"Помощь родителей в речевом развитии ребёнка раннего возраста"
консультация по логопедии (средняя группа)
От речевого развития зависит общее психологическое развитие и развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания ребёнка, формирование сферы межличностного взаимодействия. ЗРР у ребёнка – это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей до 4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_mamy.docx | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Помощь родителей в речевом развитии ребёнка раннего возраста
От речевого развития зависит общее психологическое развитие и развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания ребёнка, формирование сферы межличностного взаимодействия. ЗРР у ребёнка – это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей до 4 лет.
К причинам ЗОО можно отнести:
- недостаточность речевого общения с ребёнком;
- неблагоприятные внешние условия (отсутствие эмоционально-положительного окружения; проблемы с нервно психическим здоровьем; индивидуальные особенности членов семьи: мнительность, тревожность, эмоциональная холодность со стороны матери; неприятие ребёнка со стороны матери или отца; неполная семья; резкая смена стратегий воспитания);
- высокий уровень шума;
-психические травмы: испуг, переживания из-за разлуки с родителями и др.;
- Травмы, инфекции, интоксикации;
- внутриутробная патология (инфекционные и соматические заболевания матери во время беременности, токсикозы, алкоголизм, наркомания, курение матери);
- повреждения при родах ( акушерская патология; асфиксии и родовые травмы; недоношенность);
- травмы черепа;
- наследственные факторы;
- иммунологическая несовместимость матери и плода.
Если вы обнаружили у ребёнка отставание речевого развития:
- проверьте, как он воспринимает жесты и мимику;
- обратитесь к специалистам: логопеду или дефектологу;
- постарайтесь больше общаться с ребёнком и развивать его двигательную сферу;
- как можно больше разговаривайте с ребёнком, проявляйте настойчивость в своём желании услышать от него слова, не удовлетворяясь получением ответа с помощью жестов;
- играя, проводите с ребёнком специальную гимнастику по развитию и укреплению мышц речевого аппарата.
Рекомендации по развитию речи детей второго-третьего годов жизни
Разговаривая с ребёнком, следите, чтобы ваша речь была чёткой, грамотной, простой и выразительной.
Исправляйте все ошибки в речи вашего ребёнка.
Читайте малышу сказки, показывайте книги с картинками. Ребёнку в этом возрасте нужно дать почувствовать, что чтение – серьёзное занятие. Подбирайте для чтения книги с описанием сценок, которые может наблюдать малыш в повседневной жизни.
Рассматривая иллюстрации, задавайте ребёнку вопросы: «Кто это?» « Что это?» «Где?» «Что делает?» Подсказывайте, если у него возникают трудности с ответом.
Обращайте внимание ребёнка на различные объекты, которые издают звуки.
Включайте ребёнка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи.
Обязательно давайте ему полезные поручения по дому, а потом обязательно поблагодарите его за помощь.
Совершайте умение ребёнка понимать смысл обращённой к нему речи не только в определённой ситуации, но и вне её. Обсуждайте с ним то, что вы видели на прогулке. Закончив игру, вспомните самые интересные её моменты.
Развивайте у ребёнка потребность речевого общения со взрослыми и другими детьми, потребность передавать словами свои впечатления, пожелания, отвечать на вопросы или задавать их.
Следите за развитием двигательной сферы своего ребёнка.
Не забывайте, что сложные движения рук и пальцев детей первых трёх лет жизни напрямую связаны с развитием у них речевой функции.
Самомассаж «Ладошка»
Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
Родители медленно водят согнутым указательным пальцем по ладони.
Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
Дотрагиваются кончиками пальцев до ладони.
Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать.
Указательным пальцем «рисуют» солнышко и др.
Твоя лошадка, как окно,
Его помыть пора давно.
Трут ладонь пальцами, сжатыми в кулак
Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
Осторожно «ходят» пальцами обеих рук.
Поощряйте употребление ребёнком различных интонаций.
Уделяйте внимание жестам, которые ребёнок использует в разговоре с вами. Если он использует в общении с вами множество индивидуальных, эмоциональных жестов, предпочитая заменять ими слова при объяснении чего-либо, это повод для беспокойства о качестве развития его речи.
Оценивая речевые способности ребёнка, сравнивайте не число слов, употребляемых вашим ребёнком, со словарным запасом его сверстников, а число разных слов, произносимых им вчера и сегодня. Важна динамика пополнения словаря ребёнка. При отсутствии положительной динамики необходимо обратиться к специалистам.
Постепенно усложняйте задания, адресованные ребёнку, по содержанию и форме.
Хвалите малыша, это будет стимулировать его к освоению нового.
Если вы будете следовать этим простым рекомендациям, возможно, вам и не придётся обращаться к специальной помощи логопеда или дефектолога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагога с родителями по речевому развитию детей раннего возраста.
Цель данной стать выявить наиболее интересные формы взаимодействия педагога с родителями по речевому развитию детей раннего возраста....
Рекомендации для родителей по речевому развитию ребенка раннего возраста.
В работе рассматривается роль родителей в пропедевтике и в своевременном выявлении нарушений речи у детей раннего возраста....
Консультация для педагогов и родителей "Роль родителей в речевом развитии детей раннего возраста с нарушениями слуха"
онсультация для педагогов и родителей...
Общение со взрослыми как условие речевого развития ребёнка раннего возраста
Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества....
Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»
Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»...
Консультация для родителей в рамках ранней помощи "Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста"
Описаны в статье первые признаки речевых нарушений у ребёнка. Причины нарушения речи. Коррекция речевых нарушений....
Памятка для родителей "Речевое развитие ребёнка раннего возраста"
После года развитие речи идёт стремительно. Ребёнок всё больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов, состоящих из одного-двух слогов....