нейропсихологические игры и упражнения
материал по логопедии

Доржиева Арюна Бальчиндоржиевна

Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologiya.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологические игры и упражнения

  1.  «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма  — от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы — по средней линии!) в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.
  2. «Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно  - поступательным движением растираются в другом направлении (по горизонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.
  3.  «Сотри букву» Попросите ребенка мелом написать на доске букву (это касается в первую очередь наиболее трудно усваиваемых букв) и тут же пальцем стереть по контуру несколько раз подряд.
  4.  «Письмо в воздухе»  Прописывание ребенком в воздухе от дельных букв, цифр при их изучении, а также словарных слов или элементов слияния букв при освоении слитного письма является не только занимательным для детей, но и очень полезным занятием. Оно осуществляется сначала последовательно каждой рукой, затем двумя руками одновременно и снова каждой рукой. При этом глаза ребенка неотрывно следят за траекторией движения ладони(-ей). Размер бук вы меняется от маленького (двигается только запястье) до среднего (двигается вся рука) и большого (в движение вовлекается все тело) и обратно: от большого до маленького.
  5. «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумайте вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «телесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновременно.
  6. Игры можно разнообразить, например как следующие варианты:
  7. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях» «Нарисуйте» пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, «рисуя» на обеих сторонах кисти. При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно «написание» букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.
  8. «Распознай буквы — получишь слово». Из объемной азбуки со ставьте слово (из 3—4 букв) и предложите ребенку, последовательно ощупав все буквы, прочитать его. Более сложным является вариант, когда буквы даются в произвольном порядке: их нужно опознать, на звать и запомнить, а затем составить из них слово.
  9. «Запрещенный звук» Поставьте ребенку условие, что в своих ответах на вопросы взрослого он не должен употреблять слова с определенным звуком, например, «м». Тогда на вопрос «Какую ягоду ты любишь?» ему нельзя назвать малину и землянику. Другой вариант — вместо запрещенного звука он хлопает в ладоши.
  10. «Условные сигналы» Перед занятием детям задаются условные сигналы. Один хлопок — произнести гласный звук . Два хлопка – произнести  твердый согласный звук ,; три хлопка — произнести мягкий согласный  и т.п.). Услышав условный сигнал, дети выполняют соответствующее задание (10—15 сек.).
  11.  «Рыба, птица, зверь».  Лучше, если в этой игре участвуют не сколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель и т.д. Это разновидность  всем известной старой игра,  «Я знаю пять...» в ходе которой ребенок, одновременно с ударом по мячу, называет пять слов: это могут быть имена мальчиков, девочек, названия растений, животных, предметов красного цвета, цветов и т.д.
  12.  «Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, и не только руками, но и лежа — ногами. Затем усложните задачу: а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», хлопок с партнером «правая — левая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично — ногами;
  13. Можно усложнить «ладушки»  разворотами ладоней: здесь  хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая — вверх (или ставятся друг на друга ребрами); или  после собственного хлопка ребенок «здоровается» с партнером, как в классическом варианте, соприкасаясь с партнером стопами, коленями, бедрами, локтями, плечами.
  14.  «Ритм по кругу». Дети садятся полукругом. Психолог отбивает какую-то ритмическую серию. Дети внимательно слушают ее и повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, они получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм так: каждый по очереди — слева направо — отбивает по одному отрывку из всего за данного ритма. Когда ритмический рисунок завершен, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до моей команды "Стоп". Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко или вы бывает из игры».
  15. «Камертон». Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стишок и одновременно отстукивать его ритм по следующим правилам: отстукиваются слоги (каждый слог — один удар); на каждом слове, включая предлоги, рука меняется. Усложнение задания: ударный слог отбивается кулаком, безударный — ладошкой, предлог с гласной — ладошкой, предлог без гласной — ребром ладони. Задание может быть действительно полезным только при регулярных упражнениях в течение длительного времени.

Нейропсихологические игры с мячом

  1. Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч обратно.
  2. Ребенок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.
  3. Ребенок кидает большой мяч об стену двумя способами:

- кидает его и сразу ловит;

      - кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит.

  1. Взрослый и ребенок садятся на пол на расстоянии 2-3 метров друг от друга и берут большой мяч. Они раздвигают ноги и начинают перекатывать мяч по полу. Сначала отталкивают его от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты– только левой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.
  2. Ребенок и взрослый выполняют все предыдущие упражнения с мячом средних  размеров.
  3. Ребенок и взрослый кидают друг другу и ловят двумя руками теннисный мяч.
  4. Ребенок и взрослый катают мячи друг другу по полу, одновременно направляя навстречу друг другу в руки большой и теннисный мячи.
  5. Ребенок кидает об стенку большой мяч, но уже с хлопком (кинул – хлопнул в ладоши – поймал).
  6. Ребенок перекидывает из правой руки в левую руку теннисный мяч.
  7. Ребенок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке взрослого.
  8. Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно.
  9. Взрослый и ребенок кидают другу и ловят теннисный мяч одной рукой.
  10. Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребенок ловит мяч и говорит, к какому времени года относится этот месяц.
  11. Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его одной рукой.
  12. Ребенок кидает мяч об стену и, когда мяч отлетает от стены, прыгаетчерез него.

16.Взрослый ставит перед ребенком горизонтальную мишень (корзину, ведро, таз). Задача ребенка – попасть в эту мишень мячом (большим, средним, теннисным).

  1. Ребенок должен наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно пальцами правой и левой руки, катить его вокруг стоп (описывая восьмерку – вправо, влево).

19.        Ребенок бросает о стену теннисный мяч и ловит его поочередно правой и левой руками.

  1. На полу рисуется полоса (или кладется веревка). Ребенок встает в начало этой полосы и двигается вперед, чеканя мяч об пол то справа от линии, то слева от нее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека «Кинезиологические и нейропсихологические игры и упражнения»

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение«Детский сад» «Росинка» пгт. Пионерский...

Памятка для педагогов на тему : «Нейропсихологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста»

Памятка для педагогов на тему : «Нейропсихологические игры и упражнения для детей дошкольного  возраста» Памятка для педагогов на тему : «Нейропси...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе логопеда

Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:- игровая форма обучения;-эмоциональная привлекательность;-многофункциональность;-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активнос...

Нейропсихологические игры и упражнения в практике учителя-дефектолога ДОУ.

Определение нейропсихологии, задачи, функции. направления, виды игр и упражнений по нейропсихологии. Раскрывается значение нейропсихологических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-дефектол...

Нейропсихологические игры и упражнения в практике учителя-дефектолога ДОУ.

Определение нейропсихологии, задачи, функции. направления, виды игр и упражнений по нейропсихологии. Раскрывается значение нейропсихологических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-дефектол...

Нейропсихологические игры и упражнения

Коррекционно – развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность имеет три направления:нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;ориентированное ...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ

Обучая детей со сложным дефектом невозможно опираться на методики и технологии одной научной области. Необходимо обобщение опыта различных специалистов, либо освоение мультимодальных профессий.Нейропс...