Логопедический проект «Сильный ветерок»
проект по логопедии

Сундукова Татьяна Александровна

Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21-logoped_proekt_silnyy_veterok.docx-74.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический проект

«Сильный ветерок»

Учитель-логопед Сундукова Т.А.

Цель проекта: использование дыхательных упражнений по профилактике фонетических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.

Тип проекта: практико-ориентированный, игровой.

Проблема: У детей с речевыми нарушениями не сформирован речевой выдох, нет навыка испускания целенаправленной воздушной струи.

По числу участников:  подгрупповой

По времени продолжения:  средней продолжительности

Сроки проведения: с 01.02.2020 по 26.03.2020 года

Участники   проекта: дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, родители.

Актуальность

Многие дети, занимающиеся в логопедической группе, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба.

Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе индивидуального логопедического занятия или как часть его.

Цель: 

Формирование у детей умения управлять органами дыхания и развитие правильного речевого дыхания и направленной воздушной струи;

Задачи:

  1. Расширять знания детей о дыхании, речи.
  2. Развивать речевой выдох.

3. Формировать целенаправленную воздушную струю.

4. Подобрать необходимый практический материал (атрибуты, игрушки для зоны «дыхание» в логопедическом кабинете).

Ожидаемый результат:

1. У детей будет сформировано правильное речевое дыхание и направленная воздушная струя.

2. Дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.

3. Будут изготовлены пособия по формированию речевого дыхания.

Конечным продуктом проекта будет являться:

Оформление и презентация мини - музея «Дыхание ветра».

Пополнение центра дыхания в логопедическом кабинете игровыми пособиями.

Этапы реализации проекта

1 этап  01.02.2020 - 15.02.2020

Организационный

1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания

2. Подбор дыхательных упражнений, игр.

3. Изготовление игровых пособий для дыхательных упражнений, игр.

2 этап 16. 02. 2020 -15.03.2020

Внедренческий

Включение дыхательных упражнений и игр в индивидуальные занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Работа с детьми:

1. Выработка длительного плавного выдоха,

2. Дифференциация ротового и носового выдоха

3. Выработка глубокого вдоха.

4. Развитие силы голоса и речевого дыхания

5. Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных  и согласных звуков

6. Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений

Работа с родителями:

1. Консультация «Развитие речевого дыхания у детей».

2. Рекомендации к выполнению дыхательной гимнастики.

3. Индивидуальные консультации с родителями.

Работа с педагогами ДОУ

1. Консультация «Развиваем речевое дыхание».

2. Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей.

3 этап

Итоговый 16.03.2020 - 26.03.2020

  1. Подведение итогов реализации проекта путем диагностирования детей.
  2. Оформление и презентация выставки «Дыхание ветра».

Пособия

«Спаси бабочек от паука». Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

«Подуй на чай»Цель: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.

«Осеннее дерево». Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

«Забавная лягушка». Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
 «Непослушная чёлка».Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

 «Погаси пламя дракона»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

 «Дуйбол» Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

«Варежка» формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.

«Снеговичок» Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

«Веселый слоник» Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

«Ловкий хамелион». Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

 «Покорми животных»Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

 «Снежная тучка»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

 «Веселый одуванчик»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Вывод:

Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с проблемами речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

Литература:  

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.

2. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.

3.Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР. //Дошкольная педагогика, 2007 - №1

4.Симкина Л.П. Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006

5. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Издательство «Метафора», 2004.


     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Веселый ветерок»

Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей 2 младшей группы(Длительность проекта 1 учебный год)...

Проект "Сильный ветерок"

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания....

Проект "Сильный ветерок"

Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей средней группы, занимающихся на логопедическом пункте....

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СИЛЬНЫЙ ВЕТЕРОК».

Многие дети, занимающиеся на логопункте, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение зв...

Логопедический проект "Сильный ветерок"

Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей. ...

Проект "Сильный ветерок"

Многие дети, занимающиеся на логопункте, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с ды...