Консультация для воспитателей Речевой уголок в ДОУ
консультация по логопедии

Кожевина Анна Юрьевна

Содержание уголка по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_rechevoy_ugolok_v_dou_2018g.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Речевой уголок в ДОУ»

Старший воспитатель, учитель-логопед: Евдокимова Анна Юрьевна

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Сегодня мы рассмотрим один из центров предметно-развивающей среды — Речевой уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.

Цель речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

Задачи:

Формирование фонематического восприятия и слуха.

Развитие артикуляционной моторики.

Закрепление навыков правильного произношения звуков.

Закрепление навыков, полученных на занятиях.

Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.

Развитие связной речи.

Развитие мелкой моторики.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей. Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.

Дидактический материал в речевом уголке:

  материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определённый звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски)

 пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)

пособия для развития мелкой моторики  (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)

 материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)

 игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)

 игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)

 игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра;  чистоговорки, стихи,  потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)

материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).

При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:

 Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.

 Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

Игровой материал должен быть доступным для ребёнка.

Не следует перегружать уголок оборудованием.

 Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – "одушевлённый персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Содержание речевых центров в возрастных группах:

1-я младшая группа

Уголок книги 5-6 наименований книг по 2-5 экземпляра, так как детям данного возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы (книги подбираем с учётом возраста детей, а именно для данного возраста произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов);

Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки». «Семья, «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель».

Картинки с простыми сюжетами и действиями.

Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.

Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».

Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия».

Игровизоры, игрушки – телефоны.

Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»

Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.

Альбомы загадок скороговорок, песенок, потешек, стихов.

Трафареты, шаблоны.

Игры для развития ручной умелости.

Картотека речевых игр.

Открытки о родном городе.

1.  Картинки по лексическим темам.

2.  Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры.

5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.  Предметные картинки.

7.  Различные виды театров.

8.  Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.)

 2-я младшая группа

1.  Картинки по лексическим темам (альбомы).

2.  Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

 г) пальчиковой гимнастике.

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры.

5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.  Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7.  Различные виды театров.

8.  Картинки:

а) с изображением характерных особенностей времен года;

б) предметами домашнего обихода;

в) деталями предметов;

г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьёт);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов;

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

  Средняя группа

Уголок книг: 5-6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на темы русских народных сказок. 1 раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др.

Альбомы дополняются по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года о различных зданиях (архитектура).

Открытки для рассматривания.

Портреты писателей в соответствии с программой

Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».

Игры небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?»

Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?» «Найди пару?», «Найди отличия».

Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.

Игровизоры, игрушки - телефоны, занимательные головоломки.

Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму

Игры на развитие ручной умелости.

Картотека словесных речевых игр.

Открытки о родном городе, крае.

Предметы быта и старины.

1.  Картинки по лексическим темам.

2.  Каталог игр:

 а) по звуковой культуре речи;

 б) упражнений артикуляционной гимнастики;

 в) упражнений дыхательной гимнастики;

 г) пальчиковой гимнастике.

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры.

5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.  Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7.  Различные виды театров.

8.  Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями предметов;

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол);

ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш).

9.  Зеркало или индивидуальные зеркала.

 Старшая группа

Уголок книги 7-8 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками). 1 раз в квартал оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную тему писателей в соответствии с программой.

Портреты Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике.

Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских писателей.

Портреты художников – иллюстраторов.

Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.

Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».

Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».

Азбука букв различной фактуры.

Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму

Игры на развитие ручной умелости.

Картотека словесных речевых игр.

Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.

Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки проволока, камушки, песок, пластилин и др.).

Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты, перфокарты.

Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки.

Иллюстрации о памятниках и музеях старины (Москва, Санкт – Петербург).

Карта России, где отмечены флажками города.

1.  Картинки по лексическим темам.

2.  Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике;

д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры.

5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.  Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

7. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);

д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);

ж) с изображением синонимов;

з) с изображением животных во множественном числе;

и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);

к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)

8.  Зеркало или индивидуальные зеркала.

 Подготовительная группа

Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей.

Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.

Альбомы загадок, скороговорок, стихов.

Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной умелости.

Картотека словесных речевых игр.

Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.

Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки, проволока, камушки, песок, пластилин и другое).

Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, азбуки букв разной фактуры.

Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, обучению детей грамоте.

Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры — картинки по типу «Найди отличия».

Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».

Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными детьми и нарисованными рисунками.

Уголок «Читаем сами» журналы «Непоседа», «Весёлые картинки», «Солнечный зайчик» и др., детские красочные книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.

1.  Картинки по лексическим темам.

2.  Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике;

д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры.

5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.  Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

7.  Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);

д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);

ж) с изображением синонимов;

8.  Зеркало или индивидуальные зеркала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "книжный уголок в группе"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПОМОЖЕТ ВОСПИТАТЕЛЯМ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ВСПОМНИТЬ ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КНИЖНОГО УГОЛКА ....

консультация для воспитателей "Книжный уголок в детском саду"

Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате. Уголок книги должен быть во всех группах детского сада....

Консультация для воспитателей "Книжный уголок в детском саду"

   Наличие книжного уголка в групповых комнатах детского сада обязательно, а содержание и размещение зависят от возраста и роста детей....

Консультация для воспитателей "Музыкальный уголок"

Данный материал раскрывает что должно быть в музыкальном уголке в каждой группе....

Консультация для воспитателей "Книжный уголок в ДОУ"

В консультации говорится, какие требования предъявляются к книжному уголку и каким должно быть его содержание в разных возрастных группах....

Консультация для педагогов «Речевой уголок в детском саду»

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...

Консультация и мастер класс для воспитателей "Речевой уголок в детском саду"

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьм...