Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Представлена рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи", для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, имеющими ОНР III уровня, ОНР III-IV уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_matveeva_mv.docx | 78.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 12 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
660001, г. Красноярск ул. Менжинского, 10Б тел. 246-00-55 E-mail: dou12krk@mail.ru
Принята решением Утверждаю:
ППк МБДОУ № 12 Заведующий МБДОУ № 12
от __. __. 20_ г. Петревич Т.А/__________
протокол №___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
(подготовительная к школе группа)
Автор – составитель:
учитель-логопед
Матвеева М.В.
Красноярск, 20__
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса - формирование самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующее развитию личности, мотивации и способностей воспитанников с ОНР III уровня, с ОНР III-IV уровня.
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс направлен на:
- накопление, уточнение и активизацию словарного запаса;
- практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи;
- развитие связной речи и речевого общения.
Описание места коррекционного курса в содержании АООП
Данный курс является элементом программы коррекционно-развивающей работы.
Частота занятий - 3 раза в неделю, форма организации – групповые занятия. Занятия ориентированы на группу 8 человек. Занятия проводятся в группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 6-7 лет, имеющими логопедическое заключение ОНР III уровня, ОНР III-IV уровня.
Курс «Развитие речи» связан с другими курсами логопедической направленности. На курсах «Произношение» и «Подготовка к овладению грамотой» происходит закрепление сформированных на логопедических занятиях по развитию речи речевых эталонов. В свою очередь на логопедических занятиях по развитию речи осуществляется контроль за произносительной стороной речи.
Преподавание курса тесно связано с преподаванием других образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Содержание непосредственной образовательной деятельности и её педагогические ориентиры взаимосвязаны с содержанием и целевыми ориентирами логопедической работы по развитию речи. Сформированные на логопедических занятиях по развитию речи речевые умения и навыки закрепляются в процессе непосредственной образовательной деятельности всеми специалистами детского сада.
Лексико-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности соотносится с лексико-тематическим планированием логопедической работы по развитию речи.
Формирование самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения осуществляется через различные формы организации логопедической работы: как на групповых занятиях коррекционного курса «Развитие речи», так и на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, между которыми существует тесная связь. На индивидуальных занятиях развитие речи происходит в процессе преодоления индивидуальных речевых затруднений воспитанников через включение специальных заданий, направленных на достижение отдельных задач курса.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения курса
Воспитанник получит возможность научиться:
I Накопление, уточнение и активизация словарного запаса:
- усваивать значения новых слов, на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- употреблять слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;
- подбирать слова с противоположным и сходным значением;
- осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегать к помощи взрослого);
II Практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи:
- правильно употреблять грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
- подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
- строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
III Развитие связной речи и речевого общения:
- составлять описательные и повествовательные рассказы, тексты (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входящая (первичная) диагностика;
- текущий мониторинг;
- итоговая диагностика.
Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования (приложение 1), на основе которого заполняется логопедическое представление и составляется индивидуальный план. Возможны корректировки тематического планирования курса «Развитие речи» на основе выявленных особенностей лексики, грамматики, связной речи.
Текущий мониторинг проводится в виде наблюдения за качеством лексико-грамматического оформления высказывания и связной речи и отражается в тетради взаимодействия логопеда и воспитателя в виде рекомендаций логопеда по закреплению речевых эталонов в различных видах деятельности.
- СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа включает три раздела, которые тесно связаны между собой:
I. Накопление, уточнение и активизация словарного запаса;
II. Практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи;
III. Развитие связной речи и речевого общения.
Работа по данным направлениям на занятиях коррекционного курса «Развитие речи» осуществляется параллельно.
I. Накопление, уточнение и активизация словарного запаса
- Совершенствование словаря экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств.
- Закрепление в словаре экспрессивной речи числительных: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.
- Обучение детей умению подбирать слова с противоположным (сильный — слабый, стоять — бежать, далеко — близко) и сходным (веселый— радостный, прыгать — скакать, грустно — печально) значением.
- Обучение детей использованию слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, ткань, пластмасса, резина).
- Обучение детей осмыслению образных выражений в загадках, объяснению смысла поговорок.
- Формирование у детей умения употреблять слова: обозначающие личностные характеристики (честный, честность, скромный, скромность, хитрый, хитрость, ленивый, лень); с эмотивным значением (радостный, равнодушный, горе, ухмыляться); многозначные слова (ножка стула — ножка гриба, ушко ребенка — ушко иголки, песчаная коса — длинная коса у девочки).
- Развитие навыка осознанного употребления слов и словосочетаний в соответствии с контекстом высказывания.
II. Практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи
- Развитие навыков употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского, женского и среднего рода в именительном падеже и косвенных падежах (без предлога и с предлогом);
- Совершенствование навыков употребления глаголов в форме изъявительного наклонения единственного и множественного числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени, глаголов совершенного и несовершенного вида.
- Обучение правильному употреблению и различению в экспрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов (моет — моется, одевает — одевается, причесывает — причесывается).
- Развитие навыков согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в именительном и косвенных падежах.
- Развитие навыков употребления словосочетаний, включающих количественное числительное (два и пять) и существительное.
- Совершенствование навыков различения в экспрессивной речи предлогов за — перед, за — у, под — над, около — перед и предлогов со значением местоположения и направления действия, сложных предлогов (между, из-за, из-под).
- Обучение детей правильному употреблению существительных, образованных с помощью непродуктивных суффиксов (-ниц-, -инк-,-ник, -ин, -ц-, -иц-, -ец).
- Формирование навыка дифференциации в экспрессивной речи существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой».
- Развитие умения употреблять глаголы, образованные с помощью приставок (в-, вы-, на-, при-, с-, у-, под-, от-, за-, по-, пере-, до-).
- Формирование и развитие умения употреблять притяжательные прилагательных, образованные с помощью суффиксов -ин-, -и- (без чередования) и относительные прилагательные с суффиксами -ов-, -ев-,-н-,-ан-, -енн-.
- Обучение правильному образованию и употреблению притяжательных прилагательных с суффиксом -и-(с чередованием): волк — волчий, заяц — заячий, медведь —медвежий.
- Обучение детей употреблению качественных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ив-, -чив-, -лив-, -оват-, -еньк- (красивый, улыбчивый, дождливый, хитроватый, беленький).
- Обучение детей подбору однокоренных слов (зима — зимний, зимовье, перезимовать, зимующие, зимушка).
- Обучение детей образованию сложных слов (снегопад, мясорубка, черноглазый, остроумный).
- Развитие и совершенствование навыка самостоятельного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей.
- Совершенствование навыка правильно строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, сложноподчинённые предложения с противопоставлением и сложноподчинённые с придаточными времени, следствия, причины.
III. Развитие связной речи и речевого общения
- Развитие умения составлять описательные рассказы (по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта).
- Развитие умения составлять различные типы текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания.
- Формирование умения четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста.
- Совершенствование навыка пересказа знакомых сказок и небольших рассказов с помощью опор.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Лексическая тема | Накопление, уточнение и активизация словарного запаса | Практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи | Развитие связной речи и речевого общения | Примечание |
Сентябрь | |||||
1 | Обследование | ||||
2 | |||||
3 | Сад. Фрукты. | Предметный словарь: сад, фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, абрикос, персик, гранат; Глагольный словарь: зреть, собирать, заготавливать; Словарь признаков: спелый, ароматный, сочный, гладкий, шероховатый, полезный; Словарь наречий: кисло, сладко, горько. | Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Согласование числительных с существительными. Закрепление навыка употребления простых предлогов (на, с, за, над). Образование относительных прилагательных от существительных. | Составление описательных рассказов о фруктах с опорой на предметно-графический план. | |
4 | Огород. Овощи | Предметный словарь: огород, овощи, картофель, морковь, свекла, репа, редис, редька, лук, чеснок, баклажан, кабачок, помидор, огурец, укроп, петрушка, корнеплод, ботва; Глагольный словарь: растить, убирать, копать, дергать, срезать, срывать, хранить, готовить, варить, солить, мариновать, тушить; Словарь признаков: вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый; Словарь наречий: рано, поздно. | Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ик, чик, ечк, очк, еньк, оньк) по теме. Распространение простых предложений с помощью однородных определений. | Составление сравнительных описательных рассказов об овощах с опорой на предметно-графический план. | |
5 | Осень. Признаки осени. Осенние листья. | Предметный словарь: дождь, туман, слякоть, ветер, листопад, гербарий, букет, берёза, дуб, осина, рябина, калина, липа, тополь, клён, ствол, кора, корень, ветка, крона; Глагольный словарь: идти, моросить, лить, дуть, опадать, шелестеть, кружиться, вянуть; Словарь признаков: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, короткий, длинный, ясный, бордовый, багряный, дубовый, кленовый, рябиновый, калиновый, берёзовый, осиновый. Словарь наречий: пасмурно, солнечно, дождливо, ясно. | Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование относительных прилагательных от существительных. Употребление предложений с предлогами С, НА, ПОД. Распространение простых предложений с помощью однородных определений. | Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Осень» с использованием отдельных последовательных схем предложения. | |
Октябрь | |||||
1 | Транспорт. Правила дорожного движения | Предметный словарь: перекрёсток, светофор, переход, регулировщик, инспектор, зебра, тротуар, бордюр, пешеход, пассажир, водитель, транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, автомобиль. Глагольный словарь: ехать, приехать, объехать, переехать, наехать, заехать, выехать, подъехать, направлять, помогать, указывать, регулировать. Словарь признаков: подземный, наземный. Словарь наречий: близко, далеко, долго, быстро. | Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование глаголов с помощью приставок. Употребление в предложениях пространственных предлогов («на», «в», «по», «под», «над»). Составление и употребление сложных предложений с союзами «А», «потому что». | Составление сравнительных описательных рассказов о транспорте с использованием предметно-графической схемы. | |
2 | Дикие животные | Предметный словарь: животное, зверь, медведь, волк, лиса, барсук, заяц, белка, еж, лось, рысь, кабан, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, логово, лежка; Глагольный словарь: менять, линять, спать, добывать, охотиться; Словарь признаков: дикий, хищное, травоядное, голодный, злой; Словарь наречий: пугливо. | Образование названий детёнышей животных. Образование притяжательных прилагательных. Распространение простых предложений с предлогами НА, В с помощью однородных определений. Составление сложносочинённых предложений. | Пересказ рассказа Е.Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» (с опорой на предметные картинки) | |
3 | Домашние животные | Предметный словарь: животное, корова, лошадь, коза, овца, свинья, собака, кошка, рога, грива, копыта, хлев, стойло, сено, пойло, запас; Глагольный словарь: кормить, поить, чистить, доить, возить, охранять, ловить, давать, приносить; Словарь признаков: домашний, теплый, полезный, умный; Словарь наречий: быстро, медленно. | Употребление простых предлогов. Образование названий детёнышей животных. Образование притяжательных прилагательных. Составление сложносочинённых предложений с союзом А. | Пересказ сказки К. Ушинского «Спор животных» с опорой на предметные картинки. | |
4 | Хлеб. Хлебобулочные изделия. | Предметный словарь: хлеб, злак, пшеница, рожь, колос, сноп, хлебороб, пекарь, комбайн, плуг, сеялка, борона, мука, пекарь, тесто, булка, сдоба, бублик, сушка, пряник, печенье, пирожное, торт; Глагольный словарь: пахать, боронить, растить, ухаживать, убирать, молотить, месить, печь; Словарь признаков: золотой, усатый, тяжелый, белый, свежий, ржаной, сдобный, вкусный, пышный, ароматный; Словарь наречий: вкусно, полезно, трудно. | Образование родственных слов. Образование относительных прилагательных. Образование и употребление существительных с суффиксом -иц-. Употребление сложных предложений с союзами «А», «чтобы». | Составление рассказа «Откуда хлеб пришёл?» с опорой на серию сюжетных картин. | |
Ноябрь | |||||
1 | Музыкальные инструменты | Предметный словарь: музыка, музыкант, мелодия, музыкальный инструмент, оркестр, скрипка, балалайка, барабан, гармошка, пианино, колокольчик, бубен, ксилофон, рояль, арфа, труба, гитара, валторна, гитарист, скрипач, пианист, гармонист, барабанщик. Глагольный словарь: играть, петь, дудеть, звенеть, ударять, бить, натягивать, трясти. Словарь признаков: звонкий, красивый, медленный, быстрый, металлический, круглый, прямоугольный, треугольный, гладкий. Словарь наречий: громко, тихо, звонко. | Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование существительных, обозначающих названия профессий. Распространение простых предложений с предлогом НА с помощью однородных определений. Составление сложносочинённых предложений с союзом А. | пересказ сказки И. Ревю «Быль-небыль, про музыкальные инструменты» с использование наглядных опор. | |
2-3 | Наш город. Наша страна. | Предметный словарь: Родина, страна, Россия, Отечество, город, Красноярск, река, Енисей, мост, вокзал, двор, сквер, улица, проспект, бульвар, достопримечательность, герб, гимн, флаг, президент, столица, Москва, Кремль. Глагольный словарь: любить, беречь, гордиться, управлять. Словарь признаков: любимый, единственный, независимая, российская, родной, огромный, необъятный. Словарь наречий: гордо, дружно. | Образование родственных слов. Образование относительных прилагательных. Объяснение значений пословиц. Употребление сложносочинённых предложений с простыми пространственными предлогами и противительными союзами. | Пересказ рассказа К. Ушинского «Наше Отечество» (с использованием предметно-картинного плана). | |
4 | Моя семья | Предметный словарь: семья, родители, родственники, дети, работа, забота, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, племянник, племянница, тётя, дядя. Глагольный словарь: жить, заботиться, расти, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, стирать, убирать, гладить, читать, отдыхать, заниматься, завтракать, обедать, ужинать, жалеть, мастерить, шить, вязать, вышивать; Словарь признаков: родная, любимая, заботливая, старшие, младшие, молодые, пожилые, ласковая, стройная, умная, красивая, внимательная, серьёзная, дружный; Словарь наречий: весело, грустно. | Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование притяжательных прилагательных. Употребление сложносочинённых предложений. | Составление описательных рассказов о своей семье с опорой на предметно-графическую схему. | |
Декабрь | |||||
1-2 | Зима. Зимние развлечения. Зима в лесу. Одежда. Обувь. | Предметный словарь: зима, снег, ком, мороз, ветер, вьюга, метель, лёд, коньки, лыжи, ледянки, снегокат; медведь, берлога, заяц, лиса, мышь, волк, лось, нора, логово; шуба, пуховик, шапка, рукавицы, варюшки, перчатки, штаны, шарф, комбинезон, валенки, сапоги. Глагольный словарь: выпал, падает, летит, стелется, кружится, ложится, покрывает, морозит, подмораживает, завывает, метёт, трещит, дует, ударил, крепчает (мороз); спит, живёт, питается; одевать, надевать, снимать, стирать, чистить. Словарь признаков: морозный, ясный, холодный, снежный, пушистый, блестящий, липкий, белый, искристый, мокрый, рыхлый, прозрачный, скользкий, гладкий. Словарь наречий: холодно, зябко, весело. | Образование однокоренных слов. Употребление простых предлогов. Образование относительных прилагательных. Развитие умения употреблять глаголы, образованные с помощью приставок (вы-, при-, у-, под-, по-, пере-, до-). Употребление сложноподчинённых предложений с союзами «потому что», «чтобы» | Составление описательного рассказа о признаках зимы с использованием схемы. | |
3-4 | Новогодняя игрушка. Новогодние украшения. Костюмы. | Предметный словарь: елка, хоровод, карнавал, маска, украшение, подарок, конфетти, Дед Мороз, Снегурочка; Глагольный словарь: украшать, дарить, получать, вынимать, вешать; Словарь признаков: пушистая, высокая, веселый, праздничный, новогодний, нарядный, радостный, разноцветный, блестящий, шуршащий, волшебный, чудесный; Словарь наречий: радостно, весело, красиво. | Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Понимание и употребление пространственных предлогов ПОД, НАД, МЕЖДУ; ЗА – ПЕРЕД, ЗА – ИЗ-ЗА. Образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами. | Составление повествовательного рассказа с опорой на серию сюжетных картинок («Новый год на пороге»). | |
Январь | |||||
1-2 | Каникулы | ||||
3 | Бытовые приборы | Предметный словарь: холодильник, пылесос, стиральная машина, швейная машина, телевизор, компьютер, электроплита, микроволновая печь. Глагольный словарь: печатает, замораживает, размораживает, греет, пылесосит, убирает, сушит. Словарь признаков: быстрый, медленный, надёжный, удобный. Словарь наречий: быстро, легко, удобно. | Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Понимание и употребление пространственных предлогов НА, ИЗ, В, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ОКОЛО. | Составление описательных рассказов о бытовых приборах с использованием схемы. | |
4-5 | Профессии | Предметный словарь: учитель, строитель, машинист, водитель, печник, стекольщик, балерина, повар, швея, портной, программист, инженер, маляр, пилот, лётчик. Глагольный словарь: учит, красит, штукатурит, чинит, кладёт, шьёт, кроит, строит, изобретает, танцует, чертит, управляет, варит, печёт, жарит. Словарь признаков: трудолюбивый, старательный, аккуратный. Словарь наречий: долго, быстро, трудно, полезно. | Употребление существительных в форме Творительного падежа единственного числа в предложениях. Употребление существительных в форме Родительного падежа множественного числа. Образование однокоренных слов. Согласование существительных с числительными два и пять. Употребление сложносочинённых предложений. | Составление описательных рассказов о профессиях с опорой на предметно-графическую схему. | |
Февраль | |||||
1 | Животные Севера. | Предметный словарь: морж, песец, тюлень, северный олень, лемминг, росомаха, белый медведь, соболь, овцебык, горный козёл, ласты, клыки, копыта. Глагольный словарь: заселять, охранять, охотиться, питаться. Словарь признаков: длинношёрстный, короткошёрстный, толстокожий, длинноногий, моржовый, тюлений, олений, медвежий, соболиный. Словарь наречий: холодно, зябко. | Образование названий детёнышей животных. Образование притяжательных прилагательных. Образование сложных прилагательных. Составление сложносочинённых предложений. | Составление сравнительных описательных рассказов о животных Севера с опорой на предметно-графическую схему. | |
2 | Зимние виды спорта. | Предметный словарь: олимпиада, коньки, лыжи, санки, каток, конькобежец, фигурист, лыжник, бобслеист, скелетонист, фигурное катание, хоккей, хоккеист, клюшка, шайба, бобслей, кёрлинг, скелетон. Глагольный словарь: кататься, бороться, соревноваться, прыгать, играть, завоёвывать, награждать. Словарь признаков: опасный, экстремальный, быстрый, смелый, скользкий, гладкий, зимний. Словарь наречий: опасно, быстро. | Согласование существительных с числительными два и пять. Образование названий спортивных профессий. Употребление сложносочинённых предложений с союзом А. | Составление описательных рассказов о зимних видах спорта с опорой на предметно-графическую схему. | |
3 | Военная техника. Военные професии. | Предметный словарь: армия, Родина, граница, защита, работа, специальность, труд, профессия, военный, пограничник, летчик, моряк; Глагольный словарь: защищать, охранять, любить, работать, трудиться, оберегать, служить, нести; Словарь признаков: трудный, опасный, интересный, полезный, нужный, необходимый, пограничный, государственный, внимательный, осторожный; Словарь наречий: умело, ловко, внимательно, осторожно, тщательно. | Образование однокоренных слов. Развитие навыков употребления словосочетаний, включающих количественное числительное (два и пять) и существительное. | Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок «Граница Родины на Замке». | |
4 | Народные игры. Народные игрушки. Народные традиции. | Предметный словарь: садник, кочерга, помело, коромысло, корыто, шаркунки, оберег, тряпичница, прялка, веретено. Глагольный словарь: прясть, играть, звенеть, шить. Словарь признаков: старинный, народный, деревянный, соломенный. Словарь наречий: давно, холодно, горячо. | Образование однокоренных слов. Развитие навыков употребления словосочетаний, включающих количественное числительное (два и пять) и существительное. Объяснение смысла пословиц. Употребление сложносочинённых предложений с союзом А. | Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с опорой на серию сюжетных картинок) | |
Март | |||||
1-2 | Мамин день. Професии мам. | Предметный словарь: праздник, мама, бабушка, сестра, забота, ласка, любовь, весна, март, мимоза, цветы, открытка, швея, учительница, продавец, кассир, бухгалтер, повар, врач, парикмахер. Глагольный словарь: поздравлять, заботиться, любить, уважать, стараться, радовать, жалеть, шить, вязать, продавать, считать, учить, варить, жарить, выпекать. Словарь признаков: добрая, чуткая, любимая, родная, заботливая, молодая, умная, красивая, внимательная, усталая. Словарь наречий: долго. | Развитие навыков употребления словосочетаний, включающих количественное числительное (два и пять) и существительное. Образование названий профессий. Понимание переносного смысла пословиц. | Составление описательного рассказа о маминой профессии с опорой на предметно-графическую схему. | |
3 | Весна. Сезонные изменения в природе | Предметный словарь: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталинка, верба, лужа, ручей, ледоход, льдина, почка; Глагольный словарь: наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, набухать, расцветать, прилетать, вить, выводить; Словарь признаков: чистый, голубой, прозрачный, первый, длинный, звонкий, хрупкий; Словарь наречий: тепло, ярко, звонко, громко, радостно, легко. | Употребление существительных с предлогами (над, под, между). Образование однокоренных слов («весна»). Распространение предложений с помощью однородных определений. | Составление повествовательного рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин. | |
4 | Книги. Литературные жанры. Детские писатели, поэты. Библиотека. | Предметный словарь: книга, библиотека, библиотекарь, (читательский) билет, сказка, рассказ, стихотворение, читатель, герой, Мойдодыр, Тараканище, Федора, дядя Стёпа. Глагольный словарь: читать, мыть, чистить, трудиться. Словарь признаков: высокий, добрый, храбрый, смелый, ленивый, трудолюбивый, трусливый. Словарь наречий: далеко, близко. | Согласование существительных с числительными два и пять. Актуализация сложных предлогов («между», «из-за», «из-под»). Употребление сложносочинённых предложений с союзом А. | Пересказ русской народной сказки «Колосок» (с опорой на серию сюжетных картинок) | |
Апрель | |||||
1 | Перелётные птицы | Предметный словарь: грач, скворец, соловей, аист, кукушка, ласточка, утка, гусь, лебедь, насекомое, гнездо, скворечник; Глагольный словарь: прилетать, вить, выводить, растить; Словарь признаков: белоносый, чёрноклювый, красноклювый, длиннохвостый, короткохвостый, чёрнолапый, чёрноглазый, белокрылый, длиннохвостый, соловьиный, аистиный, лебединый, грачиный, гусиный, новый, деревянный, ветхий, дряхлый, старый; Словарь наречий: тепло, звонко. | Согласование существительных с числительными два и пять. Образование сложных прилагательных. Употребление сложносочинённых предложений с противительными союзами. | Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок «Скворечник». | |
2 | Космос | Предметный словарь: космос, космонавт, корабль, ракета, станция, иллюминатор, спутник, полет, планета, звезда, орбита; Глагольный словарь: осваивать, летать, запускать; Словарь признаков: первый, космический, орбитальный, важная, трудная, опасная; Словарь наречий: мгновенно, быстро, опасно. | Образование однокоренных слов («луна», «звезда»). Согласование числительных с существительными. Употребление простых предлогов (к, из, в). | Составление рассказа по картине В.М. Каратая «Космонвты». | |
3 | Цирк. Животные цирка. | Предметный словарь: цирк, купол, арена, зебра, обезьяна, тигр, слон, кенгуру, жираф, лев, пантера, тюлень; Глагольный словарь: бегать, прыгать, скакать, крутить, перепрыгивать, кататься, ездить; Словарь признаков: быстрый, ловкий, смелый, забавный, игривый, обезьяний, тигриный, слоновий, жирафий, львиный, тюлений; Словарь наречий: быстро, ловко, весело. | Согласование существительных с числительными два и пять. Образование сложных прилагательных. Образование притяжательных прилагательных. | Составление описательных рассказов о животных цирка с опорой на предметно-графическую схему. | |
4-1 | Первоцветы. Насекомые. | Предметный словарь: первоцвет, подснежник, мать-и-мачеха, медуница, тюльпан, ландыш, насекомое, жук, бабочка, гусеница, стрекоза, божья коровка, муравей, пчела, шмель, оса, муха, комар, кузнечик; Глагольный словарь: летать, прыгать, ползать, стрекотать, порхать, кусать, жалить, собирать, пить, жужжать, звенеть, гудеть, вредить, помогать, опылять; Словарь признаков: красивый, яркий, лёгкий, мохнатый, гладкий, трудолюбивый, крошечный; Словарь наречий: быстро, ловко, легко. | Согласование существительных с числительными два и пять. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов. Употребление предлогов (на, под, по, над, к, от, между, около, за, перед). | Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Муравей и голубка» по опорным картинкам Калашниковой О.Ю. | |
Май | |||||
2 | День победы | Предметный словарь: Отечество, победа, война, враги, захватчики, победитель, танкисты, моряки, лётчики, артиллеристы, пехота, пограничники, солдаты, воины, ветераны, памятник, честь, гордость. Глагольный словарь: защищать, охранять, спасать, беречь, воевать, сражаться, побеждать, отстаивать, хранить, гордиться, уважать. Словарь признаков: храбрый, любящий, смелый, старый, патриотичный, справедливый, сильный, отважный, мужественный. Словарь наречий: гордо, достойно, уважительно. | Согласование числительных с существительными. Составление сложноподчинённых предложений | Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сест-ра» с опорой на серию сюжетных картин. | |
3 | Семья | Предметный словарь: семья, родители, родственники, дети, работа, забота, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, племянник, племянница, тётя, дядя. Глагольный словарь: жить, заботиться, расти, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, стирать, убирать, гладить, читать, отдыхать, заниматься, завтракать, обедать, ужинать, жалеть, мастерить, шить, вязать, вышивать; Словарь признаков: родная, любимая, заботливая, старшие, младшие, молодые, пожилые, ласковая, стройная, умная, красивая, внимательная, серьёзная, дружный; Словарь наречий: весело, грустно. | Согласование существительных с числительными два и пять. Образование относительных прилагательных. Составление сложносочинённых предложений. . | Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок «Семейный ужин». | |
4 | Школьные принадлежности | Предметный словарь: пенал, ручка, ластик, портфель, книга, карандаш, линейка, учебник. Глагольный словарь: учиться, стараться, писать, рисовать, считать, решать, чертить; Словарь признаков: прилежный, аккуратный, старательный, успешный, внимательный; Словарь наречий: плохо, хорошо, отлично. | Употребление пространственных предлогов (над, под, между, около). Согласование существительных с числительными два и пять. Употребление сложноподчинённых предложений. | Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок «Здравствуй, школа!». |
IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
I Методическая литература:
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
- Нищева Н. В. «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», переработанная и дополненная в соответствии с ФГОС ДО. / Н.В. Нищева. – Спб.: «Детство-пресс», 2015. - 199 с.
- Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / под ред. О.С Ушаковой. – М.: Просвещение, 1996. – 192 с.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
- Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стёртой дизартрией: методическое пособие / Н.В. Серебрякова. – Спб.: КАРО, 2009. – 224 с.
- Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх/ О.Ю. Филимонова. – Спб.: «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с.
- Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А.Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
II Практические пособия:
- Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5−7 лет/С.В. Бойкова. — СПб.: КАРО, 2010. – 176 с.
- Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь № 1 для занятий с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 32 с.
- Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь № 2 для занятий с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 32 с.
- Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь № 3 для занятий с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 32 с.
- Мезенцева М. Логопедия в картинках. – М.: «ОЛМА Медиа групп», 2012. – 192 с. – (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)
- Морозова И., Пушкарёва М. Учимся говорить правильно, - М.: «Стрекоза».
- Новиковская О.А. Альбом по развитию речи для дошкольников в рассказах и весёлых картинках / О.А. Новиковская. – М.: АСТ, 2014 – 88 с.
- Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет/ О.А. Новиковская - «Корона-Принт», 2014. - 80 с.
Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 6-8 лет/ О.А. Новиковская - «Корона-Принт», 2014. - 64 с.
- Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений по развитию связной речи малыша / М.: Эксмо, 2012. – 136 с.
- Шалаева Г.П. Существительное: единственное и множественное число. / Г.П. Шалаева – М.: АСТ: СЛОВО, 2010. – 64 с. – (Маленький гений).
III Учебно-наглядные пособия:
- Нищева Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам (5-7 лет). Выпуск 1/ Н.В. Нищева. – Спб.: «Детство-пресс», 2016. - 24 с.
- Нищева Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам (5-7 лет). Выпуск 2/ Н.В. Нищева. – Спб.: «Детство-пресс», 2016. - 24 с.
- Нищева Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам (5-7 лет). Выпуск 3/ Н.В. Нищева. – Спб.: «Детство-пресс», 2016. - 24 с.
- Нищева Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам (5-7 лет). Выпуск 4/ Н.В. Нищева. – Спб.: «Детство-пресс», 2016. - 24 с.
- Нищева Н.В. Круглый год. Учебно-наглядное пособие/Н.В. Нищева. – Спб.: «Детство-пресс», 2016. - 24 с.
- Нищева Н.В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1/ Н.В. Нищева - Спб.: «Детство-пресс», 2016. - 36 с.
- Нищева Н.В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2/ Н.В. Нищева - Спб.: «Детство-пресс», 2016. - 36 с.
Нищева Н.В Кем быть? Детям о профессиях/ Н.В. Нищева - Спб.: «Детство-пресс», 2016. - 13 с.
Нищева Н.В Наш детский сад. Обучение дошкольников рассказыванию/ Н.В. Нищева - «Детство-пресс», 2016 – 13 с.
Ткаченко Т.А.: Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов/Т.А. Ткаченко - М.: «Гном», 2004 – 16 с.
Волкова Ю.С, Черткова Л.В. Опорные схемы для составления описательных рассказов/ Ю.С. Волкова, Л.В. Черткова – М.: «Сфера», 2014, - 32 с.
IV Иллюстративная наглядность: демонстрационный материал, направленный на накопление, уточнение, активизацию словаря:
Папки «Осень», «Зима», «Весна», «Овощи», «Фрукты», «Перелётные птицы», «Профессии», «Мамины профессии», «Транспорт», «Деревья и листья», «Фрукты», «Дикие животные и их детёныши», «Домашние животные», «Животные Севера», «Хлеб», «Домашние животные и птицы», «Деревья наших лесов», «Наша армия», «Музыкальные инструменты», «Зимние виды спорта», «Бытовая техника», «Едем, плаваем, летаем», «Насекомые», «Первоцветы», «Космос», «Школьные принадлежности».
V Дидактические игры и пособия:
Дидактические пособия: «Дерево слов», ноутбук «Дружба слов», «Кубики историй».
Дидактические игры «Чей? Чья?», «Строители», «Волшебники», «Украшаем ёлку», «Какой? Какая? Какие?», «Кто к чему?», «Один-много», «Мои предложения», «Что где находится?», «Детёныши», «Слова и числа», «Вокруг да около», «Играем в профессии», «Супермаркет», «Мамины помощники», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Картинки-половинки», «Глаголы в картинках», «Подбери по смыслу», лото «Забавные превращения», «Профессии» (парные картинки), «Ласково - неласково», «Летает – ползает – прыгает», «Опиши предмет», «Слова-неприятели», «Волшебные деревья», «Отгадай, о чём я говорю», «Сложные слова», «Потерянное слово», «Паровозик слов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда Алексенко Н.В. с воспитанниками средней группы №12 коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКОРРЕКЦИОННОГО КУРСАРАЗВИТИЕ РЕЧИДля дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ГРАММАТИКА» Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПРОИЗНОШЕНИЕ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...