Информация для родителей и педагогов
учебно-методический материал по логопедии
Комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата
Картотека на шипяшие звуки
Упражнения над интонационной законченностью предложений
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата
Звуки [Р] [Р']
Артикуляционная гимнастика
"Чистим зубки"
Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно "почистить" за нижними зубами (вправо-влево)- 7-8 раз, затем поднять язычок в верх и "почистить" за верхними зубами (рот широко открыт) - 8-10 раз
Внимание!
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
"Вкусное варенье"
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
"Качели"
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
"Лошадка"
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
"Маляр"
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
"Барабан"
улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
Внимание!
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
"Блинчик"
улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.
"Гармошка"
улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Внимание!
1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Автоматизация звуков
"Логопедическая гармошка"
Для того, чтобы сделать гармошку, нужно раскрасить рисунки. Если ребёнок умеет читать, можно предложить подчеркнуть букву Р.
Задание, предлагаемое ребенку: разрежь лист по пунктирным линиям. У тебя получатся две полоски со словами и рисунками. Склей две полоски. Затем сложи их по линиям — «волшебная гармошка» готова.
Бери ее в руки, смотри на рисунки, перебирай гармошку и поочередно называй слова. Не забывай правильно поизносить звук Р.
Повторить упражнение несколько раз.
"Мальчик и собачка"
Задание, предлагаемое ребёнку: Поставь пальчик на нарисованную в правом углу собачку: она играет со своим хозяином, рычит р-р-р. И ты постарайся произнести этот звук.
Медленно веди пальчиком по дорожке к мальчику и произноси звук Р. Молодец!
Мальчик тоже умеет произносить звук Р. Веди пальчиком по дорожке от мальчика к собаке и произноси звук Р.
Повторить упражнение несколько раз.
"Приключения вороны"
Задание, предлагаемое ребёнку: Все дорожки идут от нарисованной в центре вороны. Выбери, по какой дорожке полетит ворона. Проследи путь вороны глазами.
Придумай, что произойдет с вороной, если она найдет баранку, мухомор; встретится с рыбой, комаром; попадет в крапиву.
Расскажи о приключениях вороны.
Дифференциация
"Логопедическая ромашка"
Перед ребёнком лежат две серединки от цветка, на одной нарисован звук Р, на другой P'. В хаотичном порядке расположены изображения (репа, рюкзак, редис, рис, орех; роза, робот, топор, торт, укроп).
Ребенку необходимо соотнести изображения на лепестках, с изображенным в центре звуком.
Предварительный просмотр:
Картотека упражнений для постановки, дифференциации и автоматизации шипящих звуков
Комплекс упражнений
способствующих выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков
ш, ж, ч, щ.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.
Комплекс включает основные упражнения.
1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
2. Вытягивание губ вперед трубочкой.
3. Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой.
4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
5. Язык широкий.
6. Язык узкий.
7. Чередование положений языка: широкий — узкий.
8. Подъем языка за верхние зубы.
9. Чередование движений языка вверх-вниз.
10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык в глубь рта — приближать к передним нижним резцам.
Наказать непослушный язык
Цель. Выработка умений расслаблять мышцы языка.
Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя … Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти – десяти.
Методические указания. 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок при этом не задерживал выпускаемый воздух. Одновременно это упр. Способствует выработке направленной воздушной струи.
Сделать язык широким
Цель. Выработка умения удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти – десяти.
Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
Приклей конфетку
Цель. Укрепление мышц языка и отработать подъем языка вверх.
Краткое описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык — нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5—2 см. 3.Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4.Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
Грибок
Цель. Выработка подъема языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)
Методические указания.1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться. 3.При повторении упражнения надо открывать рот шире.
Кто дальше загонит мяч?
Цель. Выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, идущей посередине языка.
Краткое описание.Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания.1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2.Нельзя надувать щеки. 3.Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Вкусное варенье
Цель. Выработка движений широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Гармошка
Цель. Укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки (уздечку).
Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания. 1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Фокус
Цель. Выработка подъема языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ
Звук Ш
Занятие 1.
1. Артикуляционная гимнастика:
«Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка», «Улыбка», «Дудочка», «Парашют».
2. Повтори слоги медленно и четко:
Аш ош уш иш эш
Ша шо шу ши шэ
Ашша ошшо ушшу эшшэ
3. Повтори слова. Определи место звука ш в слове:
Шуба, малыш, шина, машина, шишка.
Занятие 2.
Упражнение «Шина лопнула».
2. Повтори медленно и четко:
Шма шмо шму шмэ
Шка шко шку шкэ
Шта што шту штэ
Шпа шпо шпу шпэ
Шна шно шну шнэ
Подбери слово, близкое по смыслу и звучанию.
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на … (машине).
Уронила белка шишку,
Шишка стукнула … (зайчишку).
Занятие 3.
1. Закончи фразу:
Ночью темень. Ночью тишь
Рыбка, рыбка, где ты … (спишь).
– Нет твой голос нехорош,
Слишком тихо ты … (поешь).
2. Произнести чистоговорку четко (тихо, вполголоса, громко):
Нашей Маше дали много каши.
3. Выучи загадку, четко произнося звук ш:
Небольшие ножки и боится кошки. (Мышка).
Занятие 4.
В каких словах слышишь звук ш?
Кошка спит, а мышку видит.
Миша сегодня идет в школу.
Бабушка купила шапку дедушке.
Дедушка купил внуку машину.
Поспешишь – людей насмешишь.
Послушай и повтори рассказ «Наташа и мишка».
У Наташи плюшевый мишка. Наташа надевает ему штанишки, а бабушка – шапочку. Наташа выходит с мишкой погулять. Там Миша. У Миши большая машина. Наташа и Миша посадили мишку в машину. Мишка едет на машине!
Звук Ж
Занятие 1.
Артикуляционная гимнастика для подъема языка вверх.
2. Повтори слоги (сверху вниз и справа налево):
Жа жо жу жи жэ
Жо жу жи жэ жа
Жу жи жэ жа жо
Жи жэ жа жо жу
Жэ жа жо жу жи
3. Закончи фразу:
А рядом бегемотики схватились за … (животики).
Как на тоненький ледок выпал беленький … (снежок).
А слониха вся дрожа так и села на … (ежа).
Занятие 2.
Упражнение «Жук жужжит».
2. Где слышишь звук ж (в начале, середине или конце слова)?
Жук, ежик, ежевика, Женя.
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук ж.
Жук, жаба, шуба, ножик, зайка, зубы, ежата, чашка, медвежонок, кубики, ежевика, шина, собака, цапля, Женя.
4. Произнеси чистоговорку медленно и шепотом, быстро и громко:
Жа – жа – жа, жа – жа – жа – убежали два ежа.
Жу – жу – жу, жу – жу – жу – маме кофту я вяжу.
Занятие 3.
Четко произнеси, выучи «Песенку жука» Д. Бер-сенева.
Я веселый майский жук.
А зовут меня Жу-жу.
– Почему зовут Жу-жу?
Потому что я жужжу.
Где слышишь звук ж?
Ежик лежит под елью.
Женя шьет кукле новую шубу и жилет.
3. Послушай, повтори рассказ «Женя и ежата». (Если есть звук Л).
Однажды Женя пошел в лес за желудями. Женя искал желуди и нашел жука. Он побежал за жуком и увидел ежа с ежатами. Ежата увидели Женю и убежали под елку.
Звук Ч
Занятие 1.
Закончи фразу.
Сверху солнышко печет, внизу реченька … (течет).
А горы все выше, а горы все круче, а горы уходят под самые … (тучи).
Где слышишь звук Ч?
Танечка, тина, бабочка, Дина, сачок, ключ, цапля, очки, тетерев, качели, артист, бочка, ночь, ветка, дочка.
3. Произнеси чистоговорку шепотом и вполголоса:
Ча – ча – ча, ча – ча – ча – нет у Танечки ключа.
Чу – чу – чу, чу – чу – чу – дам я вам по куличу.
Занятие 2.
Упражнение «Кузнечик» (ч – ч – ч).
2. Запомни загадки, повтори:
У дома начинается,
У дома и кончается. (Дорога)
Упадет – не плачет,
Ножек нет, а скачет. (Мячик)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И селедка на носу? (Очки)
Упражнения на дифференциацию шипящих звуков
1. «Прогулка в лес»
Цель: дифференциация звуков Ш – Ж.
Ход: в одном углу группы стоят дети, в другом – стульчики, это лес. Воспитатель говорит: «Мы идем на прогулку в лес там посидим отдахнем и послушаем, что делается в лесу». Дети идут и тихо садятся на стулья. Воспитатель просит их изобразить, качающиеся верхушки деревьев (ш-ш-ш, жужжат жуки (ж-ж-ж, шипят змеи и т. д.
2. «Жадный кот»
Цель: дифференциация звуков Ш-Ж.
Ход: выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети мышки. Они проходят мимо кота и шепчут: «тише-тише, кот все ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот ловит мышей. Кто попался коту в лапы должен произнести слова со звуками Ш – Ж.
3. «Слово заблудилось»
Цель: дифференциация близких по звучанию звуков З – Ж (С – Ш, Ж – Ш).
Ход:
Заблудится может каждый,
Даже очень, очень важный,
Бизнесмен или ребенок,
Белка, мышка и котенок,
Вот и слово заблудилось,
Не в том месте очутилось,
Испугалось и закрылось,
Между слов других забилось.
Ты найди его скорей,
Успокой и пожалей.
Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком. Например, шуба, шайба, санки, шарф.
4. «Мяч в кругу»
Цель: упражнять детей в дифференциации сходных по звучанию и смешиваемых ими звуков.
Ход: дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком С, а другой со звуком Ш, следующий – со звуком С и т. д. (аналогично играют и с другими парами звуков).
5. «Звенит – жужжит»
Цель: дифференциация звуков З – Ж.
Ход: водящий выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают по одному слову, в названии которого есть звук З или Ж. водящий, вернувшись слушает придуманные слова и говорит: звенит, если слышит звук З, и жужжит, если слышит звук Ж.
6. «Умей слушать»
Цель: закреплять умение детей дифференцировать звуки.
Оборудование: макет четырехэтажного домика, предметные картинки с изображением животных.
Ход: дети должны расселить зверей и птиц по квартирам: на первом этаже – животные и птицы, в названиях которых есть С, на втором – звук Ш, на третьем З, на четвертом Ж.
7. «Закончи словечко»
Цель: дифференциация звуков З-Ж в словах.
Ход: ребенок заканчивает слово, начатое воспитателем, добавляя слоги ЗА-ЖА (коза, кожа, береза, мимоза, лужа, медуза, стража и т. д.).
8. «Замени звук»
Цель: дифференциация звуков С-Ш.
Ход: воспитатель называет слово, а ребенок заменяет свистящий звук на шипящий, произносит получившееся слово (сок-шок, сутки-шутки, сайка-шайка, сила-шило, миска-мишка и т. д.).
Предварительный просмотр:
Упражнения над интонационной законченностью предложений
"Хлопни, если я всё сказала"
Воспитатель читает предложение, делая акцент на интонации законченного или незаконченного предложения. Ребёнку необходимо хлопнуть в тот момент, когда он считает, что предложение законченно.
Примеры предложений:
- Дети ушли. Дети ушли гулять. Дети ушли ... гулять. Дети ушли гулять ... в лес.
- Дети рисуют. Дети рисуют ... флажки. Дети рисуют флажки ... красками.
- Даша стирает. Даша стирает ... белье. Даша стирает белье ... кукле.
"Закончи предложение"
Воспитатель начинает предложение с интонацией повышения голоса. Дети заканчивают с интонацией понижения.
Пример:
Белый снег в лесу лежит, На сосне сидит синица,
Зайка под кустом ... (дрожит). Под кустом сидит ... (лисица).
"Вопрос или ответ"
Воспитатель произносит одно и то же предложение то с повествовательной, то с вопросительной интонацией.
Пример:
- Дождь идет? Дождь идет.
- Дети гуляют. Дети гуляют?
"Кто спрашивал, а кто отвечал?"
Воспитатель предлагает детям разделиться по ролям: один ребенок спрашивает, второй - отвечает.
Перед началом упражнения необходимо обратить внимание детей на особенности повествовательной и вопросительной интонаций.
В качестве основы упражнения можно использовать стихотворение "Курочка-рябушка"
— Курочка-рябушка, куда ты пошла? (На речку.)
— Курочка-рябушка, зачем ты пошла? (За водичкой.)
— Курочка-рябушка, зачем тебе водичка? (Цыпляток поить.)
— Курочка-рябушка, как цыплятки просят пить? (Пи-пи-пи.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация консультативного сопровождения родителей и педагогов. Информация для родителей.
Организация консультативного сопровождения родителей и педагогов учителем-логопедом.Папка -раскладушка для родителей "Артикуляционная гимнастика"Любите своего ребёнка."Азбучные истины&q...
Информация для родителей и педагогов
Воспитываем у детей правила личной безопасности на улице и дороге....
Информация для родителей и педагогов
Информация для родителей...
Информация для родителей и педагогов
Музыкотерапия в жизни дошкольника...
Электронная библиотека - важная интересная информация для детей, родителей и педагогов.
Данный раздел создан для вас, уважаемые родители и ваших детей (наших воспитанников). а также коллег-единомышленников.Вы всегда можете связаться с педагогом и получить рекомендации по использованию ма...
Стендовая информация для родителей от педагога-психолога. Влияние мультфильмов на психику ребенка.
Мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные – с другой, они близки по своим развив...