. Запиши  

      слова, которые получились.

                 С   Ы   Н

                 __  О  __

                 __  __  Р

                 __  __  К

                 __  У  __

  4. Составь предложения из слов. Назови слова со звуком Д.

      Пришла, театра, из, бабушка.

      Принес, леса, из, грибы, дедушка.

      Медвежонок, травке, лежит, на.

      Ваза, столе, стоит, на.

      Дети, лес, пришла, в.

Послушай стихотворение:

         Стоял ученик на развилке дорог.

         Где право, где лево,

         Понять он не мог.

         Но вдруг ученик в голове почесал

         Той самой рукою, которой писал,

         И мячик кидал, и страницы листал,

         И ложку держал, и полы подметал.

         « Победа!» - раздался ликующий крик.

         Где право, где лево узнал ученик.

  Чего не знал ученик?

  Покажи правую руку, потом левую.

  Возьмись левой рукой за правое ухо, закрой правой рукой левый глаз.

   Топни правой ногой три раза. Прыгни два раза на левой ноге.

         

 

Звук Б.

  1. Послушай стихотворение, назови слова со звуком Б.

  - Бе – е – е ,- барашек белый блеет,

  Больше букв не разумеет.

  1. Анализ слова.

                                   Назови, кто нарисован на картинке.

                                   Сколько слогов в слове БАБУШКА?

                                   Как ты узнал? Назови гласные звуки

                                    в этом слове. Назови второй слог,

                                    … первый,  … третий.

  БА – БУШ – КА

Сколько звуков в первом слоге? – во втором? – в третьем?

Назови согласные звуки в слове БАБУШКА.

Какой звук в этом слове после звука «У»? – «Ш»? – «К»?

Назови все звуки в слове БАБУШКА по порядку.

  1. Вспомни и назови:

 - слова со звуком «Б» в начале слова,

    со звуком «П» в начале слова.

 - слова со звуком «Б» в середине слова,

    со звуком «П» в середине слова.

Буква Б

  1. Покажи буквы Б, которые написаны правильно. Почему ты так думаешь?

  1. Прочитай слова, пообдери схему.

БАБА          БУСЫ          БОТЫ           БЫК

  1. Составь и запиши слова из букв:

А  Б  Н  А  К             Ы  Б  С  У             Ы  К  Б

     Из слогов:

        КА     БУЛ                НАН     БА

  1. Заполни клеточки, выполнив хитрые превращения.
  1. Преврати большой дом в маленький.
  2. Преврати маленький хвост в большой.
  3. Преврати рыбу в человека, который ее ловит.          

Ответы:   1. домик

                 2. хвост

                 3. рыбак

Послушай, назови героев сказок.

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился…                     (колобок).

                                 Лечит маленьких детей,

                                 Лечит птичек и зверей.

                                 Сквозь очки свои глядит

                                 Добрый доктор…           (Айболит).

Из какой сказки герои?

- Царь, три сына, стрела, болото, лягушка.

                                                     ( «Царевна – лягушка»).

- Царь, три сына, Иванушка, Конёк-Горбунок, царевна.

                                                     ( «Конек – Горбунок»).

- Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, Фея.

                                                     ( «Золушка»).

- Злая мачеха, две дочери, Дед Мороз.

                                                     ( «Морозко»).

По образцу загадай свои загадки взрослым. Две загадки взрослые запишут в тетрадь.

Звук Ф

  1. Послушай стихотворение, назови слова со звуком Ф.

         Форма новая у Феди,

         И фуражка в самый раз.

         Нынче Федю все соседи

         Провожали в первый класс.

  1. Определи первый звук в слове, составить слова из первых букв.

  1. На каждую букву алфавита подбери названия животных или птиц:

А   аист                    Ё   ёж                    М   морж  

Б    бык                    Ж   жираф             Н   носорог

В   воробей              З   зубр                  О   ослик

Г   гадюка                И   индюк             П   попугай

Д   дикобраз            К   кит                   Р   рысь

Е ехидна                  Л   лев                   С собака         и т. д.

Буква Ф

  1. Выучи стихотворение.

Всем известно без подсказки:

Буква Ф – как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

  1. Составь и запиши слова из слогов:

фир     зе            дор     Фё           ля      туф    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка-раскладушка для родителей "Наши милые друзья"

Полезно иметь в доме кого-нибудь из животных, например, кошку или собаку... Человек - друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства....

Папка-раскладушка для родителей "Развитие осязания и мелкой моторики посредством лепки"

Мелкая моторика – чрезвычайно важная составляющая роста. Исследования ученых доказали, что успешное формирование некоторых значимых центров мозга - плотно связано с развитием мелкой моторики. Такие че...

папка-раскладушка для родителей "Весна"

народные приметы, народный календарь и много интересного материала о весне...

папка - раскладушка по пдд с рекомендациями для родителей

папка - раскладушка по пдд с рекомендациями для родителей...

папка-раскладушка для родителей с тематическими заданиями для 5-7 лет

папка-раскладушка для родителей с тематическими заданиями для 5-7 лет...