Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда.
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья воспитанников, сохранение их физического, психического и социального здоровья. В своей деятельности учитель-логопед применяет самые разнообразные здоровьесберегающие технологии, как традиционные, так и нетрадиционные. В данной статье представлен фрагмент НОД в детском саду, в котором нашли отражение две здоровьесберегающие технологии: мимическая гимнастика и артикуляционная гимнастика. Материал будет интересен учителям-логопедам и всем, кто интересуется данной проблемой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
litsevaya_gimnastika_dlya_sayta.docx | 16.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс гимнастики по развитию мимической мускулатуры и развитию артикуляционного аппарата для детей с тяжелыми нарушениями речи
«Вибрационный массаж» («Пчелиный рой»)
Вибрационный массаж проводится самим ребенком в виде постукивания (перебора) пальцами рук по разным частям лица и тела.
Вибрационный массаж делается энергичным постукиванием, при этом активизируется работа нервных окончаний, заложенных глубже в толще кожного покрова. Вибрационный массаж эффективно выполнять перед началом фронтальных занятий – дети быстро организуются, повышается эмоциональный настрой на занятие. В течение 2-4 минут происходит комплексный подход, позволяющий осуществлять развитие речевого дыхания, звучности голоса, мелкой моторики, мимических мышц. Дети всем телом чувствуют произносимый звук, вследствие чего происходит самоконтроль за выполнением упражнения.
Выполнение: Произнесение звука «М-М-М» или звука «Н-Н-Н» (забор воздуха) с закрытым ртом + массаж головы (перебираем пальчиками):
- голова;
- лоб;
- щёчки;
- закрываем (постукиваем) ноздри (вместе и по очереди);
- натягиваем верхнюю губу на зубы; барабаним;
- от подбородка к ушам;
- мягко барабаним шею;
- грудная клетка (кулачками);
- рёбра (кулачками);
- живот (кулачками);
- спина (кулачками).
«Артикуляционная гимнастика»
Нижняя челюсть:
- нижнюю челюсть вперёд-назад (8-14 раз);
- нижнюю челюсть вправо-влево (8-14 раз);
- максимально опускаем язык вниз и максимально раскрываем рот «Пасть льва» (8-14 раз);
- максимально раскрываем рот; запрокидываем голову вверх – рот закрываем (8-14 раз);
- 2 кулачка под подбородок в несколько сантиметров; открываем рот, подбородок сопротивляется (8 раз);
Губы:
- чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается» («немая» артикуляция звуков У – И – А) (8-14 раз);
- расчёсываем верхними зубами нижнюю губу, сначала без звука, затем со звуком (В) (до 20-ти раз);
- расчёсываем нижними зубами нижнюю губу, сначала без звука, затем со звуком (П) (до 20-ти раз);
- чередуем верхнюю и нижнюю губы + добавляем звуки (см. вверх «Вибрационный массаж»);
- «Остужаем наши губы» (дуем холодным воздухом) - «Кучер» (вибрация губ), (долго, до минуты).
Язык:
- «Накажем непослушный язык» (до минуты);
- «Покусаем боковые края языка» (до минуты);
- «Покрутить язык» в обе стороны и покусать;
- «Горка» (8-14 раз) + кусаем;
- «Чашка» (8-14 раз) + кусаем;
- «Покусать кончик языка» (14-20 раз);
- «Остудить язык» (вытаскиваем язык и дуем холодным дыханием);
Положение «Иголка»
Выполнение: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет.
Цель: Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.
- «Иголочка» (положение губ как при артикуляции звука (А)) / «Часы с кукушкой» / «Змейка» (8-14 раз);
- «Качели» (положение губ как при артикуляции звука (А)) (8-14 раз);
- «Крест внутри» - кончиком языка «протыкаем» влево-вверх-вправо-вниз внутри рта(8 раз);
- «Крест снаружи» - острым кончиком языка «протыкаем» влево-вверх-вправо-вниз снаружи рта; делаем медленно, язык растягиваем (8 раз);
- «Кружок» (по 8 раз в обе стороны);
- «Протыкаем щёки»/«Футбол» (8-14 раз в каждую щеку).
Положение «Лопата»
Выполнение: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
- «Расчёсываем язык» (8-14 раз);
- «Прячем кончик за верхние и нижние зубы поочерёдно» (8-14 раз);
- «Кончик за верхними зубами, спрятался вниз» (произносим звук (Л);
- «Маляр» - красим верхнее нёбо кончиком языка. Рот открыт как при звуке (А);
- «Дырявый барабанщик» / «Дятел» - от медленного до быстрого темпа; прилепить кончик, не отрывая от верхних зубов (Д-Д-Д), (ДР-ДР-ДР)…
- «Скачем на лошадке» (до минуты);
- «Грибок» - «Гармошка» (до 20-ти раз).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требуе...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда
В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда
Я применяю в работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют развивать речевое дыхание, крупную моторику, формировать произношение, фонематический слух....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ.
Так как здоровьесберегающие образовательные технологии - это воспитание культуры здоровья детей, то цель этих технологий, становление осознанного отношения ребенка к здоровью и раз...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя - логопеда
Материал для учителей-логопедов, работающих с детьми имеющими нарушения речи. В материале представлены, какие задачи преследуют здоровьесбереающие технологии, на каких принципах строятся и классификац...
Материалы из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»
Материалы из опыта работы:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»...