РОЛЬ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии (младшая группа)
В данной статье представлены некоторые виды пальчиковой гимнастики для формирования ЗКР у дутей раннего возраста.
Статья полезна как воспитателям так и родителям маленьких детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_tonkih_dvizheniy_paltsev_v_formirovanii_zkr_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор Фролова Любовь Николаевна
РОЛЬ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
О том, что движения пальцев тесно связано с речью было известно давно. Традиционно для многих народов было игратьс маленькими, еще не говорящими детьми сопровождая слова песни или стишка игрой с пальчиками ребенка. Отсюда родились всем известные игры: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Гуленьки», «Коза рогатая» и другие. Сам ход исторического развия человечества доказывает, что движение руки тесно связано с речью. Первой формой общения первобытного человека были жесты. Особенно велика была роль руки-она давала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить и обогатить тот первичный язык с помощью которого объяснялись люди. Позднее жесты стали сочетаться с криками. Прошли тысячелетия пока развилась словестная речь. Долгое время она оставалась жестикулярной – эта связь дает знать о себе и в современном обществе.
Все ученые, узучающие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулируещее влияние функций руки на формирование речи. Выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения заний об этих вещах, но и для всего его умственного развития». Невропатолог и психиатор В.И. Бехтерев писал, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Селли также придавал большое значение «созидатльной» работе рук для развития мышления и речи. И.П. Павлов придавал кинестическим ощущениям (т.е. идущим от мышц, сухожилий и суставов) большое значение, т.к. они несут в речевой центр, в ее двигательную часть дополнительную энергию, способствуя ее формированию. Чем совершенее кора мозга, тем совершенее речь, а значит, и мышление.
Ученые в своих исследованиях исходя из физиологии развития ребенка установили, что сначала у ребенка развиваются тонкие движения пальцев, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев.
Все дети, страдающие тяжелыми расстройствами речи, имеют несформированную звуковую культуру речи, а именно резко нарушена звуковая сторона и компоненты речи: голос, дыхание, темп, ритм, логическое ударение, пауза, особенно интонационная и эмоциональная окраска голоса (радость, горечь, уверенность, обида и пр.). У таких детей, как правило, речь тихая, монотонная, смазанная, т.е. маловыразительная.
Работу с такими детьми можно разделить на три этапа: изолированне упражнения с пальчиками, соединение движений пальцев с звуком-словом-предложением, практическая работа с предметами.
В качестве примеров изолированных упражнений с пальчиками можно привести следующие упражнения:
- Домик – соединить подушечки пальцев обеих рук, а ладони развести под углом, большие пальцы плотно прижаты к указательным;
- Деревья – пальцы рук широко развести в стороны;
- Гнездо – пальцы левой руки полусогнуты, большой палец соединить с указательным и средним, пальцами правой руки обвить левую руку так, чтобы указательный палец лег на указательный, а большой палец на большой;
- Лучики- скрепить пальцы и расставить их;
- Коза- мизинец и указательный выдвинуты вперед, остальные согнуть;
- Зайчик- указательный и средний вытенуть вперед, остальные согнуть;
- Пальцы-музыканты – пальцами по очереди перебирать, имитировать игру на клавишах;
- Очки – пальцы полусогнуты, большой палец соединить с указательным и средним;
Далее, по мерее освоения изолированных упражнений, можно выполнять, например упражнений «Пальчики здороваются» в прямом и обратном направлении, затем движения пальцев при занятиях изолироаннм упражнениями спровождать звукоподражанием. Например, «Деревья» - ши-ши-ши, «Коза» - ме-ме-ме, «Гнездо» - пи-пи-пи.
Затем движения пальцев соединяют со словами. Каждому пальцу свое слово, например:
Наша – большой- указательный
Таня – большой – средний
Громко – большой– безымянный
Плачет – большой- мизинец
Уронила – большой – безымянный
В речку – большой – средний
Мячик – большой – указательный
Паралелльно идет практическая работа с предметами, а именно дети учатся владеть мячом – ударять об пол, ловить его в руки, подбрасывать вверх и ловить.
Подобного рода упражнения помогают деткам снять напряжение, способствуют более быстрой социализации и развивают коммуникативные навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Развитие звуковой культуры речи....
Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учетом ФГОС ДО
Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учетом ФГОС ДО...
Семинар - практикум для педагогов ДОУ по теме "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
Задача семинара: систематизировать знания педагогов по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста.Ход семинара.1. Вводная...
«Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
В последние годы все чаще наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. ...
РОЛЬ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
О том, что движения пальцев тесно связано с речью было известно давно. Традиционно для многих народов было играть с маленькими, еще не говорящими детьми сопровождая слова песни или стишка игрой ...
Использование игровых технологий в формировании звуковой культуры речи у детей раннего возраста
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её. Очень важна...
Консультация для родителей "Формирование звуковой культуры речи у детей раннего возраста"
Консультация для родителей (законных представителей) обучающихся раннего возраста...