Игры на развитие мелкой моторики
консультация по логопедии (старшая группа)

Сазонова Елена Ивановна

Уровень развития речевой активности напрямую зависит от сформированности ручной моторики. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются особенности в развитии мелкой моторики, что выражается в малоподвижности пальцев рук, несогласованностии неточности выполнения координированных движений. Поэтому  стоит уделять большое внимание развитию и совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников для развития речи графо-моторных навыков и речи  и успешного овладения графо-моторными навыками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. У значительного большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Поэтому необходимо уделять большое внимание развитию и совершенствованию мелкой моторики рук ребенка для успешного овладения графо-моторными навыками.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики

      • Упражнения на развитие статической координации движений

«Гнездо -пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней

«Фонарик руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика

«Буквы» изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др

«Замок» соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить

«Олень здоровается» скрещенные руки поднять вверх, пальцы широко раздвинуть, головой и руками делать легкие полунаклоны вперед.

• Упражнения на развитие динамической координации движений.

«Пальчики здороваются» на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т. Д

«Пальцеход» на плотном ковролине нашито 20 пуговиц — по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.

«Соревнования по бегу» средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе)

«Необычное животное» показать, как передвигается животное, у которого пять ног, по столу (сначала правой, а затем левой рукой).

«Посчитай-ка» сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).

«Командир» сжать руку в кулачок, разжимать пальцы по одному со счетом: «Ты командир, а твои пальчики — солдаты. Командуй: раз, два, три»

 Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость

«Кулак — ладонь»  поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. Выполнение обеими руками может быть одновременное или разновременное (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот)

«Кулак — ребро — ладонь» поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.

«Сжимание и разжимание кистей рук» поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

«Кольцо — зайчик» переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.

«Барабанщик» один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет

• Упражнения на развитие координированных графических движений.

«Трудные виражи» на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом — домик или гараж. Педагог говорит: «Ты — водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен».       Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог.

• Упражнения с предметами:

— составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);      

 — составление цепочки из 6—10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;       

— вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;   

    — нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой — мелких бусин, бисера;       

— сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);    

   — застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;  

     — завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;   

    — доставание бусин ложкой из стакана;      

 — складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;    

   — продевание нитки в иголку;      

 — стирание ластиком нарисованных предметов;      

 — капать из пипетки в узкое горлышко бутылочки;      

 — надевание и снимание колечка (массаж пальца);      

 — втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;      

 — комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);      

 — прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;      

 — перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;     

  — нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;     

  — сжимание и разжимание эспандера;      

 — катание мячей-ежиков (с шипами).

Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов

.«Рамки с застежками».Материал: рамка, обтянутая тканью из двух половинок, к каждой из которых пришито по 5 тесемок (тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой).       Ребенку предлагается завязывать и развязывать банты, соединяя две половинки ткани. Варианты:можно использовать рамки с разными застежками: большие и маленькие пуговицы, кнопки, петли, застежки из ремешков и др.

Формообразующие движения (работа с пластилином) — скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.     

  —Игры «Оркестр»одни дети имитируют игру на разных музыкальных инструментах (пианино, барабан, гитара, труба, баян и др.), другие дети отгадывают, кто на чем играет. Затем меняются местами.

«Работники» дети по очереди изображают работу с каким-то инструментом или орудием труда (ножницами, молотком, кусачками, топором, пилой, лопатой, граблями и др.).

«Поймай рыбку»ребенок удочкой с крючком пытается подцепить пластмассовых рыбок со специальным отверстием

• Упражнения для расслабления рук.

Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется чувство ритма.

Имитационные движения для кистей рук:— мытье рук перед едой       — стряхивание воды с кисти       — полоскание белья       — надевание перчаток       — поглаживание кошки      

 — пальчики танцуют       Упражнения педагог может придумать сам, проявив творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей. «Футбольные игры» Игры для развития мелкой моторики и дыхания с многофункциональным пособием «Футбольное поле»

Новое пособие – это не забытое старое, а преобразованное, дополненное и с удовольствием используемое детьми пособие.«Футбол» – классическая игра, которую можно использовать   для решения мно...

Занятие по формированию мышления, развитию речи и ручной моторики «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием силиконовых блоков перевертышей» Для детей с ОВЗ подготовительной группы

Интересное занятие для развития у детей с ОВЗ мелкой моторики, координации, мышления, воображения с помощью разноцветных силиконовых блоков перевертышей....

Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук.

Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для р...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Консультация "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет. Игры на развитие мелкой моторики"."

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет"...

игра для развития мелкой моторики "Сортировка мелких предметов"

Для развития  мелкой моторики у детей использую в своей работе игру "Сортировка мелких предметов"....

Приёмы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг....