Консультация для родителей
консультация по логопедии

Постановка звука Л.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей учителя-логопеда, Альберт Ю. А.

«Постановка [Л]».

Правильное произношение звуков необходимо ребёнку для уверенного общения, для последующего грамотного письма и понимания прочитанного им текста.

Нарушение звукопроизношения - не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком устной и письменной речью. Оно отрицательно влияет на его психоэмоциональное состояние, самооценку, формирование личностных черт и развитие коммуникационных способностей.

Но не стоит драматизировать ситуацию в случае устойчивых речевых нарушений. Современные методы речевой коррекции позволяют добиться максимального эффекта.

Немаловажную роль в этом процессе играют и родители, которые на первых порах могут самостоятельно заниматься с ребёнком и добиться значимых результатов. Облегчить задачу поможет подробная инструкция по постановке звука.

Для начала необходимо понять, какое произнесение звука считается правильным, а какое дефектным.

Правильная артикуляция при произнесении звука [Л] следующая:

  • губы растянуты в улыбке и немного приоткрыты;
  • зубы слегка разомкнуты;
  • кончик языка приподнят к основанию верхних зубов и упирается в них;
  • при подаче звука воздух свободно выходит по бокам языка.

Звук «Л», в случае его нарушений может иметь следующие, наиболее распространённые варианты:

  • звук пропускается (ложка – ошка, молоко – моко, бокал – бока и т.п.);
  • звук «Л» заменяется нечётким «У» (ложка – уошка, молоко – моуоко, бокал – бокау и т.п.). В данном случае, особенно часто в мягкой позиции, в середине слова звук пропускается (молоко – моко, малина – маина и т.п.);
  • звук «Л» заменяется звуком «В» (ложка – вошка, молоко – мовоко, бокал – бокав и т.п.);
  • звук «Л» заменяется звуком «Й» (ложка-йёшка, молоко – мойёко, бокал – бокай и т.п.);
  • твёрдый звук «Л» заменяется мягким (ложка-лёшка).

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика выполняется в качестве ежедневной тренировки органов артикуляции не менее 10-15 минут! Выполнение артикуляционной гимнастики не прекращается и на этапах автоматизации звука.

Следим за тем, чтобы вдох осуществлялся ребенком через нос!

  1. «Заборчик»- Зубы вместе, губы приоткрыты и растянуты в улыбке. Удержать под счет до 10-ти, затем расслабиться на 1-3 секунды. Повторить 3-5 раз.
  2. «Трубочка»- вытягивание губ вперед трубочкой. Удержать губы в такой позиции под счет до 10-ти, затем расслабиться на 1-3 секунды. Повторить 3-5 раз.
  3. Чередование упражнений «заборчик»-«трубочка».
  4. «Толстячки»- надуть щеки. Удержать в такой позиции под счет до 10-ти, затем расслабиться на 1-3 секунды. Упражнение повторить 3-5 раз.
  5. «Худышки»- втянуть щеки. Удержать в такой позиции под счет до 10-ти, затем расслабиться на 1-3 секунды. Упражнение повторить 3-5 раз.
  6. Чередование упражнений «толстячки»-«худышки».
  7. «Жуем язычок»- кладем язык на коренные зубы справа, производим жевательные движения зубами 5-7 секунд. Упражнение повторяется с левой стороны.

Упражнение болезненное, поэтому его необходимо выполнять осторожно и не спеша.

  1. «Конфетка»-толкаем языком правую щеку под счет до 10-ти, а затем левую. Упражнение повторить 3-5 раз.
  2. «Иголочка»-твердый, острый, прямой язык высунут изо рта. Рот приоткрыт, губы не сковывают язык. Язык удержать в таком положении под счет до 10-ти, затем расслабиться на 1-3 секунды. Упражнение повторить 3-5 раз.
  3. «Часики»-из позиции «иголочка» производить движения языком из одного уголка рта к другому.
  4. «Пароход»- губы в улыбке, язык зажат передними зубами. В таком положении длительно произносить звук [Ы]. Будет слышаться звук [Л], НО!!! Мы об этом ребенку временно не говорим.

Внимание!!! Я не рекомендую выполнять упражнения «вкусное варение», «киска сердится», «чашечка», «маляр», как это рекомендуют некоторые авторы, т.к. это может привести к смягчению звука, который корректируется гораздо сложнее и дольше.

После освоения комплекса артикуляционной гимнастики, можно переходить непосредственно к постановке звуков.

Рекомендую во всех вышеперечисленных нарушениях начинать постановку звука [Л] от межзубного. Пришло время сообщить ребенку о том, что, выполняя упражнение «пароход», мы слышим звук [Л]. Предлагаем сравнить его звучание со своим (межзубным).

Звук поставлен! Осталось его закрепить. Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...