«Логоритмика в домашних условиях»
консультация по логопедии (младшая группа)

Шивякова Дарья Александровна

Для гармоничного развития ребенка от рождения до школы важны очень многие факторы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Логоритмика в домашних условиях»

Шивякова Дарья Александровна

Воспитатель второй младшей группы

Для гармоничного развития ребенка от рождения до школы важны очень многие факторы: режим, питание, двигательная активность, игры и занятия, развивающие мышление, память, внимание, речь, эмоции, координацию, творческие способности, навыки самообслуживания, чтения, счета, письма… Задача любого родителя – помочь малышу развиваться гармонично и всесторонне. На помощь придет логоритмика для детей. ,        

Подобные тренировки проводятся в игровой форме, поэтому они интересны детям и помогают улучшать ключевые навыки.
Логоритмика представляет собой особую методику, направленную на решение целого комплекса проблем, связанных с речевыми, координационными и слуховыми навыками малыша. Регулярные занятия помогут справиться с самыми распространенными проблемами и избавят ребенка от многих сложностей в дальнейшей жизни. Логоритмика для детей – это игровой метод работы с малышами, при котором используются музыкальные, двигательные и словесные элементы. Конечно, подобные коррекционные занятия проводятся специалистами в детском саду, но родителям не стоит перекладывать всю ответственность на логопедов – важно заниматься дома, чтобы закрепить результат. Тем более что игровая форма интересна малышам. Занятия по логоритмике – это игры или упражнения на подражание взрослому, сопровождаемые специально подобранной музыкой. То есть ребенок слушает воспитателя или родителя, видит, что он делает, повторяет за ним сказанное и сделанное. Лучше всего маленькие дети реагируют на рифмованную речь, но это не обязательно: подойдут любые забавные, интересные истории. Главное назначение логоритмики для детей – коррекция или развитие речевых навыков. С ее помощью можно избавить кроху от таких речевых проблем, как заикание, нарушение произношения, слишком медленная или слишком быстрая речь. При этом любая логопедическая игра развивает сразу несколько процессов.

Логоритмика включает три основных элемента: слово (звук); ритм; движение. Поэтому занятия помогут развивать сразу большое количество навыков. Доказано, что мелкая моторика и речь неразрывно связаны друг с другом, поэтому отставание в одном неизменно повлечет отставание в другом.

За счет логоритмических занятий можно помочь малышу улучшить следующие важнейшие навыки: повышается ловкость, совершенствуются крупная и мелкая моторика; ребенок обретает навык правильного выдоха при говорении; улучшаются мимика, интонация и темп речи; развивается подвижность артикуляционных органов, благодаря чему улучшается дикция; слишком активные и подвижные малыши несколько успокаиваются, слишком медлительные – наоборот, становятся более шустрыми и бодрыми; улучшается осанка малышей; раскрываются творческие способности, умение подражать, изображать разные эмоции; детки становятся более сильными, выносливыми. Из сказанного понятно, что особенно показаны логоритмические игры в следующих случаях: в возрасте от 2,5 до 4 лет, когда идет активное формирование речи

Регулярные занятия развивают музыкальный слух и память. Выполнение упражнений направлено на то, чтобы добиться у малыша соответствия возрастным особенностям. Есть определенные базовые навыки, без которых о нормальном развитии дошкольника не может идти речи. Помимо этого, занятие развивают внимательность, способность к аналитическому мышлению и память.

Методика включает в себя следующие аспекты. Разные виды ходьбы, маршировки, прыжки, приседания. Они формируют у детей координацию движений рук и ног, учат ориентироваться в пространстве, понимать, где право и лево, что значит впереди, сзади, сверху, снизу. Обычно с таких упражнений начинают занятия. Дыхательные и артикуляционные упражнения, которые развивают силу, выразительность, высоту голоса, а также мышцы артикуляционных органов. Игры по коррекции речи (например, для развития фонематического слуха). Способствуют устранению имеющихся нарушений восприятия и произношения. Ребенку предстоит повторять сложные звуки, находить и распознавать их в словах. Пение. Улучшает интонацию, помогает справиться с заиканием, скороговорением, да и просто доставляет ребенку удовольствие. Упражнения на счет. Позволяют малышу запомнить порядковый счет предметов. Пальчиковую гимнастику. Это дает прямую стимуляцию зон коры головного мозга, отвечающих за развитие речи. Упражнения на развитие моторики: общей и мелкой. Способствуют развитию речевых и мыслительных процессов. Игры на внимание, развитие памяти. Развивают навыки быстрого переключения между действиями. Упражнения, направленные на нормализацию тонуса мышц речевого аппарата. Требуются деткам с дефектами речи, в частности заиканием. Танцы. Учат чувству ритма, улучшают пластику и осанку малыша, дают выход энергии у слишком непоседливых детей. Упражнения на развитие мимики. Незаменимы для детей с нарушениями речи. Часто их лицевые мышцы малоподвижны. Невыразительная мимика делает невыразительным и произношение, поэтому требуется коррекция. Релаксацию. Такие упражнения обычно завершают занятия по логоритмике. Они нужны, прежде всего, детям с гиперактивностью и подобными нарушениями в работе нервной системы, когда накопленная энергия выплескивается с трудом. На начальном этапе занятий ребенок может просто повторять за взрослым движения, затем – отдельные слова или окончания фраз. А когда сможет запомнить весь текст – пусть повторяет его от начала до конца.                 

К числу средств, которые можно использовать для логоритмики, относятся: игры; упражнения; песенки; стишки. Сама тренировка проводится в увлекательной для малышей игровой форме, поэтому они не только проводят время с пользой для себя, но и получают удовольствие. Для того чтобы ребенку было интересно, следует включать в занятия логоритмикой кукол, игрушки. Для развития навыков работы рук потребуются деревянные ложки или палочки; кубики, кольца от пирамидок или аналогичные предметы. А взрослый может вооружиться куклами-рукавичками, которые придадут занятию особое настроение

Тренировку лучше всего начинать с дыхательной гимнастики. Дети в 3-4 года хорошо справляются со следующими упражнениями: подуть на ладонь, на которой лежит воображаемая снежинка; сдуть бумажку с кончика носа; подуть на воображаемый одуванчик. В различных картотеках подобных упражнений представлено множество.. 

В  возрасте 3-4 года у дошкольников совершенствуются двигательные навыки, дети учатся общаться, развивают речевые навыки. Это и нужно поддерживать в первую очередь. Логоритмические упражнения можно немного усложнить, включить стихи, которые ребенок будет повторять за взрослым. Основными заданиями для этого возраста являются: ходьба с различными формами усложнения – на месте, как медведь (косолапо), как лиса (на цыпочках), на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы; артикуляционная и дыхательная гимнастика; пение; упражнения для развития внимательности; речевые упражнения без музыкального сопровождения. Каждое из них выполняет сразу несколько функций и помогает развить ряд навыков. Движения можно отрабатывать, к примеру, с помощью такого упражнения, как «Земля-вода-воздух». При слове «земля» ребенок активно топает ногами (можно в такт подобранной мелодии), при слове «вода» имитирует плавание. А услышав «воздух», он должен показать полет птицы. Для развития дикции полезно имитировать игру на музыкальных инструментах (это уже сложнее, чем просто вой ветра или капание дождика): на трубе, балалайке, трещотках, бубне, барабане. Можно взять детские инструменты, чтобы точнее «снять подражание». Речевое дыхание тренируется с помощью таких веселых игр, как сдувание ватки с ладошки, «волейбол» перышком с помощью дыхания, пускание мыльных пузырей. Весело ребенку дуть на бумажный кораблик в ванной, устраивать «бурю» в стакане воды с помощью трубочки для коктейля. 

Обыграть с помощью движений и мимики можно практически любые сказки, потешки, которые мама читает ребенку. На прогулке можно имитировать звуки или движения мира природы (птиц, животных, погодных явлений). В ванной легко получается поиграть в шторм, в отважных капитанов, изобразить плавающих рыбок, разыграть рассказ или сказку на морскую или речную тематику. Занимаясь гимнастикой, можно включить подходящую музыку и выполнять упражнения, имитирующие какие-то другие действия (прыгание лягушки, потягивание кошки, качание веток от ветра). Возможностей вовлечь малыша в логоритмические занятия много, фантазия взрослых может подсказать и другие варианты. 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Логоритмика в домашних условиях"

Рекомендации для родителей детей с ОВЗ 4-5 лет....

Логоритмика в домашних условиях

Логоритмика в домашних условиях...

«Логоритмика в домашних условиях»

Логоритмика – один из наиболее эффективных способов научить малыша говорить чисто, поскольку она объединяет в себе речевые упражнения, музыку и движение. ...

Логоритмика в домашних условиях

Логоритмические упражнения....

Консультация для родителей "Проведение логоритмики в домашних условиях"

Рекомендуется выполнять логоритмические упражнения в домашних условиях с целью закрепления полученных навыков. Все упражнения строятся на подражании....

Консультация музыкального руководителя для родителей «Логоритмика в домашних условиях»

Консультация музыкального руководителя для родителей «Логоритмика в домашних условиях»...

«Логоритмика в домашних условиях»

Логоритмика – один из наиболее эффективных способов научить малыша говорить чисто, поскольку она объединяет в себе речевые упражнения, музыку и движение....