«От чего зависит правильное произношение».
консультация по логопедии (младшая, средняя группа)

Лаптева Анна Николаевна

В этой консультации для родителей даются разъяснения причин нарушения правильного звукопроизношения и рекомендации для исправления нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_dou.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«От чего зависит правильное произношение».

        С рождения ребенка окружают множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научиться понимать и произносить отдельные слова,  он реагирует на интонацию. Два слова, одного из которых выражает одобрение, а вторе – угрозу, но произнесенные одинаково, ребенок будет и воспринимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу.

      Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова пытаться повторять их, начинает также слышать и различат звуки родного языка, т.е. обращать внимание на звуковую сторону слова. Уже на третьем году жизни малыши в состоянии заметить неправильность произношения у своих сверстников и даже делают попытки исправлять их. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой речи, но и к своей.

       Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко является причиной плохого произношения. Наиболее активного участвует в образовании звуков и произнесении слов является язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение происходит в течении нескольких лет. Сначала дети усваивают наиболее простые в артикуляционном отношении звуки: гласные (и то не все, а в основном звуки а, у, и); согласные: м, п, б, к, г и др. На следующем этапе дети овладевают звуками ы, э, х, твердыми свистящими (с, з), звуком ль. И в последнюю очередь дети усваивают звуки, требующие более сложной работы артикуляционного аппарата – это звук ц, группа шипящих звуков (ш, ж, ч, щ), звуки л, рь, р. Своевременное и правильное овладение ими зависит от многих факторов.

      Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхания, которое обеспечивает нормальное звукопроизношение и голосообразование. Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук р лишь потому, что не могут сделать достаточной силы вдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка  при произношении р. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи и т.п.

       Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов (слово произноситься недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки в нем); к нарушению интонационной стороны речи. Ослабление слуха ведет не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического типа.

        Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т.е. умения отличать одни речевые фонемы от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию звучанию слова: мал – мял, рак – лак, том – дом. В русском языке 42 фонемы: 6 гласные и 36 согласных. Некоторые фонем отличаются друг от друга только звонкостью или глухостью при одинаковой артикуляции, например звуки с и з, ж и ш, другие имеют более резкие акустические различия, очень тонкие акустические различия имеют твердые и мягкие согласные (т и ть, с и сь). Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

        Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но если ребенок неправильно произносит звуки или недостаточно отчетливо произносит слова, то взрослые обязательно  должны обратить на это внимание. Дети с нарушенным звукопроизношением очень часто бывают замкнутыми, робкими, стесняются читать стихи вслух, рассказывать сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "От чего зависит успешность обучения ребенка в школе"

Каждый родитель надеется, что его ребенок будет хорошо учиться в школе. Но чуда не произойдет, если заранее не предпринять определенных усилий. Что же требуется для успешного обучения? Специалисты счи...

Анкета для родителей "От чего зависит здоровье детей?"

Мнение родителей по вопросу "От  чего зависит мздоровье детей?"...

От чего зависит здоровье и безопасность детей

Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее ...

буклет от чего зависит здоровье детей?

Здоровье детей зависит Закаливание ,Спорт Движения-здоровья достиженияздоровое питание...

эссе "От чего зависит успех моей профессиональной деятельности"

размышление на тему значения профессии воспитатель...