Мои публикации
статья по логопедии

Ишкина Менира Каримовна

1. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2. РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ишкина М.К.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Проблемы в развитии речи у ребенка создают препятствия при общении с окружающими, нарушают социализацию личности ребенка. Организация коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии должна строиться на основе становления их как субъектов общения, например, в творческих видах деятельности. Занятия театрализованной деятельностью пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, раскрепощают творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством  коррекции коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и должна быть рекомендована в работе как с детьми, имеющими отклонения, так и с детьми с нормативным развитием.

Ключевые слова: общение, социализация, развитие речи, организация коррекционно-педагогической помощи, театрализованная деятельность.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. По мнению Л.С. Выготского, проблемы в развитии речи у ребенка создают почву для возникновения препятствий при общении с окружающими, установлении широких социальных связей, когда нарушается «нормальное врастание ребенка в культуру» [1]. Организация коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии должна строиться на основе становления их как субъектов общения. Для более успешного преодоления отклонений в развитии коммуникативной сферы особое внимание следует уделять использованию творческих видов деятельности, особенно театрализованной.

Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т.д. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднится [2].Это позволяет рассматривать театр в качестве универсального источника развития коммуникативной сферы, углубляющего понимание реального человеческого общения.

Силами нашего педагогического коллектива логопедической группы мы разыгрывали сценки кукольного театра на занятиях по познавательному развитию, продуктивной деятельности. Это вызывало у детей живейший интерес. Позднее они долго отражали свои впечатления в самостоятельном художественном творчестве: рисовали, лепили, разыгрывали отдельные сценки. Просили пригласить героев сказок еще. Воспитатели коррекционной группы поставили несколько небольших спектаклей: «Огородники», «Вот это фокус» (по Л. Воронковой), «Капризка» (по А. Колобовой).

Так, проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную действительность [3].

Ребятам очень хотелось самим участвовать в кукольном театре, и их мечта осуществилась, когда я внесла в группу кукол. С данным набором кукол переиграли почти все; каждая группа детей придумывала свою ситуацию. Творческий накал был удивительным. По ходу игры я подсказывала и показывала правила  кукловождения. Например, если одна кукла говорит, то она двигается, а другая слушает и не двигается. Занимаясь с детьми, я стремилась вызвать положительные эмоции к театрально-игровой деятельности, побуждая детей общаться с куклой, хорошенько ее рассмотреть. Не препятствовала стремлению ребят поиграть с куклами, участвующими в спектакле. Так незаметно для себя дети включаются в театрализованные игры.

Успешность и результативность театральных занятий зависят прежде всего от сотрудничества учителя-логопеда с воспитателями и музыкальным руководителем, поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве не-

возможно [4].

Знакомство со спецификой и видами театрального искусства, общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятия по культуре и технике речи полезны всем детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусства [5].

Коммуникативные действия в театральной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста – игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка, и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль – та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.

Проводя театральные игры, я создаю веселую и непринужденную атмосферу, подбадриваю зажатых и скованных детей, не акцентирую внимание на промахах и ошибках. Почти во всех играх ребят делю на несколько команд или на исполнителей и зрителей, чтобы дать им возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными. Причем роль ведущего во многих играх выполняется ребенком. Лишь в тесной взаимосвязи между действием в роли персонажа и своими личностными характеристиками и коммуникативными качествами ребенку предоставляется образец поведения. Так обогащаются его представления о сущности социальных взаимоотношений между людьми, преодолевается нелогичность поведения, содержательная бедность общения, а также эмоциональная нестабильность.

Мы с ребятами осуществили постановку музыкального спектакля «Снегурочка на новогодней елке в лесу» (по И. Гуриной). Для этого сначала взрослые разучили с ними текст, связали текст с действием, работали над выразительной образной речью детей, совершенствовали умение вести диалог, так как в театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги – идеальные, «правильные»,т.е. выверенные хронологически, логически, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации [6].

В результате получился яркий, запоминающийся спектакль. После просмотра спектакля я с детьми провела своего рода пресс-конференцию. Дети высказывали свои впечатления об увиденном. Они правильно поняли замысел автора: показать, что побеждает дружба, искренность, правдивость, доброта, трудолюбие. Постановка всем понравилась, и ребят еще раз пригласили показать свой спектакль на День именинников.

Постановка спектакля «Мешок с яблоками» по сказке В. Сутеева для нашего педагогического коллектива логопедической группы явилась итогом определенного этапа работы в развитии коммуникативной сферы у детей в процессе театрализованной деятельности. Распределяя роли в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с застенчивостью. Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно.

Начав непосредственно работу с маленькими артистами над спектаклем, мы столкнулись с некоторыми сложностями в распределении ролей, но решили, что все желающие могут попробовать себя в разных ролях, и только сообща дети и взрослые выбирали тех ребят, которые наиболее удачно создавали образ того или иного героя сказки.

Во время работы, наблюдая за детьми, я сделала вывод, что дети очень активны по своей натуре и не могут долго наблюдать за действиями других. Если они не участвуют в происходящем, то начинают баловаться, стремясь привлечь к себе внимание. Поэтому я предложила коллегам заниматься с небольшими группами детей, а иногда, если требовалось, то и индивидуально. Репетиции проходят в форме этюдов: детям предлагается самостоятельно действовать в заданных обстоятельствах. Взрослые только ставят задачи, стараются заострить внимание на мотивах поведения персонажей сказки, иногда что-то советуют. Но никакого диктата и конкретных указаний. Действия детей носят импровизационный характер. Творческие находки поощряются педагогами и в дальнейшем фиксируются юными исполнителями. Дети часто что-то подсказывают друг другу, придумывая интересный жест или мимику.

Проблему костюмов и декораций мы решили в результате совместного творчества воспитателей, родителей и детей. Массовые танцевальные номера разучивали на музыкальных занятиях, начиная с отдельных элементов. Проводя систематическую работу с театральными играми, мы добились определенных результатов.

Театрализованные импровизации способствуют эмоциональному воспитанию детей, формированию умения выплеснуть свою энергию, передать свое видение мира. Дети принимают активное участие в создании спектакля; это способствует развитию воображения, первоначальных творческих проявлений. Дети самостоятельно ищут выразительные особенности для своего героя, используя голос (интонация и тембр), мимику, позу, жесты, песенные, танцевальные и игровые импровизации.

В спектакле «Мешок с яблоками» играла Маша Н. –очень стеснительная девочка, она даже разговаривала полушепотом. После спектакля Мария обрела уверенность в себе, речь ее стала отчетливой, яркой, интонационно выразительной.

Объединенные общим интересным делом, наши воспитанники стали гораздо дружнее, у них возросло чувство ответственности, появилась уверенность в своих силах. В процессе работы над спектаклем сформировался творческий коллектив, в котором каждый ребенок чувствует себя талантливым и необходимым.

Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное –раскрепощают творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников являются эффективным средством коррекции коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и могут быть рекомендованы в работе не только с детьми, имеющими отклонения, но и с детьми с нормативным развитием.



Предварительный просмотр:

РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Ишкина Менира Каримовна

учитель-логопед, МБДОУ№32 «Лесная сказка», город Пролетарск

E-mail:prolmild@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

Принятие и реализация инклюзивного образования, позволит расширить охват нуждающихся детей необходимой им психолого-педагогической помощью. Основное изменение касается принципиально нового подхода к инклюзивному образованию, где не ребенок, а вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.

Ключевые слова: инклюзивное образование; адаптированная образовательная программа; дети с ограниченными возможностями здоровья; коррекция нарушений развития; социальная адаптация.

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования предполагаются изменения, касающиеся и организации инклюзивного образования детей.

Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовать инклюзивное образование в обычных дошкольных учреждениях, школах. В связи с этим обеспечение права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ.

Принятие и реализация инклюзивного образования, как возможности включения всех детей в образовательный процесс, несмотря на их субъективные особенности, позволит расширить охват нуждающихся детей необходимой им психолого-педагогической помощью.

Прежде всего «Законом об образовании» регламентировано обеспечение равного доступа к образованию всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В законе появляется новое понятие «адаптированная образовательная программа», т.е. программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо отметить, что с вступлением в силу 273 ФЗ предъявляются новые требования и к условиям организации инклюзивного образования, а именно - создание условий для получения без дискриминации качественного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для данной категории детей языков, методов и способов общения, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы.

Основное изменение с введением ФЗ-273 ст.48 касается принципиально нового подхода к инклюзивному образованию, где не ребенок «подгоняется» под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка.

Именно эта точка зрения побудила к созданию и реализации программы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения МБДОУ ДСКВ №32 «Лесная сказка», как одного из возможных путей создания благоприятных условий для полноценного пребывания ребенком с ОВЗ в дошкольном учреждении.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенно включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирования у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.

В нашем дошкольном учреждении проходят обучение следующие категории детей с нарушениями развития:

  • дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;
  • дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);
  • дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями).

Категорию детей с минимальными и парциальными нарушениями психического развития целесообразно рассматривать как самостоятельную категорию, занимающую промежуточное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием, и обозначить её как «группу риска».

Дети с тяжелыми нарушениями речи не имеют достаточной возможности с помощью вербального общения обогащать свой лексический и интеллектуальный потенциал. Поэтому окружающая среда для них должна стать источником развития.

В дошкольном возрасте у детей с ЗПР имеющиеся  отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности - вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка. Данная категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолого-педагогические особенности, которые учитываются при определении коррекционной работы в образовательном пространстве.

Для психического развития при РДА свойственна неравномерность. Повышенные способности в отдельных ограниченных областях, таких, как музыка, математика, живопись, могут сочетаться с глубоким нарушением обычных жизненных умений и навыков. Одним из главных патогенных факторов, обусловливающих развитие личности по аутистическому типу, является снижение общего жизненного тонуса. Это проявляется, прежде всего, в ситуациях, требующих активного, избирательного поведения.

Недостаточность общего, и в том числе психического тонуса у детей с РДА, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, обусловливает крайне низкий уровень активного внимания. У детей, страдающих РДА, наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания, что препятствует нормальному формированию высших психических функций. Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. Внимание ребенка с РДА устойчиво в течение буквально нескольких минут, а иногда и секунд.

При восприятии речи заметно сниженная (или полностью отсутствующая) реакция на говорящего. «Игнорируя» простые, обращенные к нему инструкции, ребенок может вмешиваться в не обращенный к нему разговор. Лучше ребенок реагирует на тихую, шепотную речь. Стремление избегать общения, особенно с использованием речи, негативно сказывается на перспективах речевого развития детей данной категории.

Спецификой структуры образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении является осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, логопедической, социальной, медицинской помощи детям с ОВЗ, направленной на создание условий их развития, социализации и интеграции в общество.

В связи с данной спецификой учреждения, приоритетными направлениями образовательной деятельности учреждения являются:

- разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его потенциальных психических и физических возможностей;

-проведение индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работы по преодолению недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;

- укрепление психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, наряду с профессиональным медицинским сопровождением проведение общих оздоровительных мероприятий.

Общеобразовательные и коррекционные задачи в ДОУ решаются в комплексе, развести их достаточно сложно. Многие задачи коррекционно-развивающей работы решаются в процессе традиционных форм и видов деятельности детей (в основном образовательном процессе) за счет применения специальных технологий и упражнений. В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционно-развивающие занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные).

Образовательное пространство состоит из следующих компонентов:

- образовательный процесс;

- коррекционно-развивающий процесс;

- предметная - развивающая среда;

- взаимодействие участников педагогического процесса.

Образовательный процесс включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных особенностей и индивидуальных возможностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, в которых сочетаются следующие функции:

- воспитательная - развитие ценностных отношений, развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;

- образовательная (познавательная) - воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка с ОВЗ, т. е. способствующих развитию его новых качеств;

- развивающая - развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;

- коррекционная - организация работы по коррекции имеющихся недостатков физического и психического развития у детей с ОВЗ;

- социализирующая - овладение детьми с ОВЗ системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;

- оздоровительно-профилактическая (валеологическая) - приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.

В основе организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс строится на основе законодательно-нормативных документов, оценки состояния здоровья детей, оценки психических и физических нарушений, оценки речевых нарушений, системы психолого-педагогических принципов, отражающих представление о самоценности дошкольного детства. Основной формой является игра и специфические виды детской деятельности.

Акцент делается на интеграцию образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Содержание дошкольного образования в ДОУ включает в себя сбалансированное сочетание базисного компонента, представленного образовательными областями по основным направлениям, и вариативного компонента учреждения, реализуемого за счет индивидуально выбираемых специалистами  коррекционных занятий, обеспечивающих коррекцию и развитие психических функций детей, использование коррекционных программ, авторских технологий и практического опыта специалистов.

Различия в структуре дефекта, многообразие клинических проявлений, индивидуальный характер дефицитарного развития детей с ОВЗ требуют многоступенчатого дифференциального обследования. Диагностика в дошкольном образовательном учреждении проводится комплексно и носит динамический характер, в ходе которого выделяются приоритетные направления обследования, определяется мера активного участия в нем каждого специалиста. Методы и приемы обследования соответствуют специализации и разграничению функций специалистов. Данные обследования позволяют определить особенности психоэмоционального и личностного развития ребенка, выбрать программу, соответствующую образовательным и социальным потребностям ребенка.

Прежде чем приступить к коррекционной работе с ребенком, необходимо выявить, какими знаниями, представлениями и умениями в пределах данного направления он владеет и какие проблемы у него имеют место.

Педагогический мониторинг – средство, позволяющее гибко и действенно осуществлять педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, достигать поставленных образовательных целей.

В проведении мониторинга участвуют: воспитатели; учитель - логопед; психолог; музыкальный руководитель; инструктор по ФИЗО; медицинские работники. Каждый специалист подбирает инструментарий для мониторинга в соответствии со своим направлением.

ФГОС: «Периодичность мониторинга должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход педагогического процесса».

Результатом мониторинга является индивидуальный маршрут развития ребенка, который помогает  корректировать и выявлять динамику и особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе каждого воспитанника с ОВЗ. При необходимости проводится корректировка планов индивидуальной и групповой работы с детьми.

Каждый специалист проводит свои мероприятия, которые направлены на коррекцию отклонений у ребенка с ОВЗ, но все это в едином коррекционно-образовательном пространстве ДОУ.

Профильные специалисты информируют и обсуждают с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты индивидуальной программы реабилитации ребенка. С самого начала знакомства  определяется готовность родителей сотрудничать со специалистами разных профилей, объем коррекционной работы, который они способны освоить. Родителей постепенно готовим к сотрудничеству со специалистами, требующему от них немало времени и усилий.

Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.

Список литературы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;
  3. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях"»;
  4. Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №32 «Лесная сказка» г. Пролетарска  Пролетарского района Ростовской области.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...