Игры на развитие мелкой моторики
консультация по логопедии (старшая группа)
Уровень развития речевой активности напрямую зависит от сформированности ручной моторики. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются особенности в развитии мелкой моторики, что выражается в малоподвижности пальцев рук, несогласованностии неточности выполнения координированных движений. Поэтому стоит уделять большое внимание развитию и совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников для развития речи графо-моторных навыков и речи и успешного овладения графо-моторными навыками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. У значительного большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Поэтому необходимо уделять большое внимание развитию и совершенствованию мелкой моторики рук ребенка для успешного овладения графо-моторными навыками.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики
• Упражнения на развитие статической координации движений
«Гнездо -пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней
«Фонарик руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика
«Буквы» изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др
«Замок» соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить
«Олень здоровается» скрещенные руки поднять вверх, пальцы широко раздвинуть, головой и руками делать легкие полунаклоны вперед.
• Упражнения на развитие динамической координации движений.
«Пальчики здороваются» на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т. Д
«Пальцеход» на плотном ковролине нашито 20 пуговиц — по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.
«Соревнования по бегу» средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе)
«Необычное животное» показать, как передвигается животное, у которого пять ног, по столу (сначала правой, а затем левой рукой).
«Посчитай-ка» сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).
«Командир» сжать руку в кулачок, разжимать пальцы по одному со счетом: «Ты командир, а твои пальчики — солдаты. Командуй: раз, два, три»•
Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость
«Кулак — ладонь» поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. Выполнение обеими руками может быть одновременное или разновременное (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот)
«Кулак — ребро — ладонь» поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.
«Сжимание и разжимание кистей рук» поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).
«Кольцо — зайчик» переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.
«Барабанщик» один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет
• Упражнения на развитие координированных графических движений.
«Трудные виражи» на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом — домик или гараж. Педагог говорит: «Ты — водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен». Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог.
• Упражнения с предметами:
— составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);
— составление цепочки из 6—10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;
— вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;
— нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой — мелких бусин, бисера;
— сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);
— застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
— завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
— доставание бусин ложкой из стакана;
— складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;
— продевание нитки в иголку;
— стирание ластиком нарисованных предметов;
— капать из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
— надевание и снимание колечка (массаж пальца);
— втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;
— комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);
— прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
— перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;
— нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;
— сжимание и разжимание эспандера;
— катание мячей-ежиков (с шипами).
Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов
.«Рамки с застежками».Материал: рамка, обтянутая тканью из двух половинок, к каждой из которых пришито по 5 тесемок (тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой). Ребенку предлагается завязывать и развязывать банты, соединяя две половинки ткани. Варианты:можно использовать рамки с разными застежками: большие и маленькие пуговицы, кнопки, петли, застежки из ремешков и др.
Формообразующие движения (работа с пластилином) — скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.
—Игры «Оркестр»одни дети имитируют игру на разных музыкальных инструментах (пианино, барабан, гитара, труба, баян и др.), другие дети отгадывают, кто на чем играет. Затем меняются местами.
«Работники» дети по очереди изображают работу с каким-то инструментом или орудием труда (ножницами, молотком, кусачками, топором, пилой, лопатой, граблями и др.).
«Поймай рыбку»ребенок удочкой с крючком пытается подцепить пластмассовых рыбок со специальным отверстием
• Упражнения для расслабления рук.
Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется чувство ритма.
Имитационные движения для кистей рук:— мытье рук перед едой — стряхивание воды с кисти — полоскание белья — надевание перчаток — поглаживание кошки
— пальчики танцуют Упражнения педагог может придумать сам, проявив творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей. «Футбольные игры» Игры для развития мелкой моторики и дыхания с многофункциональным пособием «Футбольное поле»
Новое пособие – это не забытое старое, а преобразованное, дополненное и с удовольствием используемое детьми пособие.«Футбол» – классическая игра, которую можно использовать для решения мно...
Занятие по формированию мышления, развитию речи и ручной моторики «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием силиконовых блоков перевертышей» Для детей с ОВЗ подготовительной группы
Интересное занятие для развития у детей с ОВЗ мелкой моторики, координации, мышления, воображения с помощью разноцветных силиконовых блоков перевертышей....
Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук.
Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для р...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...
Консультация "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет. Игры на развитие мелкой моторики"."
Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет"...
игра для развития мелкой моторики "Сортировка мелких предметов"
Для развития мелкой моторики у детей использую в своей работе игру "Сортировка мелких предметов"....
Приёмы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг....