логопедическое развлечение "Казачьему роду нет перевода"
материал по логопедии (подготовительная группа)

Мукиец Наталья Анатольевна

Приобщать воспитанников  к  кубанской  культуре ,кубанскому  диалекту,речи,истокам  родной  земли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Казачьему    роду   нет перевода»

Цель: приобщать воспитанников к кубанской культуре, кубанскому  диалекту, речи , истокам  родной  земли, воспитывать любовь к своей малой Родине – Кубани, родному  языку, развитие кругозора детей, пропаганда традиций Кубани, воспитание патриотизма

Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с  кубанским диалектом, речью, бытом и культурой малой родины – Кубани, познакомить с кубанскими народными играми. Сформировать толерантную культуру у детей через приобщения к культуре разных национальностей людей  живущих  на  Кубане

2. Развивать творческие способности дошкольников. Формировать познавательные процессы в ходе знакомства с культурой и традициями разных народов.

 3. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям. Воспитывать у детей  желание знакомиться с жизнью и  речевым диалектом  кубанских казаков, формировать представление о различных видах ремёсел, приобщать детей к истокам народной культуры, закреплять знание детей пословицами о труде.

Оборудование: кубанская  горница

Звучит песня Кубанского казачьего хора «Ты Кубань, ты наша Родина!»

Входит казачка, в руках рушники с хлебом и солью.

Обходит зал, кланяется и здоровается с детьми.

Казачка ЛЮДМИЛА:

Хлопчики ,та  девчата, проходьте  у  хату  ,

 будем чай пить, кубанские  сказы говорить

Хороводы водить, Хлеб-соль кушать,

Да песни слушать.

ЛОГОПЕД: Ребята я бы хотела вас познакомить с культурой нашего края, нашей Родины.

Вы все должны знать, что мы потомки кубанских казаков, которые более 200 лет назад пришли с берегов Черного моря на Кубанскую землю. Казаки наши предки. Вы можете поговорить об этом с Вашими бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками, чтобы получше, поглубже узнать, кто мы такие.

 А вы, ребята, готовы стать казачатами? 

Наша Кубань очень древняя земля. На протяжении многих тысячелетий имеет и хранит она свои особенные тайны. Их особенность в том, что нет у нашей матушки России земли плодородней, чем кубанская. А плодородна она потому, что много солнца на Кубани, которое своими лучами согревает землю, теплых дождей, которые поют ее водой. И работают на этой земле трудолюбивые, хозяйственные, влюбленные в свое дело люди. 

КАЗАЧКА ЛЮДМИЛА :А знаете ли вы профессии всех тружеников Кубани.

Дети: Трактористы, комбайнеры, агрономы, садоводы, овощеводы

ЛОГОПЕД :Ни в одной точке земного шара нет такого разнообразия растений. Как в нашем Краснодарском крае. Богата  земля  кубанская   своими дарами и пшеница растет  и рис и овес, а  сколько  много фруктов и овощей. Давайте попробуем с вами сейчас  сварить  компот и борщ из  кубанских  фруктов  и овощей.

ИГРА  »Разложи в  корзину  правильно  овощи  и фрукты

ЛОГОПЕД   Правильно, ребята , вы  справились  с  заданием, а  давайте  порадуем   нашу  хозяйку песней

Песня  «Ой  ,да  на  Кубане»

ЛОГОПЕД :Ребята , а  Вы  знаете  ,что на  Кубане  в  разговорной  речи  присутствует  свой  кубанский речевой  диалект –балакание  .

Давайте поиграем  в игру с  нашей  хозяйкой  Людмилой и ответим  на  ее  вопросы »что бы  это значило»

Бачить

видеть

Кавун

арбуз

Видсель

отсюда

Качка

утка

Гай

лес, роща

Ныхай

пускай

Гарно

хорошо

Кожух

летучая мышь

Дробына

бревно

Чоловик

человек, муж 

Хата

дом

Чоботы

 сапоги

Горище

чердак

Волость

Район, область 

Талан

Судьба 

Волглый

влажный 

Цигарка

Сигарета 

Латка

Заплата 

Шлях

Неезженая дорога 

Батог

Кнут 

Хворый

Больной 

Хвороба

Болезнь 

кличет

Зовёт 

Гукать-звать, уключи- включи, тутечки-здесь, поййв-поел, пойспав-поспал,куштувать-пробовать,обувка-обувь,незнамо куды- неизвестно куда, глечик-кувшин,горище-чердак,цыбуля-лук,рогач-ухват,калюжа-лужа,калош-галош

Логопед : А теперь, ребята, давайте в игру ?
Игра " бубен грай, бубен грай, танцювать скорей  гукай"
Дети стоят в кругу, передают бубен со словами:
Ты катись, веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот и спляшет  нам  сейчас.

Казачка ЛЮДМИЛА:

 А знаете ли вы  ребята, что  женщины  на  Кубане  были  большие  рукодельницы. Умели   они  и прясть  и вышивать  и на  коне  скакать  не  хуже  самих  казаков. Но  все же   любимым  занятием  для  души  оставалось рукоделие  

Ну-ка, рукодельницы, покажите ваши уменья!

ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ: Казачка –рукодельница

 «КТО БЫСТРЕЕ НАМОТАЕ  Т ленточку »

Казачка Людмила :

 Как только музыка начнет играть, надо ленточку намотать.

А как музыка закончит играть, хватит вам ленточку мотать.

логопед: Здорово у нас получилось? Не правда ли?

Казачка ЛЮДМИЛА: Вы все такие молодцы!

ЛОГОПЕД: Ой, Кубань моя, Кубань,Зелёные садочки,

                       Будут петь для вас сейчас дочки да сыночки.

Песня «Кубанские частушки ).

ЧАСТУШКИ!

 КАЗАЧКА ЛЮДМИЛА

  ДЕВЧАта  у  вас  умелые , а  парни  умеют  что либо  делать  кроме  как  на  конях  скакать, да  шашкой  махать?

ЛОГОПЕД :Да  и  казачата наши  умелые

КАЗАЧКА ЛЮДМИЛА. Скоро  весна  ,  нужно  будет  поля  засевать  семенами, умеют  ли  ваши  парни  семена  различить

 Предлагаю  вам  молодые  казаки  поиграть в  игру  

»Ловкие  умельцы» разобрать  семечки  и  фасоль.

Как  здорово  вы  разобрали  семена  на  посадку ,а  вот  остались  тут  семечки, так   давайте и споем  про  семечки  шуточную  песню  песню  

«Семечки  « шуточная  песня».

Казачка ЛЮДМИЛА : А сейчас я предлагаю вам отгадать мои загадки!

Он похож на колобка,

На бахче отъел бока,

Круглый, гладкий, полосатый,

Очень нравится ребятам.

Сладок, сочен он на вкус,

И зовётся он (Арбуз)

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный… (баклажан)

Все о ней боксеры знают

С ней удар свой развивают.

Хоть она и неуклюжа,

Но на фрукт похожа. (груша)

Раскололся тесный домик на две половинки.

И посыпались в ладошки бусинки-дробинки. (горох)

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали —

Не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети? (картошка)

Казачка: Молодцы! А сейчас

После  сбора  урожая  в  станицах  кубанских  были  вечерние  посиделки, где  пели  и  танцевали  хлопцы и девчата.

Вот и сейчас  девчата    станцуют    

«Девичий  перепляс»

ЛОГОПЕД: Ребята, а какими качествами должен обладать казак?

Дети: Сильным, смелым, ловким.

Ведущая: Казаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они храбро воевали, хорошо трудились, и весело отдыхали и после  сбора  урожая  кубанские  свадьбы  играли. Чтобы  девушку завоевать  нужно  силу  да  ловкость свою  показать

ИГРА «Яблоня  кубанская».

Ход игры: мальчики проходят препятствие , кто прошел   достает бусы с дерева и дарит их девочке  .

ЛОГОПЕД: У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки,

ЛОГОПЕД:

Моя Кубань, ты стань еще красивей,

Пусть будут все тобой удивлены.

Ведь ты Кубань, жемчужина России,

Ты житница и здравница страны! 

 КАЗАЧКА ЛЮДМИЛА

Слава Кубани - родимому краю!

Слава казачьей земле!

ДЕТИ СЛАВА, СЛАВА , СЛАВА

Песня «Казаки»

Ведущий. Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ угощением сладким да знатным.

Чай горячий наша сила - украшение стола. Приглашаем всех гостей выпить чай из самовара с сушками, ватрушками да пирогами вкусными.

ЛОГОПЕД я: Хорошо у вас, но пора и честь знать. Спасибо хозяюшке и всем гостям за веселье, угощенье.

Казачка ЛЮДМИЛА: Всегда рада гостям, заходите на огонек. До свиданья.

Под фонограмму детской песни «Казаки» ребята уходят в группы.

Логопедическое развлечение  «Казачьему  роду –нет  перевода»

Цель: воспитание любви к своей малой Родине – Кубани, родному  языку, развитие кругозора детей, пропаганда традиций Кубани, воспитание патриотизма

Оборудование: кубанская  горница

Выступление  учителя  логопеда  логопедическое  развлечение  «Казачьему  роду  нет  перевода»

                                 

  Ход выступления

Русский язык - это совокупность тех говоров, под- наречий и наречий, на которых говорит русский народ, то есть известные племена и народности, объединённые общностью нравов, верований, преданий и самого языка.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

 

1. Вступительное слово учителя-логопеда: 

      Кубанцев в любом уголке России народ определяет сразу. И «гэкаем» мы, и «шокаем». Еще сто лет назад так говорила вся Кубань, сегодня балакают, в основном, пожилые станичники.

     Самобытный кубанский диалект сложился исторически в результате смешения и взаимопроникновения русского и украинского языков, южнорусских и украинских говоров, а также диалектов постоянно прибывающих на Кубань жителей других областей России.

     Он относятся к говорам вторичного образования, поскольку складывались они, начиная с 19 в., в результате переселения людей из самых различных областей, при котором происходило смешивание населения и диалектов. Но известные образцы дореволюционной кубанской литературы писались не на народном диалекте, а на более или менее похожих на него так называемых "балачкообразных" формах. Зачастую некоторые слова и обороты авторы сочиняли сами или строили искусственно.

     Сегодняшние кубанцы - это потомки казаков-переселенцев из Запорожской Сечи, с Дона, Хопра, из Полтавской, Курской, Воронежской губерний...
В настоящий момент на балачке исполняются старинные песни Кубанским казачьим хором (звучит песня «Ехали казаки…»)
 

Учитель-Логопед

     В кубанской балачке не только «шо», «ихний» и раскатистое «гэ». Балакающие еще и падежи неправильные используют - «Дай Димы яблок», или, как в известной пословице, «У голодной куме одно на уме»...

     Очень часто кубанец поставит мягкий знак после ц и на конце глаголов: «они хранять», «улиць»… Может, мягкий климат делает речь нашу мягче?

     Еще одна особенность кубанского говора: любовь к звуку «ы». Есть даже такая шутливая загадка: придумать слово, в котором было бы шесть «ы». На кубанский манер это легко: «вылысыпыдысты».

Очень популярна у нас удвоенная приставка «по»: и трубы, хай им грэць, аж пополопалысь, да и мебель уся пополомалась...

     Звук «ф» кубанцы заменят - получится кухвайка да кохта, скажут не умный, а вумный, не когти, а кохти...
    И баклажаны мы называем
синенькими, а хлеб - кирпичиком. И пополоть или порешать - это по-нашему, и фамилию соседскую спокойно преобразуем - рядом ведь столько КожанОв да СыдорЭнков!..

     Во всем мире, в той же Германии, Италии, диалекты не только сохраняют - оберегают. А у нас многие уверены, что балачка - это малокультурная корявая речь, смесь испорченного украинского с плохим русским. И если еще сто лет назад так говорила вся Кубань, сегодня балакают, в основном, пожилые станичники...

    Кубанский госуниверситет предложил ввести преподавание в школах на казачьем диалекте. Идея такая: коренные жители Кубани должны понимать «ридну мову». Выпустили даже «Кубанскую азбуку». В ней оказалось целых 10 слов на букву «й» - йисты, йде и т. д. (видеоролик)

     Знаменита Кубань не только своим говором. Нас теперь все, кому не лень, именуют кубаноидами. 
Можно, конечно, рассуждать так: украинцы - хохлы, белорусы - бульбаши, кубаноиды - жители Кубани со своим укладом, отношением к людям, поведением. Вот только новое модное словечко чаще произносится с ругательным оттенком: мол, это те, которые радуются, что у соседа корова сдохла.

Может, оно и так. А может, и нет. Судите сами.

Кубанцы хозяйственные - порой до прижимистости, как кот Матроскин.

Работящие: огород-палисадник вылизавают - не для дяди же ж! И чтобы потом сказать гостям: «Та усэ жежь свойе, со свого горОду!»

И детей женят «богато» - с выкупом, сватами, ряжеными на второй день, и чтоб на свадьбу всю родню пригласить да в грязь лицом не ударить...

А кубанские казачки! 
В теле, норовистые, попробуй зацепи - такое услышишь!..
Так ото ж! (видеоролик)  

Учитель-логопед:

     Устная разговорная кубанская речь – ценный и интересный элемент традиционной народной культуры. Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов – русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.

Мы – дети Кубани. А хорошо ли знаем  кубанский говор?

Викторина.

1. К устаревшим словам из кубанского фольклора подберите синонимы.

Бачить

видеть

Кавун

арбуз

Видсель

отсюда

Качка

утка

Гай

лес, роща

Ныхай

пускай

Гарно

хорошо

Кожух

летучая мышь

Дробына

бревно

Чоловик

человек, муж 

Хата

дом

Чоботы

 сапоги

Горище

чердак

Дымарь

труба

Волость

Район, область 

Талан

Судьба 

Волглый

влажный 

Цигарка

Сигарета 

Латка

Заплата 

Шлях

Неезженая дорога 

Батог

Кнут 

Хворый

Больной 

Хвороба

Болезнь 

кличет

Зовёт 

 

Зубы съел (на этом)

Соловья баснями не кормят.

Байдыки бить.

Бить баклуши.

С бешеной собаки хоть шерсти клок.

На то и щука в реке, чтоб карась не дремал.

На то и щука в реке, щоб карп не дремал.

Цыплят по осени считают.

Якый Сенька, така его и шапка.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Пчёл по весне считают.

Собаку съел.

Песнями скотину не кормят.

С паршивой овцы хоть шерсти клок.

Два арбуза в одной руке не удержишь.

По Сеньке и шапка.

3. Так же   изучая  с  ребятами   пословицы и поговорки узнали, что немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте (говоре). Попробуйте произнести их по-русски.

Глаза боятся, а руки делают

Очи бояться, а руки роблять.

Не будет скуки, если заняты руки.

Не сыди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы.

Живет, как кот в сметане.

Живэ, як мыша в крупах.

Что посеешь, то и пожнешь

Что посеешь, то и пожнешь.

При подготовке     мы  с  ребятами   так же    разбирали  пословицы и поговорки, в которых раскрывается  тип казака, человека решительного и в то же время осторожного, щедрой души и в то же время скуповатого, человека красивого в своих принципах жить по вере и заветам прадедов.

  • Казак без седла - что черкес без кинжала.
  • Куда казака доля не закинет - все будет казак.
  • Казак голоден, а конь его сыт.
  • Человек без родины, что соловей без песни.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.)

Дети  также  познакомились    с новым  словом  ПРИЧИНА «Причинами» на Кубани называли загадки. А загадки всегда были любимой забавой людей. На самом деле загадка дело не простое. Когда-то в древности их придумывали охотники, рыбаки, землепашцы. Собираясь сделать свою важную работу, они боялись произнести вслух названия птиц и зверей, на которых охотились, природные явления, которые могли им помочь или помешать. Потом стали учить детей, знакомить их с окружающим миром, загадывая им загадки. Много загадок пришло на Кубань из России с переселенцами. Загадки русские, только загадывали их на Кубанской мове (речи, слове):

Висит, телепается, вся к за него хватается.(Рушник.)

Возьму я загадку, закину на грядку. Пошла моя загадка год годовать.         (Зерно

пшеничное.)

Висом висят, ходом ходят, время показывают. (Часы.)

И складывались на Кубани загадки о казачьей жизни:

Крепка, звонка и отточена, кого поцелует, тот с ног долой. (Шашка).

На чужой спине едет, чужой груз везёт. (Седло).

Шашки острые, пики длинные, кони борзые, полем едут с песнями, искать царю чести, себе славы. (Казаки).

Как мы уже говорили,  отличаются своим произношением и кубанские песни. Вся душа кубанского народа в песнях. Они из далёкого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил, донесли тревоги и радости. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком. Одна из таких песен радует нас своей колоритностью, весёлостью и удалью. (звучит песня «Роспрягайте, хлопцы, коней…»)

слово: Кубань богата традициями. В казачьем фольклоре слились воедино поэзия народа и его мудрость. Не случайно казаки бережно хранили его, передавали из поколения в поколение. Не забывайте их и вы. Это очень важно - изучать и знать историю своего народа. Недаром казаки говорили:

«Хто присказки старинные знае, тот в жизни много понимае».

Перемешались русский и украинский говоры, перемешались и традиции. Мы любим солнце и море, любим яркие краски и весёлые песни. (звучит песня «Ты ж менэ пидманула”)