"Помощь родителей в речевом развитии ребёнка раннего возраста"
консультация по логопедии (средняя группа)

Татьяна Ивановна Власова

От речевого развития зависит общее психологическое развитие и развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания ребёнка, формирование сферы межличностного взаимодействия. ЗРР у ребёнка – это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей до 4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_mamy.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Помощь родителей в речевом развитии ребёнка раннего возраста

От речевого развития зависит общее психологическое развитие и развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания ребёнка, формирование сферы межличностного взаимодействия. ЗРР у ребёнка – это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей до 4 лет.

 К причинам ЗОО можно отнести:

- недостаточность речевого общения с ребёнком;

- неблагоприятные внешние условия (отсутствие эмоционально-положительного окружения; проблемы с нервно психическим здоровьем; индивидуальные особенности членов семьи: мнительность, тревожность, эмоциональная холодность со стороны матери; неприятие ребёнка со стороны матери или отца; неполная семья; резкая смена стратегий воспитания);

- высокий уровень шума;

-психические травмы: испуг, переживания из-за разлуки с родителями и др.;

- Травмы, инфекции, интоксикации;

- внутриутробная патология (инфекционные и соматические заболевания матери во время беременности, токсикозы, алкоголизм, наркомания, курение матери);

- повреждения при родах ( акушерская патология; асфиксии и родовые травмы; недоношенность);

- травмы черепа;

- наследственные факторы;

- иммунологическая несовместимость матери и плода.

Если вы обнаружили у ребёнка отставание речевого развития:

- проверьте, как он воспринимает жесты и мимику;

- обратитесь к специалистам: логопеду или дефектологу;

- постарайтесь больше общаться с ребёнком и развивать его двигательную сферу;

- как можно больше разговаривайте с ребёнком, проявляйте настойчивость в своём желании услышать от него слова, не удовлетворяясь получением ответа с помощью жестов;

- играя, проводите с ребёнком специальную гимнастику по развитию и укреплению мышц речевого аппарата.

Рекомендации по развитию речи детей второго-третьего годов жизни

Разговаривая с ребёнком, следите, чтобы ваша речь была чёткой, грамотной, простой и выразительной.

Исправляйте все ошибки в речи вашего ребёнка.

Читайте малышу сказки, показывайте книги с картинками. Ребёнку в этом возрасте нужно дать почувствовать, что чтение – серьёзное занятие. Подбирайте для чтения книги с описанием сценок, которые может наблюдать малыш в повседневной жизни.

Рассматривая иллюстрации, задавайте ребёнку вопросы: «Кто это?» « Что это?» «Где?» «Что делает?» Подсказывайте, если у него возникают трудности с ответом.

Обращайте внимание ребёнка на различные объекты, которые издают звуки.

Включайте ребёнка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи.

Обязательно давайте ему полезные поручения по дому, а потом обязательно поблагодарите его за помощь.

Совершайте умение ребёнка понимать смысл обращённой к нему речи не только в определённой ситуации, но и вне её. Обсуждайте с ним то, что вы видели на прогулке. Закончив игру, вспомните самые интересные её моменты.

Развивайте у ребёнка потребность речевого общения со взрослыми и другими детьми, потребность передавать словами свои впечатления, пожелания, отвечать на вопросы или задавать их.

Следите за развитием двигательной сферы своего ребёнка.

Не забывайте, что сложные движения рук и пальцев детей первых трёх лет жизни напрямую связаны с развитием у них речевой функции.

Самомассаж «Ладошка»

Твоя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут.

Родители медленно водят согнутым указательным пальцем по ладони.

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок.

Дотрагиваются кончиками пальцев до ладони.

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать.

Указательным пальцем «рисуют» солнышко и др.

Твоя лошадка, как окно,

Его помыть пора давно.

Трут ладонь пальцами, сжатыми в кулак

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки.

Осторожно «ходят» пальцами обеих рук.

Поощряйте употребление ребёнком различных интонаций.

Уделяйте внимание жестам, которые ребёнок использует в разговоре с вами. Если он использует в общении с вами множество индивидуальных, эмоциональных жестов, предпочитая заменять ими слова при объяснении чего-либо, это повод для беспокойства о качестве развития его речи.

Оценивая речевые способности ребёнка, сравнивайте не число слов, употребляемых вашим ребёнком, со словарным запасом его сверстников, а число разных слов, произносимых им вчера и сегодня. Важна динамика пополнения словаря ребёнка. При отсутствии положительной динамики необходимо обратиться к специалистам.

Постепенно усложняйте задания, адресованные ребёнку, по содержанию и форме.

Хвалите малыша, это будет стимулировать его к освоению нового.

Если вы будете следовать этим простым рекомендациям, возможно, вам и не придётся обращаться к специальной помощи логопеда или дефектолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога с родителями по речевому развитию детей раннего возраста.

Цель данной стать выявить наиболее интересные формы взаимодействия педагога с родителями по речевому развитию детей раннего возраста....

Рекомендации для родителей по речевому развитию ребенка раннего возраста.

В работе рассматривается роль родителей в пропедевтике и в своевременном выявлении нарушений речи у детей раннего возраста....

Общение со взрослыми как условие речевого развития ребёнка раннего возраста

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества....

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»...

Консультация для родителей в рамках ранней помощи "Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста"

Описаны в статье первые признаки речевых нарушений у ребёнка. Причины нарушения речи. Коррекция речевых нарушений....

Памятка для родителей "Речевое развитие ребёнка раннего возраста"

После года развитие речи идёт стремительно. Ребёнок всё больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов, состоящих из одного-двух слогов....