логопедическое развлечение "Казачьему роду нет перевода"
материал по логопедии (подготовительная группа)
Приобщать воспитанников к кубанской культуре ,кубанскому диалекту,речи,истокам родной земли.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Казачьему роду нет перевода»
Цель: приобщать воспитанников к кубанской культуре, кубанскому диалекту, речи , истокам родной земли, воспитывать любовь к своей малой Родине – Кубани, родному языку, развитие кругозора детей, пропаганда традиций Кубани, воспитание патриотизма
Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с кубанским диалектом, речью, бытом и культурой малой родины – Кубани, познакомить с кубанскими народными играми. Сформировать толерантную культуру у детей через приобщения к культуре разных национальностей людей живущих на Кубане
2. Развивать творческие способности дошкольников. Формировать познавательные процессы в ходе знакомства с культурой и традициями разных народов.
3. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям. Воспитывать у детей желание знакомиться с жизнью и речевым диалектом кубанских казаков, формировать представление о различных видах ремёсел, приобщать детей к истокам народной культуры, закреплять знание детей пословицами о труде.
Оборудование: кубанская горница
Звучит песня Кубанского казачьего хора «Ты Кубань, ты наша Родина!»
Входит казачка, в руках рушники с хлебом и солью.
Обходит зал, кланяется и здоровается с детьми.
Казачка ЛЮДМИЛА:
Хлопчики ,та девчата, проходьте у хату ,
будем чай пить, кубанские сказы говорить
Хороводы водить, Хлеб-соль кушать,
Да песни слушать.
ЛОГОПЕД: Ребята я бы хотела вас познакомить с культурой нашего края, нашей Родины.
Вы все должны знать, что мы потомки кубанских казаков, которые более 200 лет назад пришли с берегов Черного моря на Кубанскую землю. Казаки наши предки. Вы можете поговорить об этом с Вашими бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками, чтобы получше, поглубже узнать, кто мы такие.
А вы, ребята, готовы стать казачатами?
Наша Кубань очень древняя земля. На протяжении многих тысячелетий имеет и хранит она свои особенные тайны. Их особенность в том, что нет у нашей матушки России земли плодородней, чем кубанская. А плодородна она потому, что много солнца на Кубани, которое своими лучами согревает землю, теплых дождей, которые поют ее водой. И работают на этой земле трудолюбивые, хозяйственные, влюбленные в свое дело люди.
КАЗАЧКА ЛЮДМИЛА :А знаете ли вы профессии всех тружеников Кубани.
Дети: Трактористы, комбайнеры, агрономы, садоводы, овощеводы
ЛОГОПЕД :Ни в одной точке земного шара нет такого разнообразия растений. Как в нашем Краснодарском крае. Богата земля кубанская своими дарами и пшеница растет и рис и овес, а сколько много фруктов и овощей. Давайте попробуем с вами сейчас сварить компот и борщ из кубанских фруктов и овощей.
ИГРА »Разложи в корзину правильно овощи и фрукты
ЛОГОПЕД Правильно, ребята , вы справились с заданием, а давайте порадуем нашу хозяйку песней
Песня «Ой ,да на Кубане»
ЛОГОПЕД :Ребята , а Вы знаете ,что на Кубане в разговорной речи присутствует свой кубанский речевой диалект –балакание .
Давайте поиграем в игру с нашей хозяйкой Людмилой и ответим на ее вопросы »что бы это значило»
Бачить | видеть | Кавун | арбуз |
Видсель | отсюда | Качка | утка |
Гай | лес, роща | Ныхай | пускай |
Гарно | хорошо | Кожух | летучая мышь |
Дробына | бревно | Чоловик | человек, муж |
Хата | дом | Чоботы | сапоги |
Горище | чердак | ||
Волость | Район, область | ||
Талан | Судьба | ||
Волглый | влажный | ||
Цигарка | Сигарета | ||
Латка | Заплата | ||
Шлях | Неезженая дорога | ||
Батог | Кнут | ||
Хворый | Больной | ||
Хвороба | Болезнь | ||
кличет | Зовёт |
Гукать-звать, уключи- включи, тутечки-здесь, поййв-поел, пойспав-поспал,куштувать-пробовать,обувка-обувь,незнамо куды- неизвестно куда, глечик-кувшин,горище-чердак,цыбуля-лук,рогач-ухват,калюжа-лужа,калош-галош
Логопед : А теперь, ребята, давайте в игру ?
Игра " бубен грай, бубен грай, танцювать скорей гукай"
Дети стоят в кругу, передают бубен со словами:
Ты катись, веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот и спляшет нам сейчас.
Казачка ЛЮДМИЛА:
А знаете ли вы ребята, что женщины на Кубане были большие рукодельницы. Умели они и прясть и вышивать и на коне скакать не хуже самих казаков. Но все же любимым занятием для души оставалось рукоделие
Ну-ка, рукодельницы, покажите ваши уменья!
ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ: Казачка –рукодельница
«КТО БЫСТРЕЕ НАМОТАЕ Т ленточку »
Казачка Людмила :
Как только музыка начнет играть, надо ленточку намотать.
А как музыка закончит играть, хватит вам ленточку мотать.
логопед: Здорово у нас получилось? Не правда ли?
Казачка ЛЮДМИЛА: Вы все такие молодцы!
ЛОГОПЕД: Ой, Кубань моя, Кубань,Зелёные садочки,
Будут петь для вас сейчас дочки да сыночки.
Песня «Кубанские частушки ).
ЧАСТУШКИ!
КАЗАЧКА ЛЮДМИЛА
ДЕВЧАта у вас умелые , а парни умеют что либо делать кроме как на конях скакать, да шашкой махать?
ЛОГОПЕД :Да и казачата наши умелые
КАЗАЧКА ЛЮДМИЛА. Скоро весна , нужно будет поля засевать семенами, умеют ли ваши парни семена различить
Предлагаю вам молодые казаки поиграть в игру
»Ловкие умельцы» разобрать семечки и фасоль.
Как здорово вы разобрали семена на посадку ,а вот остались тут семечки, так давайте и споем про семечки шуточную песню песню
«Семечки « шуточная песня».
Казачка ЛЮДМИЛА : А сейчас я предлагаю вам отгадать мои загадки!
Он похож на колобка,
На бахче отъел бока,
Круглый, гладкий, полосатый,
Очень нравится ребятам.
Сладок, сочен он на вкус,
И зовётся он (Арбуз)
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный… (баклажан)
Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа. (груша)
Раскололся тесный домик на две половинки.
И посыпались в ладошки бусинки-дробинки. (горох)
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали —
Не одну нашли, а десять!
Как ее названье, дети? (картошка)
Казачка: Молодцы! А сейчас
После сбора урожая в станицах кубанских были вечерние посиделки, где пели и танцевали хлопцы и девчата.
Вот и сейчас девчата станцуют
«Девичий перепляс»
ЛОГОПЕД: Ребята, а какими качествами должен обладать казак?
Дети: Сильным, смелым, ловким.
Ведущая: Казаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они храбро воевали, хорошо трудились, и весело отдыхали и после сбора урожая кубанские свадьбы играли. Чтобы девушку завоевать нужно силу да ловкость свою показать
ИГРА «Яблоня кубанская».
Ход игры: мальчики проходят препятствие , кто прошел достает бусы с дерева и дарит их девочке .
ЛОГОПЕД: У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки,
ЛОГОПЕД:
Моя Кубань, ты стань еще красивей,
Пусть будут все тобой удивлены.
Ведь ты Кубань, жемчужина России,
Ты житница и здравница страны!
КАЗАЧКА ЛЮДМИЛА
Слава Кубани - родимому краю!
Слава казачьей земле!
ДЕТИ СЛАВА, СЛАВА , СЛАВА
Песня «Казаки»
Ведущий. Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ угощением сладким да знатным.
Чай горячий наша сила - украшение стола. Приглашаем всех гостей выпить чай из самовара с сушками, ватрушками да пирогами вкусными.
ЛОГОПЕД я: Хорошо у вас, но пора и честь знать. Спасибо хозяюшке и всем гостям за веселье, угощенье.
Казачка ЛЮДМИЛА: Всегда рада гостям, заходите на огонек. До свиданья.
Под фонограмму детской песни «Казаки» ребята уходят в группы.
Логопедическое развлечение «Казачьему роду –нет перевода»
Цель: воспитание любви к своей малой Родине – Кубани, родному языку, развитие кругозора детей, пропаганда традиций Кубани, воспитание патриотизма
Оборудование: кубанская горница
Выступление учителя логопеда логопедическое развлечение «Казачьему роду нет перевода»
Ход выступления
Русский язык - это совокупность тех говоров, под- наречий и наречий, на которых говорит русский народ, то есть известные племена и народности, объединённые общностью нравов, верований, преданий и самого языка. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона |
1. Вступительное слово учителя-логопеда:
Кубанцев в любом уголке России народ определяет сразу. И «гэкаем» мы, и «шокаем». Еще сто лет назад так говорила вся Кубань, сегодня балакают, в основном, пожилые станичники.
Самобытный кубанский диалект сложился исторически в результате смешения и взаимопроникновения русского и украинского языков, южнорусских и украинских говоров, а также диалектов постоянно прибывающих на Кубань жителей других областей России.
Он относятся к говорам вторичного образования, поскольку складывались они, начиная с 19 в., в результате переселения людей из самых различных областей, при котором происходило смешивание населения и диалектов. Но известные образцы дореволюционной кубанской литературы писались не на народном диалекте, а на более или менее похожих на него так называемых "балачкообразных" формах. Зачастую некоторые слова и обороты авторы сочиняли сами или строили искусственно.
Сегодняшние кубанцы - это потомки казаков-переселенцев из Запорожской Сечи, с Дона, Хопра, из Полтавской, Курской, Воронежской губерний...
В настоящий момент на балачке исполняются старинные песни Кубанским казачьим хором (звучит песня «Ехали казаки…»)
Учитель-Логопед
В кубанской балачке не только «шо», «ихний» и раскатистое «гэ». Балакающие еще и падежи неправильные используют - «Дай Димы яблок», или, как в известной пословице, «У голодной куме одно на уме»...
Очень часто кубанец поставит мягкий знак после ц и на конце глаголов: «они хранять», «улиць»… Может, мягкий климат делает речь нашу мягче?
Еще одна особенность кубанского говора: любовь к звуку «ы». Есть даже такая шутливая загадка: придумать слово, в котором было бы шесть «ы». На кубанский манер это легко: «вылысыпыдысты».
Очень популярна у нас удвоенная приставка «по»: и трубы, хай им грэць, аж пополопалысь, да и мебель уся пополомалась...
Звук «ф» кубанцы заменят - получится кухвайка да кохта, скажут не умный, а вумный, не когти, а кохти...
И баклажаны мы называем синенькими, а хлеб - кирпичиком. И пополоть или порешать - это по-нашему, и фамилию соседскую спокойно преобразуем - рядом ведь столько КожанОв да СыдорЭнков!..
Во всем мире, в той же Германии, Италии, диалекты не только сохраняют - оберегают. А у нас многие уверены, что балачка - это малокультурная корявая речь, смесь испорченного украинского с плохим русским. И если еще сто лет назад так говорила вся Кубань, сегодня балакают, в основном, пожилые станичники...
Кубанский госуниверситет предложил ввести преподавание в школах на казачьем диалекте. Идея такая: коренные жители Кубани должны понимать «ридну мову». Выпустили даже «Кубанскую азбуку». В ней оказалось целых 10 слов на букву «й» - йисты, йде и т. д. (видеоролик)
Знаменита Кубань не только своим говором. Нас теперь все, кому не лень, именуют кубаноидами.
Можно, конечно, рассуждать так: украинцы - хохлы, белорусы - бульбаши, кубаноиды - жители Кубани со своим укладом, отношением к людям, поведением. Вот только новое модное словечко чаще произносится с ругательным оттенком: мол, это те, которые радуются, что у соседа корова сдохла.
Может, оно и так. А может, и нет. Судите сами.
Кубанцы хозяйственные - порой до прижимистости, как кот Матроскин.
Работящие: огород-палисадник вылизавают - не для дяди же ж! И чтобы потом сказать гостям: «Та усэ жежь свойе, со свого горОду!»
И детей женят «богато» - с выкупом, сватами, ряжеными на второй день, и чтоб на свадьбу всю родню пригласить да в грязь лицом не ударить...
А кубанские казачки!
В теле, норовистые, попробуй зацепи - такое услышишь!..
Так ото ж! (видеоролик)
Учитель-логопед:
Устная разговорная кубанская речь – ценный и интересный элемент традиционной народной культуры. Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов – русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.
Мы – дети Кубани. А хорошо ли знаем кубанский говор?
Викторина.
1. К устаревшим словам из кубанского фольклора подберите синонимы.
Бачить | видеть | Кавун | арбуз |
Видсель | отсюда | Качка | утка |
Гай | лес, роща | Ныхай | пускай |
Гарно | хорошо | Кожух | летучая мышь |
Дробына | бревно | Чоловик | человек, муж |
Хата | дом | Чоботы | сапоги |
Горище | чердак | Дымарь | труба |
Волость | Район, область | ||
Талан | Судьба | ||
Волглый | влажный | ||
Цигарка | Сигарета | ||
Латка | Заплата | ||
Шлях | Неезженая дорога | ||
Батог | Кнут | ||
Хворый | Больной | ||
Хвороба | Болезнь | ||
кличет | Зовёт |
Зубы съел (на этом) | Соловья баснями не кормят. |
Байдыки бить. | Бить баклуши. |
С бешеной собаки хоть шерсти клок. | На то и щука в реке, чтоб карась не дремал. |
На то и щука в реке, щоб карп не дремал. | Цыплят по осени считают. |
Якый Сенька, така его и шапка. | За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. |
Пчёл по весне считают. | Собаку съел. |
Песнями скотину не кормят. | С паршивой овцы хоть шерсти клок. |
Два арбуза в одной руке не удержишь. | По Сеньке и шапка. |
3. Так же изучая с ребятами пословицы и поговорки узнали, что немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте (говоре). Попробуйте произнести их по-русски.
Глаза боятся, а руки делают | Очи бояться, а руки роблять. |
Не будет скуки, если заняты руки. | Не сыди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы. |
Живет, как кот в сметане. | Живэ, як мыша в крупах. |
Что посеешь, то и пожнешь | Что посеешь, то и пожнешь. |
При подготовке мы с ребятами так же разбирали пословицы и поговорки, в которых раскрывается тип казака, человека решительного и в то же время осторожного, щедрой души и в то же время скуповатого, человека красивого в своих принципах жить по вере и заветам прадедов.
- Казак без седла - что черкес без кинжала.
- Куда казака доля не закинет - все будет казак.
- Казак голоден, а конь его сыт.
- Человек без родины, что соловей без песни.
- Береги землю родимую, как мать любимую.)
Дети также познакомились с новым словом ПРИЧИНА «Причинами» на Кубани называли загадки. А загадки всегда были любимой забавой людей. На самом деле загадка дело не простое. Когда-то в древности их придумывали охотники, рыбаки, землепашцы. Собираясь сделать свою важную работу, они боялись произнести вслух названия птиц и зверей, на которых охотились, природные явления, которые могли им помочь или помешать. Потом стали учить детей, знакомить их с окружающим миром, загадывая им загадки. Много загадок пришло на Кубань из России с переселенцами. Загадки русские, только загадывали их на Кубанской мове (речи, слове):
Висит, телепается, вся к за него хватается.(Рушник.)
Возьму я загадку, закину на грядку. Пошла моя загадка год годовать. (Зерно
пшеничное.)
Висом висят, ходом ходят, время показывают. (Часы.)
И складывались на Кубани загадки о казачьей жизни:
Крепка, звонка и отточена, кого поцелует, тот с ног долой. (Шашка).
На чужой спине едет, чужой груз везёт. (Седло).
Шашки острые, пики длинные, кони борзые, полем едут с песнями, искать царю чести, себе славы. (Казаки).
Как мы уже говорили, отличаются своим произношением и кубанские песни. Вся душа кубанского народа в песнях. Они из далёкого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил, донесли тревоги и радости. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком. Одна из таких песен радует нас своей колоритностью, весёлостью и удалью. (звучит песня «Роспрягайте, хлопцы, коней…»)
слово: Кубань богата традициями. В казачьем фольклоре слились воедино поэзия народа и его мудрость. Не случайно казаки бережно хранили его, передавали из поколения в поколение. Не забывайте их и вы. Это очень важно - изучать и знать историю своего народа. Недаром казаки говорили:
«Хто присказки старинные знае, тот в жизни много понимае».
Перемешались русский и украинский говоры, перемешались и традиции. Мы любим солнце и море, любим яркие краски и весёлые песни. (звучит песня «Ты ж менэ пидманула”)