Развитие речи ребенка шести лет
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
К шести годам ребенок должен правильно произносить все звуки – это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Вам могут помочь несколько советов:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_rebenka_shesti_let.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
К шести годам ребенок должен правильно произносить все звуки – это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Вам могут помочь несколько советов:
1. Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого пpeдложите ребенку назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть интересующий вас звук, например [C]: санки, весы, автобус; [C’]: синица, василек, гусь;
[З]: заяц, коза, таз; [З’]: зима, сквозняк;
[Ц]: цыпленок, огурец, курица;
[Ш]: шапка, мышки, камыш;
[Ж]: жираф, лыжи;
[Щ]: щетка, ящерица, плащ;
[Ч]: чайник, туча, мяч;
[Л]: лопата, пила, дятел; [Л’]: лёд, поляна, июль;
[Р]: рыба, корова, шар; [Р’]: резина, наряд, снегирь.
2. С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого» звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р.
3. Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают ее перед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать работу своих органов артикуляции, но и увидеть – это положительно скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении. Каждое упражнение выполняйте несколько раз, но следите, чтобы ребенок не переутомлялся, занимался с желанием.
4. Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов. Лучше всего получить звук путем объяснения ребенку, куда и как нужно поставить язык и какие «сделать» губы.
К, Г, Х: язык «комочком» поднимать к задней части неба, кончик языка опущен, губы приоткрыты.
С, З: язык расслаблено лежит внизу рта, губы улыбаются, воздух идет посредине языка по «желобку».
Ц: звук складывается из быстрого произношения двух звуков – [т] и [с], в первый момент кончик языка упирается в «бугорки» за верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакивает в положение [с].
Ш, Ж, Щ: язык поднят за верхние зубы, загнут назад, губы округлены.
Л: язык поднят вверх, кончик языка упирается в «бугорки» за верхними зубами.
Р: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струи воздуха.
5. Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры: мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде «кораблик», щепочку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя карандашами. Во всех играх одно условие: щеки не должны раздуваться.
Р – самый трудный звук. Часто его произносят по-французски: кончик языка внизу, а дрожит его корень или увуля – маленький язычок. Исправить это трудно, но можно. Попробуйте упражнения:
1) ударять кончиком языка по альвеолам, произнося «д-д-д...» (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт. Затем сильно выдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»;
2) мелкие бумажки класть на кончик языка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом;
3) произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка.
То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Тогда у вашего ребенка получится новый звук.
6. На следующих занятиях (заниматься нужно 15 – 20 минут ежедневно) необходимо закрепить звуки в слогах. Например: в прямых слогах - ШО, ШУ, ША, ШЕ, ШИ; в обратных слогах - ОШ, УШ, АШ, ЭШ, ИШ; в слогах с состыкованием согласных звуков -ШКА-ШКО, ШЧА-ШНЯ, АШК-УШК, ШЕК-ЩИК. Когда это станет легко, начинайте повторять слова, называть картинки с этими звуками.
7. Теперь следите, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободной речи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, наберитесь терпения.
8. Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе над следующим.
9. Случается, что ребенок прекрасно произносит схожие звуки, например «з» и «ж», или «с» и «ш», или «ч» и «щ», а в своей речи взаимозаменяет их. Это опасно для будущего письма. Могут возникнуть такие же ошибки при письме. Причем не только эти буквы ребенок будет путать, но и другие парные согласные (б – п, д – т, д – дь, т – ть), так как при таком нарушении бывают задеты не только смешиваемые в речи звуки, но и звуко-буквенная система в целом. Чтобы будущих ошибок избежать, нужно рассмотреть с ребенком, в чем разница в положении органов артикуляции при произношении этих звуков, послушать с закрытыми глазами их звучание, сравнить, подумать вместе с ребенком, что слышите в звуке – писк комара или жужжание жука.
Поможет такая игра: вы называете ребенку слоги со смешиваемыми звуками, а он определяет, какой звук в этом слоге. Затем проводится такая же работа со словами. В дальнейшем подберите и научите верно проговаривать чистоговорки типа «Сушки на столе, шишки на сосне» или: «Три трубача трубили в трубы».
Не забывайте ежедневно читать ребенку книги. Даже малые зернышки развития, попавшие в душу, обязательно прорастут. Таков дошкольный возраст – самый восприимчивый.
Что еще, кроме правильного звукопроизношения, должно быть в речи шестилетнего ребенка? Он не только обобщает одним словом «овощи» капусту, картофель, свеклу, но и самостоятельно перечисляет то, что относится, к фруктам, деревьям, цветам, рыбам, птицам, насекомым, зверям, к профессиям человека и транспорту. При перечислении «самолет, машина, поезд, трактор» он выделяет самолет и объясняет: «у него есть крылья, он летает»; шестилетний ребенок уже способен объяснить различия между самолетом и птицей: «она живая, а он – железный, у него мотор» (выделению самого существенного надо неутомимо учить). В книге, картинке, фильме ребенок выделяет главное, способен пересказать содержание, понимает, кто герой произведения, кто действует правильно и почему, осуждает отрицательных персонажей.
Ребенок в этом возрасте сочиняет сказки, рассказы, понимает вымысел, фантазию и отличает их не только от реальности, но и от лжи, которую осуждает. Он способен выступить перед взрослыми со стихотворением, читая его выразительно, передавая настроение. Он изучает алфавит, составляет слоги и запоминает написание нескольких слов, выделяя их в тексте; печатными буквами пишет некоторые слова из трех-четырех букв и свое имя; понимает сюжетную связь трех картинок, составляет по ним рассказ.
Если ваш дошкольник чего-то еще не достиг, помогите ему терпеливо и радостно. И ваши труды будут вознаграждены. В этом поможет и восприимчивый возраст вашего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития речи детей шестого года жизни. Консультация для родителей
В консультации раскрываются особенности речевого развития детей 6 лет, даются рекомендации родителям по развитию фонематического слуха детей....
Особенности развития речи детей шестого года жизни
Основные особенности развития речи детей шестого года жизни...
Консультация для родителей "Развитие речи ребенка пятого-шестого года жизни".
Подробная консультация для родителей- детей старшей группы, направит взрослых чаще удилять внимание развитию речи детей....
Консультация для родителей: "Развитие речи ребенка шестого года жизни"
К концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для своб...
Анкета для родителей "Формирование грамматического строя речи ребенка шести лет"
Анкета слоставлена с целью проанализировать состояние работы с родителями по проблеме формирования грамматического строя речи детей шести лет....
Развитие речи ребенка шести лет
К шести годам ребенок должен правильно произносить все звуки – это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Вам могут помочь несколько советов: 1. Нужно точно выяснить,...
Развитие речи ребенка шестого года жизни
Консультация для родителей....