"Развитие речевого дыхания"
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кулагина Надежда Ивановна

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. 

Цель дыхательных упражнений - увеличение объёма вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Игры на развитие дыхания помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechevogo_dyhaniya.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания.

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием.

Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Цель дыхательных упражнений - увеличение объёма вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Игры на развитие дыхания помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание.

Работа по формированию правильного дыхания может проводиться в следующей последовательности.

♦ Развитие груднобрюшного типа дыхания.

♦ Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.

♦ Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность:

— добиваться умения длительно или многократно произносить звук на одном выдохе;

— на одном выдохе произносить 3—4 слога;

— правильно произносить фразу из 2—3 слов;

— слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов;

— слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5—6 слов;

— слитно, на одном выдохе, произносить 1—2 стихотворные фразы;

— сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать правила:

  1. Не переутомлять ребенка, т.е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений;
  2.  следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом;
  3. чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;
  4. движения ребенок должен проводить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.

Цели:

— активизировать мускулатуру шеи, наружные и внутренние мышцы гортани;

— укреплять мышцы брюшной полости;

— осуществлять вентиляцию легких для подготовки голосового аппарата к фонации.

Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Запомните параметры правильного ротового выдоха:

 - выдоху предшествует сильный вдох через нос

- "набираем полную грудь воздуха";

 - выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение, поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха. Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха:

Пой со мной!

 Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э. Ход игры: Сначала педагог предлагает детям вместе с ним спеть «песенки».

– Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А!» Наберите побольше воздуха – вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество «песенок» можно увеличивать.

– Вот вторая песенка: «У-У-У!» Теперь «О-О-О!», «И-И-И!», «Э-Э-Э!»

Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.

– Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.

Лети, бабочка! 

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепить к палочке или шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.

— Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек.

— Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? 

Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

        

Используемая литература:

1. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студ. Дефектол. Фак. Пед. Высш. Учеб. Заведений под ред. Л.С. Волковой. / М.:ВЛАДОС, 2009. – 703 с

2. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3—7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011. (Развитие речи шаг за шагом). – 145 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...