Нормы появления звуков в онтогенезе
консультация по логопедии
Нормы появления звуков в онтогенезе у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_normy_poyavleniya_zvukov.docx | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Когда пропуски и замены звуков в речи малыша являются возрастной нормой?
Когда нужно срочно предпринимать меры по исправлению ситуации?
Очень часто случаются перегибы то в одну, то в другую сторону: либо двух-трехлетнего малыша настойчиво учат «рррычать», либо упорно не замечают «каши во рту» пяти-шестилетнего ребенка и считают, что он сам «выговорится». Чтоб таких крайностей не случалось, сегодня мы рассмотрим нормы появления звуков речи.
К 2 годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].
К 3 годам ребенок осваивает звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’].
До 3 лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т.д.). Все остальные звуки малыш в этом возрасте, как правило, не произносит совсем (пропускает) или заменяет на более простые (вместо «мишка» ребенок может произносить «мика», «миска», «миська»).
В период с 3 до 4 лет постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём» и произносит четко – «дом»). Малыш осваивает йотированные звуки (например, в словах «юбка», «юг», «ямка»). Но по-прежнему отмечается нарушение произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Эти звуки заменяются более простыми (например, [с] на [т], [т’] или [с’]; [р] на [j] (читается как й), [л’] или опускается и т.п.).
После 4 лет ребенок правильно произносит в речи и дифференцирует (различает) между собой уже все свистящие звуки без исключения ([с], [с’], [з], [з’] и [ц]). В этом возрасте еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’].
В возрасте 5-6 лет, как правило, шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой). .
К 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребёнку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.
Чем вы раньше обратите внимание на правильное звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее оно сформируется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков звукопроизношения по мере роста ребёнка, т.к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Будьте внимательны к своим детям! Любите их и старайтесь во время обращаться к специалистам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные нормы появления звуков в речи ребёнка
Родители должны знать примерные сроки появления звуков речи....
Возрастные нормы появления звуков в речи ребенка
Данный материал поможет родителям лучше узнать о возрастных особенностях пояления звуков у детей...
Нормы появления звуков в речи.
Знаете, что общего между звуками речи и кирпичами? Как кирпичи являются основным строительным материалом при возведении дома, так и речевые звуки являются основным строительным материалом человеческой...
Условные нормы появления звуков
консультация...
Условные нормы появления звуков в речи
Условные нормы появления звуков в речи, как и все нормы развития, только задают средние значения, а не являются обязательными и абсолютно точными.Зачем маме знать нормы появления звуков в речи? 1...
«Онтогенез развития звукопроизношения (нормы появления звуков речи у ребенка)»
В консультации рассмотрены нормы появления звуков речи у ребенка. Отличная памятка для педагогов и родителей....
Формирование звукопроизношения: появление звуков в онтогенезе и развитие в дошкольном возрасте с использованием традиционных и инновационных форм работы
Материал для молодых коллег в рамках городского консультационного центра освещает тему появление звуковой стороны речи у ребенка в онтогенезе и использование различных форм работы при коррекции звукоп...