Буклеты
консультация по логопедии

Ольга Филкова

Дорогие гости!

На этой страничке для Вас подготовлен полезный практический материал, в котором вы найдете советы  как помочь своему ребенку: начать говорить; правильно сделать логопедический массаж; развить мелкую моторику, речь; подготовить ребенка к школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарь развития дошкольника

К году малыш:

  • Знает, как его зовут.
  • Понимает слово «нет».
  • Понимает и выполняет простые  просьбы.
  • Повторяет простые одно- и двух сложные слова
  • Играет в «Сороку – белобоку», желает спокойной ночи.
  • Любит подрожать голосам животных и звукам разных предметов.
  • По вашей просьбе дает игрушку.
  • С удовольствием сметя
  • Хорошо слышит и различает много звуков.
  • Демонстрирует искреннюю любовь к Вам.
  • Вкладывает кубики в  коробку по вашей просьбе.
  • Активно рисует карандашом или мелком каракули.

К двум годам ребенок:

  • Любит, когда ему читают, и рассматривает иллюстрации.
  • Хорошо знает своё имя, произносит его.
  • Пользуется словами « да», «нет», «ещё».
  • Выражает просьбу словами, а не только жестами.
  • Использует существительные в разных падежах (меняет окончание).
  • Согласует предметы в действие « машина едет», «я хочу».

                     

К трем годам ребенок:

  •  Часто задает вопросы.
  • Пользуется двух, трехсложными предложениями.
  • Знает время суток.
  • Договаривает звуки, слоги, слова при чтении взрослым.
  • Понимает значение простых предлогов и множественного числа.

К четырем годам:

  • Начинает употреблять сложные предложения.
  • Задает много вопросов. Использует слова» кто?» и « почему?»
  • Выполняет просьбы и команды, даже, если нужный предмет не находится в поле зрения.
  • Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

               

К пяти годам:

  • Знает свой адрес.
  • Пользуется предложениями из 5-6 слов.
  • Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
  • Правильно произносит практически  все звуки.
  • Определяет право – лево у себя, но не у других.
  • Знает простые антонимы (большой – маленький, твердый – мягкий).
  • Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
  • Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.
  • Умеет рассказывать и пересказывать.
  • Помнит и может описать прошедшие события.
  • Употребляет все части речи.
  • Рисует, заштриховывает, обводит.
  • Хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги.

 К шести годам Ваш ребенок:

  • Практически все звуки родного языка произносит правильно.
  • Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к этому.
  • Помнит и может описать прошедшие события.
  • Употребляет все части речи.
  • Различает и дифференцирует звуки речи.

            Дорогие родители!

Знаете ли Вы, что ребенок должен уметь говорить:

  • К году - «мама», « папа» и еще около 10 слов.
  • К двум годам – 50 слов.
  • К трем годам – 250 слов.

Календарь речевого развития детей дошкольного возраста

Учитель – логопед

Филкова О.В.

Берёзовский



Предварительный просмотр:

Если ваш ребенок посещает логопедический кабинет, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

Исправление звуков проводится поэтапно:

1-й этап - подготовительный  (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания);

2-й этап – постановка ( вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

3-й этап – автоматизация (закрепление звука, в слогах в словах, предложениях);

4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно  много упражняться.

Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику. Когда звук поставлен, закрепляйте его произношение: называйте картинки, определите место звука в слове (начало, середина, конец слова),составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, обязательно следите за поставленными звуками в повседневной речи.

Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

Логопедические правила

Памятка для родителей

Учитель-логопед Филкова О.В.

Правила работы в тетради домашних заданий

  • Домашнее задания ребенок выполняет с родителями в течение

10-15 минут 2-3 раза в день.

  • Выполнение всех домашних заданий обязательно. Это дисциплинирует ребенка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.
  • Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив  снова спустя некоторое время.
  • Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном выполнении её вы можете получить у логопеда.
  • Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
  • Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. Однако, если изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.
  • Пусть выполнение домашних  заданий   станет игрою для ребенка.
  • Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения.
  • Приучайте ребенка бережно относится к тетради.

Помните:

  • Тетрадь является документом, который осуществляет преемственность между логопедом и родителями.
  • Тетрадь передаётся в пятницу родителям на выходные дни для повторения пройденного материала за неделю.
  • Данный логопедом материал необходимо проговаривать не менее трех раз по 10-15 минут.
  • По каждой теме необходимо наклеивать по 3-5  предметных и сюжетных картинок.
  • Задание детей по теме проверятся логопедом каждую неделю.
  • К выполнению заданий относитесь ответственно и аккуратно.
  • Выполняйте все задания.
  • В понедельник не забывайте приносить тетрадь в детский сад.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома:

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 5 минут.
  • Каждое упражнение выполнять по 5-7 раз.
  • Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд

    ( удержание артикуляционной позы    в одном положении).

  • При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к сложным. Проводить их лучше  эмоционально в игровой форме.
  • Из выполняемых 2-3 упражнений новым может только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение  недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать  старый материал. Для его выполнения можно придумать новые игровые приемы.
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело его не напряжено, руки и ноги находятся  в спокойном положении.
  •  Ребенок должен хорошо видеть  лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время  проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться  небольшими ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  • Начинать гимнастику лучше с  упражнений для губ.



Предварительный просмотр:

К шести годам здоровый малыш  говорит чисто и правильно, допуская ошибки в употреблении сложных и малознакомых слов. В школе же основное внимание уделяют формированию письменной речи. А для этого нужна согласованная работа  всех анализаторов, т.е. рука, глаз, ухо и язык ребенка должны « слушаться» друг друга. Также должны « дружно» работать левое и правое полушарии головного мозга.

Развивать все эти умения помогут не сложные  задания, которые можно предложить ребенку.

  Шуточные инструкции

 Это упражнение поможет ребенку научиться координации движений в пространстве. Сначала взрослый предлагает ребенку выполнить задание. А потом  можно поменяться  ролями. Весело играть, когда детей несколько, например, на детских праздниках.

Примеры инструкций:

Левой рукой возьми себя за правое ухо, а правую спрячь за спину.

Правую руку положи на голову, а левую на правую колено.

Правой рукой возьми себя за нос, а левую руку подними вверх.

     « Школа первоклассника»

 

                  Филкова О.В.

              Учитель - логопед

Ритм

  Взрослый показывает  ребенку карточку с изображенными на ней кружками (либо другими фигурами) и говорит: « Посмотрите, и послушай, как я буду хлопать по этой схеме. Если два кружочка нарисованы рядом, то хлопать нужно два раза подряд, т.е. пауза между хлопками короткая; если кружки  нарисованы на большом расстоянии  друг от друга, то пауза длинная, т.е. нужно молчать»

  Варианты игры:

*взрослый отхлопывает ритмический рисунок, а ребенок выкладывает его схему из одинаковых предметов или записывает на нелинованной бумаге с помощью кружков, квадратов.

* не отхлопывание, а проговаривание заданного ритма( можно использовать слоги или короткие слова):

Ду-ду ду - ду-ду-ду

Тук-  тук- тук .

Оживим слово 

в этой игре участвуют не менее  трех человек. Взрослый предлагает слово, например кот Закройте глаза и поднимите столько пальчиков , сколько в этом слове звуков. Или из набора букв сложить слово.

Рисуем двумя руками.

Взрослый предлагает ребёнку обводить симметричные изображения двумя руками.  Это задание нужно выполнять в едином темпе.

1.Организуйте распорядок дня, в который непременно должны входить следующие компоненты:

  • стабильный режим дня;
  • полноценный сон;
  • прогулки на воздухе;
  • здоровое питание;

2.ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка.

  • Наблюдайте на прогулке за явлениями живой и неживой природы;
  • Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержание мультфильмов;
  • Занимайтесь звуковым анализом  простых слов( дом, лиса);
  • Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а также со звуками, обозначающими конкретные буквы.
  • Научите ребенка счету до 10 и обратно;

  • Развивайте мелкую моторику рук. Рисование, штриховка,  раскрашивание, нанизывание бусинок и многое другое поможет ребенку хорошо подготовить руку к письму.

  • Копируйте геометрические фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры. Расположенные на плоскости, различать прямые и кривые линии.

Занятия лучше всего проводить в игровой форме, с использованием развивающих пособий и материалов. И обязательно стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения!

            Удачи Вам и

            вашим  детям!



Предварительный просмотр:

Логопедический массаж

 Современные источники информации говорят о том, что в настоящие время  наблюдается большой рост речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста. Эти нарушения имеют разные причины и формы.

 При своевременном диагностировании этих нарушений очень важно грамотно спланировать коррекционную работу.

 Как правило, при речевых нарушениях страдает не только артикуляционная моторика, но и мелкая и общая.

   Существует огромное количество разнообразных методик по преодолению речевых нарушений: использование дыхательных и артикуляционных упражнений, формирование общей и мелкой моторики.

  В логопедии широко известно использование разнообразные формы массажа: точечный, логопедический массаж  специальными зондами, индивидуальными зубными щетками.

 При речевых нарушениях  используют не только логопедические массаж, но общеукрепляющий массаж мышц лицевых и воротниковой зоны.

 Использование в логопедической коррекции этой формы работы, как правило, даёт положительный результат, так как в комплексе решение проблемы формирования речи у детей.

             

                     

                         Учитель – логопед

                 Филкова Ольга Владимировна

Противопоказания к проведению логопедического массажа. 

•     Гнойничковые и грибковые заболевания кожи у логопеда или ребенка

•     гематомы на массируемом участке тела

•     активная форма туберкулеза

•     болезни крови и капилляров

•     тромбоз сосудов

•     острая крапивница, отек Квинке в анамнезе

•     онкологические заболевания

•     инфекционные раны

•     фурункулез

•     ОРЗ

•     гиперчувствительность

•     эпилепсия

•     если ребенок недавно перенес ангину, массаж противопоказан после полного выздоровления еще на протяжении 10 дней.

Условия проведения логопедического массажа. 

         Массаж можно начинать проводить с двух месячного возраста. Массаж волосистой части головы выполняют только с полутора лет. В период пубертатна (полового созревания) массаж не рекомендуется выполнять, так как может произойти вспышка половой функции.  Массаж проводится чистыми руками логопеда на чистой коже ребенка. Температура в помещении должна быть не ниже 22 градусов (при более низкой температуре мышцы ребенка не расслабятся, и, естественно, максимального эффекта от воздействия не будет). При массировании детей не рекомендуется использование таких средств как: крем, масло, мазь, вазелин, поскольку при воздействии на кожу открываются и очищаются поры, а применение перечисленных средств может привести к закупорки пор, воспалению фурункулезу.

         Сеанс массажа - это процедура, выполняемая один раз в день. Рекомендуется проводить в утренние часы во избежание перевозбуждения.

         Курс массажа - это количество сеансов, проводимых в течение определенного количества дней. Логопедический массаж проводят курсами, содержащими от 10 до 20 сеансов, оптимально 10 - 12 или 15.  Продолжительность сеанса и самого курса массажа зависит от тяжести речевой патологии: чем поверхностное нарушение, тем короче курс массажа и меньше их требуется для наиболее полной коррекции. Иногда возникает необходимость проводить логопедический массаж курсами в течение нескольких лет. Между первым и вторым курсами рекомендуется интервал три месяца, в дальнейшем, возможно, проводить повторные курсы массажа ежемесячно.

Основы методики массажа. 

       *  Массаж улучшает кровоснабжение, способствует расслаблению - возвращает человеку уравновешенность и хорошее самочувствие. Уже этим создаются важные предпосылки для восстановления нарушенных функций в организме.

        * Начинать воздействовать массажем на ребенка можно уже с 2-месячного возраста, что будет препятствовать развитию в его организме нарушений, в том числе и речевых.

         *Проекции зон и точек на кистях, стопах, ушных раковинах, носу, языке, волосистой части головы, согласно зональной терапии, взаимосвязаны с внутренними органами посредством их общей проекции на уровне корковых зон. Кисти, стопы, ушные раковины и так далее представляют собой уменьшенное отображение всего тела человека.



Предварительный просмотр:

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией,  это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование самомассажа полезно по нескольким причинам:

  1. Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
  2. Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
  3. Можно использовать без специального медицинского образования.

Самомассаж в логопедической практике

практические приемы

учитель – логопед

О.В.Филкова

Правила:

  1. Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.
  2. Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.
  3. В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.
  4. Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.
  5. Все материалы должны быть строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия утилизироваться.

Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку. Процедура самомассажа проводится в игровой форме.

Общий самомассаж мышц головы, шеи, туловища можно включать на занятия как физминутки.

Чтобы не зевать от скуки взяли и потёрли рук

А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп…,

Чтобы щёчки не дремали ,

Мы пощиплем их немножко.

Носик мы погладим, пусть он дышит хорошо….

Самомассаж мышц лица (щёк, губ), укрепляем мышцы щёк, губ, круговую мышцу рта.  При повышенном тонусе мышц  – спастическая форма дизартрии, язык напряжён, оттянут кзади, спинка языка изогнута, кончик языка не выражен, губы плотно сомкнуты, напряжены, активные движения языка и губ затруднены,  то при массировании  мышц щёк рефлекторно расслабляются мышцы языка.

При «щечном» произношении шипящих (раздувание щёк), при вялости мышц щёк производится массаж на их укрепление.

  • Наши щёчки не простые (погладить ладонями щёки сверху вниз).

Наши щёчки золотые (с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями).

Смышлёные (слегка пощипать щёки)

Учёные (пальцевой душ)

Замечательные (погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз).

  • Самомассаж с помощью мячиков, бигудей (сопровождать стихотворным текстом).
  • Артикуляционные упражнения – как приёмы самомассажа:

Толстячок – худышка,

Шарики – гоняем воздух из одной щеки в другую,

Футбол – плюс выполняем движения языком вверх-вниз,

Хлопушка – надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками – воздух с шумом вырывается наружу.

 Самовар – сжать губы, надуть щёки. Затем выпустить воздух через губы, произнося звук «П».

Рыбка – несколько раз подряд широко открывать, а затем быстро закрывать рот, надувая щёки. В результате будут слышны тихие хлопки, издаваемые запираемым во рту воздухом.

Самомассаж пальцев рук.

Проекция руки в головном мозге составляет одну треть, поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

  • Упражнения на развитие тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшают тактильную чувствительность артикуляционного аппарата –  это сухие бассейны, мячики – ёжики, горошины, сорока-ворона…
  •  Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки».
  •  Массаж указательных пальцев – активизация речевых зон.
  • Мизинец левой руки – прямой массаж сердца, укрепление сердечной мускулатуры.

Самомассаж  может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации, дневного сна. Самомассаж может быть включён в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Процедура самомассажа проводится по схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка. Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребёнку удовольствии



Предварительный просмотр:

Первоклассник, с радостью поступивший в школу, через какое-то время жалуется на упорные головные боли, в руке при письме.

Ребёнок не внимателен, не может самостоятельно без родительского контроля  выполнять домашнее задание, неусидчив, легко отвлекается. Часто совершает описки. Переставляет буквы слогах и слоги в словах.  Многим детям тяжело учиться в  современной школе, повышенные нагрузки и бешеный темп не всегда по силам ребенку. Но первоклассник, который 7 или 8 лет назад перенес родовую травму, испытывает наибольшие трудности при освоении  школьной программы, ему намного сложнее, чем его здоровым  сверстникам. Родовые травмы  не всегда даже  фиксируются медиками. Поэтому чем раньше родители  и педагоги поймут, что имеют дело с не совсем здоровым ребенком, тем лучше.  В дошкольном возрасте  дети с нейропсихологическими проблемами имеют определенные особенности. Условно их можно разделить на две группы.

Первая – это возбудимые дети. Они страдают недержанием мочи, у них имеются различные тики: они часто моргают, непроизвольно двигают плечами, губами.

Вторая группа- это дети, перенесшие гемипарез

( асимметричное повышение тонуса). Они моторно неловкие: не любят заниматься ручным трудом. Мальчики предпочитают бесцельное вождение машинок игре в конструктор.

Родителям и педагогу важно понять, что неуравновешенный и  невнимательный ребенок  вовсе не обладает дурным характером, а требует настойчивого и, пристального родительского внимания. Следует помнить, что затруднения у таких детей могут возникнуть на  самых простых, несложных занятиях.  Многие элементы заданий родители могут отрабатывать дома.

Первый этап

Координация дыхания

Самые глубинные проблемы – это проблемы дыхания. Часто запинки речи связаны с повышенным тонусом мышц дыхательных путей и взаимодействия мышц тела и гортани в частности. Дети с трудностями нейропсихологического развития не могут одновременно писать и говорить, говорить и дышать.

Цель на этом этапе – это добиться плавной работы мышц и координации ее с дыханием.  Необходимо следить за плавностью вдоха и выдоха на счет. Начинаем выполнять упражнения со счета 1-2-3, доводя постепенно до счета 1-7.

Вся зарядка должна быть не больше 3-5 минут.

Упражнение1.  Ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. Руки вверх – вдох, опустили – выдох.

Упражнение 2.и.п. то же. Руки в стороны – вдох, обняться с усилием – выдох.

Упражнение 3 . и.п. то же. Руки вверх - вдох, опустили в наклоне – выдох.

Упражнение 4. и.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Руки вверх – вдох. Опустили вниз – выдох.

Упражнение 5. и.п.: сидя на полу ноги вперед. Лечь- вдох, сесть – выдох.

Игра в гонки

Делаем из конфетных фантиков машинки и соревнуемся, кто дальше силой своего выдоха отправит машинку за стартовую линию.

Система упражнений для развития моторики руки у  проблемных детей

Учитель – логопед

О.В Филкова

Второй этап

Формирование статической нагрузки и правильное распределение тонуса в мышцы тела и конечностей

Все нижеописанные упражнения выполняются в очень медленном темпе.

Упражнение 1. И.п: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Потягивание как можно выше с замиранием в верхней точке.

Упражнение 2. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. Руки вдоль туловища. Потягивание руки в стороны, стоя на цыпочках с замиранием.

Упражнение 3. И.п.: стоя. Ноги на ширине плеч. Одновременный мах в сторону рукой и ногой.

Упражнение 4. И.п.: лежа на спине. Медленное поднимание одной ноги, потом второй, потом двух сразу.

Упражнение 5. И.п.: лежа на спине, ноги подняты и согнуты в коленях. Езда на велосипеде.

Постепенно усложняя все упражнения на все группы мышц. Заканчивая комплекс прыжками.

В комплексе может быть до 16 упражнений.

Игра « Пластилиновые люди»

Нужно двигаться, как пластилиновые люди, у которых очень плавные движения.

Игры с воздушным шариком

Воздушный шарик предпочтительнее мячика, потому что он летит медленнее и за ним легче следить. Эта серия упражнений  корректирует формирование полей зрения и конвергенцию глаз.

Упражнение 1. Ловить воздушный шарик, который бросает взрослый. Бросать  сверху, снизу, справа, слева.

Упражнение 2.  Отбивать правой и левой руками воздушный шарик, подвешенный на веревочку.

у

Упражнение 3. Отбивание воздушного шарика поочередно правой и левой руками, как при игре в бадминтон.

Упражнение 4. Носить по комнате воздушный шарик, который лежит на переносице.

Третий этап

Развитие пространственных  представлений

Это этап работы с пространственными представлениями детей, одна из наиболее интересных тем. Освоение пространства тесно связано не только с развитием моторики и координации движений, но и с будущим обучением письму и основам математики.  Без ориентации в пространстве листа, без представлений о ряде, о последовательности ребёнок столкнется  с большими трудностями в школе. Развитие пространственных представлений нарушено не только у детей гемипарезами и у возбудимых детей, но у большинства левшей, да и многие вполне здоровые взрослые зачастую путают право и лево. Поэтому следует этому вопросу отводить как можно больше места в повседневной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Права ребенка"

В краткой, лаконичной форме познакомить детей и взрослых с правами детей....

Буклет о спорте

Стихи и загадки о спорте....

Буклет "Олмпийские игры"

В буклете рассказывается о возникновении Олимпийских игр....

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс  сделан в программе фотошоп....

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс сделан мной в программе фотошоп....

Буклет для родителей "Полезные советы"

Предлагаю вашему вниманию «Полезные советы». Они помогут Вам донести до детей самоценность окружающих нас живых и неживых объектов, увидеть их хрупкость и незащищённость, дадут повод задуматься ...

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...