Консультация для педагогов Методика связной речи
консультация по логопедии

Кожевина Анна Юрьевна

Работа по развитию связной речи в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_metodika_svyaznoy_rechi.docx50.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Методика связной речи»

Подготовила и провела: Старший воспитатель, учитель-логопед: А.Ю.Кожевина

                                                       ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ

В процессе обучения дети овладевают умениями составлять рассказы различных видов.

1.Рассказы на реалистические темы требуют от ребенка жизненно достоверного, точного изложения фактов. К таким рассказам, которые в методике развития речи принято называть фактическими,  относятся рассказы по восприятию, а также по памяти (на темы из личного опыта).

2.Другую группу составляют творческие  рассказы,  которые создаются при активной работе воображения.

По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектами для описания служат вещи, игрушки, растения.  Описательный рассказ может быть составлен и по  предметным картинкам.

Виды

1.рассказ по картине или с использованием предметов и  игрушек

2. рассказывание из личного опыта

3.творческое рассказывание (по предложенным сюжетам)

Приемы обучения рассказыванию.

Совместное рассказывание

Образец рассказа

План рассказа — это 2—3 основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения.

Коллективное составление рассказа — своеобразный прием, используемый в основном па самых первых ступенях обучения творческому рассказыванию.

Составление рассказа почастям

    Обучении рассказыванию с использованием предметов и игрушек.

 Вторая младшая группа 

при обучении связной речи широко применяются игрушки и предметы.

На этих занятиях в качестве методических приемов обучения используются вопросы и указания воспитателя, а также образец.

Средняя группа 

детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания, состоящие из двух-трех предложений.

Приемы обучения -  Вопросы, речевой образец, указание  

Речевой образец является в данном случае наиболее эффективным приемом обучения. Он непосредственно влияет на качество детских рассказов-описаний.

Чтобы дети не копировали  образец рассказа,  вести рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить дети, а об однотипной.

 

Старшая группа

 у детей совершенствуется умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы по группе признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями.

Для описаний можно использовать наборы детской чайной и столовой посуды, наборы одежды для куклы, туалетные принадлежности.

Приемы обучения - образец рассказа воспитателя, составление плана рассказа, описание детьми единичного предмета и группы родственных предметов.  

                                                                 

                                                          Пересказ

Вторая младшая группа 

учат детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводят их к воспроизведению текста.

Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально  в форме ответов на вопросы. Задаваемые воспитателем вопросы должны целиком определять полноту и последовательность передачи ребенком прочитанного. Детей можно также привлекать к совместному пересказу с воспитателем, побуждая произносить отдельные слова или предложения.

Средняя группа 

На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые ранее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты.

Методика проведения занятия по пересказу сказки в средней группе следующая:

  1. Предварительная беседа о знакомой сказке с использованием иллюстраций.
  2. Чтение сказки.
  3. Беседа по вопросам.(если сказка детям мало знакома, повторное чтение)
  4. Пересказ сказки детьми ( если ребенок затрудняется, воспитатель помогает: подсказывает нужное слово, исправляет речевые ошибки. По окончании пересказа оценивает речевые действия ребенка)
  5.  Обыгрывание сказки. Педагог сопровождает чтением текста действия детей.

После занятия выставить в книжный уголок книжку с данной сказкой, чтобы дети в любое время могли рассмотреть иллюстрации.

     

        В дальнейшем детям становится доступен пересказ произведений, впервые прочитанных на занятии. В этом случае первая часть занятия отводится развернутому, обстоятельному ознакомлению детей с текстом, вторая – пересказу.

Например, занятие по пересказу рассказа К.Д. Ушинского «Гуси».

Цель: учить детей пересказывать ранее незнакомый рассказ, добиваясь передачи его содержания без пропусков и искажений; поощрять использование авторских слов и словосочетаний; побуждать к выразительной речи; воспитывать любовь к животным.

Предварительная работа: рассматривание картины «Гуси и утки» из серии «Домашние животные». При рассматривании и ее описании ввести слова и словосочетания из рассказа.

Методика проведения занятия:

  1. Напомнить о картине и предложить послушать рассказ «Гуси». Выразительно, с выделением абзацев, с логическими ударениями прочитать текст.
  2. Краткая беседа по вопросам. Побуждать отвечать на вопросы словами текста рассказа.
  3. Повторное чтение рассказа.
  4. Пересказ текста 3 -4 детьми. Если ребенку трудно начать пересказ, нужно помочь ему произнести первую фразу причем с такой интонацией, которая бы побуждала ребенка включиться в пересказывание.

 По окончании пересказа отметить, с чем ребенок справился хорошо, а что надо улучшить. Дать конкретные советы, например предложить произнести ту или иную фразу громче или ласковее, выговорить то или  иное слово отчетливее. Следуя указаниям воспитателя, ребенок упражняется в речевых навыках и умениях.

Ошибки при пересказе:

-замена авторских словосочетаний, оборотов своими словами. В этом случае педагог напоминает текст и предлагает вслед за ним правильно произнести  словосочетание из текста.

-Очень часто в пересказах дети опускают конец текста. В этом случае можно сказать: «Ты не до конца, рассказал. Чем все закончилось? Вспомни». Если ребенку это трудно сделать, можно привлечь других детей или зачитать заключительные строки текста, нацелив рассказчика и всю группу на завершение пересказа.

Таким образом, с помощью различных приемов необходимо учить детей воспроизводить материал рассказа полно, без пропусков, искажений.

 Педагогические приемы: совместный пересказ, подсказка (слова, части фразы), напоминание, вопросы, указание, одобрение и др.

 

Старшая группа

 Задачи: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие произведения без помощи вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения.

Методика проведения занятия:

1.Чтение один или два раза текста.

2. Беседа. Вопросы к детям по содержанию сказки, отражающие основные ее моменты.

3. Повторное чтение сказки

4.Пересказ содержания детьми.

Педагогические приемы

-Если сказка велика по объему, можно рассказывать ее коллективно, по частям – один ребенок передает содержание первой, логически законченной части, второй пересказывает середину сказки, третий – заключительную часть текста.

Затем еще одна группа детей повторяет пересказ.

-После многократного пересказывания детьми текста педагог может поставить перед ними творческую задачу – придумать свой вариант сказки с последовательным введением в нее новых персонажей.

-При обучении детей пересказу произведений  использовать модули, схемы. Это помогает детям вспомнить последовательность событий, повышает интерес к пересказу.                                             

                                              Рассказ по картине

Виды картин:

1.по  формату

 (демонстрационные, раздаточные)

2.  по тематике

(мир природный или предметный, мир отношений и искусства,

3. по содержанию

(художественные, дидактические; предметные, сюжетные,

4.по характеру

(реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение)

Общие требования к организации работы с картиной:

1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Виды рассказывания по картине

1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.

3Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. 

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. 

Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет:

«Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В    

 домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Структура занятия:

      1.Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или

  загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.

2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы.

3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка.

Методические приемы:

Вопросы                 

Образец педагога              

Частичный образец педагога

Совместное рассказывание              

План рассказа

Коллективное обсуждение плана будущего рассказа

Составление рассказа подгруппами      

Оценка детских монологов

   

Младший возраст

Речь их носит характер диалога с воспитателем.

Основные задачи:

1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;

2)  дети перечисляют изображенные предметы, объекты, (ответы на вопросы).

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. 

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине.

Структура занятия; Методика проведения:

Часть 1. Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.

Часть 2. Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.

Основной прием проведения занятия – беседа.

К рассказыванию по картине дети подводятся постепенно.

Приемы:

* Чередование хоровых и индивидуальных ответов.

* Обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов;

* Использование литературных и художественных вставок.

* Игра «Расскажи кукле».

* Выбор объекта описания;

* Показ игрушки, идентичной персонажу картины;

* Инсценировка (в гости к детям приходят кукла, собачка, и дети разговаривают с ними).

* Предложить ребенку встать на место того, кто нарисован («Как будто вместе гуляем», «Как будто это наш котенок»).

Средний  возраст.

Задачи:

Учить  рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

  Подвести детей к составлению небольшого связного повествования.

Развивать монологическую речь.

В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я»«Молодец, запомнил, как я рассказывала»,— говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.

Методические приемы:

- показ картины;

-выделение главного объекта, рассматривание его с помощью вопросов;

- образец речевого высказывания воспитателя (воспитатель начинает рассказ, дети продолжают);

- один из детей  еще раз рассказывает о том, что только что говорилось;

- рассматривание второстепенных объектов на картине, использование вопросов;

- рассказ педагога, синтезирующий материал высказываний, сделанных в ходе занятия;

Виды рассказов по картине:

*Описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам.

* Рассказывание по серии сюжетных картин (только после того, как дети научатся описывать предметные и сюжетные картинки).

Характерные особенности занятий:

* Рассказ по вопросам воспитателя (коллективный или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка). В конце занятия, подводя итог всем высказываниям, воспитатель дает свой рассказ.

* Рассказывание по образцу ( «Расскажите, как я»).

Требования к рассказу – образцу:  он должен отражать конкретное содержание, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно, быть интересным, коротким, законченным.

*В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя к самостоятельному рассказыванию.

* Рассказ по плану (например, «Таня и голуби»: где гуляет Таня, что она делает, во что играет, что видит за забором? и т.д.).

Структура занятия:

*Рассматривание картины;

* Беседа, уточняющая основное содержание картины и ее детали;

*Рассказ воспитателя (можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).

* Помощь воспитателя (пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря, связи предложений).

     Рассказ по серии сюжетных картин:

*Рассматривается и описывается каждая картина из серии;

* Выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета.

* высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.

Старший возраст

  Задачи:

  1. Учить детей правильно понимать содержание картины;
  2. Воспитывать чувства ( в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т.д.
  3. Учить составлять связной рассказ.
  4. Активизировать и расширять словарный запас.
  5. Развивать внимание, память, инициативность, мышление.

Методика составления рассказа по картине:

-Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины. 

-беседу по содержанию картины можно начинать с анализа  названия:

«Картина называется «Зимние забавы». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»?» «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.

- рассматривание картины сопровождающееся беседой; (здесь ведется работа по развитию умения  выделять в картине самое существенное, а также  обучение видеть ее детали, описывать фон, пейзаж);  в ходе беседы побуждать детей выражать свое личное отношение к изображенному;

- переход к составлению рассказов детьми определяется указаниями воспитателя: « Теперь, когда вы рассмотрели картину, постарайтесь рассказать  о весенней прогулке Тани: как она собиралась на прогулку и чем была интересна эта прогулка и т. д.»

- после ответов детей воспитатель предлагает послушать его рассказ.

    Характерные особенности занятий:

  • Повторный просмотр картины, уточнение основных моментов сюжета;
  • Приемы: вопрос, план, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания;
  • Руководящая роль воспитателя в понимании и правильном выполнении задания;
  • Рассказ воспитателя (не простое его воспроизведение, а обобщенное). Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и незаметной для детей).

Приемы рассказа по серии картинок:

  • начало составляет воспитатель, заканчивают дети.
  • Начинает один ребенок, продолжает другой.

Составление описательных рассказов (методика):

*Подбор названия картины (задания типа «Как назвал художник эту картину?», « Придумаем название», «Как можно назвать эту картину?»).

* Характеристика самого существенного и деталей.

* Придумывание начала или конца к сюжету, изображенному на картине.

* Вопросы к детям по сюжетной линии повествовательного рассказа.

* Составление коллективного рассказа по картине:

- дети придумывают, что с героями было раньше.

- излагают события, изображенные на картине.

- придумывают последующие действия, поступки и приключения героев.

* Включение элемента соревнования: рассказ какой группы окажется наиболее интересным?

* Оценивание рассказов товарищей как по содержанию, так и по форме, замечание удачных слов и выражений, точно отражающих содержание картины или метко характеризующих события, которые предшествовали изображенному.

Творческое рассказывание по картине:

Варианты творческого рассказывания:

  1. придумывание предложения и завершение рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;
  2. придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания), Пеньевская Л.А. предлагает составлять план в естественной разговорной форме;
  3. придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.

В порядке возрастания сложности:

* составление рассказа с добавлением последующих событий.

* составление рассказа с заменой  объекта.

* составление рассказа с заменой действующего лица.

* составление рассказа с добавлением предшествующих событий.

* составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.

* составление рассказа с добавлением объекта.

* составление рассказа с добавлением действующего лица.

* составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.

* составлением рассказа с изменением результата действия.

* составление рассказа со сменой времени действия.

Приемы:

  • перед составлением рассказа воспитатель объясняет ребенку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение;
  • при составлении рассказа воспитатель следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей ( не только что и когда происходит, но и почему).
  • При необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения.
  • Если ребенок не может составить рассказ, взрослый составляет его, а ребенок после прослушивания воспроизводит.

Планирование творческого рассказа:

*трансформация сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания.

* обсуждение замысла.

* выбор зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории).

* составление «цепочки», перечисление последовательно разворачивающихся действий с целью составления программы, плана развернутого высказывания.

* построение плана изложения (можно в графическом варианте).

* установление объекта для прямой речи.

* придумывание заголовка к рассказу.

ПРИЕМЫ:

  • объяснение задачи изменения сюжета картины (добавление последующих событий, замена объекта и т.д.)
  • ребенок придумывает название рассказа, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.
  • Осознанное и последовательное название всех действий в предполагаемом рассказе.
  • Составление ребенком графического плана (рисунки – символы основных этапов повествования).
  • Уточнение слов, с которых ребенок начинает рассказ («Однажды…», «Как-то раз…», «В один летний день…»).
  • Уточнение финальных фраз, в которых отразится мораль либо основной смысл высказывания.
  • На первом этапе – образец рассказа.
  • Запись рассказа взрослым для обсуждения и оценки.

Анализ и оценка творческого рассказа:

  • в соответствии с целью занятия.
  • такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого и разумная требовательность.
  • одобрение высказываний.
  • Ошибочные слова не повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить фразу целиком.

 

Рассматривание пейзажных картин.

  • предварительная работа – наблюдение разнообразия и красоты окружающей природы.
  • При рассматривании целесообразны вопросы:

 - Что художнику хотелось рассказать нам про этот лес (про деревья, луг…)?

-Почему художник так назвал свою картину?

- Что художнику кажется интересным, красивым?

- «Про что?...», «О чем?..».

*  использование музыки и поэзии.

* активизация опыта детей ( Какое у вас бывает настроение, когда вы играете в снежки, когда нет мамы дома, когда вы болеете?).

* рассказ- образец воспитателя или литературный образец.

* в начале и в ходе занятия воспитатель может сказать несколько слов о художнике, написавшем картину.

* сравнение разных по настроению картин.

Рассматривание натюрмортов:

  • вывешивается несложная картина с изображением посуды, цветов, фруктов. Воспитатель воспроизводит эту картину на столе, разложив соответствующие предметы примерно так, как они нарисованы на картине.
  • Составление натюрморта детьми с одновременным описанием: цвет, сочетание красок, фон форма предметов. Затем это все сравнивается с картиной.
  • В конце года самостоятельное описание натюрмортов.

                                         

Методика проведения занятий по составлению рассказа

об игрушке (предмете).

Занятию по обучению детей составлению описательных рассказов проводиться во всех возрастных группах.

                                                     2 младшая группа.

Структура занятий.

  1. Вступительная часть.

Очень короткая. Дети знакомятся с игрушками, которые будут описывать. Педагог сразу привлекает внимание детей к активному участию в занятии – предлагает назвать знакомые игрушки (например: - Грузовик привёз игрушки; - «Чудесная коробка»: педагог достаёт игрушки, дети называют; и т.п.).

  1. Основная часть.

1этап. Рассматривание игрушки. Основной методический приём – вопросы:

а) направленные на целостное восприятие (Кто это? Какой он? Из чего сделан?);

б) выделение частей и существенных признаков (Что есть? Какие глаза, уши, лапы?);

в) вопросы, направленные на действия с игрушкой, назначение предмета (Что он умеет

делать? Как с ним можно играть?);

г) эмоциональный отзыв ребёнка об игрушке.

2этап. Образец описательного рассказа из 3-4 предложений. В начале года педагог

предлагает его детям. Во 2-ом полугодии педагог использует приём совместного

составления рассказа.

3 этап. Рассказы детей (2-3 рассказа). Ребёнок выбирает одну игрушку и рассказывает

о ней). Главный методический приём – подсказ:

· Прямой подсказ (Это кукла Катя);

· Подсказывающие вопросы (Кукла в платье или брючках);

· Подсказ – указание (Расскажи про её пышные светлые волосы);

· Подсказ в игровой форме («Ты забыл сказать про мои пышные волосы», «Ты на сказал, что у меня на ногах»).

Дети составляют рассказ по образцу, а не по плану.

  1. Заключительная часть занятия.

Можно прочитать рассказ про эту игрушку; можно провести игру и т.д.

К структуре таких занятий нужно подходить гибко. Можно в основной части сначала рассмотреть все игрушки, а потом педагог даёт образец описания одной игрушки, далее дети повторяют образец и рассказывают о других игрушках. Можно рассмотреть одну игрушку, затем педагог даёт образец её описания, дети повторяют рассказ, а далее точно так же по 2-ой игрушке. Этот вариант наиболее приемлем на 1-ом этапе обучения. Можно внести две игрушки и рассматривать их по принципу сравнения (Я буду рассказывать про Машу, а вы про Катю). Затем педагог даёт целостное описание одной игрушки, после этого рассказывают дети по выбору.

                                                        Средняя группа.

Усложнение. В начале года следует провести 2-3 подготовительных занятии. Цель: помочь ребёнку осознать, что описание проводиться по определённому плану и на интуитивном уровне помочь освоить этот план. Далее проводят 1-2 занятия, на которых формируют умение составлять описательные рассказы по одному объекту с ярко выраженной индивидуальностью. на следующих двух занятиях проводится поочерёдное рассматривание и описание двух объектов. Затем можно проводить занятия в форме Дидактич./ Игр, сюжетных игр, на самостоятельное рассказывание по любой из предложенных 4-5 игрушек.

Структура.

1. Вступительная часть. Как во 2-ой младшей группе, + можно использовать доступные загадки.

2. Основная часть.

1 этап. Рассматривание игрушки. Первые 3-4 занятия проходят в форме игр –

инсценировок. Во второй половине учебного года педагог может опускать этот этап

занятия.

2 этап. Образец описания педагогом (на занятие можно брать до 5-7 предметов к концу

года).

образец рассказа после рассматривания воспринимается детьми, как приятное и

знакомое, концовка рассказа должна предусматривать эмоциональное общение с

игрушкой (подвигать игрушку, угостить зайку морковкой).

3 этап. Уточнение плана описательного рассказа. Термин «план» детям не даётся. В

начале года план даётся педагогом, во 2-ом полугодии – он уточняется совместно с

детьми.

«Сначала я сказала, что это за игрушка. Потом рассказала, какая она. Объяснила, почему игрушка красивая. А в конце сказала, какой секрет есть у матрёшки.»

При необходимости после уточнения плана педагог может ещё раз дать образец

описания. Хорошо, если кто-то из детей повторит образец.

4 этап. Рассказы детей (5-7 рассказов). Ввиду того, что на пятом году жизни ребёнок

не может удержать в памяти последовательность описания, педагог должен помочь

ребёнку сделать рассказ полнее и содержательнее, используя такие методические приёмы:

· Подсказ и напоминание (см. 2-ую младшую группу);

· Оценка;

· Дополнения (Что ты ещё хочешь сказать о зайчике, Петя?);

· Напоминание плана ребёнку.

После 3 – 4 рассказов дети часто начинают только перечислять, что есть у игрушки. В этом случае образец рассказа следует повторить.

Если в ходе рассказа ребёнку задавались 3-4 наводящих вопроса или делалось не менее трёх – четырёх дополнений, то целесообразно предложить ребёнку повторить свой рассказ, и он как правило становиться боле связным.

3. Заключительная часть. Проводиться, как во 2-ой младшей группе.

                                                                    Старшая группа.

В старшей группе такие занятия проводятся реже, т.к. они требуют большой предварительной совместной подготовки.

Тематика занятий может быть следующая: «Мастерская игрушек», «Гараж», «Хохломская игрушка», «Дымковская игрушка».

В предварительной работе педагог подготавливает детей, обучает, как в ходе занятия можно задавать вопросы о предметах, учит отвечать на них.

Структура занятия.

1. Вступительная часть.

Цель – дать название игры и поставить перед детьми цель занятия в игровой форме. («Магазин игрушек» - Внимание! Внимание! Открывается магазин игрушек! Но игрушки продаются не за деньги, а за интересный рассказ).

2. Основная часть.

1 этап. Образец рассказа. Уже со второй половины старшей группы его можно не

использовать. В начале года рассказ из 5-7 предложений, к концу года до 10 и более

предложений.

2 этап. Уточнение плана. В подготовительной группе можно упустить.

3 этап. Рассказы детей (6-8).

3. Заключительная часть.

Не менее яркая и эмоциональная. Она направлена на возможные игровые действия, развитие культуры общения.

Можно использовать загадки или организовать комплексное занятие (речевое совместить с рисование, конструированием и др.)

 

                                      Усложнение описания игрушки.

2 младшая группа. «Это мяч. Он красный большой красивый. Он может прыгать. Его можно катать друг другу. Мне очень нравиться.»

Средняя группа. «Это мяч. Он красивый, большой круглый резиновый. Мяч красный с синей полоской. С ним можно играть: катать, бросать, ловить. Он может прыгать и скакать вот так.»

Старшая группа. «Это мяч. Он очень красивый. Мяч большой круглый. Одна половинка у него красная, а другая – синяя. Мяч резиновый, упругий: сжимаю его руками – образуются две ямки. Отпущу руки – он снова круглый. У него внутри воздух, как у воздушных шариков. Только стенки у мяча толстые, не прозрачные. Ударишь его об пол – он отскакивает. О мяче есть стихотворение. …..»

Можно использовать схемы – описания птиц, животных, одежды идр..

 

     

 Методика проведения занятий по составлению рассказа по картине 

Задачи.

1) Учить понимать и рассматривать содержание картин.

2) Воспитывать правильное отношение к тому, что изображено через развитие логического мышления и воображения.

3) Развивать навыки составления рассказа по картине, отбирая словесный материал, для наиболее точного раскрывания содержания картины.

      В детском саду проводят 2 вида занятий по картинам:

· Рассматривание картины – 1мл., 2 мл., средняя группы;

· Составление рассказов по картине – средняя, старшая, подготовительная группы.

Обучение рассказыванию по картине предполагает 3 этапа:

I этап. В младших группах осуществляется подготовительная работа к рассказыванию по картине.

Цель: обогатить словарь, активизировать речь, научить рассматривать картину и отвечать на вопросы. В основе работы лежит развитие диалогической речи.

II этап. В средне группе дети учатся и рассматривать и составлять описательные рассказы по картинам. На 1-ом занятии по картине – дети рассматривают картину; на 2-ом занятии по этой же картине – дети, опираясь на образец педагога, составляют описательный рассказ.

III этап. В старшей и подготовительной группах на одном занятии и рассматривают и составляют рассказ по картине. При этом поощряется творчество детей, разнообразие рассказов.

Типы и серии картин.

· Предметные картинки; · Предмет в действии; · Сюжетные картинки; · Пейзажные картины;

· Натюрморт;

                                                          1 младшая группа.

Структура занятия

I. Вступительная часть.

II. Основная часть.

1 этап. Первичное созерцание картины.

2 этап. Предваряющий рассказ педагога (рассказ по которому будут заданы вопросы во время беседы по картине).

3 этап. Рассматривание картины (беседа по содержанию картины).

Главный методический приём – вопросы.

1) Вначале задаются вопросы, направленные на выделение действующих лиц (Кого видите?).

2) Потом вопросы о действии объекта (Что делает?).

3) Вопросы, направленные на имитацию движений.

4) Инсценирование содержания картины.

5) Приём речевого подражания (Скажи, повтори).

6) Вопросы, требующие простейших выводов, сопоставления фактов (Почему плачет девочка?).

7) Создание проблемной, поисковой ситуации для активизации словаря (Чтобы искупать куклу надо приготовить мыло, губку, кувшин и т.д. У кого есть такие картинки, найдите и принесите.).

4 этап. Завершающий рассказ педагога. Можно второй раз использовать приём совместного рассказывания.

III. Заключительная часть.

                                                       2 младшая группа.

I. Вступительная часть.

II. Основная часть.

1 этап. Первичное созерцание картины.

2 этап. Беседа по картине.

Главный методический приём – вопросы.

1) Вопросы должны помочь ребёнку уяснить общий смысл картины (что чаще всего обозначено в названии). (Пример: Картина «играем в песочнице»: Где играют дети?»).

2) Вопросы должны способствовать целенаправленному описанию предметов, явлений, направлять внимание детей на взаимосвязь отдельных деталей картины.

(Пример. Картина: «Дети играют в кубики». Что строит мальчик? А девочка? Кому везёт кубики мальчик в полосатой рубашке? Зачем детям эти кубики? Правда, красивый забор построили дети? Забор какой? (жёлтый) А ворота и башенка? (красные))

3) Вопросы должны дать возможность детям высказать своё умозаключение. Такие вопросы можно разделить:

а) вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода

(«Почему остановили лошадку?», «Почему не едет автобус?»);

б) вопросы, мобилизующие личный опыт детей («Почему у Лены из песка получается такой

красивый заборчик и песок не рассыпается?», «Дети делают из снега горку. Какой в этот

день снег на дворе?»).

в) вопросы, требующие ответа – предположения, выходящего за пределы изображённого.(«Танюша взяла в руки мя. Смотрит. Может ждёт кого-то?», «Вова поит лошадку и что-то говорит ей. Интересно, что он ей говорит?»).

3 этап. Обобщающий рассказ педагога по картине.

Можно повторить рассказ ещё раз, используя приём совместного рассказывания.

III. Заключительная часть (в игровой форме).

                                                       Средняя группа.

                     Первое занятие по картине.

      Рассматривание картины проходит по той же структуре, что и во 2-ой младшей группе.

Усложнения.

1. Указания, вопросы требуют более распространённого ответа. (Пример. Картина «Играем в поезд»: - А кто в этой игре девочка? Расскажите о ней?). Но этот распространённый ответ готовиться: сначала разговаривают о мальчике регулировщике по подробным вопросам. Отрабатываются новые слова.(- Кто мальчик? Что он делает? Нравиться ли ему быть регулировщиком? Посмотрите на его лицо. Ещё минута и что он скажет? (путь открыт)). После того как дети всё рассказали о мальчике, педагог задаёт вопрос о девочке, предлагает рассказать всё о ней.

2.  Внимание уделяется раскрытию психологического состояния персонажей, их взаимоотношениям. (Как смотрит кошка на котят? (ласково, с любовью), Нравиться ли детям играть вместе?).

3. Внимание уделяется и образности языка, необходимо учить видеть необычное в обычном.

                                Второе занятие по картине.

I. Вступительная часть.

Очень короткая, где педагог через игровой приём вносит картину и настраивает детей на составление рассказа.

II. Основная часть.

1 этап. Образец рассказа по картине.

2 этап. Рассказы детей (4-6 рассказов).

а) Если в ходе рассказа ребёнка педагог задаёт 2 – 3 дополнительных вопроса, делает 2 – 3 подсказки и более, то ребёнку предлагается повторить рассказ ещё раз.

б) Обычно этот этап заканчивается рассказом взрослого (игрового персонажа) по картине.

в) Обычно после 2 – 3 рассказов начинается перечисление персонажей и предметов.

В этом случае необходимо повторить образец, используя приём совместного рассказывания.

III. Заключительная часть.

                                                                         Старшая группа.

I. Вступительная часть.

II. Основная часть.

1 этап. Сообщение цели занятия. Показ картины детям. Первичное созерцание картины, т.е. дать детям возможность перед началом беседы рассмотреть картину в течение 1-2 минут, молча, без комментариев.

2 этап. Беседа.

а) Работа начинается с сообщения названия картины: можно дать возможность детям самим придумать название, а затем сравнить с авторским вариантом; можно из нескольких предложенных названий выбрать наиболее удачное. При этом обязательно использовать вопросы на размышление (Почему ты так думаешь?).

б) Работа над содержанием картины:

- устанавливается место и время действия;   - обращается внимание на пейзаж;

- называются объекты и их действия;  - фраза, оценивающая картину вцелом.

3 этап. Рассказы детей (3 – 4 рассказа).

В начале года можно помочь детям:

 - дать образец;   - дать план;     - уточнить последовательность рассказа вместе с детьми.

4 этап. Рассказ воспитателя по картине (по мере необходимости).

III. Заключительная часть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: Формирование связной речи у детей дошкольного возраста.

Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли,тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения между детьми и взрослыми....

консультация для педагогов "формирование связной речи посредствам наглядного моделирования"

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить аб...

Консультация для педагогов "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Консультация для родителей по  развитию связной речи детей с ОВЗ...

Консультация для педагогов "Развитие связной речи"

Консультация для педагогов "Развитие связной речи"Центральное место в системе работы по развитию речи дошкольников принадлежит формированию связной речи. Связная речь вбирает в себя все достижения реб...

Консультация для педагогов: "Развитие связной речи"

Развитие связной речи формируется через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание р...

Консультация для педагогов: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста" консультация по развитию речи (старшая группа)

Консультация для педагогов: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста" консультация по развитию речи (старшая группа)...