Логопедический проект «Сильный ветерок»
проект по логопедии
Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить звуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21-logoped_proekt_silnyy_veterok.docx-74.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический проект
«Сильный ветерок»
Учитель-логопед Сундукова Т.А.
Цель проекта: использование дыхательных упражнений по профилактике фонетических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.
Тип проекта: практико-ориентированный, игровой.
Проблема: У детей с речевыми нарушениями не сформирован речевой выдох, нет навыка испускания целенаправленной воздушной струи.
По числу участников: подгрупповой
По времени продолжения: средней продолжительности
Сроки проведения: с 01.02.2020 по 26.03.2020 года
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, родители.
Актуальность
Многие дети, занимающиеся в логопедической группе, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба.
Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе индивидуального логопедического занятия или как часть его.
Цель:
Формирование у детей умения управлять органами дыхания и развитие правильного речевого дыхания и направленной воздушной струи;
Задачи:
- Расширять знания детей о дыхании, речи.
- Развивать речевой выдох.
3. Формировать целенаправленную воздушную струю.
4. Подобрать необходимый практический материал (атрибуты, игрушки для зоны «дыхание» в логопедическом кабинете).
Ожидаемый результат:
1. У детей будет сформировано правильное речевое дыхание и направленная воздушная струя.
2. Дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.
3. Будут изготовлены пособия по формированию речевого дыхания.
Конечным продуктом проекта будет являться:
Оформление и презентация мини - музея «Дыхание ветра».
Пополнение центра дыхания в логопедическом кабинете игровыми пособиями.
Этапы реализации проекта
1 этап 01.02.2020 - 15.02.2020
Организационный
1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания
2. Подбор дыхательных упражнений, игр.
3. Изготовление игровых пособий для дыхательных упражнений, игр.
2 этап 16. 02. 2020 -15.03.2020
Внедренческий
Включение дыхательных упражнений и игр в индивидуальные занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Работа с детьми:
1. Выработка длительного плавного выдоха,
2. Дифференциация ротового и носового выдоха
3. Выработка глубокого вдоха.
4. Развитие силы голоса и речевого дыхания
5. Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков
6. Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений
Работа с родителями:
1. Консультация «Развитие речевого дыхания у детей».
2. Рекомендации к выполнению дыхательной гимнастики.
3. Индивидуальные консультации с родителями.
Работа с педагогами ДОУ
1. Консультация «Развиваем речевое дыхание».
2. Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей.
3 этап
Итоговый 16.03.2020 - 26.03.2020
- Подведение итогов реализации проекта путем диагностирования детей.
- Оформление и презентация выставки «Дыхание ветра».
Пособия
«Спаси бабочек от паука». Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
«Подуй на чай». Цель: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.
«Осеннее дерево». Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
«Забавная лягушка». Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
«Непослушная чёлка».Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
«Погаси пламя дракона»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
«Дуйбол» Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
«Варежка» формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.
«Снеговичок» Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
«Веселый слоник» Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
«Ловкий хамелион». Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
«Покорми животных». Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
«Снежная тучка»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
«Веселый одуванчик»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
Вывод:
Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.
Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с проблемами речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Литература:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.
2. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.
3.Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР. //Дошкольная педагогика, 2007 - №1
4.Симкина Л.П. Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006
5. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Издательство «Метафора», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический проект «Веселый ветерок»
Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей 2 младшей группы(Длительность проекта 1 учебный год)...
Проект "Сильный ветерок"
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания....
Проект "Сильный ветерок"
Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей средней группы, занимающихся на логопедическом пункте....
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СИЛЬНЫЙ ВЕТЕРОК».
Многие дети, занимающиеся на логопункте, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение зв...
Логопедический проект "Сильный ветерок"
Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей. ...
Проект "Сильный ветерок"
Многие дети, занимающиеся на логопункте, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с ды...
Проект "Сильный ветерок"
Проект...