Лэпбук "Шипелочка"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Цель: в игровой форме автоматизировать звук [Ш] изолированно, в прямых и обратных слогах, начале, середине и конце слов, чистоговорках, стихах, предложениях, связной речи.
Задачи, реализуемые в процессе использования учебно - дидактического пособия «Лэпбук «Шипелочка»:
• способствовать речевому развитию детей: закрепить правильное произношение звука Ш в слогах, словах, фразах;
• расширить, обогатить и активизировать словарь детей;
• развивать навыки грамматически правильной речи, фонематический слух, навыки звукового анализа, творческие способности дошкольников;
• развивать сотрудничество между детьми, учителем-логопедом и воспитателями детского сада.
1. Осваиваемое детьми содержание.
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования.
Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, усваивается социальный опыт, закрепляются знания детей. Поэтому, важнейшей задачей является: создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в образовательный процесс детей в дошкольных учреждениях.
Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе и дальнейшей полноценной жизни. Логопедическая коррекционная работа в детском саду направлена на исправление речевых недостатков, которые препятствуют успешному освоению программного материала. При этом одной из главных задач является нормализация звуковой стороны речи.
Современные педагоги, в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования, ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.
Одним из таких средств обучения дошкольников является лэпбук. Это книжка - раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объединены одной темой.
2. Составляющие лэпбука.
Содержание пособия включает задания на автоматизацию звука «Ш». Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному.
1. Артикуляционная гимнастика в картинках.
2. Игры со слогами.
3. Чистоговорки и стихи.
4. Игра «Сделай букву сам».
5. Расскажи.
6. Предложения.
7. Определи место звука.
8. Игры со звуком.
9. Логопедическая гармошка.
3. Описание возможностей использования лэпбука в совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности детей.
Пособие предназначено для логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а так же родителей воспитанников. Компактность, простота и мобильность использования позволяет играть с ребенком за столом, в дороге, на кухне.
Лэпбук – это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечающее требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
• информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);
• полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;
• обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
• вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);
• его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Использование таких ярких красочных пособий, позволяет решать сразу несколько задач:
• пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
• повысить познавательную активность и работоспособность детей;
• активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
• плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
• увеличит ь объем коррекционного воздействия.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность педагога наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности.
4. Результативность использования лэпбука.
Результатом использования учебно-дидактического пособия является осмысление ребенком - логопатом необходимости правильного произношения звука «Ш» в речи.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проведённая работа с лэпбуком, внесет много положительных моментов в общее и речевое развитие детей:
1. Объединит детей, родителей и педагогов, то есть будет социально направлена.
2. У детей будет успешнее происходить процесс автоматизации звука. Они научатся находить информацию самостоятельно.
3. У детей развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.
4. Все игры в лэпбуке способствуют обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, развитию фразовой речи, закреплению поставленных звуков в речи.