Воспитание звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
статья по логопедии (средняя группа)
Воспитание звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста | 15.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
Основным упражнением для развития фонематического восприятия в этой группе является узнавание звука в слове. Произношение каждого нового звука связывается с узнаванием этого звука в слове.
В начале учебного года воспитательница повторяет артикуляцию всех гласных. Она подчёркивает звонкость этих песенок, обращает внимание детей на то, что песенки можно протягивать, пропеть. Затем воспитательница произносит слово А –ля, выделяя и протягивая гласную А и говорит: «Дети, послушайте внимательно, посмотрите на мой рот и угадайте, какая песенка звучит в слове А –ля». На одном занятии надо давать для звукового анализа сначала одну, затем две-три гласных. В начале каждого занятия воспитательница обязательно повторяет артикуляцию тех гласных, которые дети будут угадывать. Это упражнение можно проделать с картинками на гласные звуки в начале слова.
Закончив работу над артикуляцией гласных и узнаванием гласных в начале слова, воспитательница переходит к артикуляции согласных звуков. Подготовительные упражнения в этой группе проделываются так же фронтально, как и в младшей группе. Сначала повторяется артикуляция свистящих, а затем переходят к произношению шипящих Ш,Ж,Ч,Щ и звука Р Артикуляция каждого звука связывается с упражнениями по узнаванию звука в слове. Артикуляция согласных прорабатывается на фронтальных занятиях по рассказам и по сказкам Весёлого Язычка. Звуки связываются с символами.
Хорошим пособием для закрепления произношения звуков-песенок в игровой форме является «волшебный кубик». На гранях кубика расположены символы звуков С, З, Ш, Ж, Р, Л.
Остановимся подробнее на методике занятий «Узнавание согласного звука в словах».
Перед упражнением на узнавание звука напоминаем детям артикуляцию звука. После этого уже переходят к узнаванию звука в слове. Упражнение по узнаванию звука в слове можно проводить на слух и по картинкам. В первом случае четко и медленно произносится слово, утрированно произнося данный звук. Например: сссуп, миссска, квассс. Предлагаем внимательно послушать и посмотреть на рот воспитательницы, как она произносит слово, и определить, слышится в нём песенка водички – С или нет. Воспитательница попеременно произносит слова, в которых имеется данный звук и в которых его нет. Дети узнают звук и поднимают руку или хлопают в ладоши. Аналогично проводится работа по картинкам.
Большое значение имеет работа над опознаванием оппозиционных звуков в этой группе. Сначала даётся артикуляция обоих звуков, а затем переходят к узнаванию звуков в словах.
Так как шипящие звуки произносятся напряжёнными выдохом, то на первых порах обучения полезно проводить игры, развивающие дыхание (Выбирая из них те, которые требуют сильного и быстрого выдоха):
- «Лес шумит». Дети в кругу раскачиваются и произносят ш-ш-ш-…. Хорошо при этом показать картинку леса, ещё лучше проделать на прогулке.
- «Пузырь лопнул». Дети сначала «раздувают» пузырь (раздвигают круг), а потом приседают, сжимаются в комок с шипением ш-ш-ш
- «Курочки». Дети прогоняют курочек (сдувают бумажки) со стола, с ладони со звуком кш-кш-кш
- «Баюкание». Дети укачивают кукол ш-ш-ш
- «Поезд». Изображая движущийся поезд, дети произносят ш-ш-ш , а при остановке, разводя руками в стороны, выпускают пар со звуком с-с-с
- «Пчёлки». Вокруг ребёнка с цветком в руке кружатся «пчёлки» и жужжат ж-ж-ж.
- «Змейка». Дети по очереди вытягивают из предложенной им колоды карточки. Кто вытянет карточку со змейкой (остальные – без картинок), тот - «змейка» и должен 5-6 раз правильно прошипеть по-змеиному ш-ш-ш
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Воспитание звуковой культуры речи у детей - одна из ведущих работ по развитию речи у дошкольников. Зачастую мы становимся свидетелями того, что педагогам массовых общеразвивающих групп приходится рабо...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Артикуляция звука Ж. Закрепление произношения звука в слоге, в разных словах. Воспитание звуковой и интонационной культуры речи....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...
Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте необходимо проводить целенаправленную систематическую работу по воспитанию звуковой культуры речи, поскольку культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствие с сод...
Доклад «Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста»
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно ...
Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью − это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формиро...
ПРОЕКТ Игровые технологии развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
Цель данного проекта: Максимальное воздействие на уровень развитиязвуковой культуры речи детей, путем игровых технологий. ...