Консультации для родителей
консультация по логопедии

Голуб Наталья Леонидовна

Предварительный просмотр:

                         

Консультация для родителей

« Влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка»

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и др. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов — ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

Ниже представлены специальные игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

В ходе этих игр развиваются следующие движения:

•  хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие — двумя руками);

•  соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек — пирамид, матрешек и др.;

•   подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

•   движения кистей и пальцев рук.

Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

                                        Игры с предметами и материалами

Игра «Фигурки»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы. Счетные палочки (плоские), шнурки или толстые цепочки.

Ход игры

Выложите из счетных палочек треугольник и квадрат. Предложите детям рассмотреть фигуры и сделать такие же.

На следующем занятии можно предложить детям выложить прямоугольник, а при помощи шнурка или цепочки — круги или овалы.

Игра «Домик»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы. Счетные палочки (плоские); листы картона с нарисованными фигурками зайца и лисы (по количеству детей).

Ход игры

Покажите детям изображения зайца и лисы: «Жили-были в лесу лиса и заяц. Лиса хотела поймать зайца, а он всегда от нее убегал. Однажды заболела у зайца лапка, а лиса тут как тут: Испугался заяц, что не сможет с больной лапкой убежать от лисы. Давайте поможем зайчику и сделаем для него домик!»

Покажите детям, как выложить домик из палочек так, чтобы заяц оказался внутри, а лиса снаружи. Затем предложите малышам самостоятельно сделать домик для зайца.

Обыграйте результат: «Спрятался зайчик в домике. Лиса походила, походила и ушла».i

Игра «Волны»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы. Шнурки синего или голубого цвета (можно использовать толстые цепочки), бумажный кораблик.

Ход игры

Раздайте детям шнурки или цепочки и покажите, как сделать из них волны.

Обыграйте ситуацию: «Посмотрите, какой у меня красивый кораблик. Кораблик игрушечный, сделан из бумаги. Теперь давайте сделаем для кораблика игрушечное море из шнурков или ниток и пустим кораблик в сказочное плавание!»

Игра «Кладем плитку»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы. Деревянные или картонные квадраты разных цветов (можно использовать детали из счетного набора).

Ход игры

Раздайте детям квадраты и предложите «выложить плитку». Предварительно покажите малышам, как класть квадраты, плотно подгоняя их друг к другу. («Посмотрите на эти квадратики — это «плитка». Давайте выложим из плитки пол в кукольном домике. Вот какой красивый пол получился!»)

Сначала предлагайте детям квадраты одного цвета, в последующем — разноцветные фигуры. Разноцветные квадраты они могут выкладывать как в произвольном порядке, так и в определенной последовательности (например, в шахматном порядке). Вместо квадратов можно использовать прямоугольники и располагать их рядами вертикально или горизонтально («кладем паркет»).

                                       

                                   Пальчиковые игры.

Игра «Ежик»

Цели. Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

Ход игры

Покажите малышам, как изобразить ежика, собрав пальцы рук в замок . Прочитайте стихотворение. (Во время чтения дети повторяют ваши движения.)

Ежик маленький замерз,   (Прижмите пальцы

ежик убрал иголки)

И в клубок свернулся.

Солнце ежика согрело —   (Выпрямите пальцы

ежик показал колючки)

Ежик развернулся!

Игру можно повторить несколько раз.

Игра «Птички»

Цели. Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого, развивать умение понимать речь.

Ход игры

Предложите малышам повторить ваши движения.

—  Вот птички летают, машут крылышками. (Скрестите руку на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти (помашите крыльями)

—  Приземлились птички, крылышки сложили. (Соедините ладони вместе.)

Давайте покормим птичек — насыплем им зернышек! (Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими

— Вот как птички зернышки клюют! (Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью

—  Наелись птички и улетели.

(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти.)

Игру можно повторить несколько раз.

Игра «Человечек»

Цели. Развивать движения кистей рук; учить подражать движениям взрослого; развивать умение понимать речь.

Ход игры

Предложите малышам поиграть. — Посмотрите, какой у меня человечек. Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол.

— Человечек пошел погулять. Покажите, как шагает человечек.

Топ-топ-топ — топают ножки. Человечек идет по дорожке.

Игру можно повторять несколько раз.

Игра «Мы топали»

Цели. Развивать движения кистей рук; учить подражать движениям взрослого; развивать умение понимать речь.

Ход игры

Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом.

Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте стихотворение:

Мы топали, мы топали, До тополя дотопали, До тополя дотопали, И ножки все оттопали!

Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают правой и левой ладонями по столу (или по коленкам).

Предложите малышу продолжить «прогулку». Но теперь нужно двигаться быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читать быстрее).

Игра «Спокойного сна!»

Цели. Развивать движения пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

Ход игры

Эту игру можно проводить перед сном. Сначала игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения.

Этот пальчик хочет спать,   (Загните мизинец.)

Этот пальчик лег в кровать,   (Загните безымянный палец.)

Этот рядом прикорнул,   (Загните средний палец.)

Этот пальчик уж заснул,   (Загните указательный палец.)

А другой давненько спит...   (Загните большой палец.)

Кто у нас еще шумит?   (Погрозите пальчиком

другой руки.)

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите!

Игра «Черепашка»

Цели. Развивать дифференцированные движения пальцев, учить подражать движениям взрослого.

Ход игры Эта игра проводится за столом или на ковре.

Покажите на стол или ковер и скажите: «Это песочек. Он теплый и сухой».

Изобразите, будто вы пересыпаете песок, и предложите детям повторить движения.

Положите на стол или на пол кулаки, прижатые друг к другу . Затем медленно начните передвигать кулаки вперед: «По песочку ползет маленькая черепашка. Она ползет медленно-медленно». Предложите детям повторить движение.

Затем прочитайте четверостишие:

Черепашка, черепашка

В панцире живет.

Высунет головку —   (Выставите вперед прямые

указательные пальцы, прижатые друг к другу.)

Обратно уберет.   (Спрячьте пальцы.)

Игру можно повторить несколько раз.

Игра «Замок»

Цели. Развивать движения пальцев и кистей рук, укреплять мышцы рук, учить подражать движениям взрослого.

Ход игры

Предложите малышам поиграть: «Давайте поиграем: Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяйте за мной».

На двери висит замок.   (Соедините пальцы рук в «замок» Кто открыть его бы мог?

Мы замочком постучали,   (Постучите по столу

сомкнутыми в замок руками.)

Мы замочек повертели,     (Круговые движения

сомкнутыми руками.)

Мы замочек покрутили...   (Сначала покрутите сцепленными

в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны.)

И открыли!   (Расцепите пальцы.)

Игру можно повторить несколько раз.

                                                                                                            Материал подготовила логопед

                                                                                                                        Голуб Н.Л.

                                                                                        Из книги «Развитие мелкой моторики рук».

                                                                                                                              Авт.Е.А. Янушко.



Предварительный просмотр:

Зачем  нужна пальчиковая гимнастика

В чем же заключается влияние пальцев на развитие познания и речи?

Все движения организма имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии познания и речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.

Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится «вершителем» игры, и слова, и движения — все ему подвластно.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики.
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.

Пассивная гимнастика для пальцев рук.

— Массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что «мы погреем ручки». Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Продолжительность — 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через месяц.
— При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно.
— При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким.
— При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко). Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка.
— Упражнения. Выполняются взрослым в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Фиксируя руку ребенка, взрослый сгибает, разгибает пальчики малыша, делает пальчиками круговые движения.
— Рука ребенка лежит на столе ладошкой вниз. Фиксируя одной рукой руку малыша, другой рукой взрослый приподнимает вверх поочередно каждый пальчик.
— Рука ребенка лежит на столе ладошкой вверх. Придерживая ее, взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка.
— Рука ребенка согнута в локте, локоть опирается на стол. Фиксируя ручку малыша одной рукой, другой рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка.

Надеемся, что такая «игра» с ребенком доставит радость и удовольствие и Вам, и малышу, оживит ваш интерес к овладению бесценным даром слова.
Хотелось бы, чтобы родители прониклись терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, грамотно помогли бы ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер.
Успехов вам, взрослые и дети!

КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

Научно доказанный парадокс: уровень развития речи зависит от степени развития мелкой моторики пальцев. Постарайтесь регулярно тренировать пальчики ребенка, и это поможет его речевому развитию. Перед тем как начать играть в пальчиковые игры, постарайтесь хорошенько к ним подготовиться. Для этого в течение первых пяти месяцев жизни ребенка делайте ему массаж кистей рук.
Первое упражнение: поглаживайте ручку, слегка надавливая на нее по направлению от кончиков пальцев к запястью.
Второе упражнение: по очереди берите каждый палец ребенка и сгибайте и разгибайте его. Эти упражнения нужно выполнять каждый день не меньше 2-3 минут.
Когда малышу исполнится девять месяцев, начните более активную тренировку пальчиков. Упражнения должны быть разнообразными, важно, чтобы как можно больше пальцев принимало в них участие, а движения были энергичными. Пусть малыш катает деревянные или пластилиновые шарики, перекладывает бусины из одной руки в другую, разрывает бумагу…
Полуторагодовалому ребенку задавайте более сложные задания. Пусть сам застегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки и узелки. Кстати, наглядные пособия для этого вы можете приобрести в магазинах или изготовить самостоятельно, например, сшить черепаху, расположив на ее панцире различные застежки: «молнии», пряжки, кнопки, косички.
Сначала разминка…
1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это одновременно обеими руками, затем по очереди каждой рукой.
2. Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди.
3. «Замок». Переплетите пальцы, сожмите ладони.
4. «Солнечные лучи». Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы.
5. «Ножницы». Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе.
6. «Пальчики здороваются». Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно).
7. Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно.
8. Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно.
9. Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на столе.
10. Имитируйте игру на пианино.
11. «Человечки бегают» с помощью указательного и среднего пальцев.
12. «Футбол». Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами.
…потом массаж
13. Надавите четырьмя сильно сжаты ми пальцами одной руки на основание большого пальца, затем на середину ладони.
14. Разотрите ладони (вверх-вниз).
15. Разотрите боковые поверхности сцепленными пальцами.
16. Разотрите ладони карандашом, зажатым между ними.
17. Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей
«Как помочь ребенку запомнить буквы»

Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их?

На первоначальном этапе запоминания букв лучше не углубляться в понятия «звук- буква». Нужно говорить о буквах, произнося их звуками : не «бэ», а «б», не «эр», а «р». При этом  произносить их быстро и кратко. Так ребенок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги.

При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, так как при узнавании буквы ребенок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку.

Придумывая с ребенком слова с заданного звука, называйте несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким-либо определенным предметом.

Тренироваться выделять первый звук в слове лучше начинать со слов, где гласные «а», «о», «у», «э» в начале и под ударением (Аист, Ослик, Утка, Эхо и так далее), после можно попробовать выделять согласные, не участвующие в слоге-слиянии (к-рот , т-рактор и т. п.).

             Игры, способствующие запоминанию букв

1. Игра «Покажи букву»

Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела.

Выложить букву из любого материала:  шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей , лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста,  и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.

2. Игра «Найди и назови букву»

Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф» — «ш», «стол» — «с», «тумба» — «т», и так далее. Можно некоторые буквы оставить мамы, папы, брата. Например: «Алла» — «А», мама, «Коля» — «К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам.

Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы , похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» -на ворота.

Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.

3. Игра «Архитектор»

Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит . Каждую карточку разрезать на 2-4 части  и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.

4. Игра «Дорисуй букву»

Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.

5. Игра «Узнай букву»

Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.

6. Игра «Что неправильно»

Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.

7. Игра «Найди и подчеркни»

Предложите ребенку найти и подчеркнуть( обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры  ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным .

8. Игра «Алфавитный  дартс»

Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать ее.

9. Игра «Магнитная азбука»

Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово….»

10. Игра «Волшебный мешочек» Поместить в красивый мешочек магнитные буквы, найти нужную на ощупь.



Предварительный просмотр:

                                Детские ошибки. Не обращать

внимания или поправлять?

        Порой у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным и вместительным, но построенным грамматически неправильным детским словам?

        Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить ход речевого развития ребенка.

  • Одна из хорошо известных логопедам ошибок связана с заменой, казалось бы, уже освоенного звука другим. К примеру, при освоении произнесения звука (ш) ребенок заменяет им звук (с): «ширость» вместо «сырость».

Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком звуков. Чем раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в лексикон ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искаженной формы. Дети с завидным упорством повторяют искаженное ими слово. Если неправильное произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и не поддается исправлению, необходимо обратиться к логопеду.

  • Другой, более  распространенной ошибкой являются придуманные детьми слова, не употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются словами, придуманными их малышом. Конечно же, мы можем восторгаться словотворчеством малыша, но мы ни в коем случае не должны хвалить при ребенке то или иное придуманное им слово. Таким поощрением мы закрепим неправильное слово в его словаре. Услышав неправильно произносимое ребенком слово, необходимо сразу же поправить ребенка: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать…» Вы должны очень четко произнести слово и попросить ребенка повторить его вслед за вами.
  • Типичной ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для ребенка формы.

К примеру: «вставаю», вместо «встаю»; «лизаю» вместо «лижу», то есть ребенок использует одну стандартную форму глагола. Исследователи детской речи отметили, что когда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет ее        на        другие.

* Следующий тип ошибок связан с изменением существительных по падежам.

Падежные окончания образуются детьми по усвоенным ими образцам.

        Приведем пример из книги М.М.Кольцовой «Ребенок учится говорить»: «Возьмем все стулы и сделаем поезд», - предлагает четырехлетний Женя своему приятелю. «Нет, - возражает тот, - здесь мало стулов».

  • Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, и в употреблении сравнительной степени прилагательных. Вообще, следует отметить, что речь  детей бедна прилагательными. Прилагательные составляют всего 3- 4 % от других частей речи. Прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребенком, ибо их употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом или вещью. Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой, добрый, умный.

Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он на какое-то время может замолчать, но главное, он может потерять к вам доверие.

Необходимо развивать интерес ребенка к свойствам и качествам предметов (большой, маленький, круглый, синий, шершавый, гладкий

и т. д.) и людей (добрый, злой, сильный, слабый).

Успехов!



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Практикум для родителей

«Пальчиками играем речь развиваем»

     Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Л. С. Выгодский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому".

     Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

   Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

   Вернёмся в предысторию вопроса. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием руки пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки», «Ладушек» и других) проводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

   Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга.

  Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности.

   Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи.

Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, тесно связанными с речевой функцией».

    Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки… развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

   Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

   Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки ия руки есть ещё одна речевая зона мозга» - доказывает М. М. Кольцова.

   Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Мелкую моторику рук развивают:

Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;

Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;

Народные игры с ладошками;

Игры с природным материалом;

Игры с предметами домашнего обихода;

Игры с песком и водой;

Пальчиковый театр;

Ниткотерапия;

Дидактические игры;

Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация) .

Пальчиковые игры позволяют

•        регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

•        совершенствовать внимание и память - психические процессы тесно связаны с речью;

•        облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;

•        вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Учитывая тот факт, что активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объем пальчиковых игр и использовать их в работе с дошкольниками. Эти игры и упражнения дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять моральное напряжение.

Она должна проводиться регулярно, только тогда будет, достигнут наибольший эффект.

Пальчиковая гимнастика включает в себя ряд блоков упражнений, целью которых является развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

Рекомендации для проведения упражнений:

1) после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук);

2) пальцы лучше нагружать равномерно;

3) поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может быть использована не только на занятиях по развитию речи, но и на других занятиях, входить в режимные моменты, индивидуальную работу и другие виды деятельности.

Виды пальчиковой гимнастики, которые мы используем:
•      Игры с кубиками, верёвочкой, шнурками, горохом, карандашом, обеспечивающие хорошую тренировку пальцев.
•     Игры с разноцветными прищепками, стимулирующие созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Из прищепок также можно сделать какой-либо предмет (стол, стул и др.), что способствует развитию фантазии, воображения.
•     Игры с разноцветными крышками от пластмассовых бутылок. Выкладывая из них красочные предметы, узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение.
•     Игры с  палочками, заключающиеся в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений предметов. Такой приём способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.
•      Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками. 
•      Массаж ладонных поверхностей разноцветными шариками «су-джок»: их нужно вертеть в руках, щёлкать по ним пальцами, «стрелять» направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания. 
•      Массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами, удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук. 
•     Массаж шестигранными карандашами: пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать в определённом положении в правой и левой руке 
•      Массаж «чётками»:  перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.
•     Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.
В процессе совместной деятельности речь детей активизируется, т.е. они проговаривают последовательность своей работы.                      

Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики.

Сжимание – разжимание кулачков.
Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

Напряжение – расслабление пальцев.

Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими.

Наши пальчики сплетем
И соединим ладошки.
А потом как только можем 
Крепко – накрепко сожмем.

Потягивание.

Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше

Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли 
Отталкиваем тучки.

Сгибание – разгибание всех пальцев вместе и по очереди

Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная с большого пальца правой руки.

Мы рисуем бегемота.
Кто желает поработать?
Каждый палец рвется в бой
И кивает головой.

Упражнение для кончиков пальцев.

Дети постукивают по столу подушечками пальцев одновременно.

Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали, там страшный зверь.

Вращение пальцами.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают указательный палец вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону.

Палец указательный
Умный и внимательный.
Занят делом постоянно.
Он – помощник капитана.

Покачивание пальцами.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают мизинец вверх и качают им во всех направлениях.

Посмотрите, что за пальчик!
Ловко прыгает, как зайчик.
На бревно и на пенек
Скок да прыг и прыг да скок!

Выгибание прямых пальцев.

Дети сгибают правую руку, опускают локоть вниз, кисть смотрит вверх. Потом сгибают руку в запястье и левой рукой отгибают вниз большой палец, стараясь прижать его к запястью.

Репа здесь у нас растет.
Открывай пошире рот.
Нужно рот сильней открыть,
Чтобы репу проглотить.

Разные движения пальцами.

Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают “резать” ими воображаемую бумагу.

Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный.

Растягивание.

Дети сцепляют большие пальцы и тянут в разные стороны.

Тренируются весь день 
И бороться им не лень.
Вот какие молодцы,
Настоящие борцы!

Вращение пальцев с упором.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают безымянный палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и в другую сторону.

Если пальчик пожалеть,
Пальчик может ослабеть.
Мы болезней ждать не будем,
Безымянным пальцем крутим.

Упражнения для запястья.

Дети складывают ладони вместе, пальцы смотрят вверх, локти – в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.

Мы ладони сложим вместе,
Словно их слепили тестом.
Начинаем опускать.
Только, чур, не разжимать!

Касание подушечками пальцев соответствующей ладони.

Дети растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать средние, касаясь подушечками соответствующей ладони.

Средний палец – старший брат,
Он помочь братишкам рад.
Засучивши рукава,
Начал он колоть дрова.

Массаж пальцев.

Дети растирают безымянный палец левой руки указательным и средним пальцами правой.

Долго – долго суп варился,
Котелок наш закоптился.
Будем мы его тереть,
Чтобы начал он блестеть.

Упражнение для ладоней.

Дети хлопают тыльными сторонами ладоней.

Руки вытянем вперед,
А потом свои ладошки
Развернем наоборот
И похлопаем немножко

Потягивание пальцев одной руки другой рукой.

Дети тянут мизинец левой руки большим и указательным пальцами правой.

Самый маленький из пальцев
Хочет вырасти чуть – чуть.
Надо, братцы, постараться
И мизинчик потянуть.

Вращение пальцев одной руки с помощью другой руки.

Дети берут средний палец левой руки правой рукой и вращают его в одну и в другую стороны.

За столом сидит Антошка
И в стакане крутит ложкой.
А зачем же, отвечай?
Просто он мешает чай.

Упражнение для подушечек пальцев.

Дети ставят на парту подушечки обоих средних пальцев и нажимают ими на парту, перенося на них часть своего веса.

Пальцы в парту упираем,
Потихоньку нажимаем.
Если же сильней нажмем,
Дырку в парте мы проткнем.

Растягивание пальцев.

Упражнение удобнее выполнять стоя. Дети ставят подушечку среднего пальца правой руки на край парты и опускают руку как можно ниже, растягивая палец.

Средний палец – самый длинный
Разогнул свою он спину,
В полный вытянулся рост –
Будет через речку мост.

Сжимание края парты пальцами.

Дети ставят подушечки больших пальцев сверху на парту, а подушечки других пальцев – снизу и зажимают край парты кончиками пальцев как можно сильнее.

Мы на парту пальчик ставим.
Снизу – четверо друзей.
А теперь сильнее давим –
Будут пальчики сильней

Составление из пальцев различных фигур.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются: средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию.

Дом стоит с трубой и крышей
На балкон гулять я вышел.

Гимнастика с предметами.

Дети кладут ручку на средний палец правой руки, большим пальцем прижимают ручку, указательным начинают покачивать ее.

Мы ручку правильно берем,
Кладем на средний палец,
Теперь большим его прижмем,
А указательным ведем,
Чтобы она качалась.

Пальчиковое чтение и пальчиковая азбука.

Пальчиковая гимнастика может быть частью занятий по обучению грамоте в старших группах. После знакомства с первыми согласными звуками детей можно обучать чтению по подставляемым ориентирам. В слоге слиянии “согласный – гласный” таким ориентиром является гласный звук. Для этого пригоден метод “пальчикового” чтения с использованием символов гласных звуков: 
а – большой круг, указательный пальчик;
у – маленький кружок, средний пальчик;
о – овал, безымянный пальчик;
и – полоска, мизинец.

Большой палец – согласный звук.

Согласный звук подставляется по мере изучения, место гласного не меняется.

Сначала на пальчики детям надеваются колпачки с символами звуков, затем они работают по памяти, меняя согласный звук.

Вывод. Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длинный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и не равномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на  требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.

Повторимся, что движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук, имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

И это только основа для творческой деятельности педагога. Если проводить пальчиковую гимнастику под музыку, то она превращается в пальчиковые танцы. А если объединить все упражнения одним сказочным сюжетом, то это уже пальчиковый театр. Согласитесь есть место для фантазии.



Предварительный просмотр:

                                          Памятка для родителей

«Гимнастика и массаж губ»

Необходимым условием успешности развития артикуляторной моторики является уточнение кинестетических ощущений положения и движения губ и нижней челюсти.

Рекомендуемые упражнения

1.Удерживание губами различного рода пластмассовых и деревянных трубочек постепенно уменьшающегося диаметра.

2.Смыкание губ ( обычное, плотное, очень плотное).

3.Смыкание и размыкание губ при закрытом и открытом рте.

4.Медленное вытягивание губ «хоботком» и такое же медленное возвращение в исходное положение.

5.Вращательные движения губ «хоботком».

6.Движения губ «хоботком» влево и вправо.

7.Мгновенное смыкание губ с разрывом типа «поцелуй».

8.Имитация полоскания зубов.

9.Присосать верхнюю губу, захватить её нижними зубами и несколько раз таким образом почмокать.

10.Присосать нижнюю губу, точно так же захватив её верхними зубами, так же почмокать несколько раз.

11.Сделать губы «Бутончиком» и, не размыкая, «пожевать» их несколько раз.

12.Сомкнуть губы, затем резко создать разрежение в ротовой полости и так же резко разомкнуть их – получится громкий хлопок.

13.Поочерёдное поднимание и опускание верхней и нижней губ.

14.Вибрация губ (фырканье лошади).

Если не получаются некоторые упражнения гимнастики, следует выполнять их с механической помощью ( помогая пальцами рук).

Памятка для родителей

«Мимическая гимнастика для детей»

С целью развития лицевых мышц рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок.

1.Высоко поднять брови – «Мы умеем удивляться».

2.Нахмурить брови ( следить, чтобы губы не участвовали в движении) – «Мы умеем сердиться».

3.Широко раскрыть глаза – «Мы испугались».

4.Улыбнуться одними губами так, чтобы зубы не были видны ( следить, чтобы глаза не улыбались).

5.Улыбнуться одним углом рта, стараться, чтобы уголок губ «смотрел» на ухо.

6.Улыбнуться другим углом.

7.Повторить движения поочерёдно.

8.Закрыть один глаз, затем другой. Поочерёдно закрывать глаза – «Мы подмигиваем».

9.Сильно надуть щёки, выпустить воздух. Поочерёдно надувать щёки, перегоняя воздух из одной щеки в другую.

10.Сомкнутые губы вытянуть вперёд в «трубочку», затем улыбнуться как в упражнении 4. Чередовать эти движения.

11.Открывать и закрывать рот. Удерживать открытый рот под счёт 1 – 5.

12. «Пила»: положить руку на подбородок, движения нижней челюсти вправо, влево. Следить, чтобы при этом не поворачивалась голова.

13.Двигать нижней челюстью вперёд – назад, вверх – вниз.

14.Раздувать ноздри – «Мы нюхаем».

15.Сузить глаза.

16.Поднимать верхние губы на улыбке, сморщивая нос (презрение).  

17.Оттягивать нижнюю губу вниз (отвращение).

Памятка для родителей

«Правила речевого дыхания»

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Например, если вне речи мы дышим через нос, то во время речи вдох берётся через рот, если вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, то в речи вдох и выдох неравномерны: вдох короткий, но не резкий, а выдох длительный ( в 6 – 8 раз длиннее вдоха).

На что же следует обратить внимание:

1.Чтобы ребёнок не начинал говорить, не сделав вдоха.

2.Чтобы всегда говорил только на выдохе.

3.Чтобы во время вдоха не втягивал воздух носом, а делал вдох через рот.

4.Чтобы вдох был мягким и коротким, а выдох – длительным и плавным.

5.Чтобы при вдохе живот поднимался, а при выдохе опадал (нижнедиафрагмальное дыхание).

6.Чтобы плечи во время дыхания были совершенно неподвижно.

7.Чтобы грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе.

8.Чтобы, сделав вдох, ребёнок сразу же начинал говорить, не задерживая дыхания.

9.Чтобы после выдоха перед новым вдохом обязательно сделал остановку приблизительно на 2 – 3 секунды.

10.Чтобы во время речевого дыхания не было никакого напряжения.

Предваряют выполнение этих правил специальные занятия по развитию речевого дыхания, по формированию нижнедиафрагмального дыхания.

Примерные упражнения: «Надуй игрушку», «Задуй свечу», «Ветерок шелестит листьями», «Прокати карандаш по столу».

Необходимо обращать внимание детей на различные силу, высоту и тембр голоса. Примерные упражнения: «Эхо», «Скажи тихо, скажи громко», «Кто как кричит?» (звукоподражания животным, различным шумам).

Памятка для родителей

«Подготовка к обучению грамоте детей в возрасте 1 – 5 лет»

Для того чтобы ребёнок уже в младшем дошкольном возрасте готовился к обучению грамоте, необходимо следующее.

1.Развивать слуховое внимание: учить  вслушиваться в звуки окружающего мира; определять направление звука (игры «Жмурки», «Где звенит колокольчик?»); Определять источник звука (игры «Кто кричит», «Что играло?», «Где звучало?»).

2.Развивать речевой слух: учить узнавать по голосу животных – больших и маленьких; учить различать интонацию, воспроизводить её по заданию: «Скажи ласково, сердито»; учить выполнять инструкции, в том числе многоступенчатые.

3.Развивать чувство ритма: упражнять в сочетании «движение и речь» маршировка и гимнастика под счёт или стихи, прошагивание, прохлопывание, простукивание слов; читать сказки К. Чуковского, побуждая ребёнка договаривать окончания.

4.Развивать артикуляционную моторику: делать упражнения игрового характера для губ, языка, челюсти.

5.Развивать речевое и физиологическое дыхание: поддувание лёгких игрушек (кораблик по воде, ватный шарик, задувание свечек, катание по столу карандашей).

6.Развивать голос: задания «Скажи громко, тихо», «Скажи как большой медведь, как маленький медвежонок», «Скажи ласково, сердито, строго»; работать над выразительностью, эмоциональностью речи.

7.Развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью массажа, пальчиковых игр и упражнений, комплекса пальчиковой гимнастики. Сочетать эту работу с работой над выразительностью речи, воспитанием чувства ритма.

8.Учить интонационно выделять звуки в словах: АААА – ня, УУУУ – тка, СССС – лон, ШШШШ – каф.

9.Учить вслушиваться, повторять интонируемые звуки, проводить игры на звукоподражание.

   

Памятка для родителей

«Алгоритм обучения письму»

1.Научить различать верх, низ листа, его правую, левую стороны, используя игровые приёмы и проговаривание («снежинки падают сверху вниз»).

2.Пальчиковая гимнастика и массаж кистей рук.

3.Обведение контуров домиков улитки, клубка ниток широкими круговыми движениями при помощи фломастера на листах большого формата.

4.Штриховка сверху вниз (вертикальные линии – «дождь идёт», косые линии – «дождь с ветром», круги – «на земле появились лужи»). Графические задания включаются в сюжеты, чтобы не было однообразия, утомления.

5.Обведение трафаретов геометрических фигур и их штриховка. Штриховать нужно, не заходя за контуры рисунка, только в заданном направлении, соблюдая одинаковые расстояния между линиями.

6.Знакомство с разлиновкой тетради, направлением написания букв (слева направо), с соблюдением при письме границы строки.

Подготовительные упражнения:

- очерчивание рабочей строки точками, пунктиром;

- обводка контуров геометрических фигур пунктиром;

- проведение линий по точкам;

- штриховка в разных направлениях с соблюдением предела (горизонтально, вертикально, диагонально);

-рисование бордюров;

- написание элементов букв (палочки короткие и длинные, с закруглением вверху и внизу, прямые с петлёй, овал и полуовал).

- написание самих букв (печатных).

Памятка для родителей

«Преодоление трудностей в произношении слов»

Если вы заметили, что у вашего ребёнка трудности в произношении слов – нарушен порядок слогов, некоторые из них опускаются либо добавляются новые звуки или слоги, - это нарушение слоговой структуры слова. Для преодоления этого недостатка необходимо терпеливо работать с ребёнком. Рекомендуем строить занятия следующим образом.

1.Двусложные слова из открытых слогов (вата, вода, дети, зубы, коза).

2.Трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, утята голова, ягоды, мимоза).

3.Односложные слова из закрытого слога (мак, лук, сук, суп).

4.Двусложные слова с закрытым слогом (лимон, банан, гамак, петух).

5.Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, юбка, письмо, ветка).

6.Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, поднос, медведь, индюк, дельфин).

7.Трёхсложные слова закрытым слогом (колобок, бегемот, ананас, попугай).

8.Трёхсложные слова со стечением согласных (яблоко, шахматы, беседка, удочка, гантели).

9.Трёхсложные слова со стечение согласных и закрытым слогом (автобус, кофейник, ягнёнок, охотник, будильник).

10.Трёхсложные слова с двумя стечением согласных (скакалка, клубника, футболист, скамейка).

11.Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (флаг, винт, лифт).

12.Двусложные слова с двумя стечениями (кнопка, спутник, пингвин, гнездо).

13.Четырёхсложные слова из открытых слогов (пианино, чемоданы, ящерица, одеяло).

14.Слоговые упражнения (ба – бда, бо – бдо, бу – бду, бда – бдо – бду, бда – дба).

15.Предложения.

16.Скороговорки и чистоговорки.

17.Игры, направленные на отработку слов различной слоговой структуры, а также на развитие чувства языка, внимания. Виды заданий также должны варьироваться: назвать предметные картинки, повторить слова за взрослым, ответить на вопросы, повторить предложения с большой концентрацией сложных слов.

Памятка для родителей

«Методика работы с предложением»

Для анализа предложений по словам даётся лёгкий и доступный по смыслу материал с постепенным нарастанием слов в предложении. Методика работы с предложением сводится к следующему.

1.Составить предложение по сюжетной картинке.

2.Сосчитать, сколько слов в предложении.

3.Указать, на каком месте стоит каждое из слов в предложении.

4.Закончить начатое предложение по данному образцу.

5.Придумать самостоятельно предложения в два, три, четыре слова.

6.Распространить предложения путём увеличения количества слов.

7.Составить предложения из слов, данных вразбивку (все слова даны в правильной форме).

8.Составить предложения с определённым словом.

9.Составить графическую схему предложения.

10.Придумать предложения по графической схеме.

11.Выбрать карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении.

Памятка для родителей

«Последовательность работы по автоматизации звуков»

1.Автоматизация звука в изолированном виде в играх на звукоподражание:

Как звенит комар? (З-з-з-з).

Как шумит ветер? (Ш-ш-ш-ш).

Как рычит собака? (Р-р-р-р).

2.Автоматизация звука в слогах и словах:

-открытых слогах типа: согласный – гласный, например: Ша, Ра.

-включение отработанных слогов в слова, под ударением и без ударения.

-автоматизация в закрытых слогах типа: гласный – согласный, например: Аш, Ил.

-автоматизация слогов со стечением согласных типа: согласный – согласный – гласный, например: Шва, Ршу, Зме, Рпе.

3.Автоматизация звука в предложении.

4.Автоматизация звука в тексте: заучивание стихов, потешек, скороговорок.

5.Дифференциация (различение) звука со сходными по звучанию, артикуляции, например: с – ш, з – ж, ш – ж, л – р.

Работа поводится поэтапно, данная схема применяется при автоматизации любого звука.

Приёмы работы:

1.Отражённое, утрированное произношение с опорой на артикуляционный образ звука, перед зеркалом.

2.Самостоятельное называние, чтение, постепенный переход от утрированного произношения к нормированному. При необходимости – использование образца произношения.

На протяжении всей работы над звуком следует использовать все виды контроля за произношением: зрительный, слуховой, тактильный.      



Предварительный просмотр:

Дыхательные упражнения

  «Паровоз» - ходить  по  комнате, имитируя  согнутыми  руками  движения  колес  паровоза, произнося  при  этом  «чух-чух»  и  изменяя  скорость  движения, громкость  и  частоту  произношения. C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\40c9162860c3.jpg

  «Пастушок» - подуть  носом  в  небольшую  дудочку  как  можно  громче, чтобы  созвать  разбежавшихся  в  разные  стороны  коров; показать  ребенку, что  необходимо  вдохнуть  через  нос  и  резко  выдохнуть  в  дудочку.

   «Гуси  летят» - медленно  и  плавно  ходить  по  комнате, взмахивая  руками, как  гуси; руки-крылья  на  вдохе  поднимать, на  выдохе  опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).

«Аист» - стоять  прямо, поднять  руки  в  стороны, одну  ногу, согнув  в  колене, вынести  вперед  и  зафиксировать  положение  на  несколько  минут, удерживая  равновесие; на  выдохе  опустить  ногу  и  руки, тихо  произнося  «ш-ш-ш»  (6-7 раз).

   «Шарик» - представить  себя  воздушным  шариком; на  счет  1,2,3,4, сделать  четыре  глубоких  вдоха  и  задержать  дыхание. Затем  на  счет  1-5  медленно  выдохнуть. C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\4.gif

 «Шину  прокололи» - сделать  легкий  вдох, выдыхая, показать, как  медленно  выходит  воздух  через  прокол  в  шине – «ш-ш-ш».  C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\994.gif

   «Жук» - сесть, руки  развести  в  стороны, немного  отведя  их  назад, - вдох. Выдыхая, показать, как  долго  жужжит  большой  жук – «ж-ж-ж», одновременно  опуская  руки  вниз.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой
эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр воз-
действия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Она полезна всем и в любом возрасте.
В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится
очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. трельниковой, - это уметь затаить дыхание, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.

Упражнения для развития речевого дыхания.
- Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
- Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
- Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе
произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
- Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу
- Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь посте-
пенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).



Предварительный просмотр:

Практикум для родителей

«Развиваем фонематический слух детей»

Развитие фонематического слуха является основой правильной речи ребёнка.

В процессе развития фонематического восприятия первоначально внимание следует привлекать к различению «не слова», а слова (наименьшая смысловая единица языка). Работа над дифференциацией слов, составлением фраз и объединением их в короткие рассказы подводит ребенка к овладению операциями звукового анализа и синтеза в различных играх на материале слов и фраз и постепенно ребенок должен овладеть определенным объемом аналитико-синтетических операций.

В 6 лет ребенок определяет количество предложений в тексте, слов в предложениях различной трудности, слоговой состав многосложных слов, в том числе со стечением согласных, положение звука по отношению к другим звукам, последовательность звуков в слове, количество звуков в слове, называет порядок следования звуков в слове и порядковый номер заданного звука, пишет буквы, слоги, слова, простые фразы, составляет слова из заданной последовательности звуков, читает по слогам.

Всем хорошо известно, что звуки только слышатся и произносятся. А детям почему-то очень хочется их увидеть. Что ж, пусть смотрят.

Шесть гласных звуков [а, и, э, о, ы, у] гласные легко поются и цвет платья (красный кружочек) указывает на главную роль в словообразовании.

Согласные звуки. Песенок у согласных нет, они свистят, шипят, вибрируют, взрываются, их можно тянуть ж — ж - ж], но не пропеть.   Артикуляция согласных не изображена. Поэтому при знакомстве с каждым новым согласным дети должны уточнить положение губ и языка; подражая взрослому глядя в зеркало (самоконтроль) и друг на друга (взаимоконтроль)

Звонкие согласные произносятся голосом и с шумом. Отличить звонкий от глухого можно, прикладывая руки к горлу: оно гудит или молчит.

Первоначально заданный звук выделяется только на слух! При рассматривании картинок слова сначала произносятся взрослым и ребенком, а потом анализируется их звуковой состав. После успешного овладения этой задачей ребенок может находить звук с помощью шепотного или мысленного проговаривания.

Аналитико-синтаксическая  работа над фонетико-фонематическим восприятием предполагает:

— выделение заданного звука из звукового ряда, слова и фразы;

— определение места звука в структуре слова;

- подбор слов с заданным звуком или слогом;

— формирование слова из ряда звуков или слогов.

Систематизация речевого материала построена в последовательности:

I. Общее знакомство с фонемной классификацией: гласные и согласные звуки, их дифференциация по способу образования (вокализация — преграды для вокала, звонкие – глухие, твердые - мягкие).

II. Индивидуальная характеристика речевых звуков в процессе совершенствования фонетико-фонематического восприятия.

- Выделение взрывного согласного из конца слова (су-П).

- Различение твердых и мягких согласных (изолированно, в ряду звуков, словах). Дифференциация слов по твердости и мягкости заданных звуков (коТ, роТ.. пиТ’ь, сеТ’ь...) с последующим тренингом этого навыка.

- Выделение освоенных звуков из начала, середины и конца слова. Поиски местоположения заданного звука в слове (Кто, маК, оКно, КлюКва, КрюК) с тренингом этих навыков на последующих фонемах.

 - Различение звонких — глухих, твердых — мягких и близких по артикуляции согласных при любом положении в словах — паронимах (дом — Том, баНка — баНЪка, КлюЧ — ПлюЩ...).

- Деление слов на слоги

- Звуковой и слоговой  анализ и синтез слов любого состава (для выделения звука из заданного положения в слове)

Особенное затруднение дети испытывают при определении первого звука в слове, когда это согласный в слиянии с гласным: ДОМ — [Д], а не [ДО].

К произношению отдельного звука нужно подходить постепенно.

Выделять начальный взрывной согласный вне слияния, утрируя его произношение: К…… ТО?

Выделять начальный гласный вне слияния: А…..ИСТ.

Выделять начальный щелевой согласный при слиянии с гласным: С…..УП.

Выделить начальный смычно-щелевой согласный при слиянии с гласным, утрируя его произношение и слегка протягивая его:

В….. АТА.

Выделять начальный взрывной согласный при слиянии с гласным, утрируя его произношение: К…..ОТ.

Для выделения звука из заданного положения в слове нужно подключать дополнительные сенсорные сигналы: «бросить» звук в ладошку, использовать схемы, картинки, «домики». (показ пособий)

Фонетическая культура развивается постепенно. Поэтому ее воспитание проводится на речевых занятиях, в специально организованной и свободной деятельности детей в естественных и смоделированных коммуникативно -познавательных ситуациях на каждом логопедическом занятии. Предлагаю поиграть в некоторые игры, в которые вы можете играть с детьми.

Игра «будь внимателен»

Взрослый:

«повторите ряд гласных: а, о, у.

Сколько в нем звуков?

Какой звук первый, второй, третий?

Какой звук стоит после а, перед у, между а и у?»

Дети отвечают.

Игра    «первый звук»

Взрослый: «вспомните имена, начинающиеся с ударного гласного».

Дети: «аня, ася, аля, ада.

Ира, игорь.

Оля, ося».

Взрослый: «с какой буквы вы напишете эти имена?» дети: «с большой буквы».

Взрослый: «вспомните названия птиц, которые начинаются с гласных звуков».

Дети: «аист, утка».

Взрослый: «а теперь названия цветов».

Дети: «астра, ирис».

 взрослый: «а теперь названия рыб».

Дети: «окунь, угорь».

Игра «поймай звук»

Взрослый: «хлопни в ладоши, если услышишь звук   «д»:

А, к, в, д, у, с, и, д, з, н, д

Дети: выполняют задание.

Аналогичная работа проводится с другими звуками, как  гласными, так и согласными.

Игра «поймай слово»

Взрослый: «хлопни в ладоши, если услышишь слово со  звуком  «р»:

Рама, лампа, дача, лыжи, рыжий, дыня, рыба, лодка, радуга,  

Дети выполняют задание.

Взрослый:  (после каждого найденного слова со звуком «р»): «где в этом слове находится звук "р"?».

Тот же порядок работы — со звуками л, с, 3, ш, ж.

Игра «исправь меня»

Взрослый: «я буду тебе называть слова неправильно, а ты будешь меня исправлять».

(в словах звук пропускается или заменяется тот, который на  этапе автоматизации)

 р -   ыба,  ак, лабота;    ш -   апка, уба;  л  -  ук, асточка,  вампа

Дети «рыба»,  «рак», «работа»,        «шапка», «шубу»,     «лук», «ласточка»,

«лампа».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...