Комплекс артикуляционной гимнастики
учебно-методический материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Артикуляционная гимнастика на каждый блок изучаемых звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_kompleks.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений для развития артикуляции
Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно перед зеркалом, каждое упражнение повторяется 4-5 раз.
Блок упражнений для развития мышц губ:
«Лягушка» - улыбнуться, не показывая зубы. Удерживать губы в таком положении 5-7 секунд.
«Слоник» - губы сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
«Бегемотик» - широко открыть рот и «позевать» 5 секунд.
«Заборчик» - улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Удерживать губы в таком положении около 5 секунд.
Чередование упражнений «Лягушка» и «Заборчик», «Слоник» и «Заборчик». Выполняется 5 раз.
Блок для развития мышц языка:
«Месим тесто» - язык положить на нижнюю губу, верхними зубами чуть прикусывать язык, начиная от кончика и дальше.
«Блинчик» - расслабленный язык положить на нижнюю губу (следить, чтобы он не опускался ниже). Удерживать язык в таком положении 5-7 секунд.
«Сердитая киска» - кончик языка упереть в нижние зубы, среднюю часть выгнуть, имитировать горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
«Качели» - рот открыть, язык поочередно поднимать за верхние зубы и опускать за нижние зубы.
«Футбол» - губы сомкнуть, напряженный кончик языка упирать то в одну, то в другую щеку.
«Змейка» - язычок высунуть как можно дальше, сделать его как можно уже. Спрятать язычок. Действие повторить до 7 раз.
«Чистим зубки» - кончиком языка провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.
«Парус» - конец языка упереть за верхние зубы и удерживать в этом положении 7-10 секунд.
«Маляр» - языком провести по нёбу вперед и назад (от зубов к горлу) несколько раз.
«Индюк» - кончиком языка быстро двигать вперед-назад по верхней губе (получается звук, похожий на «бла-бла-бла»).
«Часики» - кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Сделать 5-10 движений туда-обратно.
«Чашечка» - рот открыть, передний и боковые края широкого языка поднять, в центре образуется «выемка». Удерживать в таком положении 5-7 секунд.
«Вкусное варенье» - широким языком облизать верхнюю и нижнюю губу по кругу. Упражнение повторить несколько раз.
«Дятел» - кончиком языка быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.
«Мотор» - положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».
Для подъязычной связки языка:
«Лошадка» - пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
«Грибок» - медленно цокать языком, с силой «присасывая» его к нёбу, затем задержать «приклеенный» к нёбу язык в таком положении на 8-10 секунд, наблюдать, как под языком растягивается «ножка грибка» - подъязычная уздечка.
«Гармошка» - выполнить упражнение «Грибок», не отлепляя языка от нёба двигать вверх-вниз нижней челюстью.
Упражнения для мышц щек.
«Шарики» - надуть щеки, затем ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.
«Сытый хомячок» - надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая. «Голодный хомячок» - щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.
Правильная артикуляция звука «С»:
- губы в улыбке
- между зубами небольшая щель
- кончик языка упирается в нижние зубы
(чтобы не получался звук Ш, кончик языка временно чуть высовывается между зубами)
- воздушная струя холодная, направлена посередине языка.
Артикуляционная гимнастика на свистящие звуки.
«Лягушка»
«Слоник»
Чередовать «Лягушку» и «Слоника».
«Месим тесто»
«Блинчик»
«Чистим зубки»
«Сердитая киска»
Правильная артикуляция звука «Ш»:
- губы округлены, чуть выдвинуты вперед.
- Язык широкий, кончик языка поднят к верхним альвеолам, загнут назад.
- Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
- Выдыхаемая струя воздуха теплая.
Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки.
«Чистим зубы»
«Вкусное варенье»
«Чашечка»
«Маляр»
«Лошадка»
«Качели»
«Часики»
«Футбол»
«Парус»
Правильная артикуляция звука «Л»:
- губы растянуты в улыбке и немного приоткрыты;
- зубы слегка разомкнуты;
- кончик языка приподнят к основанию верхних зубов и упирается в них;
- при подаче звука воздух свободно выходит по бокам языка.
Артикуляционная гимнастика на звук Л.
«Чистим зубы»
«Вкусное варенье»
«Чашечка»
«Маляр»
«Лошадка»
«Качели»
«Парус»
«Индюк»
«Пароход гудит» - улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно (при этом слышится твердый звук Л).
Правильная артикуляция звука «Р»:
- Губы открыты.
- Зубы разомкнуты.
- Кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, передне-средняя часть спинки языка слегка прогибается, задняя часть приподнимается к мягкому небу.
- Воздушная струя проходит посередине и с силой подается на кончик языка, заставляя его вибрировать.
- Голосовые складки колеблются, производя голос.
Артикуляционная гимнастика на звук Р.
«Чистим зубы»
«Маляр»
«Лошадка»
«Грибок»
«Гармошка»
«Комар» - длительно произносить звук З – «большой комар летит», ЗЬ – «маленький комар».
«Жук» - длительно произносить звук Ж.
«Заводим мотор» - быстро произносить сначала «дын-дын-дын», а когда звук Р будет получаться, то заменять на «дрын-дрын-дрын-дрррррррррр».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"
Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе д...
"Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков " Крепенчук О.И.
Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука "Л"IV...
Комплекс артикуляционной гимнастики
Комплекс содержит краткое описание и картинку для более правильного восприятия упражнения....
СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)
При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...
начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии
Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...
Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...