Картотека пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста
картотека по логопедии (старшая группа)

Сысоева Наталья Валерьевна

Картотека пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста

 

Целью пальчиковых игр является улучшение мелкой моторики, координации, внимания и памяти.

Известно, что пальчиковые игры стимулируют не только развитие речи, но и воображение и фантазию. В дошкольном возрасте идет обогащение и совершенствование словарного запаса, поэтому применение пальчиковых игр благоприятно воздействует на детский организм.

В таблице представлена подборка пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста по разным лексическим темам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста

Целью пальчиковых игр является улучшение мелкой моторики, координации, внимания и памяти.

Известно, что пальчиковые игры стимулируют не только развитие речи, но и воображение и фантазию. В дошкольном возрасте идет обогащение и совершенствование словарного запаса, поэтому применение пальчиковых игр благоприятно воздействует на детский организм.

В таблице представлена подборка пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста по разным лексическим темам.

Пальчиковые игры по лексической теме «овощи-фрукты»

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой
(разгибают большие пальцы)
Из земли большую репку
(разгибают указательные)
К ним пришла тут внучка,
(разгибают средние)
Подбежала Жучка,
(разгибают безымянные)
Кошка тоже потянула.
(разгибают мизинцы)
Берут репку.
Хоть держалась крепко —
Вытянута репка!
(поднимают руки вместе)

«Капуста»

Что за скрип?  (Сжимать и разжимать пальцы)

Что за хруст? (Сжимать и разжимать пальцы)        

Это что ещё за куст? (Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном», покружить ими)

Как же быть без хруста?  (Сделать из пальцев шар)

Если я капуста!

«У Лариски – две редиски»

у Лариски – две редиски, (по очереди разгибать пальчики)
У Алешки – две картошки,
У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

«Овощи для щей» 

Чищу овощи для щей (вертикальные движения руками, словно отряхиваем землю)
Сколько нужно овощей? 
(пожимают плечами)
Три картошки, 
(загибаем три пальца на левой руке)
Две морковки, 
(загибаем еще два пальца)
Лука полторы головки, 
(загибаем пальцы на правой руке)
Да петрушки корешок, 
(еще один палец на правой руке)
Да капустный кочешок (загибаем палец)
Потеснись-ка ты, капуста, ("раздвигаем" в сторону капусту)
От тебя в кастрюле густо!
Раз! 
(выставляем большие пальцы рук)
Два! 
(указательные - другие в кулаке)
Три! 
(выставляем средние пальцы рук)
Огонь зажжен
, (хлопаем)
Кочерыжка, кочерыжка,
(показать большой палец)
Выйди вон!(спрятать руку с «кочерыжкой» за спину)

«Апельсин»

Мы делили апельсин -
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
(на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать их с большого)
Он сердит на нас, беда!!!
(бросательное движение правой рукой)
Разбегайтесь кто куда!!!
(бегут пальцами по столу)

«В сад за сливами пошли»

Палец сильный и большой
(поднять большие пальцы обеих рук)
В сад за сливами пошёл,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
(указательный жест указательным пальцем)
Средний палец самый меткий —
Он срывает сливы с ветки!
(средний оттянуть и отпустить)
Безымянный подбирает,
(«подбираем» безымянным)
А мизинчик в землю косточки сажает.
(мизинец «вдавливаем в землю» круговыми движениями)

Пальчиковые игры по лексической теме «времена года»

«Времена года»

(Разводим руки в стороны, поднимаем и опускаем их)

Раскрасавица - Зима снег и вьюгу принесла!

(Проговаривая названия месяцев, загибаем пальцы)

А ты, пальцы загибай — месяцы запоминай:

Сначала Декабрь, потом Январь,

За ними приходит лютый Февраль!

(Шагаем на месте)

К нам Весна - Красна идёт!

(Загибаем пальцы)

Март с собой тепло несёт.

Там Апрель, а следом — Май.

Ты, смотри, не забывай!

(Соединив ладони, имитируем «плавание»)

В гости Лето к нам пришло,

Солнце, Море принесло!

(И снова загибаем пальцы)

Месяцы: Июнь, Июль,

И, конечно, Август!

(Шагаем на месте)

Вот подкралась Осень к нам.

Мы ей тоже рады!

(Загибаем пальцы, называя месяцы)

Тёплый Сентябрь, дождливый Октябрь,

За ними приходит холодный Ноябрь!

«Осень. Листопад»

Листопад, листопад!
Листья по ветру летят:
(Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки)

 Листья опадают.
С клёна – кленовый,
(Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны)
С дуба – дубовый,
(Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу).
С осины – осиновый,
(Указательный и большой соединить в виде колечка)
С рябины - рябиновый.
(Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны).
Полны листьев лес и сад,
То-то радость для ребят!
(Хлопки в ладоши).

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого) 

Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы, листья рябины, (загибать пальчики, начиная с большого)

Листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём.

«Зима»

Наши ручки замерзают (кулачки крепко прижать друг к другу),
Поиграем – ка немножко
(разжать кулачки, хлопать в ладони).
Да похлопаем в ладошки
(хлопать в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть,
(прижать ладони друг к другу, тереть) 
Сильно надо растереть
(ладонь о ладонь).
Пальчики мы согреваем,
(греем руки круговыми движениями),
Их сжимаем – разжимаем!
(сжимаем и разжимаем кулачки)

Весна. «Птицы прилетают».

С наступлением весны (пальцы расставлены, ладони перекрещены),
Птицы прилетают
(большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы
(пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются).
А грачи у лужицы (ладони раскрыты, соединены чашечкой),
Шумной стайкой кружатся
(круговые движения кистями рук).
Журавли летят, торопятся,
(пальцы расставлены, ладони перекрещены). 
А малиновка и дрозд, (большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями),
Занялись устройством гнезд (пальцы рук в замок, ладони открыты).

«Лето. Бабочка»

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

(Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки»).

Пальчиковая гимнастика на тему «домашние животные»

«Козочка»

Шел старик дорогою (идти пальчиками по столу),

Нашел козу безрогую (показать пальчиками рога),

Давай коза, попрыгаем, 

Ножками подрыгаем (постучать пальчиками по столу).

А коза бодается (снова показать рога),

А старик ругается (погрозить пальчиком).

«Уточка»

Шла уточка  бережочком («идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь).

Шла серая по крутому.                            

Вела детей за собой,

И малого, и большого (загибают безымянный палец, большой палец).

И среднего, и меньшего (Загибают средний палец и мизинец),

И самого любимого (загибают указательный палец).

«Поросята»

(Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков).
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял 
(мизинцы),
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал 
(безымянные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю 
(фонарики).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю 
(сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял (средние).
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал
(указательные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю 
(сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал (большие).
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал 
(руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

«Кролик»

Маленький кролик с большими ушами,
(Кисти прижать к голове, как ушки).
Розовым носом,
(Указательными пальцами дотронуться до носа).
Смешными усами
(Указательные пальцы прижаты к губам).
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.
(Роем норку (колени)).
Чистит он шёрстку себе
("Чистим шёрстку").
Или спит.
(Руки складываем, кладём под щёку).
Кролик ушами всегда шевелит.
(Шевелим "ушами").
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов
(Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека " Пальчиковая гимнастика " для детей старшего дошкольного возраста.

1. Развивает речь.  2. Развивае мелкую моторику.3. Активизирует словарный запас, способствует развитию памяти, внимания....

Картотека пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика для  старших дошкольников....

Картотека пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития детей. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает рис...

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Картотека пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста (группа компенсирующей направленности)

Использование пальчиковых игр  помогает детям с тяжелыми нарушениями речи научиться согласовать речь с движением, ориентироваться на собственном теле, обогащает словарный запас, тренирует память ...